Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (39) → Мощь ГПУ против мощей

Мощь ГПУ против мощей

№5 (39) / 5 января ‘96

Екатеринбургская епархия

Симеон Праведный возвращался домой в свое Верхотурье длинным извилистым путем. По маленьким и большим екатеринбургским улицам пронесли его святые мощи и мимо нынешнего «Совкино», в далеком 1920-м году называемом кинематографом «Лоранж». Но в то время там крутились не только редкие еще фильмы. На потеху люмпенизированной, не верящей ни в Бога ни в черта послереволюционной публике, именно у размалеванной афиши агентство УралРОСТа выставило на специальном стенде сенсационные, как считалось тогда, снимки. Они запечатлели верхотурское бесовское действо — принародное, уж чекисты и местные активисты расстарались, вскрытие священной раки с мощами святого, которому доселе поклонялись, находя душевное, моральное успокоение, а то и физическое исцеление, тысячи и тысячи людей. Старый газетчик Геннадий Лисин, к сожалению, уже покойный, непосредственный очевидец тех событий рассказывал автору этих строк следующее: «Разоблачители, как на грех, выбрали «Симеонов день», который издавна особенно почитался верующими. Стол с гробом — серебряной, искусно выполненной ракой вынесли из Крестовоздвиженского собора и нарочито установили на самом видном холмистом месте. Богомольный народ испуганно крестился, священники наотрез отказались сами вскрывать прямоугольный ящик. Зато это с легкостью сделали приезжие люди в кожаных тужурках из ЧК, безжалостно вытряхнув содержимое наружу и похваляясь тем, что никакой гром, де, небесный не грянул, не покарал «смельчаков». Главные из святотатцев конечно же, находились в Москве. Лишь сравнительно недавно в связи с раскрытием разных спецхранов выявились подробности о деяниях так называемой антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б), председателем которой был небезызвестный «трибун и глашатай» Емельян Ярославский (Губельман), а секретарем хорошо известный кое-кому в уральских «компетентных органах Евгений Тучков, недаром же носивший этакую конспиративную кличку — «Игумен». Именно этот деятель, начавший управделами штаба уфимского комбатальона, ставший в тридцатых годах в Свердловске особоуполномоченным страшного НКВД по Среднему Уралу, подписывал и форсировал дело № 374 об убийстве пионера Павлика Морозова, в котором до сих пор много неясностей. Больно уж выдаются наружу грубые швы, непременно наталкивающие на один-единственный вывод о преступной кулацкой руке с умыслом расправившейся с юным защитником колхозного строя.

Но то случилось позднее. А в двадцатых, на заре советской власти товарищ секретарь тайной, нигде не проходимой организации поистине уподоблялся самому страшному великому инквизитору, немало преуспел в кровавом преследовании верующих, в конфискации, разрушении, уничтожении их имущества, в надругательстве над памятью народной. Волосы дыбом встают, когда перебираешь «заслуги» дьявольских тучковских подручных. Их жертвы просто вопиют. Судите сами. В ту пору архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника, до этого несшего слово Божие и в чужие страны, бросили в реку, предварительно выколов глаза и отрезав уши. Пермского же викария Феофана, пытавшегося расследовать безсудную казнь Владыки, тоже схватили и расстреляли. Свияжского отца Амвросия убили, привязав к хвосту скачущей лошади. Гермогена Тобольского, облегчавшего судьбу сосланного царского семейства, замучили пытками. Самарского Исидора посадили на кол.

А прижизненные мучения Патриарха всея Руси Тихона, осмелившегося прилюдно осудить не только расстрел Николая II и его близких («наша христианская совесть не может согласиться с этим, пусть за это нас называют контрреволюционерами»), но и преступное вскрытие рак и гробниц, что нарушало даже государственный декрет об отделении церкви от государства и конституцию РСФСР… В письме председателю ВЦИК Михаилу Калинину он втолковывал следующее: «Почитание Святых и их останков (мощей) и приношение Богу жертвы путем возжигания восковой свечи являются древними обрядами Православной и Римско-Католической церквей, непосредственно относящимися к области культа. Если же допустить возможность гонения на него, то как же это можно согласиться со статьей 21, предоставляющей в России «право убежища за религиозные преступления?» Увы, это послание, как и многие другие с мест, «Всесоюзному батраку», то бишь «старосте», получило лишь характерную, высочайшую отметку «оставить без последствий».

Отсюда и дальнейший, поистине крестный путь ревизованной уральскими «государственниками» частицы церковных ценностей, о коем поведала бывший главный хранитель краеведческого музея Надежда Пахомова, много лет занимавшаяся этой историей и сама за «излишний интерес» страдавшая от командно-административной партийной системы. «После «разоблачения» мощей Симеона Праведного те хранились в Нижнетагильском окружном музее, — объясняла она. — Но поскольку тот постоянно держался на грани закрытия, то их «перебросили» в Свердловск. В УМР — Уральском музее революции — святые мощи в духе времени использовались для атеистической работы. Затем, когда стало идеологически невыгодно показывать Ипатьевский особняк, не то что располагавшиеся там революционные экспозиции, реликвию верующих упекли под настоящий арест. Нет, даже не в фонды нашего краеведческого из Зеленой рощи, а в этакий музейный спецхран. Я действительно несколько взысканий получила за то, что кое-кому неосторожно их показывала. С перестройкой и гласностью отношение к этим арестованным экспонатам, слава Богу, изменилось. Мы так или иначе демонстрировали их на выставке, посвященной 1000-летию принятия Христианства на Руси. Затем по просьбе архиепископа Екатеринбургского и Курганского Мелхисидека передали мощи епархии, и они до возвращения на родину находились в храме Всемилостивого Спаса поселка Елизавет».

Любопытно, что опытный специалист музейного дела напомнила и об еще одной немаловажной детали. Оказывается, сбережена была музейщиками и вторая часть святых останков — лучевая кость Симеона Праведного, хранившаяся раньше в Екатерининском соборе (на теперешней площади Труда), пока его не снесли. Кажется весьма символичным, что как раз оттуда по милостивому разрешению главного конвоира, «расстрельщика и похоронщика Якова Юровского протоиерей Сторожев и дьякон Буймиров дважды в 1917-м году совершали службы для томящейся в доме (доме особого назначения) царской семьи. Ну и, думается, всем нам — патриотам России не безразлична судьба верхотурских памятников, куда вернулась после стольких лет отсутствия главная реликвия.

У упомянутого ветерана сохранилась редкая 76-летней давности фотография екатеринбуржской безбожной выставки у кинотеатра, которую он передал автору этих строк. На ней, разумеется, фигурировали и строения Свято-Николаевского мужского монастыря, Кремль, Троицкий собор, согласно международной конвенции попавший в число значительнейших архитектурных творений мира.

Да и само Верхотурье, напомним, включено в списки исторических городов России. С прискорбием приходится лишь молвить, что все эти строения тогда разделяли судьбу мощей, находясь в забытьи, без должного присмотра, а то и тоже под своеобразным арестом за решеткой и колючей проволокой. Ну как же иначе назовешь долгую оккупацию монастырских помещений и даже «дома для почетных гостей» колонией для несовершеннолетних преступников? Довелось некогда побывать в той монастырской тюрьме как раз после того, как заключенные-подростки «обстреляли» камнями со стен богомольных старушек на улице. Сейчас по милицейским сводкам в старинном Верхотурье стало на удивленье меньше преступлений. Может, в этом заслуга и возвратившегося сюда праведника?

Валентин ЗАЙЦЕВ,
журналист

 

В других номерах:

№11 (85) / 11 января ‘98

Екатеринбургская епархия

Визит архиепископа Ионафана

 

Екатеринбургская епархия

Защитник Отечества немыслим без веры

 
 
Проповедь

О бытии Бога

Относительность доказательств никогда, однако, не служила препятствием для человеческого сознания к исканию истины через сравнительную оценку аргументов двух основных взаимоисключающих мировоззрений — религиозного и атеистического. Истина может быть только одна: или есть Бог и, следовательно, есть вечность и смысл жизни, или нет Бога, нет вечности, и бессмыслица смерти ожидает человека.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс