Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1229) → Епископ Каскеленский Геннадий: Карельские новомученики

Епископ Каскеленский Геннадий: Карельские новомученики

№44 (1229) / 13 ноября ‘23

Архипастырь

– Карелия – местность, примыкающая с северо-запада к Ладожскому озеру. Ее таинственная природа с уникальным рельефом, скалистые берега над зеркальной гладью холодных озер, густые хвойные леса, порожистые речки, водопады – все это привлекает множество туристов. Причем здесь удобно путешествовать и паломничать не от города к городу, а от одного озера к другому, непрестанно восхищаясь их природной красотой.

Уже в начале XIII века, при князе Ярославе Всеволодовиче, карелы активно крестились в Православную веру. Долгое время за политическое влияние в Карелии шла борьба между Великим Новгородом и Шведским королевством. В 1704 году вся эта территория вошла в состав новой Ингерманландской губернии, отданной императором Петром Великим в управление Александру Даниловичу Меншикову.

Карелия славна своими монастырями. Главный из них – Спасо-Преображенский Валаамский – известен во всем мире. На протяжении нескольких столетий монастыри Русского Севера воспитывали новых монахов, которые уходили все глубже в леса, устраивали скиты, строили обители. Рядом возникали посады, поселения, города – так шло освоение бескрайних северных просторов, вплоть до самого Белого моря.

Каждый монастырь, каждый город чтил имена своих основателей, духовных покровителей. В числе Карельских святых такие известные подвижники, как Александр Свирский, Иона Яшезерский, Геннадий Важеозерский и другие. На рубеже нынешнего века в Собор Карельских святых были включены более десяти новых имен. Среди них священномученики Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский; протоиерей Николай Богословский, священник Сергий Увицкий, священник Михаил Зеленцовский. Я перечислил лишь некоторые имена представителей духовенства, претерпевшего здесь страшные страдания в период массовых репрессий.

В карельском городе Кемь был пересыльный пункт, через который прошли практически все узники Соловецкого лагеря. Отдельная страница истории – строительство заключенными на территории Карелии Беломоро-Балтийского канала.

И сегодня мы вспоминаем имена всех православных мучеников, отдаем долг памяти всем невинно убиенным в Карелии в XX веке. Репрессии против классовых и идеологических врагов советская власть начала с первых месяцев своего существования и никогда не прекращала. Православное духовенство всегда считалось враждебным сословием. В последнее время стало хорошо известно о том, как были организованы репрессии в самые кровавые годы – в 1937 и 1938 годах. Репрессии в Карелии проводились на основании решения ЦК партии большевиков и приказов НКВД СССР. Республике сверху был отпущен специальный лимит на репрессии, который необходимо было выполнить.

В 1937 году по этому лимиту предполагалось расстрелять 2800 человек. Районные отделения НКВД открыли два дела агентурных разработок под названиями «Повстанцы» и «Диверсанты». В июне 1937 года стали реализовывать первое направление. Все районные отделения НКВД включились в соревнование по борьбе с повстанцами. Православное духовенство проходило именно по этому делу. В ходе операции были арестованы сотни священнослужителей и церковников.

Современные исследования позволяют восстановить картину так называемого советского правосудия, а на самом деле – настоящего глумления над основами уголовного права. Аресты производились без предъявления обвинительных материалов, а лишь на основании справок местных сельсоветов. Причем такие справки, характеристики, председатели сельских советов писали под диктовку начальника районного отдела НКВД, и зачастую прямо в его кабинете. Арестованным не давали читать протоколы допросов. В протоколы оперативные работники вносили показания так называемых сообщников, имена которых просто выдумывали.

Протоколы содержат массу разнообразных фальсификаций. Иногда начальник отделения НКВД заранее писал протокол допроса, содержащий признание обвиняемого, которого даже на допрос-то не приводили. В работе с арестованными применялись избиения, угрозы, издевательства, пытки в виде лишения сна, допросы конвейерным методом... Через такую страшную мясорубку прошли наши священники, монахи, монахини, миряне, вся вина которых заключалась в том, что они любили храм, Церковь, богослужения, старались жить по заповедям Христовым.

В материалах следствия, например, читаем, что епископ Трофим (Якобчук) якобы руководил контрреволюционной повстанческой организацией, готовившей вооруженное восстание в целях свержения советской власти и реставрации капитализма в СССР. На тот момент ссыльному архиерею было 68 лет, и проживал он в глухой заонежской деревне, не имея даже физической возможности поддерживать общение с единоверцами.

Вместе с ним арестовали священника Петра Смирнова, храмового сторожа Лидию Шекемскую. Сфальсифицированные допросы этих трех исповедников дали основание проводить дальнейшие, уже массовые аресты духовенства. Тех, кто в годы Гражданской войны проживал в приграничных с Финляндией районах, обвинили в шпионаже. Некогда многолюдный заонежский район пустел буквально на глазах. Мы видим, что протоколы допросов написаны под копирку. Сначала священнослужители отказываются признать вину, но через некоторое время во всех протоколах встречается одна и та же фраза: «Я убедился в том, что следствию все известно, а поэтому решил говорить только правду. Признаюсь в том, что до дня моего ареста я являлся активным участником контрреволюционной организации».

За полгода духовенство, церковнослужители, активные верующие миряне огромного района были полностью уничтожены. К духовной оппозиции власти отнесли большую группу карельских учителей, деятелей науки и культуры. Выдающийся этнограф Карелии, составитель «Словаря живого поморского языка» Иван Дуров был расстрелян с такой формулировкой: «Уделяет слишком много внимания старине, не обращая взора на реальные достижения советской власти».

Но среди массы лжи и подтасовок встречаются в уголовных делах наших новомучеников поразительные свидетельства их стойкости и верности Христу. Процитирую один замечательный документ, проповедь за последней службой перед закрытием знаменитого Преображенского храма, деревянного, всемирно известного архитектурного памятника Кижского погоста на одноименном острове в Онежском озере. В престольный праздник 19 августа 1937 года настоятель, отец Алексий Петухов, обратился к прихожанам с такими словами: «В день храмового праздника позвольте поздравить вас и побеседовать вообще о Церкви, и также о вере православной. Церковь Христова в слове Божием часто сравнивается с кораблем. Все ждут тихой пристани и приятного путешествия. Теперь корабль Христов переносит страшную бурю, находится в страшной опасности. За 1000 лет существования Православной Церкви на Руси никогда она не была в столь тяжелом положении, как сейчас. Враги напрягают все силы, чтобы утопить священный корабль Христов и уничтожить веру православную. Ревет буря, тьма безбожная вокруг, волны заливают корабль, а мы на корабле спим непробудным сном. Довольно спать! Нужно работать, нужно употреблять все законные методы, способы, все усилия, чтобы довести корабль до тихой пристани и на нем самим спастись. Нужно теснее сомкнуться около Церкви, открыто показать врагам веры, что мы Церковь нашу любим, любим ее учение, богослужение, и ее влияние на жизнь».

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс