Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Нам часто задают вопрос, как правильно проводить воскресные и праздничные дни. Можно ли стирать, убирать пыль, делать домашние дела? Есть ли у нас какие-то общие положения, правила?
– У нас есть заповедь: шесть дней делай, а седьмой день – Господу. Для христиан – это воскресный день, поэтому прежде всего надо сходить в храм на Литургию.
Правильно.
– В ближайший или любимый храм. Вы должны там быть. Помолились часик или полтора, вернулись домой, естественно, поели, немножко отдохнули, ведь это некая нагрузка, физическая даже, а дальше по ситуации...
Если есть необходимость постирать, можно постирать. Допустим, женщина, мать семейства, работает. А после работы стирать тяжело, поэтому можно это делать в воскресенье. Главное – это любовь. Нужно посвятить этот день Богу. Кроме того, что ты сходил в храм, посвятил определенное время молитве, дальше сделай дело любви. Что такое постирать для своей семьи? Это любовь в рамках семьи. Потрудиться для ближнего, даже если ближний – член твоей семьи, хорошо. Апостол говорит: кто не заботится о домашних своих, хуже неверного.
Этот день хорошо провести время с семьей. Люди работают, а воскресенье чаще выходной день. Замечательно сходить с семьей в зоопарк. По будням папа, мама на работе, дети в школе, детском саду или еще где-то. Вечером встречаются, уже все устали. Времени очень мало – часик, другой. Поэтому хорошо в воскресенье сходить с семьей на какое-то мероприятие, которое всем нравится, побыть вместе.
А если есть желание как-то сугубо потрудиться для ближнего, можно заняться, например, волонтерством. Но это больше для молодежи, у них больше свободного времени, меньше неотложных семейных дел. Они могут пойти, например, что-то доброе сделать. Есть разные варианты по желанию и наклонностям. Главный принцип – любовь. Мы служим Богу через любовь. Бог есть Любовь. Быть с Богом – значит быть в любви.
А что касается делать – не делать, это уже вещь второстепенная. Если вы пойдете в воскресенье в больницу как волонтер ухаживать за ранеными или другими больными, то это будет очень хорошо проведенное воскресенье. Понятно, что это не для всех.
У одних моих знакомых есть традиция: воскресенье самый настоящий день покоя. Все должно быть чисто и убрано накануне в субботу. В воскресенье входят чистыми. И обязательно в субботу всенощное бдение.
– Замечательная традиция. Но не надо превращать в иудейскую традицию, в фетиш, что ничего делать не будем, пальцем не шевельнем. Это будет уже не совсем христианский подход.
Я, кстати, помню: в армии в субботу у нас была уборка. А в воскресенье говорилось так: если отдых, то активный, если праздник, то спортивный.
– Кстати, раньше была передача «Папа, мама, я – спортивная семья». Очень рекомендую в рамках семьи проводить спортивные мероприятия. Это очень сближает. Я знаю такие семьи, которые как раз по воскресеньям катаются на лыжах. В плане духовной атмосферы очень полезно.
Вопрос от телезрителя: «После вкушения пищи мы читаем слова прекрасной молитвы, благодарим Господа за то, что Он послал нам на сегодняшний день, в том числе и за пищу, мы насытились. Уместно ли всякий раз после вкушения пищи добавлять такие слова: «Господи, напитай всех голодных, алчущих, жаждущих, согрей теплом всех нуждающихся?»
– Замечательный вопрос. Это будет очень хорошо. Значит, наша любовь расширяется. Мы любим не только себя и свое чрево и за это благодарим Бога, но хотим, чтобы другие люди тоже не страдали от голода и имели хлеб насущный. Получается, что это уже не просто дежурное благодарение после пищи, а молитвенное правило, некое духовное действо. Замечательно. И это как раз позволит нам не впасть в чревоугодие. Признак чревоугодия, когда человек перестает молиться до и после еды. Или пробурчал скороговоркой... А такой подход, когда человек помнит о Боге в любой момент времени, – это хорошо.
А если какой-то перекус? Пошли с коллегами кофе попить.
– Перекрестился и перекусил. Необязательно сразу выполнять какие-то особые правила. Можно и «Отче наш» прочитать, тоже недолго. А можно и перекреститься. У нас есть заповедь от апостола: непрестанно молитесь. Мы о Боге забываем. А монахи помнят буквально каждую минуту, потому что у них непрерывная молитва. Даже не просто молитва, а их сердце помнит о Боге. Это достигается большими подвигами и постами, воздержанием, молитвами и так далее. У нас этого нет. А о Боге-то надо вспоминать, и если ты совсем забыл о Нем, то находишься в опасном состоянии, можешь пропустить какие-то помыслы, которые введут тебя в состояние греховности. Известен хрестоматийный случай из Библии, когда царь Давид посмотрел на соседнюю крышу и увидел Вирсавию, влюбился в нее и убил ее мужа. Кончилось все очень плохо. Чтобы не было таких моментов, надо помнить о Боге. Когда человек предстоит пред Ним, у него лучше работает совесть. Благодаря связи с Богом он может почувствовать, что какой-то помысел греховный, что в нем есть опасность. Кстати, хороший повод вспомнить о Боге и не забывать о Нем: когда что-то кушаешь, помолиться хотя бы самой краткой молитвой: «Гос- поди, помилуй».
Вопрос от телезрителя: «Можно ли за 5–6 часов перед Причастием выпить таблетку? Я болею, не выдержу до Причастия. Одни батюшки говорят, что можно, другие говорят – нельзя. Я не знаю, как мне поступить».
– Если мы возьмем Священное Писание, Евангелие или Послания святых апостолов, то увидим, что вообще-то первые сколько-то лет причащались во время ужина. Как Христос во время Вечери. А потом это было отделено. Причастие перенесли на другое время, потому что люди несовершенны и, наверное, слишком увлекались едой в ущерб осознанию того, что происходит на самом деле.
Это показывает нам, что еда на самом деле не принципиальная вещь. Нет такого, что если проглотишь таблетку, то уже ничего не считается. Таблетку можно проглотить и утром. Если у человека диабет или сильная гипертония, то он может просто упасть в храме или по дороге. То есть здесь есть даже риск для жизни. Это ваше здоровье, поэтому почему не проглотить таблетку с утра? Конечно, хорошо бы выдержать евхаристический пост 6 часов. Но это пост на еду, а не на лекарство. Если есть серьезные основания, то можно таблетку принять даже прямо перед Литургией, чтобы спокойно простоять службу.
Мы причащаемся Плоти и Крови Христа, у нас должно быть покаянное состояние духа. Как таблетка, запитая глотком воды, может помешать покаянию? Как она может помешать осознанию своих грехов? Или помешать любить Бога и ближних? Вот отсутствие таблетки может помешать, потому что Вам будет плохо, Вы ничего не будете слышать, будет кружиться голова, мутиться рассудок, поднимется давление, нападет страх, что Вы сейчас упадете. Так вся Литургия пройдет мимо Вас. Поэтому, как сказал один подвижник, лучше сидеть и молиться, чем стоять и думать о ногах. По аналогии.
Недавно у моих знакомых был случай: женщине в положении стало плохо. Беременным обязательно нужно покушать или выпить что-то. А она пошла причащаться натощак.
– Это неправильно. Особенно когда токсикоз. Беременность у всех проходит по-разному. Некоторые беременные в волейбол играют, и нормально. Бывшие спортсменки, например, у них все проходит замечательно. А некоторые еле ходят.
Поэтому здесь надо просто понимать, что нужно Богу.
– Богу нужна наша душа. Конечно, если мы не будем пренебрегать и говорить: «Ну, позавтракаю и пойду». Как у католиков сейчас: евхаристический пост минут 30–40. Они могут спокойно позавтракать. Пока шел до храма, пост прошел. Это уже совсем просто. Человек вообще не может никак себя утеснить. А немного утеснять свое чрево надо, если позволяет здоровье. Более того, это даже полезно. Я как-то пришел к врачу, и он говорит: «Тебе надо соблюдать диету. А, ты православный священник? Тогда ты ее и так соблюдаешь». Он сказал, что у меня постные дни среда, пятница, так что все нормально. Так что это даже полезно для здоровья. Все в меру. Надо свое чрево утеснять. Иначе что может произойти? Чрево начинает довлеть над сознанием и мешать любить Бога.
Вопрос от телезрителя: «Вы говорили о вечности, о непрестанной молитве. Мы же постоянно чем-то согрешаем. А кто-то из монахов говорил, что мы не знаем, в какой час или минуту нас настигнет смерть. А если это случится в тот момент, когда человек читает молитву, то, когда начинается борьба за него, ангел-хранитель говорит, что он находился на пути к Богу. То есть здесь вступают в силу слова: В чем тебя застану, в том и судить буду».
– Непрестанная молитва – это замечательно. Надо стремиться к ней. На самом деле это не так уж трудно. Просто надо во всех трудных случаях обращаться к Богу. Да, это не так уж трудно. Поскольку трудные случаи бывают непрерывно каждый день на протяжении всей жизни, то у тебя возникнет непрерывное воздыхание к Богу. Конечно, лучше его скрывать, на людях не показывать, вздыхать в своем сердце. Если ты находишься один, то можно и вслух. На самом деле это хорошо. Когда ты обращаешься к Богу, тогда Он обращается к тебе. Потому что какая наша жизнь? В чем ее смысл? Цель понятна – попасть в Царство Небесное. Но конкретно наша жизнь протекает в этом греховном мире. И что здесь происходит? Определение между добром и злом. Почему один человек умирает в 25 лет, а другой в 95 лет? Потому, что он в 25 лет уже определился, взял столько добра, сколько смог. И поскольку Бог вне времени, для Него все прозрачно, Он видит, что человек уже реализовал себя в этом выборе и спокойно может умереть.
Я знаю случаи, когда люди молодые и здоровые, успешные, без стресса, просто взяли и умерли. Врачи смотрят: ни инсульта, ни инфаркта – здоровый организм просто перестал почему-то функционировать, иссякла энергия жизни. Богу, чтобы забрать человека, необязательно ДТП устраивать, рак посылать или еще что-то. Если Ему нужно забрать человека, которому не надо болеть для покаяния, Он может его безболезненно взять.
Как определяться между добром и злом? Тебе приходит ситуация, и ты определяешься, как поступить. Если принял злой помысел, в окружающем мире так себя ведешь. Что ты этим сделал? Злой помысел принял – стал злее, добрый помысел принял – стал добрее; если ты отверг злое – ты тоже стал добрее, потому что зло отверг. А что это определяет? Об этом же надо как-то задуматься. А как задуматься, если о Боге не помнить? Это невозможно.
Спастись своими силами невозможно. Если поставить себе такую задачу: сейчас начну по графику молиться, читать жития, – ничего не получится. Ты просто не потянешь. А если начнешь искренне обращаться к Богу, то постепенно Господь изменит твою внутреннюю духовную природу, и ты действительно будешь помнить о Боге, в идеале – все время. Этим можно и нужно заниматься посильно, без фанатизма. Фанатизм – это всегда опора на себя. Фанатик всегда говорит: «Это я сделал». Хотя он вроде все о Боге говорит, но это его «я» выпирает, такой религиозный эгоизм.
Надо без фанатизма, а со смирением действовать, и Бог, видя твое желание и смиренное осознание, что сам ничего не можешь, потихоньку Сам тебе все даст. То, что для тебя было невозможно, станет возможным. Я помню, для меня отстоять на Литургии час от первого возгласа священника до «Отче наш» был величайший подвиг, когда я воцерковлялся. Я тогда был каратистом, физически очень крепким, с кубиками на животе, но, если стоять на одном месте, – меня всего ломало. Потом, когда я уже воцерковился, 6–7 часов простоять на молитве было уже нормальным. А что такого? Так все церковные люди делают на первой неделе Великого поста.
Это дар Божий. Нельзя судить себя с точки зрения данного момента: «Я этого не могу». В чем была ошибка Фрейда и других психологов? Они увидели нашу греховную природу, абсолютизировали ее и выяснили, что агрессия, чувство самосохранения, сексуальные переживания – это главное в человеке, а все остальное вывели из них. Читаешь этих психологов и думаешь: «Они правы». Правы, но только в отношении ветхого человека.
А есть другой – новый человек, который в каждом из нас присутствует, даже в самом отвратительном и падшем. Образ Божий все равно содержится в них, поэтому и падшие люди могут вырасти до святых, как Мария Египетская. Ты сам сейчас объективно не можешь ничего сделать. Но, если пойдешь к Богу, Он тебя укрепит, и через какое-то время тебе будет странно, что ты это делал.
В такой ситуации, если говорить о непрестанной молитве и других своих поступках, получается, что мы должны выстроить особые отношения с Богом.
– Да.
Я не знаю, можно ли так сказать, что нужно выстроить с Ним отношения как с другом, постоянно вести с Ним некий диалог.
– Это скорее не друг, а Отец. Отец – это ближе к нам. Все-таки друг – это что-то равное нам. С Богом запанибрата общаться не получится.
Нет, не запанибрата. Здесь какие-то высокие чувства, когда постоянно спрашиваешь: «Господи, а как тут поступить? Господи, как же я это сделал?»
– Да, то есть надо понимать, что Бог рядом, Он тебя слышит, готов тебе помочь. Но поскольку человек стал свободным, Бог хочет, чтобы он сам к Нему обратился.
А в этот момент Он тебя правда слышит?
– Да, в любой момент. Были такие случаи, когда я обращался к Нему походя: «Господи, вразуми меня». И был такой ответ, что думал: «Как-то надо осторожнее молиться, а то попросишь, не подумав…». Настолько сразу был ответ! Причем даже сомнений нет, что это Бог ответил.
Бог везде, Он с нами, видит наши грехи и добрые дела, но при этом мы говорим, что нужно ходить в храм.
– Дело в том, что общая совместная молитва более сильная. Как сказал Господь: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Потому что мы вместе соединяемся в единого человека и одним сердцем и дыханием молимся на Литургии. Священник (или дьякон) возглашает прошения, а у нас сердце бьется в унисон. Совместная молитва – это очень важно. И участие в таинствах.
Конечно, можно причаститься на дому, если ты болен или у тебя какие-то особые обстоятельства (сейчас в окопах причащаются на войне). Но Литургия – особая служба, это Царство Божие на земле, если ее правильно воспринимать.
А неправильно – это как?
– Неправильно – это зевать на ней.
Новоначальным еще можно позевать, но потом надо все-таки расти.
– Да, у новоначальных такое бывает, потому что они еще к молитве не привыкли.
И, если таких увидим в храме, не нужно их осуждать, ругать, а надо отнестись к ним с пониманием и любовью.
– А вдруг он святой? Просто зевнул – а мы его судим.
Да, это правда. Многие думают, что Литургия – это важно, и все.
– Нет, надо быть с Богом все время. Отсюда рождается идея непрерывной молитвы. Мы молитвой открываем душу для Бога. Молитва Богу не нужна, она нужна нам, чтобы мы в ней открыли душу для Бога, и Он вошел в нее. Если мы хотим все время быть с Богом (в идеале), отсюда возникает идея непрерывной молитвы. Но это, естественно, дар Божий, а не наше достижение. И Бог может дать этот дар. Понятно, что он не дискретный, как ноль и единица, этот процесс происходит постепенно.
А дар может отниматься?
– Может, если человек ленится, согрешает и не кается в этом, то молитва отнимается. Человек может вообще расцерковиться, даже будучи священником.
Надеюсь, таких случаев не будет, мы будем бороться, трудиться и держать себя в порядке.
– В духовном тонусе.
Записали:
Анна Вострокнутовам
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.