Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (862) → Архимандрит Савва (Мажуко): Страх смерти

Архимандрит Савва (Мажуко): Страх смерти

№13 (862) / 5 апреля ‘16

Свет невечерний

Мы взрослые люди и знаем, что жизнь состоит не только из радостных моментов, но и из скорбных. Мы болеем, теряем друзей, знакомых, нас предают, мы часто испытываем не только физические страдания, но и душевные. И над всем этим угрюмо и неодолимо нависает страх смерти, присущий всем нам. Не все могут справиться с этой проблемой.

В Священном Писании есть множество эпизодов, связанных с тем, как люди высокого духа и большой веры переживали борьбу со страхом смерти. Что с ними происходило, и как они боролись с отчаянием – очень интересно и поучительно для нас. Я бы хотел рассказать об одном моменте жизни царя Иезекии, описанном в Книге пророка Исаии:

38, 1 В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.

Читая этот первый стих 38 главы, мы впадаем в ужас, хотя для нас это люди, жившие очень давно и далеко, говорившие совсем на другом языке. Представьте: ты царь, владеешь и управляешь огромной страной, у тебя есть какие-то богатства, планы, страхи, надежды – и к тебе приходит уважаемый всеми пророк, который всегда безошибочно и точно сообщает волю Божию, и говорит: «Ты умрешь, делай завещание». Как бы мы себя чувствовали? Думаю, была бы паника и растерянность. И здесь очень уместен библейский лаконизм:

38, 2 Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря...

Про одного из русских литераторов говорили, что он был не в состоянии справится с тем серым, жутким окружением и беспросветной жизнью, которую наблюдал в России – и тогда просто отвернулся к стенке и умер. Отвернуться к стенке – это некий образ тупика. В случае царя Иезекии мы видим, что отвернувшись к стенке, он не спрятался от проблемы, не удрал от созерцания ужаса, который над ним навис, но стал молиться Господу. Это и характеризует по-настоящему верующего человека: он не прячется от ужасов и о всякой своей скорби вопиет ко Господу со слезами.

38, 3 «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих».

«Ходил перед лицем твоим» – это тоже очень древняя библейская формула, которая говорит о том, что человек находился в состоянии благоговения перед Лицом Божиим. Бывают такие люди, которые действительно хранят в себе страх Божий. Встретить такого человека – большая удача. И хорошо, если у тебя самого есть страх Божий, когда каждый свой поступок сверяешь со Священным Писанием, помнишь, что Господь тебя видит даже тогда, когда никто не видит.

38, 3 И заплакал Езекия сильно.

Человек отвернулся к стенке и молился со слезами. Слезы спасают человека от смерти.

38, 4 И было слово Господне к Исаии, и сказано:

38, 5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет,

38, 6 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.

38, 7 И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек.

38, 8 Вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило.

Здесь речь идет о солнечных часах, которые были на башне во дворце царя Иезекии – ступени Ахазовы. Господь сотворил чудо, Он не просто сообщает через пророка своему любимцу царю о том, что его молитва услышана, Он еще и утешает его, подтверждая Свои слова. Нам сложно представить, как чувствовал себя в этой ситуации пророк. Сначала Господь велел передать одно, а потом нужно было слова свои зачеркнуть. Но мы видим, что Исаия не спрятался, не возроптал, как например, пророк Иона, не говорил Господу, чтобы Он придерживался одной точки зрения, потому что речь идет о жизни человека. Для царя Иезекии очень важно было пережить этот плач ко Господу. Пророк Исаия сохранил для нас удивительную по своей пронзительности и откровенности молитву царя Иезекии. Этот текст следует периодически перечитывать каждому из нас.

38, 10 Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих.

«В преполовение дней» – значит половину жизни прожил, и она обрывается, уже не увижу того, что должен был увидеть, не переживу того, что должен был пережить.

38, 11 Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире;

38, 12 жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский...

Вот так Иезекия чувствовал процесс умирания: стоит шалаш в поле, подул сильный ветер – и больше ничего нет, больше невозможно собрать его из этих веточек. Так и человек, который испытывает ужас смерти, почувствовал, что его покидает жизнь, потихонечку вытекает из него.

38, 12 я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину.

На ткацком станке ткань отрезается от основы, и потом уже никак нельзя сделать ее однородной: она отрезается насовсем. Этот разрыв почувствовал Иезекия.

38, 13 Я ждал до утра; подобно льву, Он сокрушал все кости мои; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину.

38, 14 Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня.

Удивительные слова, которые передают этот ужас смерти, умирания. Но мы видим, что слезы с молитвой сотворяют чудеса, потому что Господь ищет личного обращения, а не формального.

Господь ищет настоящего сокрушения, настоящей личной беседы. Как говорит нам одна из самых древних молитв ко Святому Причащению: «Перед лицом Господа не таится капля слезная и даже часть капли слезной некая». Поэтому призыв святых отцов, который мы периодически слышим в священных текстах, что крепкое и настоящее прошение должно быть со слезами и сокрушением – не просто слова, но призыв к молитвенному деланию.

Расшифровка:
Михаил Белов

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс