Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы часто говорим о том, что человеческая природа повреждена. А мы, крещеные, тоже повреждены?
– Когда школьники стоят на пороге вуза, они кто? Еще не ученые, необразованные. Кто скажет, что уже готов? Никто. Но тем, кто желает учиться, выдают студенческие билеты. Это и есть наше Крещение. Это наши студенческие билеты. Очень хорошая аналогия на самом деле, потому что некоторые мастера – самоучки. Про них мы ничего не знаем. Но если студент будет учиться и четыре или пять лет трудиться над своей учебой, то выйдет из вуза не просто с другой корочкой, но другим человеком – образованным, ученым, способным специалистом.
Это наш переход в иной мир. Мы выходим с этой учебы в иной мир с каким-то багажом, мы чего-то достигли с Божией помощью. Безусловно, цыплят по осени считают, но эта осень уже за пределами земного бытия.
Мы крещеные. Но если студент забросит свой билет в ящик стола и пойдет пить, гулять, петь и веселиться, что толку от такого студенческого билета? Что толку от такого Крещения? Эту форму рассуждения, как у нас говорят, парадигму, любой священник рассказывает на огласительных беседах перед Крещением. По решению Церкви мы проводим такие беседы, объясняем людям все это.
В основном кого крестят? Малышей. И чтобы таинство Крещения было действенным, взрослые должны принять на себя очень серьезную задачу. Конечно, бывает, крестят детей певчих, диаконов и попов, там взрослые уже давно приняли эту задачу. Как говорят, ученого учить – только портить. Но большинство из тех, кто приходит крестить деток, совсем как те студенты в первый день в вузе.
Повреждение нашей души случилось после грехопадения?
– Грехопадение и есть повреждение.
Все это продолжалось до Рождества Христова. Потом началась новая эра. Но мы все равно продолжаем быть поврежденными?
– Конечно, мы продолжаем быть поврежденными. Мы только получаем стопроцентное средство преодоления этой поврежденности в ходе нашей земной жизни, в ходе христианского подвига следования Христу. «Подражайте мне, – пишет апостол Павел, – как я Христу». Это наша жизнь, наш путь, наш вуз.
Получается, что человек вследствие своей поврежденности всегда будет тянуться вниз?
– Хороший вопрос.
Нас повредили, у нас кровоточит рана, и рано или поздно она может привести к смерти?
– Не то чтобы кровоточит рана, но в организме имеются бактерии, болезнетворные бациллы. И, кстати, медицина это тоже очень хорошо знает. Бациллы, вирусы существуют в организме.
Человек, ведущий в целом здоровый образ жизни, не болеет всерьез, хотя имеет какие-то мелкие заболевания. Это праведник, который может совершать ошибки. Мы все исповедуемся и каемся в грехах. Как священник могу сказать, что иногда после Исповеди, как ни странно, остается приятное впечатление. А иногда не очень. Ну что сделаешь?
Студенты-отличники тоже чему-то учатся, стараются, они не знают заранее всю программу. И бывают лоботрясы. Я одного студента спросил, как он сдает определенную дисциплину. Он говорит: «Да как? Преподаватель тяжело вздыхает и ставит отметку».
Тройку?
– Ну, кому что. Этот тяжелый вздох преподавателя заменяет все учебные, так сказать, труды студента на освоение той или иной дисциплины. Это отдельная тема.
Наш жизненный путь – путь преодоления трудностей и борьбы с грехом. Борьба идет у всех по-разному. Есть люди, захваченные каким-то очень понятным, конкретным грехом. Типичная ситуация – пьянство. Человек преодолевает его. Но мы все знаем, что алкоголизм неизлечим. Это такая негативная, пессимистическая сторона. Но в то же время алкоголик может жить, как ни странно, полноценной, здоровой жизнью. Я таких людей знаю.
У нас есть православные и общечеловеческие, если можно так выразиться, общества трезвости, группы анонимных алкоголиков. Люди ведут здоровый образ жизни, не принимают ни грамма алкоголя. Если примут – беда. Когда все собрались за столом, кому по рюмочке, кому что, а эти люди наливают себе минеральную воду. Не знаю медицинских тонкостей, которые связаны с физиологией, но в целом так.
Примерно, как и диабетики. Нам дадут торт, мы его разрежем и съедим по половине – только удовольствие. А человек с диабетом положит себе ложку ксилита в чашку чая. Как он будет смотреть на наш торт? Не знаю. Но торт ему нельзя.
Так в точности и любой человек. У одного одни пути преодоления греха, у другого другие, у третьего третьи. Недаром есть очень мудрое свойство Православной Церкви – тайная Исповедь. Исповедь, когда человек подводит итог своей борьбы с грехом, получает новое направление. И никому не должно быть дела до этого. Нарушение тайны Исповеди – это тяжелейший грех, тяжелейшее нарушение христианского образа жизни. Я хотел бы сказать, что не встречал такого никогда.
Преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский такие же, как и мы?
– Да.
Они тоже были с поврежденной природой?
– Да. И Христос тоже принял поврежденную природу. Она изменилась при Его Воскресении. А до этого у Него была наша природа.
Что такого делают святые, чтобы стать ими?
– Учатся. Как студенты. Вот человек получил красный диплом. Что он такое делал? Усердно учился. Вот вам и святые. Усердно учился, решал задачи, сдавал экзамены. Я со студентами общаюсь через Исповеди и преподаю. Для некоторых студентов учеба начинается с сессией, только тогда они начинают что-то учить. И это ненормально. Это никуда не годится. Это безобразие. Но тем не менее...
А у такого студента, как вы говорите, учеба идет 365 дней в году, за маленькими исключениями.
То есть вся наша жизнь – это должно быть некое напряжение в духовном смысле?
– Да, умеренное напряжение. Святые отцы пишут, что не нужно уклоняться в крайности. Крайности от беса. Очень хорошее высказывание.
Но порой эта работа, напряжение в любой сфере жизни требуют от нас усилий. И порой они, скажем так, могут тяготить. Как с этим бороться? Как преодолевать себя и при этом оставаться свободным? Порой что-то преодолеваешь, что-то себе запрещаешь, но при этом как бы чувствуешь дискомфорт.
– Вы очень хорошо сказали. Вы замечательно употребляете термины, которые помогут нам разложить все в одну строчку. Необходимо отличать сферу нашей воли от сферы наших эмоций.
Сфера эмоций – это дискомфорт. Неприятно, надоело, трудно, нет желания – это эмоциональная сфера. А сфера воли – это то, что надо делать. И не надо для этого пускаться ни в серьезную моралистику, ни в богословие. Когда утром звонит будильник и вам надо идти на работу, в школу, в университет, на богослужение (особенно раннее, в 4:50), чего вам хочется? Спать. Особенно если вы накануне вечером были чем-то заняты, работали. Вам хочется спать. Тяжело. И что вы делаете? А ничего не делаете, встаете и идете, протираете глаза, моетесь, чистите зубы. Волнует ли вас тот факт, что ваши чувства, эмоции, переживания, какой-то дискомфорт входят вразрез с тем, что вы делаете? Ничуть не волнует. Надо, значит – встал и пошел.
Я могу нарисовать картину про человека, абсолютно далекого от Церкви, от синагоги, мечети, от чего угодно, такого, который вообще ничего не знает про Бога и даже никогда не задумывался об этом. Такие люди, к сожалению, есть. Но такая картина всем ясна. Просто она в религиозном сознании укладывается в общий жизненный строй. А вне религиозного сознания могут быть трудности. Человек может зачем-то записаться на прием к психотерапевту. Такое бывает иногда.
Поэтому и говорят, что наш путь тернистый. Очень часто задают вопрос: почему у православных все так сложно? Бывает, человек спокойно жил до Крещения, поступал по совести, старался никого не обижать, а потом принял Крещение, стал активно приходить в церковь, и начались искушения, скорби, в жизни появилось очень много правил. Вроде как все понятно, но в то же самое время начинается более регламентированная жизнь даже в духовном смысле. Таинства, службы. И от этого становится как-то совсем непросто, тяжело. И человек считает, что становится несвободным.
– Надо бы поговорить с этим человеком и конкретно понять, что ему не нравится. Может, он раньше работал охранником на лесном складе, а потом решил стать офицером спецназа или что-нибудь в таком духе. Ему стало гораздо труднее жить. Да, он будет жаловаться, что тяжело. Но его спросишь, и он скажет, что надо же все-таки как-то расти.
Значит, просто новая ступенька.
– Да, новая жизнь. Вот у меня нет музыкального слуха, а вдруг меня по какой-нибудь дикой причине возьмут в симфонический оркестр.
Музыкальный слух есть у всех, вопрос только в развитии.
– Ну, в общем, он развит настолько, что быть только охранником на лесном складе. Меня из дьяконов прогнали в священники, и это была ведущая причина. И если бы меня действительно взяли в симфонический оркестр играть на скрипке, то через два дня я, конечно, завыл бы и сказал, что трудно. А мне сказали бы: «Ну, знаешь, ты полез со свиным рылом в калашный ряд, нечего тебе там делать».
Или, может быть, человек решил стать монастырским послушником. Монах – это действительно если не майор спецназа, то сержант. Хороший монах в хорошем монастыре. Ну, на то и послушничество бывает. Послушничал полгодика и потом сказал: «Знаете, нет». И я таких людей видел, к ним полное уважение, никаких проблем. Он в монастыре пожил, потом ушел, женился и ведет хорошую семейную жизнь. Ничего плохого в этом нет.
Часто общаешься с людьми и говоришь им о том, что христианские ценности – это те, которые могут привести этот мир в порядок, в том числе и нашу жизнь.
– В общем, да.
Даже простые человеческие отношения. Но многие люди, даже образованные, говорят, что это полная ерунда, что можно жить без религии, просто быть честным и порядочным, выполнять какие-то правила, никого не злить в бытовом смысле, и все будет в порядке. Что сказать такому человеку?
– Когда кто-то что-то такое говорит, не спешите сразу говорить «нет», выразите согласие.
Мне пришлось согласиться.
– Вот пришли вы в магазин самообслуживания. Мне очень нравится это сейчас: пришел, взвесил товар, тебе цену пробили, карточку прижал... А хороший человек взял что-то ценное, помидоры по 200 рублей за килограмм, и думает, что не будет платить за них, так пронесет, никто и не увидит. И у него крутится это в голове. Почему? Совесть? А что такое совесть? Не хочу платить за помидоры и не заплачу. Никто не увидит. В магазин их пять тонн привезли, ведь лучше их быстрее разобрать, чтобы не сгнили. Человек думает: если я их не возьму, то они у них в ящиках сгниют.
Такого рода рассуждения хороших людей составляют для них большую проблему. Когда речь идет не о помидорах, а, скажем, о супружеской верности или о верности своей Родине, особенно в наше время, такой человек может очень сильно дать зигзаг. А может и сразу перескочить. – Вы своей жене изменяете? – Нет. – Почему? – Я порядочный человек.
Хорошо. Так живет год, другой, пять, дети родились. И потом его раз – и змея кусает в сердце или в другое место, и он начинает думать: «А что порядок? Кто его установил? Я себе сейчас другой порядок установлю». Понимаете, что дальше идет? Дальше смотрите статистику разводов.
Они есть и среди православных.
– Увы. Потому что эти православные студенческий билет получили, а за учебу не взялись или взялись плохо, безуспешно, только первый семестр проучились, как в любом вузе бывает: после первого семестра все-таки редко кого отчисляют. А потом пошли процессы, и эти студенты уже не доходят до конца.
Когда мы пребываем в Господе Иисусе Христе, то наша природа как бы становится богоподобной. Как можно это объяснить?
– От одного слова она не становится богоподобной. Но дорога открывается.
Можем ли мы как-то приблизиться к этому? Святые приближались. А мы в бытовом смысле можем ли так рассуждать, иметь дерзновение стать подобными Богу?
– Как пишет апостол Павел: воля Божия есть ваша святость. К сожалению, в синодальном переводе написано «ваше освящение». А сейчас иногда вместо «я» ставят «е» – «освещение».
Сия бо есть воля Божия – святость ваша. Наша общая. Как ректор вуза говорит студентам: «Вы пришли сюда учиться, вам всем открыта дорога к тому, чтобы стать прекрасными выпускниками нашего замечательного университета». Так же и наш Ректор – Господь – зовет нас всех.
А дальше у всех разные степени. Кому-то получить четверку вместо тройки – большой подвиг, а кто-то будет отхватывать одни пятерки на всех экзаменах. Это сюжет притчи о талантах. Кому дали десять, кому пять, а кому один. И хозяин от всех ждет дохода с этой инвестиции. Каждому свое. Кому дали десять – с того десятку. Кому пять – принеси поменьше. Кому один – хоть один заработай, хоть что-нибудь. А он его положил под куст и забыл про него.
Много раз это повторяем: надо понимать и свою ответственность – участие в жизни Церкви своей молитвой. Как говорят в миру, ваш голос важен для нас. Оказывается, каждый глас вопиющего важен.
– Очень важен. Не знаешь, с кем на улице встретишься… Здесь, в Москве, я стоял и ждал автобус. Подошел молодой мусульманин (увидел, что я в подряснике с крестом) и начал со мной какой-то богословский разговор: «Почему вы, православные христиане, верите не так, как надо?»
Хотя у нас очень разные религии, но ищут они что-то общее...
– Совершенно верно. Тут требуется доброжелательность и некоторый опыт, чтобы не сказать им лишнего, а сказать нечто, что, по крайней мере, не произведет плохого впечатления. Можно сказать, что мы разные народы, они знают свой путь, мы – свой. И сказать что-то доброе, умиротворяющее.
Один крупный мусульманский деятель на моих глазах одному мусульманскому вопрошателю (дело было в молодежном лагере) дал очень жесткий ответ, который в Православии был бы немыслим. Он ответил так: «А вы, молодой человек, изучали богословие? Учились где-то в Саудовской Аравии, медресе окончили?» – «Нет». – «Тогда это не ваше дело, не ваш вопрос. Без вас богословы разберутся. А ваше дело, чтобы жизнь была спокойной, миролюбивой, отношения между соседями были братскими, чтобы Россия была целой, благополучной. Вот этим займитесь, а богословие без вас обойдется». Мне ответ понравился, но в Православии все-таки так не принято.
В Православии так не пойдет. Когда нам говорят: вам этого достаточно, идите занимайтесь делом, – мы впадаем в крайности. И начинаются всякие суеверия.
– Верно, апостол Петр пишет: «Будьте готовы дать каждому ответ с кротостью».
Получается, что каждый прихожанин должен учиться понимать свою веру, изучать то же догматическое и основное богословие.
– Обязательно. Митрополит Филарет Московский говорил: если вы не совершенствуетесь в Православии, то я не знаю, кто вы такой и что с вами будет.
То есть если твоя вера основывается только на том, чтобы раз в месяц (в лучшем случае) исповедоваться, причаститься, не понимая, зачем это надо… Но кому-то, может быть, этого и достаточно.
– Опять же все люди разные. И наше время дает определенные ресурсы. Кому много дано, с того много и спросится. Это слова Спасителя. И сегодня дано очень много, особенно молодому поколению. Какой-нибудь бабуле я говорю, что я тоже уже старенький. «Вам сколько лет, батюшка? Мне вот уже восемьдесят девять». И этой бабушке я уже не буду советовать читать книгу Олега Давыденкова «Догматическое богословие».
Да, каждому свое. Но все это говорилось в контексте того, что все равно надо совершенствоваться. Кому-то достаточно совершенствоваться в добрых делах, а кому-то нет.
– Приходите на Исповедь. В условиях Исповеди эти вопросы решаются очень надежно и спокойно.
И в таинствах Церкви происходит то самое обожение, жизнь во Христе Иисусе и уврачевание нашей человеческой природы.
Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения!Сегодня Евангельское чтение было посвящено воскрешению сына наинской вдовы (Лк. 7:11–16). Это хорошо известное повествование о том, как Господь на пути столкнулся с погребальной процессией. Умерший был единственным сыном вдовы, и Господь, сжалившись над матерью и над всеми теми, кто глубоко ей сострадал, воскрешает юношу.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.