Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1231) → А.А. Афанасьев: Дети и гаджеты

А.А. Афанасьев: Дети и гаджеты

№46 (1231) / 1 декабря ‘23

Учимся растить любовью

Даже если ребенок не выходит из дома, а сидит в поле вашего зрения, это не означает, что он подконтролен. Если в руках телефон или на столе компьютер, то у ребенка где-то там протекает совершенно неизвестная вам жизнь. Хороша ли она? Может быть. А может, и нет. Разобраться – родительская задача. И для этого надо знать, что именно может подстерегать ребенка по ту сторону экрана.

Андрей Анатольевич Афанасьев, автор книги «Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет»: – К сожалению, мы сейчас живем в непростое время, когда родители и дети живут в двух разных медиареальностях. Увлечение ребенка какой-то опасной темой, опасной субкультурой было и пять лет назад, и десять лет назад, и в Средневековье. С одной стороны, ничего нового не происходит. Но разница в том, что раньше, когда ребенок увлекался чем-то опасным для его здоровья и развития, о сути самого явления знали в одинаковой степени все: и бабушки, и дедушки, и мамы, и папы. И когда с ребенком начинало что-то происходить, они могли адекватно на это среагировать, исправить ситуацию. Сейчас все не так. Благодаря появлению интернет-среды у каждого человека в телефоне, в общем-то, свой мир и своя медиареальность, которая может кардинально отличаться от реальности других.

Дети и родители сейчас живут в двух абсолютно непересекающихся между собой медиареальностях. При этом медиасреда на каждого человека, не только на ребенка, действует вполне определенно. И одной из своих главных задач я считаю просветительскую деятельность, чтобы донести до родителей реальность альтернативного цифрового мира, в котором сейчас живут дети. Чтобы родители, сталкиваясь с какими-то странностями поведения, по крайней мере, имели представление, понимание того, с чем имеют дело.

Сцены насилия, материалы для взрослых, нашумевшие группы самоубийц вроде «Синего кита» и «Тихого дома», вовлечение в продажу наркотиков – о таких опасностях родители еще имеют кое-какие представления и могут поговорить о них со своими детьми. Но негативный контент в сети все лучше мимикрируют, его порой даже не отличить от положительного.

А.А. Афанасьев: – Что важно знать всем родителям по поводу YouTube? И в первую очередь тем родителям, которые используют планшет как домашний транквилизатор: то есть дали ребенку планшет, он не шевелится, не отвлекает, глупых вопросов не задает – отлично.

Первое, что важно сказать: YouTube – это не видеопроигрыватель, и после, условно говоря, 10-й серии «Смешариков» необязательно начнется 11-я, автовоспроизведение может включить любую гадость. Из столбца справа (раздел «рекомендованное») идет до 80% всех просмотров, и, вбрасывая туда нужную тему, YouTube управляет общественным мнением.

Что происходит дальше? Ребенок смотрит «Смешарики», одну серию, другую, а потом появляется какая-то ярко окрашенная интересная картинка с вбросом опасной деструктивной темы или канала. Ребенок посмотрел – и в правом столбце эти темы появляются в два раза чаще; еще раз посмотрел – в три раза чаще; в третий раз посмотрел – и весь раздел «рекомендованное» завален этой темой.

То есть YouTube что-то навязал – и ребенок на это подписался, начал смотреть. Потом, когда вы ребенку будете говорить: «Не смотри. Где ты это нашел?», он будет вам доказывать, что он это сам нашел, что это его выбор. Потому что дети не знают этой системы, этих алгоритмов.

Приведу конкретный пример, что есть на YouTube и во что втягивают детей. Есть большой западный антисемейный проект – сеть анимированных каналов «Анимированные истории». Это общее название, там много каналов, а принцип один: это легкая, качественно сделанная анимация, переведенная на все основные европейские языки. Основные темы – ненависть к родителям, ненависть к братьям, сестрам, пропаганда ЛГБТ и смены пола. При этом это каналы-миллионники, то есть у каждого ролика 700–800 тысяч, миллион просмотров. И эти каналы постоянно вводятся в тренды YouTube. Что это значит, что канал выведен в тренды YouTube? Если он в тренде YouTube, то он попадает в правый столбец. Ребенок посмотрел – и втянулся в эту тему. Именно так YouTube и затягивает туда, куда ему нужно.

Еще приведу пример для совсем маленьких детей. Представьте, что ребенок смотрит вот такой канал: Ann Di. Разве у кого-нибудь возникнет подозрение, что здесь что-то не так? Это кукольный канал. Но там вот такие ролики: «Отношения в 12 лет», «Начала пить в 13 за школой», «Мои родители лицемеры». Вот такие темы. Такого контента, рассчитанного на самых маленьких, но при этом расчеловечивающего, на YouTube очень много.

Еще хуже ситуация на TikTok. Важно сказать, что TikTok с технологической точки зрения – идеальный инструмент для взлома психики абсолютно любого человека. Как работает TikTok? Вы взяли телефон и первый раз начинаете листать ленту TikTok. Что у вас появляется? То, что вам набросает в ленту TikTok, вы этим процессом в принципе не управляете. И вот вы листаете разные ролики и на одном ролике задержались на две секунды дольше. TikTok делает вывод: что-то похожее через пару роликов надо поставить еще. Так как ролики короткие, по 3–5 секунд, то достаточно десяти минут, чтобы, исходя из ваших реакций, сформировать ваш психологический портрет и подсовывать вам именно то, на что вы залипнете. Взрослые люди говорят: «Не знаю, что произошло: зашел в TikTok – и прошло пять часов». Это взрослые рассказывают, я про детей даже не говорю.

Главная особенность TikTok, главный его инструмент – это челленджи. Что такое челлендж? Это выработка у ребенка инстинкта бездумного повторения, установка в голову ребенка программы: «увидел – повтори». Бездумно, на эмоциях это делают все. Если ребенок к этому привыкает, то это ведет к определенным последствиям: в какой-то момент ему могут подсунуть что-то, он не сможет осознать, к чему это приведет, и повторит просто на автомате, потому что уже привык бежать за толпой.

Главное, чему мы должны сейчас учить детей, – что ничего никогда нельзя делать вместе с толпой. Это основное и главное правило выживания в сети.

Андрей занялся темой детской безопасности в сети давно. Оказалось, что это дело можно начать, но конца ему не видно.

А.А. Афанасьев: – В первую очередь это связано с тем, что я сам многодетный отец. Я давно занимался изучением этой темы, наблюдением за нашей (в том числе и не нашей) интернет– и медиасредой, меня всегда волновали вопросы, связанные с тем, как медиапотребление может влиять на человека и особенно на детей.

Андрей Афанасьев распространяет свои книги в сети, проводит тематические встречи с правоохранителями, чиновниками, родителями, педагогами. На этот раз его принимали в православном семейном доме «Васильки». Современные родители все больше осознают, что к знакомым им опасностям мира прибавились новые и совсем незнакомые.

Станислава Александровна Ураевская, директор православного семейного дома «Васильки»: – Это, можно сказать, крик о помощи. Потому что родители сейчас находятся в неведении. Слишком много систем воспитания, подходов, что можно, что нельзя. Например, сегодня у нас тема – гаджеты, насколько они влияют на наших детей. Наверное, очень мало в мире сейчас специалистов, которые могут в этом разобраться, потому что времени прошло немного, и мы не можем просмотреть всю динамику. Но есть специалисты, знающие, как дети страдают от того, что находятся один на один с монитором компьютера, телефона, планшета и так далее. И наконец-то к нам приехал человек, которого я очень хотела видеть.

Общаясь с родителями, которые посещают наш семейный дом «Васильки», со своими друзьями, с родителями в храме, знаю, что все озадачены вопросом: как найти баланс? Потому что вычеркнуть гаджеты из жизни невозможно, но надо сделать так, чтобы виртуальный мир не перевесил реальный. Надо, чтобы дети росли в доброте и душа их формировалась правильным образом.

Общаясь с родителями, которые посещают наш семейный дом «Васильки», со своими друзьями, с родителями в храме, знаю, что все озадачены вопросом: как найти баланс? Потому что вычеркнуть гаджеты из жизни невозможно, но надо сделать так, чтобы виртуальный мир не перевесил реальный. Надо, чтобы дети росли в доброте и душа их формировалась правильным образом.

А.А. Афанасьев: – У меня две книги. Первая книга – «Дети интернета…» рассчитана на возраст 18+. Книга, кстати, находится в открытом доступе у меня на сайте «на распутье.ру» (https://narasputye.ru/?ysclid=lp854rmuy382955776 ), любой может прочитать. Вторая – «Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей». Она появилась как запрос на первую книгу. Потому что после первой мне многие родители писали, что это хорошо, что они все поняли, но нужно дать информацию в том виде, в каком можно дать детям. Вот так появилась вторая книга – «Основы выживания в сети», которая уже подойдет как взрослым, так и непосредственно детям.

Книга появилась, можно сказать, случайно. Я благодарен телеканалу «День» и Андрею Фефелову. Получилось так, что мы записывали на эту тему передачу, и прямо во время эфира появилось предложение оформить все материалы, которые я собрал, в книгу. В течение примерно двух месяцев я все наработки объединил в единый формат, и вышла моя первая книга.

Большинство информации, которая есть в книге, присылают мне сами родители. Именно из этой информации, в общем-то, и формируется некая общая картина всего происходящего и понимание тех угроз, с которыми дети сталкиваются в сети. То есть я не считаю, что это моя работа, это коллективный труд. Есть родители, есть достаточно много волонтеров, они занимаются какими-то узкими направлениями, и от них тоже поступает много информации. Мы делимся, обмениваемся информацией, пытаемся изменить что-то к лучшему.

Информация, которой делится Андрей на своих встречах с родителями, конференциях, собственном сайте и в книгах, по-настоящему шокирует. Если вы представили себе некую грязь, с которой столкнулись в сети сами, многократно умножьте ее и только тогда приблизитесь к тому, что потребляют в сети современные дети.

А.А. Афанасьев: – Я категорически против запугивания, потому что страх – плохой помощник. Я больше стараюсь влиять на рациональные чувства. Современных детей вы ничем не запугаете. Поверьте, они в интернете уже все видели. Детям нужно объяснять в первую очередь, что интернет-среда их использует. Это главная мысль, которую нужно донести до детей. Естественно, нужно объяснять моменты, связанные с шантажом, манипуляцией, мошенничеством, деструктивным общением, деструктивными группами. Но главная мысль, которую нужно доносить до детей: каждая минута их нахождения в сети кем-то монетизируется и их просто используют.

Так как я занимаюсь деструктивным контентом, мне часто задают вопрос: почему, условно говоря, социальная сеть VK не удаляет порнографию и все с этим связанное? На самом деле все просто: дети для платформ – главный источник дохода, потому что они обладают главным ресурсом, которого нет у взрослых, – временем. У них есть время находиться в сети. А для социальных сетей, медиаплатформ каждая минута нахождения человека в сети хорошо монетизируется. То есть они нас всех воспринимают как пожирателей их рекламы, за нее они получают деньги. Им абсолютно без разницы, кто будет сидеть перед экраном, но вовлечь туда детей для них наиболее интересно, потому что дети могут проводить там столько времени, сколько не можем мы, взрослые.

Маркетинговые механизмы в сети действуют отлично. Стоит на что-то обратить внимание – и ты уже в плену подобной информации. Иногда это чревато страшными последствиями.

А.А. Афанасьев: – Привожу конкретный пример: так у меня стал выглядеть раздел «рекомендованное» после мониторинга мною всего пары суицидальных групп. Они, к слову сказать, никуда не делись; ситуация с ними гораздо хуже, чем была во времена тех же «Синих китов». Это особенности нашего законодательства, о чем я тоже постоянно говорю, но, к сожалению, пока мало что меняется. То есть социальная сеть сделала вывод, что мне это теперь интересно, и начала предлагать такие группы. Я бы их не нашел через поиск, но благодаря вот этому алгоритмическому кураторству мог быть туда втянут, если бы был, допустим, ребенком.

Дети именно так и втягиваются во все опасные темы. Первоначальное заражение может произойти, допустим, на странице друга. Друг что-то лайкнул, репостнул какую-нибудь картинку, его одноклассник прокомментировал, соцсеть сделала вывод и повела дальше по этой дорожке.

Дети, в силу возраста, этого не понимают. Им попадает что-то в ленту, и они на это как-то реагируют. А контент имеет свойство напрямую влиять на психоэмоциональное состояние.

Еще хуже ситуация в Telegram. Там действует тот же самый принцип, только все на порядок страшнее. Если VK как-то неуклюже, но хотя бы пытается изобразить из себя платформу, которая немножко соблюдает законы (правда, это не очень получается), то в Telegram просто нет дна. Там разрешено абсолютно все.

Конкретный пример. Вот детская группа (я специально затираю название, чтобы не рекламировать) с околошкольным юмором. Четыреста тысяч подписчиков (детей). Таких групп тысячи, я просто выбрал одну. Основные темы: избиение на камеру, издевательство, пропаганда электронных сигарет, видео суицидов. То есть абсолютно нет дна.

Для чего создаются такие группы? Конкретно эта сеть сообществ зарабатывает, насколько я понял, на продаже и рекламе наркотиков. Причем эта реклама не очевидна. Как это происходит? В Telegram нет рекомендательной системы, как в VK, но там есть другое: там есть реклама непосредственно в ленте. Ребенок подписался на канал, листает, и появляется вот такой рекламный пост, например. Я зачитаю: «Думаешь, после одной дороги ничего не будет? Это новый Telegram-ресурс, который покажет тебе дичайшие последствия употребления...». То есть как бы ничего не рекламируется. Кстати, как легко понять, что пропагандирует группа? Если в шапке написано: «мы не занимаемся пропагандой того-то», – вот именно то, что написано, там и будет. Администраторы понимают, что такие заявления юридической силы не имеют, поэтому так и пишут. Но это их потом не спасает.

Так вот, пишут про дичайшие последствия. Ребенок жмет на ссылку ради интереса и попадает на следующий уровень, где уже пишут, как правильно употреблять наркотики. Стоит ребенку нажать – тут же у него в списке контактов появляется бот, дающий прямые ссылки на наркомагазины.

То есть ребенок просто подписался на группу, на которую подписаны все, чтобы быть в курсе (потому что он приходит в школу, все что-то обсуждают, а он не понимает, о чем речь), – и в два-три клика попадает, в общем-то, на самое дно.

Сеть – прекрасная площадка для рекламы, особенно скрытой. Этим пользуются все, кто хочет заработать, в том числе на детях. Например, детская химическая зависимость приносит стабильный заработок производителям электронных сигарет, видов которых множество.

А.А. Афанасьев: – Проблема химической зависимости, в общем-то, пришла из сети. Пропаганда всех этих устройств основана на дезинформации, то есть на распространении ложных сведений о якобы пользе этих устройств. Что детям рассказывают? Как их так массово подсадили на эти устройства? Сейчас в каждой школе стоит коробка этого конфиската. Кстати, дошло до того, что в школах уже есть инструкции, как откачивать, реанимировать детей, которые теряют сознание от электронных сигарет. Это стало действительно проблемой.

Говорят, что электронная сигарета – это высокотехнологическое устройство. Как это выглядит на самом деле? Вот вся технология: аккумулятор, датчик, ватка, пропитанная специальным составом, и спираль нагрева. То есть абсолютно примитивное устройство.

Что важно сказать о последствиях? На первоначальном этапе электронные сигареты многими позиционировались как средство бросить курить. Но после их появления зависимость у школьников выросла в шесть раз. То есть все с точностью до наоборот.

В этих устройствах, во-первых, идет солевой (не обычный) никотин, он гораздо быстрее вызывает зависимость и гораздо быстрее впитывается в кровь. Но самое опасное – даже не никотин. Хотя никотин – это нейротоксин, который действует на все органы, и это ничем не лучше обычных сигарет. Основной состав – пропиленгликоль и глицерин. Что такое пропиленгликоль? Это базово безопасные вещества, с ними можно и руки мыть, их используют и в косметике.

Попробую продемонстрировать, как работает электронная сигарета, чтобы было понятно. Итак, здесь аккумулятор, датчик, состав: пропиленгликоль, глицерин, никотин, ароматизатор. Включается автоматически.

(Демонстрирует опыт: пар от электронной сигареты запускает в пластиковую бутылку).

Обратите внимание, сколько будет оседать вот эта гадость. Вот то, что попадает в легкие: взвесь пропиленгликоля и глицерина. Вот этот пар покрывает легкие и образует тонкую пленку, которая не пропускает кислород. Какие последствия? Во-первых, забиваются альвеолы, и у ребенка останавливается физическое и умственное развитие, потому что кислород – основа жизни, а он просто перестает поступать.

Те, что парят в машине, знают такую проблему: стоит попарить – и потом несколько дней окна ничем невозможно отмыть, они покрываются толстой жирной пленкой. Понимаете, это после выдоха окна покрываются жирной пленкой. А в легких что происходит?

Принцип алгоритмического кураторства, когда, например, социальная сеть самообучается для того, чтобы выдавать пользователю нужную информацию, может быть как полезным, так и вредным. К сожалению, пока этические вопросы, связанные с искусственным интеллектом, только стоят на повестке и ждут решения. А тем временем дети продолжают идти туда, куда их ведут те, кому нет дела до их будущего. Например, в VK множество групп романтизирующих маньяков, а попасть в них именно благодаря механизмам машинного обучения проще простого. От безобидного и даже полезного к опасному и радикальному можно дойти за несколько щелчков.

А.А. Афанасьев: – Какая для платформы разница между Хагги Вагги и маньяком Пичушкиным? Для платформы разницы никакой. Потому что и этот убийца-маньяк, и этот убийца-маньяк. По алгоритмическому кураторству дети отсюда попадали вот сюда.

Когда мы писали, что Хагги Вагги надо убирать, нам говорили, что мы дураки, фанатики. Мол, что тут плохого... Но, если мы хотим победить вот это, но ничего не делать вот с этим – так не получится, нужно убирать все целиком.

Еще одна тема – тема радикального феминизма. К сожалению, это явление растет, и напрямую с этим связаны темы чайлдфри и чайлдхейта. Слова английские, я специально не перевожу на русский язык, чтобы подчеркнуть, что это западные идеологические франшизы, которые мы у себя полностью воспроизводим.

Если мы посмотрим историю феминизма, что у нас, что на Западе (а мы оттуда все это берем без изменений, вплоть до картинок; у нас даже картинки в группах феминисток те же самые), начиналось все относительно безобидно: борьба за права женщин. Дальше все это радикализировалось, потом переросло в фанатичную ненависть к мужчинам, потом – к детям, потом – к совсем маленьким детям. Появилась тема чайлдфри, и дальше это переросло в тему чайлдхейта. То есть все переросло в откровенную ненависть.

Чтобы вы понимали, до чего дошло дело, в отдельных сообществах радикальных феминисток сейчас обсуждается тема постнатального аборта. У них такая концепция, что если даже и родила, то в течение полугода можно избавиться от ребенка. То есть уже такие идеи закладываются, они это обсуждают.

К чему это все ведет? Если в какой-то идеологии есть пропаганда ненависти, то за счет эффекта социальных сетей (за счет семантических капсул, эхо-камер, куда каждый человек помещается в социальных сетях) она будет радикализировать идею, и всегда будут находиться люди, способные к реальным действиям. Конкретный пример: в Красноярске в прошлом году феминистка, 18-летняя девчонка, пришла в садик с ружьем, хотела убивать всех мальчиков. Повезло, что воспитательница была бывшей спортсменкой, быстро ее скрутила, и той не удалось ничего сделать.

Но важно понимать, что если деструктивное явление растет, то последователи будут всегда. Согласно статистике лаборатории «Крибрум», за последние шесть лет чайлдфри стало популярнее в двадцать восемь раз. Это согласно аналитике социальных сетей.

Что же делать? В первую очередь знать, даже то, что знать не хочется. А еще говорить с детьми и во что бы то ни стало не терять с ними контакт. Доверять и доверяться и учиться растить любовью.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс