Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1228) → Архимандрит Савва (Мажуко): Последняя тоска

Архимандрит Савва (Мажуко): Последняя тоска

№43 (1228) / 6 ноября ‘23

Свет невечерний

После праздника Воздвижения Креста Господня начинается интереснейшее время церковной жизни. Замечают это немногие, но люди церковные держат ухо востро и знают, что после Воздвижения начинается период чтения Евангелия от Луки и за богослужением читаются отрывки из самого изящного, самого литературного, может быть, самого художественного и многословного текста из всех Евангелий, которые до нас дошли.

Один из самых первых текстов, который читается в этот период, – история искушения Христа от дьявола в пустыне. Этот текст не может оставить нас равнодушными, потому что в нем все про нас и звучат те идеи и смыслы, которые касаются не только далекой от нас Евангельской истории, но отражаются и резонируют с темами, мучающими нас.

Что же такое искушение Христа в пустыне? Если хотите, это богословский диалог: Христос отвечает на вопросы или, лучше сказать, реагирует на провокации со стороны искусителя дьявола.

Помните, Христос, ведомый Духом, идет в пустыню и там сорок дней постится? Это древнейшая традиция, известная еще из Книг святых пророков: выходя на подвиг, берясь за святое дело, человек должен подготовить себя. И мы тоже знаем: если задумали что-то важное и хорошее, к этому нужно правильным образом подготовиться, нужно духовно настроиться на это.

Христос сорок дней находится в молчании и воздержании от пищи, и напоследок, когда Он взалкал, к Нему приступает дьявол и задает вопросы. Сначала он провоцирует Христа на то, чтобы Он превратил камни в хлеб. «Ты же ведь в Духе, Ты же Чудотворец. Что Тебе стоит превратить камни в хлеб?» И Христос говорит фразу, которую мы хорошо знаем, и именно от этого она немножечко потеряла свою остроту: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Очень часто мы читаем эту фразу, даже в светских текстах. А о чем она? Христос всякий раз отвечает дьяволу не из Своих соображений и не из Своего житейского опыта. Он ссылается на священный текст, в данном случае на Книгу Второзаконие. Это важный для нас пример, потому что мы тоже должны иметь твердое основание в Священном Писании.

Так о чем же эта фраза? Если глубоко вдуматься в эту формулировку, мы поймем, что здесь говорится о самой последней тоске, которая живет в человеке, о тревоге и неудовлетворенности, которые он пытается заглушить карьерой, одеждой, деньгами, успехом, продуктивностью – чем угодно. Но эта тоска, эта пропасть внутри человека никак не уходит.

У него может быть прекрасный дом, он успешен, все его любят, а внутри его точит какая-то необъяснимая тоска. Он ничего не может с этим поделать, не может объяснить себе природу этой тоски, а о нем говорят: «Ну что ж тебе не живется? Все же у тебя хорошо».

Помните Евангельского богача, у которого амбары полны хлеба? И он говорит: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. А душа не хочет хлеба, одежды, карьеры. Она хочет слышать правду Божию, хочет любви Божией, она хочет стоять лицом к лицу с Господом, хочет склонить перед Ним колени, славословить Его бескорыстно и только Ему одному служить. Не хлебом одним будет жить человек... Какая важная истина, какая важнейшая правда о нашей тоске! А мы бежим от этой правды, не хотим ее знать.

Ответ, звучащий из уст Спасителя, понятен. Но человек думает: «Прикуплю еще чего-нибудь, может быть, куда-нибудь съезжу. Я еще не был в Марокко. Вот все были в Марокко, а я не был. Съезжу туда, и наверняка мне полегчает». Да не полегчает, потому что душа – сердцевина твоего существа, Господа жаждет, она хочет услышать Его бессмертные слова и наполнить ими себя. Только в этом она найдет отдохновение.

Следующий вопрос, который задает Господу дьявол, настолько актуален, что сложно переоценить его актуальность именно сейчас, в наше время. Вот он возводит Господа на высокую гору и во мгновение ока показывает Ему все царства вселенной.

Что же означает эта формулировка: он показывает Господу все царства вселенной? Мне кажется, здесь Господу показаны не только те государства, что были на тот момент, но, думаю, вся мировая история, и показана хвастливо, потому что дьявол говорит: «Мне принадлежит власть над миром. Ты думал, там правили Наполеон, Сталин? Нет, это я всем управляю. Так вот, у Тебя есть шанс: поклонись мне, и вся власть над всем этим будет Твоей».

Какой интересный ход! Что же интересного в том, что дьявол предлагает Христу альтернативу Его искупительному подвигу? Христос пришел исцелить мир в его сердцевине, в его корневище, не угнетая достоинство человеческой свободы. Он пришел исцелить этот мир изнутри, чтобы солнце воскресения постепенно пробивалось через все древо человечества на протяжении всей его истории.

А сатана предлагает Господу очень простую формулу: «Ты будешь просто руководителем. Что нужно будет сделать? Провести правильные реформы. Вот здесь отменим рабство, здесь проведем пенсионную реформу, здесь внедрим блестящее образование, обеспечим избирательные права для женщин, проведем другие реформы, и все это будет в Твоих руках. Ты только поклонись мне». Но Христос отвергает это предложение опять же словами Писания: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

Мы спросим: «А какое это имеет отношение ко мне? Я здесь при чем?» Дело в том, что у каждого из нас бывают в жизни компромиссы, когда мы говорим: «Знаете, почему я вступил в коммунистическую партию? Потому что должны же там быть приличные люди. Почему я поддержал это движение? Может быть, я смог бы что-то подсказать».

Но Евангелие говорит, что нельзя идти на сделки с совестью, и все половинчатые решения нужно отвергать. И третье предложение дьявола… (Вот любит же он высокие здания). Он ставит Господа на крыло храма и говорит: «Ты же Чудотворец у нас, Писание хорошо знаешь. Бросься вниз, сказано же, что ангелы понесут Тебя на руках».

Христос отвергает и это предложение, Он говорит: не искушай Господа Бога твоего. То есть Он снова цитирует Священное Писание. Нельзя творить чудеса на заказ, нельзя Господа искушать. Но нельзя искушать Господа и в хорошем смысле этого слова, то есть излишне надеяться на Него, как это часто бывает, когда люди переоценивают и свою веру, и свое упование на Господа и подвергают риску не только свою жизнь, но и жизнь своих близких.

Я хочу сказать про отрицательный опыт этого искушения. Из биографий революционеров-народовольцев известно, что все они мучились религиозными вопросами, та самая тоска неутолимая истязала их. Они не знали, откуда это, и решили избрать «путь правды» – тот путь, который предлагает сатана: «Мы все внешне переустроим, мы будем бороться за избирательные права, за 8-часовой рабочий день». Это само по себе как бы хорошо, если делать это правильно и не превращать в религию.

Так вот, почти у всех у них, судя по их биографиям, воспоминаниям, мемуарам, дневниковым записям, был кризис веры. Они как будто бы проходили через испытания, через которые проходил Христос, но становились не на ту сторону, и там обязательно присутствовал момент искушения.

Один из террористов, активных участников Гражданской войны, рассказывал, как он, будучи еще студентом, пытался навлечь на себя гнев Господень. Он бросал вызов Господу, подходя к Причастию и потом выплевывая Причастие в срамном месте или топча его ногой. Закончил жизнь свою этот человек очень грустно, как и многие другие люди, разочаровавшиеся в конце концов в этой картонной дурилке, которую подсовывал им сатана.

Чаще всего они становились жертвами происков своих вчерашних друзей по партии и заканчивали жизнь жалко, в страшном отчаянии, иногда даже самоубийством, потому что Господь не сразу отвечает на подобные вызовы.

Поэтому, перечитывая этот древний текст, казалось бы, не имеющий никакого отношения к нам, мы все же видим в нем слишком много созвучного нашей личной духовной биографии. Конечно, если мы достаточно внимательны к тому, что происходит у нас в душе – в сердцевине нашего существа.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс