Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (863) → Архимандрит Савва (Мажуко): Хаос в душе человека

Архимандрит Савва (Мажуко): Хаос в душе человека

№14 (863) / 12 апреля ‘16

Свет невечерний

О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!..

Сегодняшний разговор я решил начать с этой хорошо известной строчки из стихотворения Федора Ивановича Тютчева. Наш великий поэт-философ, поэт-мыслитель пытался передать состояние души ночной – ту интуицию, инстинкт, который периодически дает о себе знать в разных ситуациях. «Душа ночная» – это тот хаос, который шевелится в каждом человеке под тонкой пленкой сознательной жизни. Ведь культура, в который мы живем, цивилизация – это, прежде всего, попытка обуздать хаос, который живет в каждом человеке, попытка борьбы с дикостью, и для нас культура и цивилизация равнозначны состоянию безопасности.

Мы знаем, что человек культуры – это тот, кто постоянно борется с хаосом, живущим в нем. Все наше законодательство, право, философия, правила приличия сводятся к очень простому принципу воспитания и поддержания того очень хрупкого человеческого лика, который каждым из нас приобретается с таким трудом. Это обуздание «звериности», дремлющей под тонким слоем культуры в каждом человеке.

Когда мы говорим о культуре, то интуитивно осознаем, что существует культура святости, аскетическое усилие, которые формируют нашу с вами европейскую культуру, и они очень близко к тем усилиям, которые прилагает верующий человек в своей духовной жизни в практике обуздания своих страстей. Страстями святые отцы как раз и называли тот хаос, который шевелится в каждом из нас, – это плотский, ветхий человек. В аскетической науке, в искусстве святости есть хорошо всем известный термин – «падение». Если человек не обуздывает свои страсти, невнимателен к самому себе и не сражается каждую минуту, каждое мгновение за себя, за человеческое в себе, за образ Божий, тогда силы хаоса берут над ним власть. Что мы называем падением? Например, человек неожиданно для самого себя изменяет своей супруге или вдруг попадает под власть страсти игры, наркотиков, каких-то недозволенных, диких увеселений, которые потом, как магнитом, притягивают его. Ситуация падения иррациональна: она не подвержена логике. Мы не можем отследить, как это все случилось. Падение всегда нелогично, всегда стихийно, потому что им управляет хаос.

Святые отцы в древнем Патерике советуют каждому христианину не просто сражаться со страстями, а избегать самой ситуации, в которой может состояться падение. Однажды хаос, вырвавшийся из-под контроля человеческой личности и сознательной борьбы, быстро сметает все, что мы с большим трепетом и кропотливой работой многие годы строили и созидали в самом себе. Очень хорошо это видно на примере трагедии семьи, когда супруги не работают над своей любовью, когда они переступают через свою любовь, и случаются ситуации прелюбодеяния. Ведь не случайно дети слышат в слове «прелюбодеяние» «пре-ступление», когда человек преступает через любовь. Почему это происходит, что случилось? Почему силы хаоса берут над нами власть? Очень сложно сказать. Святые отцы советуют людям новоначальным не разбираться во всех тонкостях этой проблемы, но воспитывать в себе максимальную сдержанность во всем: падение совершается человеком не только в отношении плоти, но и в духовных вещах, даже совсем не осязаемых. Падение может совершиться через слово, через мысль – это ситуация ярости и неконтролируемого гнева, жадности, которая тоже иррациональна, ведь человек придающийся страсти сребролюбия, чаще всего становится чрева-ради юродивый. Это ситуация иррациональная, не логичная, потому что он накапливает все это не для себя.

Страсть, этот хаос, подминает под себя человека, стирает в нем подлинную человеческую личность. Но самое страшное, что связано с ситуацией падения, с опытом «души ночной», как говорит Тютчев, – то, что современный мир политики, апеллируя к психологии масс, обращается к самому низменному в человеке.

Про одного из политиков начала ХХ века говорили, что он добился успеха благодаря тому, что всегда апеллировал к самому низменному, что было у его собеседников. С помощью контроля над низменным, он научился манипулировать людьми. Нами тоже манипулируют, и чаще всего манипуляция адресована к нашей ненависти, которая дремлет в душе человека, как стихия, хаос. Человек даже не подозревает, сколько зла внутри него кипит, дремлет и в определенный момент может взорваться вулканом. У нас есть опыт Первой мировой войны, гражданской, Великой Отечественной; опыт различных волнений, когда люди неожиданно для себя совершали чудовищные преступления.

В книге Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба» описывается ситуация совершенно дикого отношения людей к природе, когда вдруг массово истребляют птиц. Почему это происходит? Сами по себе люди эти не плохие, а хорошие; но вдруг почувствовав в толпе вкус крови, они никак не могут остановиться, пробуждаются эти силы хаоса.

Вот, что пишет Виктор Петрович Астафьев: «Оттого и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по птице, зверю и мимоходом, играючи проливают кровь. Страшусь, потому что видел войну: как звереет человек, как он быстро дичает, даже самый образованный и воспитанный. Не ведают они, что перестав бояться крови, не почитая ее, горячую, живую, сами для себя незаметно преступают ту роковую черту, за которой кончается человек. Из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит не моргая низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря».

Мы должны всегда помнить, что в нас, где-то очень глубоко, сидит это клыкастое существо, живет этот хаос, и ни в коем случае не позволять зверю проснуться и завладеть нами, почувствовать вкус крови, безнаказанность – не ненавистью, не страстями живет человек, и имя человека он носит не потому, что в нем живет зверь, а потому что он образ Божий и его подлинное лицо – это лицо доброты, любви, надежды, благословения всему живущему. И вот за это истинное, настоящее лицо – образ Божий, который живет в нас – мы и должны бороться, ни в коем случае не позволяя себе впадать в те страсти, о которых нас предостерегает великая русская литература и, прежде всего, Священное Писание.

Расшифровка:
Наталия Острикова

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс