Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы бегаем с утра и до вечера среди бесконечных забот и проблем и часто забываем о самом главном – просто жить и радоваться, потому что с нами Бог. Богатые, бедные, молодые, пожилые, семейные и одинокие – все вместе, со всеми Христос. Это в нашей жизни главное.
Обед в храме на Рождество
После Рождественской службы в нашем Покровском соборе всем приходом мы во главе с настоятелем отслужили, а потом уселись за накрытые прямо в Екатерининском приделе длинные столы с разными яствами, их каждый в силу своих талантов приготовил для великого праздника Рождества. Трапезная у нас маленькая, вот и накрыли в храме, чтобы усадить за стол всех, кто пришел в эту ночь помолиться. Матушки напекли пирогов с рыбой, салатов разных наготовили, закусок, я прямо перед вечерней приготовил грузинскую закуску «Пхали» из свеклы, грецких орехов и гранатовых зерен, без которых ни одно торжество в Грузии не обходится, а жена – нежные, тающие во рту маленькие румяные пирожки с яблоками, брусникой и клюквой.
Но главное, конечно, не это, а вот так всем вместе, по-семейному, собраться пред лицом Божиим, вознести молитву и порадоваться, по-человечески, по-доброму пообщаться. Порадоваться родившемуся в мир Богомладенцу Иисусу Христу, почувствовать себя братьями и сестрами во Христе, одной церковной семьей. Мы бегаем с утра и до вечера среди бесконечных забот и проблем и часто забываем о самом главном – просто жить и радоваться, потому что с нами Бог. Богатые, бедные, молодые, пожилые, семейные и одинокие – все вместе, со всеми Христос. Это в нашей жизни главное, и это за рождественским столом в храме чувствуется особенно остро.
Тихое чудо Рождества
В Рождество все мы ждем чудес. Даже самые циничные и холодные ждут, хотя на первый взгляд этого вроде бы и не скажешь. У взрослых принято делать вид, что все у них спланировано и что на всякие чудеса, пускай и лучшие на свете, нет ни сил, ни времени. Это могло бы бесконечно все продолжаться и вообще неизвестно, чем закончится, но что-то в мире вдруг сломалось, и жизнь вдруг стала пугающей и непредсказуемой. Ты мог добиться каких угодно успехов, заработать сколько угодно миллионов, сходить на Эверест, а потом слетать в космос, все вокруг говорили бы «какой молодец», а некоторые, возможно, позавидовали бы. А сейчас любой, даже самый успешный, может оказаться на больничной койке или, того хуже, – все его достижения и успехи разом обнулятся. Весь мир вокруг может обнулиться, а ноль, сколько его ни умножай, все равно останется нулем. Вдруг оказалось, что самые важные вещи на свете меряются достижениями и цифрами. Это вообще не про то, какой ты молодец, а про то, что человеческое в тебе на самом деле есть. Оказалось, что ничего нет важнее на свете, чем человечность, умение сопереживать, сострадать, подставить другому плечо и просто выслушать.
Отцу Артемию из нашего храма около 30, его маленький сын только-только начал говорить первые слова, а отец ездит причащает ковидных больных. Иногда на службе я вижу, как ему звонят, он молится, затем бережно складывает Дары в дароносицу, убирает их на шею, встретив мой взгляд, с улыбкой кивает и тихо уходит. Я смотрю ему вслед и стараюсь не думать о своей маленькой дочери, просто молюсь. Свет Вифлеемской звезды тихо спускается с небес на оглохшую от шума больших городов и ослепленную огнями землю и останавливается на рождественской открытке с вертепом на изголовье детской кроватки. Ребенок перестает хмуриться и улыбается во сне. Господь здесь, в этой комнате, – тихое чудо Рождества.
Постоять в очереди с Богом
С женой и маленькой дочкой пришли на вечерню, заняли очередь на Исповедь. Народу было много, некоторые, как мы, были с детьми, а местные старожилы (храмовые бабушки), даром что с утра до вечера в храме, никого вперед не пропускают и очередь на Исповедь занимают задолго до службы. Приходишь, стоишь с дочкой на руках, не ожидая подвоха, впереди три человека – вот-вот уже пойдешь, как вдруг из темноты появляются эти самые старожилы и, глядя себе под нос, тихо и решительно бурчат: «Сейчас моя очередь, а потом ее и ее». Уже врата Царские закрыли, часы читают, а ты стоишь и ждешь, еще на Исповедь не попал. Когда дошла моя очередь, говорю настоятелю: «Хорошо бы ваши старожилы вперед мам с детьми пропускали». А он спокойно смотрит мне в глаза и отвечает: «Ничего, пускай постоят, им полезно в храме побыть, помолиться».
Не знаю, что бы я раньше ему на это ответил, что-нибудь неприятное точно, а сейчас промолчал и задумался. Настоятель – хороший, добрый священник, который, если надо помочь, последнюю рубаху снимет и отдаст, он примерный семьянин, отец десятерых детей, его матушка, между прочим, тоже в этой очереди стоит, иногда последняя на Исповедь подходит. Смотришь на нее – светится от счастья. Такие хорошие люди, хорошая семья, а у нас одна маленькая Мария, и все внимание вокруг нее, ни минуты покоя – все на бегу. А как они с такой оравой справляются, даже подумать страшно. А в храме даже самые непослушные детки как-то смиряются, тише себя ведут. Папа в алтаре, мама рядом. А дома что ждет? Бесконечная суета, одно спасение – в храме. А если от суеты отряхнуться и никуда не спешить, в храме становится хорошо, потому что здесь Бог. И когда ты с Ним, точно никуда не опоздаешь.
Про Веру
На выходных ездил к родителям в деревню. Утром прихожу на остановку, а автобуса нет. До города не очень далеко – около десяти километров. Автобусы ходят редко: пять раз в будни и четыре по выходным. Была суббота. Утренний, в 8.30, самый популярный, ушел. Кому в аптеку, кому в гости, кому закупиться в магазинах.
На остановке было человек двадцать. Ничего нет, и, судя по времени, уже не будет. А тут, как назло, еще и мороз ударил. Кто-то стал звонить знакомым, кто-то – ловить проходящие машины. Женщины на остановке стали вызывать такси, но пока они из города приедут, можно совсем замерзнуть.
Я не стал ждать такси, развернулся и пошел обратно к родителям домой. Вдруг прямо передо мной останавливается машина, открывается дверь, и незнакомая женщина за рулем говорит: «Садись, подвезу». Я сел. В салоне пожилой мужчина, тоже с остановки. На следующей остановке у другой деревни женщина подсадила еще одного пассажира до города.
По дороге разговорились. Своя иномарка у нее была в ремонте, взяла у мужа рабочую машину съездить в город по делам. «Мне, – говорит, – дети строго-настрого запретили кого-либо подсаживать». Как-то раз пассажир за доброту приставил ей нож к горлу и заставил отвезти в какую-то глухую деревню. Перепугалась она тогда страшно, с жизнью уже попрощалась. А еще боялась – с собой была сумочка с большой суммой денег. К счастью, обошлось, и деньги тот не отобрал.
В деревне попутчик с ножом вышел, но с той поры дети взяли с нее клятву, что больше она никого подвозить не будет. «А как, – говорит, – мимо людей проехать, когда им в город надо, а на улице такой мороз стоит? Я ведь одна еду. Это уже совсем не по-людски будет – мимо проехать». Так вот прямо и сказала.
Привезла нас, высадила на городской площади, от денег решительно отказалась и быстро уехала по своим делам. Я только и успел имя у нее спросить. Нашу спасительницу звали Верой. Вера, которая доверяла незнакомым замерзающим на остановке людям.
Такие дела.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Obed-v-hrame-na-Rozhdestvo–;
https://tv-soyuz.ru/-Tihoe-chudo-Rozhdestva–;
https://tv-soyuz.ru/Postoyat-v-ocheredi-s-Bogom–;
https://tv-soyuz.ru/Pro-Veru–
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.