Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1228) → Игумен Филарет (Пряшников): Как говорить о Боге?

Игумен Филарет (Пряшников): Как говорить о Боге?

№43 (1228) / 6 ноября ‘23

Беседы с батюшкой

Как говорить о Боге? Можно было бы сказать, что говорить о Боге нужно трепетно, и на этом закончить. Но, оказывается, здесь вопрос не только в том, как рассказывать о Боге. Может ли это делать только священник или это обязаны делать все православные христиане? А может, наоборот, не каждый может говорить о Боге, потому что не каждый знает о Боге достаточно, чтобы рассказать о Нем? Все эти вопросы я адресую Вам.

– Когда ребенок растет в семье, первые знания о Создателе ему преподносят родители. Если семья православная, то ребенок узнает о Боге именно из уст папы и мамы. Если человек взрослый, то здесь мы вспоминаем деятельность святых апостолов. Когда они приходили в какой-то дом и проповедовали о Господе нашем Иисусе Христе, они говорили о том, чему сами были свидетелями. Они уверовали в Господа Иисуса Христа, уверовали в то, что Он – Мессия. Они видели, как Он поступает, чему учит, слушали Его проповеди. Ведь апостолы сначала приходили в еврейские семьи. Благовестие о Христе сначала получал израильский народ. Потом это распространялось на языческие племена и народы. Что им всем говорили апостолы? Они говорили о том, чему сами были свидетелями.

Когда общаешься с человеком, который хочет что-то узнать о Боге, наверное, начинаешь с себя. Люди спрашивают, что для тебя означает быть членом христианской Православной Церкви, как ты понимаешь Бога и т.п. Мы сегодня перед программой уже говорили о том, что каждая аудитория требует не только своего языка общения, но и набора знаний. Когда мы разговариваем, например, с людьми научного мира, то используем различные направления теологии, богословия. Потому что они задают вопросы по учению о спасении человека, вообще по христианской антропологии, по учению о Церкви. Когда мы получаем какой-то запрос: о Создателе, об устройстве Вселенной, о том, Кто такой Бог Сам в Себе, о свойствах Бога (о которых Церковь учит нас, что Бог Беспределен, Вечен, Неизменяем), здесь самому необходимо иметь твердое представление о том, Кто такой Бог на самом деле.

Другой вопрос, более сложный: как Бог участвует в моей жизни. Хорошо, я что-то почитал, посмотрел. Вроде какое-то зерно запало в мое сердце. А что дальше? Как идет развитие взаимоотношений человека с Богом? Я считаю, что жаждущий и желающий услышать о Боге человек обязательно это услышит, если только захочет. Но надо быть аккуратным, когда тебя провоцируют на спор. Бывают ситуации, когда задают каверзные вопросы и ты должен на них совершенно серьезно ответить. Потому что в любом вопросе есть зерно истины, которое для человека, возможно, будет очень важным.

Здесь вспоминается: не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. Может, не каждому человеку мы должны нести Благую Весть?

– Апостол Павел тоже прекрасно говорит о том, чтобы дать достойный ответ вопрошающему тебя. В любом случае, когда спрашивают, ты, конечно, должен ответить. Другое дело, когда не хотят слышать твоего свидетельства, благовествования. Ведь апостолы приходили туда, куда их звали, и там они уже рассказывали о Христе. Так же и здесь. Нужно аккуратно выбирать аудиторию, куда тебя приглашают, и соизмерять силы: можешь ли ты доказать истину, найти нужные аргументы о существовании Бога, Его участии в этом мире, вспомнить какой-то исторический аспект, если ведешь полемику с людьми, которые тебя провоцируют.

У Вас были такие моменты?

– Не очень много, но были. Но я бы хотел сказать еще об одном моменте. Разговор о Боге начинается с того, что просят рассказать, почему нужно это воспринимать не по-другому, а именно так, просят аргументировать. Нам, верующим христианам, нужно иметь определенный багаж знаний и обновлять этот багаж. Чтение святоотеческой литературы, богословских трактатов, книг, литературы повышает нашу образованность. Все-таки я не совсем согласен с тем мнением, что все, что есть о Боге, нужно воспринимать вслепую. Потому что любой вероучительный аспект требует определенного теологического, богословского основания.

Вы преподаете в Русской христианской академии. Там учатся очень разные люди. Я знаю, что там есть и 20-летние ребята, и люди уже в возрасте 50 лет, и Вы с ними, такими разновозрастными, говорите о Боге.

– На лекции в первую очередь я пытаюсь рассказать им о красоте Православия, о том, что сам вижу. Но одно дело – теория, когда ты теоретически можешь что-то обосновать, ответить на вопросы. Допустим, когда мы говорим о таинствах Церкви, где теологическое обоснование? Откуда пошло Причастие, Исповедь? Почему это необходимо делать. Но ты об этом еще говоришь как практикующий верующий христианин. Мы поднимаем очень серьезные вопросы, касающиеся истории Вселенской Церкви, истории нашей Русской Церкви, мы пытаемся увидеть зерна, которые впоследствии могли бы прорасти в сердце человека. Это не схоластика, как говорили раньше, что вот это надо вычитать, а живой диалог, еще и подкрепленный опытом.

Со временем любой верующий приобретает определенный опыт, опыт общения с Господом. Это и встреча различных церковных праздников, деятельность, которую осуществляют верующие, священнослужители в ограде Православной Церкви. О Боге говорить нужно, но, как мы правильно сегодня отметили, там, где это нужно, там, где этого ждут, где эти слова найдут добрую почву.

Кто должен говорить о Боге? Одно только размышление о том, как нужно о Нем говорить, приводит к мысли, что для этого нужно обладать, наверное, не только знаниями, почерпнутыми из книг, но и быть священником, подготовленным человеком, образованным именно в религиозной области. Есть столпы, которые говорят о Боге очень понятным языком. Я имею в виду, например, Алексея Ильича Осипова, отца Константина Корепанова. Их очень много, но в основном это священники.

– В любом приходе, в любом монастыре есть люди, которые занимаются духовным просвещением, – катехизаторы. Они получили образование, могут иногда разговаривать с людьми на равных. Потому что все-таки, когда подходят к священнику, есть некое придыхание. Батюшка все-таки рясу носит, и он обязан об этом говорить. Другое дело, когда дискуссию ведет простой человек, рассказывает о своем опыте. Ведь очень важно, когда ты делишься своим опытом, переживанием: как ты пришел в Церковь, какие победы, неудачи. Говорить о Боге надо подготовленному человеку, но недаром мы программу начали с того, что родители в семье – тоже проповедники, миссионеры.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Имею ли я право учить людей, знакомых, соседей, незнакомых, так как я много знаю, много лет читала православную литературу, Евангелие, Псалтирь, „Закон Божий”? Мне часто снятся сны, что я проповедую о Боге, о вере, например, в автобусе, больнице».

– Человек все равно приобретает какой-то духовный опыт, когда читает литературу, когда сам посещает храм, знает традиции, знает, как и что делать. Что касается того, чтобы учить… Насколько мы сегодня можем учить людей? Сегодня все очень умные, грамотные. Я думаю, что подсказать что-то иногда можно. Если вы находитесь в храме, то аккуратно и с улыбкой можно не сделать замечание, а просто поправить: «Вы знаете, в следующий раз делайте это вот так, потому что так правильно, лучше». Без унижения достоинства человека, мол, я все знаю, а ты ничего не знаешь.

По поводу проповеди в общественных местах. Это у нас все-таки прерогатива священнослужителя, который приходит в аудитории, общается с разным кругом людей. А в данной ситуации есть же соседи, дети, внуки. Но главное, чтобы наши советы были вовремя и их принимали адекватно. Потому что иногда, когда мы начинаем назойливо жужжать на ухо, мы можем вызвать раздражение, чего не должно быть.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Как говорить о Боге детям и родителям преклонного возраста?»

– Говорить честно, как есть. Безусловно, это научение, рассказы, чтение Священного Писания, обсуждение вопросов. Никогда не говорите своему ребенку: Боженька тебя накажет. Это самое ужасное, что может сказать родитель своему ребенку. Даже если он оступился, никогда не говорите, что Бог его накажет за это или еще что-то. Бог Милосердный. Скажите: «Смотри, ты сегодня сделал нехороший поступок (кого-то обманул или еще что-то). А ты представляешь, как мы, мама и папа, расстроились из-за тебя? И Господь точно так же расстраивается, когда ты грешишь. Когда говоришь нехорошие слова, когда обижаешь кого-то…».

Я говорю о возрасте, когда ребенок еще может слушать. Потому что есть юношеский максимализм, когда момент упущен, ребенок уже вас не воспринимает как авторитет, и слова о Боге, о добром Боженьке будут уже совершенно по-другому восприниматься. Здесь, конечно, нужно говорить об ответственности родителей за воспитание своих детей.

А что касается пожилых людей (у меня родители были верующие, они сами понимали, что такое христианство, Кто такой Господь), здесь тоже надо все с любовью и очень аккуратно. Потому что зачастую родители, особенно пожилые, которые росли в советское время, допустим, ни в чем не виноваты. Но сегодня ведь можно потихоньку поздравить их с праздником, подойти и сказать: «Мама, папа, мы сегодня в храме с детьми, вашими внуками, свечи в храме поставили, помолились, чтобы у вас здоровье было, мы вас очень любим». Мое мнение, что все должно строиться только на доверительных, любовных отношениях между детьми и родителями любых поколений.

Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Как строить беседу, разговор о Боге с людьми, которые веру в Бога отвергают? Мотивируя это тем, что тяжело болеют, страдают, умирают дети (в частности, от онкологических заболеваний), становятся жертвами злодеев, маньяков, педофилов и т.д.? Они говорят: где ваш Бог, почему Он не поможет, не защитит?»

– Вопрос глубокий, и, наверное, я до конца на него не отвечу. Во-первых, человек, потерявший веру, сможет ли вас услышать? Готов ли он услышать ваши доводы на свои «почему?» Потому что на эти «почему?» сомневающийся или потерявший веру должен ответить сам. Как бы это парадоксально ни звучало. Можете ли вы ему помочь? Конечно, можете. И данная ситуация должна разбираться, при понимании, что человек свободное существо, Бог не сотворил зла, это всего лишь наш выбор. С чего начинается это все, почему болезни? Потому что мы несовершенны, подвержены болезням, даже маленькие дети болеют. Это несовершенство нашего тела.

Здесь вопрос: а для чего Господь? Помимо несовершенного тела, которое может болеть, умирать, у нас еще есть бессмертная душа. Открываем Библию и читаем: сотворил Господь человека и вдунул душу живую в первого человека по имени Адам. Наверное, нужно очень аккуратно приводить доводы. Иногда надо подготовиться к этой встрече. Но, безусловно, все это существует, люди хотят быть счастливыми, не хотят умирать, болеть, не хотят страдать. Наверное, это присуще каждому человеку. Но, к сожалению, даже Господь, Который отправляет на проповедь Своего Евангелия апостолов, не защитил их ни от наказаний, ни от смерти. Он вообще сказал: вас будут гнать и убивать, но награда ваша будет великой на Небесах. И они ведь пронесли это через всю свою жизнь.

Разочароваться в вере очень тяжело, но это не приговор. Безусловно, бывают кризисы в духовной жизни, но важно поддержать этого человека, пусть даже просто молитвой или чисто по-человечески сострадать ему. А если он спросит: «Скажи, может быть, я неправильно что-то понимаю?» Вы должны найти правильный аргумент.

Когда мы говорим о Боге, то всегда пытаемся рассказать о Том Боге, Которого знаем сами. А есть ли общее мерило? Все равно есть мое личное представление о Спасителе. И только в разговоре нам становится что-то более-менее понятно. Получается, что я разговариваю только о своем Боге?

– Мы говорим о некоторых общих чертах, которые люди понимают одинаково. Если мы здоровы, мы одинаково воспринимаем спектр цвета, как светит солнце, красоту природы. То есть, в принципе, в нас Господь заложил естественное восприятие окружающего мира. Что касается понятия о Боге, безусловно, оно есть в Священном Писании. В нем мы читаем, какой Господь, чему Он учит и так далее. А есть еще твое переживание общения с Богом. Потому что вера начинается с того, что ты обратился – и Господь тебе ответил, задал вопрос – Он тебе ответил. Ты попросил Его о чем-то, а Он вышел тебе навстречу и дал какое-то понимание.

Здесь очень важно понимать: есть общее – то, что мы читаем в Священном Писании, и опыт людей, имеющийся в книгах, о том, как они пришли к Богу (особенно святые праведники Божии). У каждого из них свой путь, не надо эти пути примерять на себя. Потому что у каждого из нас свое видение, свой духовный уровень. Но здесь важно понимать, что Господь – мой Создатель, зла мне никогда не пожелает. Если встретится испытание, я должен быть мужественным. «Господь, ты всегда меня слышишь. Помоги мне, пожалуйста».

И мы тоже имеем большой опыт. Мы обращаемся не только к Господу, но и к Пресвятой Богородице – Матери Божией, Которая всегда слышит наши молитвы. Мы обращаемся к святым угодникам Божиим, они тоже наши друзья и тоже могут участвовать в нашей жизни.

Взять Никольский монастырь в Старой Ладоге в честь Святителя Николая Чудотворца. Этот святой даже не был русским, он родился в Малой Азии. И через столько тысячелетий он помогает людям! К пустому колодцу не ходят воды напиться.

А ведь он помогает! Буквально недавно пришла женщина… (Мы не записываем эти чудеса, может быть, и надо их где-то фиксировать). Пришла женщина, вся в слезах, и говорит: «Он мне помог». Она принесла какое-то поминовение, деньги в конверте с просьбой использовать их только для него. Это же не я придумал. Я не заставлял эту женщину так делать. Почему так происходит? Это тоже говорит о том, что Небо близко к нам и есть вещи, которые нельзя объяснить.

Вы были в тех местах, где очень востребована помощь священников. Почему они там так востребованы? Люди там очень разные, но они вдруг обращаются к Вам. О чем они просят?

– Когда находишься на грани жизни и смерти, многое уходит в тень. Когда сегодня наши батюшки помогают нашим героям, защитникам Отечества от фашизма, защищать нашу землю, они идут к ним с верой и со словом Божиим, что Господь даст нам силы все преодолеть. Какие бы тяжелые моменты в истории ни переживал наш народ, мы всегда шли к Богу. Поэтому сегодня, когда наши военные батюшки приезжают на линию боевого соприкосновения, окормляют тех, кто лежит в госпиталях, они осуществляют огромную работу.

Я хочу, чтобы мы, все верующие, у которых здесь мирное небо и вроде все хорошо, очень крепко молились за наших батюшек. Чтобы Господь благословил их путь – нести всем слово Божие, всех поддерживать, быть не наемниками, а настоящими отцами и пастырями тех, кто смотрит в глаза смерти. Поэтому помоги, Господи, всем-всем нашим героям.

О чем они Вас спрашивали?

– Они просто просили помолиться.

То есть они не просили рассказать им о Боге?

– Нет, они все прекрасно знают и понимают. Как написано, в море и на поле брани неверующих нет.

У вас в монастыре есть Никольский храм в руинах, но вы сумели его законсервировать. Можно ли сказать, что есть люди, в которых пока христианская жизнь законсервирована, но может настать время, когда все-таки наше общество воспрянет от этой консервации и снова возродится к жизни? Как Вы думаете?

– Господь наделил нас, верующих православных христиан, уникальным даром миссии без слов. Идет батюшка по городу – он уже проповедник. Люди едут мимо храма, видят купола, кресты – это уже проповедь о Христе. И когда люди приезжают в Старую Ладогу (уникальное место Ленинградской области и вообще России, где началось наше государство, где много пережито), наши святыни так или иначе заставляют их задумываться. А если человек задумался, засомневался, то Господь постучит в его сердце – и там будет чудо рождения нового христианина.

Подводя итог, можно сказать, что и нам нужно думать, как говорить о Боге и как Сам Бог говорит о Себе в нашей жизни.

– Дорогие братья и сестры! Самое главное – не теряйте никогда веру в Господа Бога, какие бы испытания вам ни встретились. Сказал апостол: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13).

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс