Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1229) → Протоиерей Михаил Браверман: О почитании Пресвятой Богородицы

Протоиерей Михаил Браверман: О почитании Пресвятой Богородицы

№44 (1229) / 13 ноября ‘23

Беседы с батюшкой

Если говорить на эту тему без остановки, это заняло бы, наверное, всю жизнь. Поэтому мы будем говорить только о самом главном. Недавно я был в одной поездке, и мы обсуждали всякие интересные богословские темы. Одна женщина сказала, что она приложилась к такой-то чудотворной иконе и к такой-то чудотворной иконе. Вот эта фраза «чудотворная икона» у меня вызвала вопрос: а бывают ли не чудотворные иконы? Прошу объяснить мне такие мои недоумения, а также ответить на вопрос: почему мы, православные христиане, так трепетно относимся к почитанию Пресвятой Богородицы?

– Начнем со второй части вашего вопроса, с самого важного: почему и для чего? Кто главный в Церкви? Главный в Церкви – Христос Спаситель. Почитая святых, мы почитаем Бога, Который во святых просиял Своей благодатью. А возглавляет лик всех святых Пречистая Дева Мария Богородица. Именно Ее Сын Божий избрал стать Матерью в Своем воплощении. Именно совершенная любовь Девы Марии к Богу, Ее нравственная чистота привели Бога, на Которого не смеют взирать ангелы, в наш мир. Как действует Господь в мире? В том числе и через человека. Поэтому мы прославляем Деву Марию как Мать воплощенного Бога. Именно через Нее Бог соделал наше спасение. Это самое главное.

Когда-то святитель Филарет Московский спрашивал, почему одни иконы чудотворные, а о других такого нельзя точно сказать, и сам же отвечал: «Не знаю». На самом деле честь, воздаваемая образу, по определению VII Вселенского Собора, восходит к первообразу. Поэтому источник чудес – Сам Христос Бог, источник чудес – Пречистая Дева Мария Богородица. Мы обращаемся к иконе, как к окну, через которое видим духовный мир, через которое поклоняемся Всевышнему. Действительно, некоторые иконы наиболее прославлены в истории, но любая икона – это предмет нашего благоговейного отношения. Потому что иконы являют Бога, ставшего Человеком, иконы являют Деву Марию Богородицу, Которая послужила Боговоплощению.

Храм, изображенный у нас на заднем плане, посвящен Порт-Артурской Иконе Божией Матери. Я так понимаю, что каждое название иконы – это целая история, которая нам рассказывает о явлении самой иконы. Мы знаем о чудесном явлении Казанской иконы Божией Матери. Порт-Артурская икона Божией Матери – это, наверное, одна из новейших икон. Расскажите об этом.

– Зачастую Богородичные иконы носят название, связанное с теми или иными местами. Таким образом, когда называется область, земля, город, это свидетельство того, что вся земля освящена молитвами Девы Марии Богородицы. Когда-то Порт-Артур был базой российского флота на Тихом океане. Сейчас это территория Китая. С Порт-Артурской иконой связаны трагические события Русско-японской войны. То, что в нашем храме на берегу Финского залива, откуда видно Кронштадт, из которого уходили самые современные тогда военные корабли, броненосцы на войну, то, что в нашем городе построен такой храм, – это символ того, что вся земля от Балтики и до Тихого океана находится под молитвенным покровом Девы Марии Богородицы. Конечно, это еще и исторический памятник российским морякам, российским воинам, когда-то воевавшим вдали от Родины и на Родину не вернувшихся.

Есть много разных икон Пресвятой Богородицы. Например, есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Каждый раз, когда мы произносим название этой иконы, в большинстве случаев люди вспоминают, что именно перед этой иконой молятся об избавлении от страсти винопития.

– Это прекрасная традиция. Неупиваемая Чаша – это Чаша Евхаристии прежде всего.

В связи с этим возникает такой вопрос. Мы часто слышим, что у нас много Богородиц: есть такая, есть такая. Может, знание иконографии Пресвятой Богородицы может помочь отделить знание об иконах от знаний о Богородице? Что мы должны знать о Пресвятой Деве такое, чтобы в этом вопросе легче было разобраться?

– Знание основ веры, основ богословия необходимо всякому верующему. Потому что у нас есть сердце, мир эмоций. У нас должна быть в сердцах любовь к Богу. Но в голове должно быть еще и знание о Боге. Более того, Бог есть Любовь, и прийти к Нему можно, только возлюбив Его всем сердцем. А о предмете любви необходимо знать как можно больше. Вы в начале программы сказали, что всей жизни не хватит для того, чтобы раскрыть тему поклонения Деве Марии Богородице, не хватит всей жизни, чтобы познать все церковное учение. Но мы – Христовы ученики. Прежде чем назваться христианами, а это произошло в середине I века в Сирии, в Антиохии, последователи Христа назывались учениками. Мы всю жизнь учимся Бога любить, всю жизнь учимся Богу молиться, и это можно сказать еще и о Деве Марии Богородице.

Конечно, необходимо церковное знание, в том числе необходимо понимание символики икон Божией Матери. Возьмем сами названия иконописных типов. Существует три основных иконописных типа: «Путеводительница», когда Дева Мария указывает на Своего Божественного Сына как на Путь, Истину и Жизнь для всякого христианина; «Умиление», куда входят те Богородичные образы, которые показывают любовь Девы Марии и Ее Божественного Сына; и «Знамение», то есть исполнение ветхозаветных пророчеств.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Я хотел сказать, что всей своей жизнью могу засвидетельствовать о помощи Пресвятой Богородицы, о том, что в беде Она никогда не оставит. Она каждого слышит, и какими бы тяжелыми ни были обстоятельства, Она всегда помогает как любящая Мать. Я всегда чувствую на себе Ее материнскую любовь. Четыре года назад я потерял маму, и Она всегда теплом Своим согревает и всегда Сына Своего умоляет обо мне. У меня была мироточивая Феодоровская икона Божией Матери. Где-то месяца полтора было мироточение, а потом я отнес ее в храм. Батюшка мне сказал, чтобы я не держал ее дома. В храме она еще недолго мироточила, а потом мироточение прекратилось. Вот такой прекрасный был случай».

– Наш телезритель сказал очень правильные слова, что Дева Мария как Мать Церкви, Мать Сына Божия в каком-то смысле является нашей Матерью. В трагические моменты казни с Креста Спаситель произносит следующие слова о Деве Марии Своему любимому ученику Иоанну Богослову: се, Матерь твоя! И мы можем надеяться, что Дева Мария действительно Мать Церкви, христиан. Потому что от Нее рождается Христос, и до сих пор Ее молитва приводит нас к Богу.

В нашей гимнографии также есть слова почитания Пресвятой Богородицы. Например, во время Великого поста мы поем: «Не плачи, Мати». Есть особые Рождественские песнопения. Недавно я услышал колыбельную «Спи, Иисусе». Там как раз и возникает такая тема, когда Сама Пресвятая Дева поет колыбельную Своему Сыну. Мы недавно говорили о том, как построить живые отношения с Богом. А как у нас выстраиваются живые отношения с Пресвятой Девой, в том числе через эти самые псалмы, гимны и песни, посвященные Богородице? Можем ли мы пытаться говорить своими словами или только используя уже известные молитвы?

– Как говорил святитель Феофан Затворник, необходимо учиться молиться своими словами. Молитвы, входящие в молитвословы, которые мы призваны читать утром и вечером, учат нас тому правильному, что можно и нужно просить у Бога, как достойно обращаться к Богу. Но основа основ наших личных отношений с Богом – смирение и понимание своей малости, своей греховности перед Богом. Мы обращаемся к Богу не потому, что чувствуем себя достойными, а потому, что Сам Господь призывает нас приходить к Нему (и в молитве, и в церковных таинствах).

То же самое со святыми: мы должны чувствовать свою малость. Мы – грешники, тем не менее Господь Бог нас не отвергает, и святые нас тоже не отвергают. Вся история почитания Богородицы говорит о Ее снисхождении и любви к людям, грешникам. Потому что Ее Сын тоже пришел к грешникам.

Мы обращаемся к Богу, осознавая свое греховное положение, свое падшее состояние. Но мы не можем жить без Бога. Такова духовная реальность. Ища Бога в своей жизни, учась молиться Богу, мы на этом пути учимся поклоняться Деве Марии, почитать Ее и приносить Ей нашу смиренную молитву.

Самая известная молитва Богородице – «Достойно есть...». Все мы знаем эту молитву: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего... И дальше сказано: Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим...

– То есть святость Девы Марии превосходит ангельскую меру. Нет никого ни на земле, ни на небесах столь близкого к Богу, как Дева Мария.

Во время Рождества Пресвятой Богородицы поются одни песнопения, в другие праздники – другие. Меняется отношение к празднику – и меняется тональность обращения к Пресвятой Деве. Это нормально?

– Мы видим тайну Боговоплощения, тайну материнства Девы Марии. Все праздники, связанные с Девой Марией, по-разному раскрывают нам тайну Ее любви к Богу. Все люди разные. Каждое утро мы начинаем новую жизнь, каждое утро учимся любить Бога, молиться Богу. День – это маленькая модель жизни, и на этом пути мы должны, естественно, меняться и возрастать.

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Вы сказали, что нужно молиться Богу, Пресвятой Богородице, святым именно молитвами святых отцов. А я дома подхожу к иконам и говорю: „Мамочка Богородица, Папочка Небесный, Творец мой…”. И так далее. То есть я молюсь своими словами. Так нельзя делать?»

– Еще раз повторю: это необходимо делать. Потому что от избытка сердца говорят уста. Мы призваны молиться и своими словами. Другое дело, что этому надо еще и учиться, просить веры, надежды, любви, христианской добродетели. Нужна молитва церковная, нужна молитва святых отцов, нужна молитва, которой научил нас Сам Господь и в которой мы дерзновенно называем Бога нашим Отцом Небесным. Но нужны и свои воздыхания от сердца. А вы как считаете, Глеб Борисович?

Я тоже так считаю, но могу засвидетельствовать, что мне потребовалось тридцать лет молитвы, чтобы однажды почувствовать, что я могу обратиться к Господу своими словами, чтобы это не было кощунством.

– Страшно предстоять Живому Богу, потому что Он в ангелах Своих усматривает недостатки. Что же говорить о нас, грешниках?..

Следующий вопрос связан с происхождением Казанской иконы Божией Матери. После пожара в Казани Богородица несколько раз являлась отроковице Матроне и говорила ей найти чудотворный образ. В результате сейчас мы обладаем образом Казанской иконы Божией Матери.

– Это один из самых чтимых образов Пресвятой Богородицы.

И завтра, в день Казанской иконы Божией Матери, мы будем особенно молиться об этом. Мы можем вспомнить Константинополь и историю иконы «Покров Пресвятой Богородицы». Богородица защитила город, но ведь были и погибшие. Возникает вопрос: если люди неверующие, то они могут быть вне любви Пресвятой Богородицы?

– Вера не гарантирует нам сытую, спокойную, счастливую жизнь. Вера гарантирует нам то, что мы знаем, ради чего живем, ради чего проходим те или иные испытания. В своих бедах, искушениях мы, верующие, не остаемся одни – мы со Христом Богом.

Жизнь полна несправедливостей, болезней, печалей, слез, страданий. Мы еще и смертны. Но во что верит и чего ожидает верующий? Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Жизнь вечная для нас, верующих людей, начинается уже здесь и сейчас, когда мы посвящаем свою жизнь Богу, когда живем в Церкви и становимся причастниками Святых Христовых Таин, то есть причастниками Христа Спасителя.

Есть праздник Благовещения Пресвятой Богородицы...

– Прекрасный праздник, с которого начинается история нашего спасения.

Есть праздник Успения Пресвятой Богородицы...

– Прекрасный праздник, который говорит о смысле, итоге человеческой жизни.

Получается так, что церковный год начинается Рождеством Богородицы и заканчивается Успением.

– Это не случайно, потому что на Деве Марии явлена спасительная забота Бога о творении. Начинается церковный год с Рождества Богородицы, от Нее рождается Сын Божий и становится Сыном Человеческим. Заканчивается церковный год Успением Пресвятой Богородицы. Успение Богородицы стало началом Ее совоскресения Божественному Сыну, потому что смерти невозможно было удержать Ту, Которая стала Матерью Начальника жизни.

Когда-то преподобный Иоанн Дамаскин сказал, что в имени «Богородица» заключена вся суть Божественного домостроительства, ибо если Она Богородица, то рожденный от Нее – непременно Бог, но еще и Человек, рожденный Матерью. Поэтому, прославляя Деву Марию, прославляем Христа Спасителя. Богородичные праздники говорят о том, какую роль Дева Мария играет в нашем спасении.

Сейчас я задам сложный вопрос, который, к сожалению, встречается на просторах интернета. Когда мы слышим обращение к Деве Марии не «Богородица», а «Христородица», объясните, почему это ересь.

– Когда-то некий человек по имени Несторий сказал, что Бог же неизменен (все правильно: у Отца света нет ни тени перемены), поэтому лучше всего назвать Деву Марию не Богородицей, а Христородицей. Чтобы осудить это ошибочное мнение, был собран Третий Вселенский Собор, который догматически утвердил именование Девы Марии именно Богородицей, потому что Она родила не Человека, с Которым потом соединилось Божество, а родила Сына Божия, Который становится еще и Человеком. Именно после Третьего Вселенского Собора начинается общее всецерковное почитание Богородицы.

В наше тяжелое время, когда всякие испытания приходят к нам, в том числе не связанные с нашей религиозностью или вероисповеданием, мы должны четко понимать, где сторона света, а где сторона не света, иначе нам будет очень тяжело. Мы обращаемся к Господу, к святым воинам. Обращаясь к Богородице, о чем мы сейчас должны особо Ее просить?

– О милости. Мы были и есть грешники. И все, что мы можем ждать от Господа Бога, – Его милующей любви, которая распространяется и на нас, грешников. Соответственно, мы просим о милости Господа Бога и просим милости у Богородицы, понимая свое недостоинство. Покаяние – это начало, середина и завершение духовного пути человека. Всю жизнь мы каемся, но не для того, чтобы испытывать комплекс неполноценности, а чтобы наша духовная жизнь была реальностью, потому что перед Богом мы грешники. Грешники, Богом помилованные, но все равно люди несовершенные.

Благословите наших телезрителей.

– Дорогие друзья, будем молить Господа Бога и Его Пречистую Матерь, чтобы вся наша жизнь была наполнена светом Божией любви и заступничеством Богородицы.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс