Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Священник с гитарой, что-то будет сегодня... Я уже много лет веду передачу и люблю, когда появляются поющие священники. Когда я начинал, отношение было не очень: ему надо служить, а он поет. А сейчас отношение поменялось, и поющий батюшка это, можно сказать, находка. Я все эти годы очень много участвовал в разных проектах, передачах, миссионерских движениях и на улице выступаю. Получается, это такая миссия, когда священник выходит на поприще на улицу буквально, и это очень важно. Хотелось бы узнать, отче, откуда Вы родом, почему оказались в Калининграде, почему у Вас в руках гитара? Как Вы там в Калининграде живете?
– Я родился в Забайкалье в городе Чита, мой отец военнослужащий. Его перевели, он учился в академии в Москве, и 80-е годы я провел на Хитровке, в центре Москвы. Потом отца перевели по месту службы, он оказался в Калининграде. А гитара началась, можно сказать, в Москве, потому что в конце 80-х годов был расцвет рок-движения. Мой дядя собирал пластинки, ими делился с моим папой. У нас дома всегда звучала музыка и на пластинках, и на бобинах. Потом мне посчастливилось попасть на Подольский рок-фестиваль в 1987 году, где выступали будущие звезды, а тогда их вообще никто не знал: «Наутилус Помпилиус», «Калинов мост», «ДДТ». Мне было 12 лет, меня все это впечатлило, и я стал потихонечку заниматься на гитаре. Поступил в детскую музыкальную школу уже в таком не детском возрасте. В итоге в Калининграде это увлечение вылилось в то, что мы создали с другом Максимом группу «Духов день» и, соответственно, были в начале рок-движения в Калининграде, выступали на первых рок-концертах. Тогда это было в новинку.
Помню первый рок-концерт, кинрок так называемый сейчас. Как только мы выступили, нас сразу же повезли на радио, взяли интервью, была достаточно активная творческая и музыкальная жизнь. В 1995–1997 годах мы записали альбом. Постепенно это все сошло на нет, притом, что мы вместе с другом стали верующими. Мой друг стал священником в то время.
Интересно.
– Да. У него достаточно сложная судьба. Потом я тоже Промыслом Божиим стал священником и вообще перестал заниматься музыкой. У меня дома даже гитары не было. И лет семь я абсолютно спокойно жил без нее. Но наступил какой-то момент, и я вспомнил, что когда-то очень мечтал о хорошей гитаре. Проходил мимо музыкального магазина, думаю: «Надо уже исполнить свою мечту», – купил гитару недорогую. Она у меня дома полежала, и вдруг начали писаться песни. Первая песня была о том, что я больше никогда не буду писать песен. И как второе дыхание, можно сказать, началось в жизни. Постепенно развилось, и сейчас уже записал целый альбом где-то года два назад, и сейчас у нас началась достаточно активная концертная деятельность.
Я вообще считаю, что как раз то, что вы делаете, очень важно, потому что священник не должен сидеть на приходе и ждать, когда к нему придут. Священник должен сам выходить из некой скорлупы, некого православного гетто, где удобно, все верующие, все тебя понимают, улыбаются, к батюшке уважительно относятся, «батюшка, благословите». А вот если пойти куда-то на улицу, то там уже к батюшке относятся по-другому. А если зайти в какое-то училище или школу, там и пальцем будут показывать, там уже должен нести свою миссию.
Поэтому я даже в последнее время стал ходить в общежитие техникума. Вечерком приду, мне соберут ребят, и мы с ними часик играем. Цоя, свои песни я играю, и в основном разговариваем. Я увидел, что у очень многих молодых людей есть интерес к такой музыке, которую я играю, которую я люблю, в принципе. Слава Богу, что вы этот труд совершаете, и постепенно сознание людей изменяется, что священник с гитарой это не страшно. Это есть некий инструмент миссии, миссионерства.
Отче, напрашивается песня сразу. Так интересно все, просто.
– «Отгорело лето»:
Отгорело лето –
дымом листвы,
Уложило в землю
пламя свое.
Черные кораллы деревьев –
руками ветра
Подметали небо
от облаков,
Чтобы нам с тобою
Видеть далеко,
Как весна спешит
солнцем растворить
наши окна.
В моей пустыне дорог
не сыщешь,
Там есть гора
и пещера есть,
где каждую ночь –
в простом рубище
Я грею руки у костра.
Ко мне приходят львы
и фаланги,
и мы ведем немой разговор,
А утром птицы меня
проводят
в тот край, что больше
похож на сон,
похож на сон.
За щедрую ночь,
за долгую кровь,
что течет из ран
Твоих фонарей –
Руками Христа на страже –
твоей дороги.
По которой покинет
твой холодный чертог,
за руку с Гердой,
Гердой-весной
твой теплом
расколдованный Кай,
Зима – спасибо!
В моей пустыне дорог
не сыщешь,
Там есть гора
и пещера есть,
где каждую ночь –
в простом рубище
Я грею руки у костра.
Ко мне приходят львы
и фаланги,
и мы ведем немой разговор,
А утром птицы меня
проводят
в тот край, что больше
похож на сон,
похож на сон.
Я послушал Ваш рассказ и понял, что все очень похоже. И со мной то же происходило, и я тоже гитару забросил, хотя друзья на меня очень сердились, говорили: «Тебе Бог дал талант, а ты, понимаешь…». Тогда я строил храм, становился священником, я горел, не до гитары было. А потом, оказалось, рядом с храмом, который я строил, дневной стационар для наркоманов. И ко мне обратились оттуда: «Батюшка, а Вы можете с нашими ребятами поговорить? Нам бывает трудно найти с ними общий язык, может быть, Вы как-то...». Я говорю: «Ну, давайте». Прихожу, у них такие сиденья вкруг специально для работы психологов, чтобы не было преград.
Сидят они, им уже так все надоело. Они приходят – их кормят, поят, за ними ухаживают, они таблетки какие-то принимают. Они пошли, дозы приняли и, в общем, развлекаются, отдыхают. Я с трепетом начал с ними беседовать. Смотрю, а они просто спят, смотрят и «что ты нам тут, дурилка картонная, еще расскажешь интересного; слыхали мы эти байки, поп какой-то».
Я думаю, так… говорю – подождите меня, вы можете подождать? Они говорят – можем. Я сбегал в храм, взял гитару (у меня там гитара была), и я им дал концерт. У меня есть и рок-н-рольное прошлое, и рок. Я дал концерт, они все проснулись, у них такие глаза были... Они начали хлопать, после этого я отложил гитару, и они меня начали слышать.
Я начал с ними говорить о том, что есть спасение, что спасение только через Иисуса Христа. Он пришел, принес любовь, Его распяли… Я так им рассказывал, как будто сам это все переживал. У них глаза все больше раскрывались, они как будто услышали. И я стал к ним ходить. Пока я был на этом приходе, я ходил.
Потом меня судьба забросила в другие места. Там половина их поумирала, может, больше половины, но кое-кто остался, и до сих пор мы находимся в общении. После такого откровения, которое Господь, видимо, открыл. Не знаю, что делай, хоть фокусы показывай, они уже все видели. А вот когда через музыку (у меня еще такие тексты пробивные, о поиске смысла), это их затронуло, и мы стали друзьями. До сих пор мне пишут.
Некоторые исправились, сошли. Так что это действует. И Ваши походы по общежитиям, это здорово, это интересно.
– Буквально вчера мы приехали в Петербург, и я думаю, надо как-то с пользой время провести. Сходил в реабилитационный центр для подростков, имеющих проблемы с законом, для них поиграл. А это ребята с очень сложной судьбой, и тоже думаю, как, пойдет – не пойдет. Им 16–17 лет, они: «Ой, священник»... Смотрю, поиграл им песни, поговорили о смысле жизни, о Родине, о воспитании, можно так сказать. И в конце (они вроде отстраненно слушали), подошли и очень многие поблагодарили. То есть до них дошло. Через музыку можно достигнуть сердца человека, тем более рок-музыка очень эмоционально насыщенная. Она помогает прийти к человеку, затронуть какие-то глубинные струны его души. И потом гораздо легче разговаривать.
Привыкли, что священник сейчас начнет морали читать, что делать, что не делать. А если ты просто задаешь вопросы глубокие, о которых все люди размышляют (смерть, жизнь, любовь, смысл бытия), то человек к тебе располагается, видит, что ты тоже сомневающийся, ищущий, и он хочет с тобой к чему-то прийти особенно. В этом смысле рок-музыка очень интересный инструмент.
Поэзия хорошая.
– Да, это важный момент.
У меня был такой случай. Я готовил проповедь и понял, что я говорю, а люди как-то не просыпаются. Каждый там машину купил, квартиру, жену.
– По Евангелию.
Да. И я взял из поэмы «Русский крест» Николая Мельникова… Сейчас фильм такой вышел, рекомендую всем посмотреть фильм «Русский крест».
– Да, мощный такой фильм.
По-моему, можно было по-другому его снять. Пореченков хорошо сыграл, в принципе. И я взял из этой поэмы часть, которая мне нравилась. А я все время в телефон что-то скидываю интересное, и у меня есть блокнотик, куда постоянно собираю крупицы золотые, жемчужины. Иной раз женщина говорит: «Батюшка, что делать, не знаю», и я так раз на эту тему, Иоанна Златоуста, или кого-то еще, Никона Воробьева. Смотрю, женщина: «Батюшка, спасибо, это как раз то самое». Я уже понимаю, что ей нужно. Я мог и сам написать, но это очень долго бывает, перегруз.
Я прочитал, читаю и смотрю, люди плачут, храм рыдает просто. Если бы я проповедь просто говорил, они стояли бы «да, да», а тут поэзия попала прямо в точку болевую, которая есть у каждого человека, где душа и сердце раскрываются. Это меня потрясло. Еще песню, мы много разговариваем, больше бы песен, было бы хорошо.
– Хорошо.
Нас с младых ногтей да
не учили искать
Красного Села
да под куполом.
И по росной траве
не водили нас
На заутреню да
в предрассветный час.
Но всему свое время,
время петь и молчать,
Впустишь ветер в окно,
да не пожнешь тишины.
И по горящим углям
не пройдет за тебя
Не пропляшет другой,
да у последней черты.
Да только ты же знаешь...
Сегодня радость,
завтра горе,
А послезавтра тоска.
А если не с тобой,
то с кем они сейчас,
То когда?
Сегодня радость,
завтра горе,
А послезавтра тоска.
А если не с тобой,
то с кем они сейчас,
То когда?
Отдавши соль, кровь,
пот и слезы
На каравай живота,
Приять бы мир, а что еще
Нам нужно тогда?
Вот звенят топоры
да в глухом лесу,
Льется свете тих да сквозь
дерев листву.
А не найдется ль там
вместо тихого
Место тихого
да неприметного?
Да только ты же знаешь...
Сегодня радость,
завтра горе,
А послезавтра тоска.
А если не с тобой,
то с кем они сейчас,
То когда?
Сегодня радость,
завтра горе,
А послезавтра тоска.
А если не с тобой,
то с кем они сейчас,
То когда?
Отдавши соль, кровь,
пот и слезы
На каравай живота,
Приять бы мир, а что еще
Нам нужно тогда?
Спаси Господи. Прослеживаются лучшие традиции советского рока, да.
– Есть такое, немножко, некоторых его агентов.
Это, можно сказать, роднит нас, и когда текст более духовный, более религиозный, если так можно выразиться, то открываются новые перспективы.
– Ну да.
Не просто петь о чем-то, если есть в кармане пачка сигарет, значит, все в порядке на сегодняшний день. А тут уже другое. Хотя молодежь, подростки, очень трудно найти к ним дорогу, к их сердцу. До какого-то момента, потом они сходят, ищут своего.
– Я живу не в самом Калининграде, а есть такой город – Гусев, небольшой, недалеко от Калининграда. И у меня в городе есть два училища, политехникум замечательный. Я уже много лет туда хожу и читаю беседы о семейном просвещении (как выйти замуж и т.д.). Это действительно испытание, когда ты приходишь, там какие-то десятиклассники, и ты им что-то говоришь, надо, чтобы в конце они как-то тебя поняли, приняли. Для меня это всегда, как Голгофа, нужно очень много усилий приложить, чтобы молодое поколение тебя услышало.
Потому что они, конечно, относятся так… взрослый пришел и опять начинает мне что-то говорить о моей жизни, а она у меня и так интересная, достаточная, и мне совершенно ничего не нужно. Я это взял у сектантов. Как-то занимался сектами и увидел, как сектанты попадают в школы, в училище. Они приходят и говорят о семье, а потом между делом… И я тоже у них взял этот момент и говорю о смысле жизни, и между делом говорю – а православные так считают, в основном психология на 90%. И спрашиваю, какую музыку вы слушаете, тоже интересный ответ от них, такой момент.
Меня тоже приглашают в школы. Я был в одной школе в 11-м классе что ли, у меня бывают моменты озарения, и я им рассказал про любовь, объяснил им, как я понимаю, разумею. Есть духовное понимание любви, возвышенное, а есть низменное. Люди путаются в этом. Я что-то говорил про любовь возвышенную, и они меня поняли, особенно девчонки. Они все равно хотят чистой любви, первых отношений. Это очень близко к Богу, очень близко, чистота. Потом я не знал, куда от них деться. Я там жил неподалеку, и когда я проходил мимо, они меня догоняли – «батюшка, расскажите еще что-нибудь про любовь». Им никто ничего не объясняет, они как трава растут. Удивительно.
– Да, в школе им вообще ничего не говорят. Это зря очень.
Если только педагог такой, попадется, личность, это редкость.
– Счастье человека часто зависит от семейных отношений, от его жены.
Вы поете посвященное жене, у меня тоже есть такие произведения. И я им говорю в школе, что вам очень много знаний дают, а вот самого главного, к сожалению, не дают. Я уже и на высших уровнях говорю, что должны быть интересные уроки о том, как создать счастливую семью. Если ты будешь счастлив в семейных отношениях, ты будешь счастлив в своей жизни. По крайней мере, для неверующего этого достаточно. Для верующего немножко другие запросы, цели и т.д. Нахожу отклик, с молодежью нужно говорить об этих серьезных вещах, особенно о любви, семейных отношениях и т.д.
И музыкой можно это передавать тоже. А у Вас есть что-нибудь такое, о семейных ценностях?
– Могу спеть песню, которую посвятил своей супруге. Я тоже всегда рассказываю в школе, что она три раза не приходила на свидания, я был на нее очень зол. Я всегда говорю – бывают невесты не очень, зато жены хорошие. Звонил по телефону ей домой, а тогда мобильников не было, все молодые удивляются, как это так. Сейчас же все «ты где?», sms послал и сразу понятно. Тогда как? – Не найдешь. И я звонил, а мою жену зовут Надежда, и ее дедушка говорил таким загробным голосом «Наде- жды нет». Я спою лирическую песню.
«Возвращение»:
На границе,
Что плетью по сердцу,
Между черным и белым,
между
Печалью и светом,
надеждой и тьмой
надеждой и тьмой.
Ты познаешь свое
пораженье,
Ты увидишь свой цвет
и ступенью
узнаешь Ее на своем пути,
на своем пути.
Ручьем зимы,
Листвой весны
Меня однажды ты позови.
Ведь знаю я,
Что ждешь меня.
Ведь за моей спиной –
тысячи дорог,
Впереди у нас веер звездных
троп.
И только лишь одна
Нам с тобой нужна...
Ведь за моей спиной –
тысячи дорог,
Впереди у нас веер звездных
троп.
И только лишь одна
Нам с тобой нужна...
Что звенит как струна...
Мне знакомо здесь все
В твоем доме:
Скрип дверей, ткани штор,
Долгий тополь,
За окном –
Усталый закат,
Усталый закат.
Ты меня не проси
мне поведать,
где я был,
Чем я жил.
Мне ответом
Первый шаг
в дом,
Где знакомо мне все,
Где знакомо мне все.
Пускай звоню, и мне в ответ
Усталый голос – Надежды
нет,
Но знаю я,
Что ждешь меня.
Ведь за моей спиной –
тысячи дорог,
Впереди у нас веер звездных
троп.
И только лишь одна
Нам с тобой нужна...
Ведь за моей спиной –
тысячи дорог,
Впереди у нас веер звездных
троп.
И только лишь одна
Нам с тобой нужна...
Что звенит как струна...
(Окончание в следующем номере)
Записали:
Ольга Смирнова
и Анна Вострокнутова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Lavrskie-vstrechi-Avtor-ispolnitel-protoierey-Georgiy-Matveev-Chast-1;
https://tv-soyuz.ru/Lavrskie-vstrechi-Avtor-ispolnitel-protoierey-Georgiy-Matveev-Chast-2
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.