Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1227) → Священник Михаил Проходцев: Методы нравственного воспитания

Священник Михаил Проходцев: Методы нравственного воспитания

№42 (1227) / 2 ноября ‘23

Беседы с батюшкой

В названии темы звучат какие-то научные нотки. Но, если серьезно, способы нравственного воспитания в первую очередь касаются не детей, а нас самих. Нравственное христианское воспитание самого себя и людей рядом – это разные вещи. Но я бы хотел еще усложнить задачу и обсудить ненасильственные методы воспитания. Это очень сложный процесс. Потому что мы уже привыкли к тому, что в нашем социуме навязывают свое мнение и меньше слушают других людей. Конечно, когда мы говорим о нравственности, то уж больших специалистов в этом, чем каждый из нас, мы не знаем. Мы даже не представляем себе, что кто-то знает о нравственности больше, чем мы. Как Вам такая тема?

– Это замечательная тема. Сразу вспоминается наше занятие по нравственному богословию в духовной академии. Когда пришел наш преподаватель отец Владимир, то первым делом он сказал: «Ну, что, студенты, вы думаете, что нравственное богословие – это так себе предмет, где-то сбоку? Ваши мозги и сердца посещает примерно следующая мысль: ну, по нравственности-то уж я наговорю». С первыми двойками мы поняли, что нравственное богословие – очень серьезный предмет, где нужно и подумать, и выучить, и сердце свое открыть для его принятия.

Очень радостно, что вы обозначили, что мы сегодня говорим именно о нравственном воспитании. Потому что ведь воспитать можно убийцу, настоящего головореза, совершенно дерзского и непутевого человека, и именно воспитать, то есть взять и вылепить. А если мы говорим о нравственном воспитании, то здесь мы как православные христиане говорим уже в рамках христианского богословия, православной традиции. Здесь уже из беспутных людей, из всякого рода хулиганящих и безобразничающих людей мы в первую очередь себя лепим с Божией помощью как добрых христиан. Мы стремимся к этому. К тому же, если у нас на воспитании есть наши дети или паства, если речь идет о священнике, то мы должны воспитывать их как добрых христиан. Таким образом, воспитание и нравственное воспитание могут быть совершенно разными вещами.

Здесь у меня возникает первый вопрос. Мы часто мыслим штампами. Если по поводу нравственности мы можем провести отдельную передачу, по воспитанию вообще тоже, а уж когда мы говорим о нравственном воспитании, да еще и христианском, то здесь вообще все может смешаться. Потому что мы, может быть, не очень правильно понимаем слово «воспитание». Давайте разберемся хотя бы в том, какое значение мы вкладываем в это понятие.

– Наливаем в одну тарелку чистую воду, а в другую льем сверху, например, соевый соус, чтобы она почернела. Берем губку, напитываем ее чистой водой. Губка становится тяжелой. Выжимаем ее обратно в чистую воду. Берем ее и напитываем водой, смешанной с чем-либо красящим. Видим, что губка напиталась и стала иметь совсем другой вид. Воспитание – это именно напитать чем-либо кого-либо. Это если говорить совсем просто.

Просто, да не просто. Потому что вырастить и воспитать – это задача, которую в каждого родителя или учителя вкладывает Бог, если дает человеку возможность быть родителем или учителем. Господь это вкладывает в каждого, кто имеет возможность воспитывать и несет такое служение, как священник, и кому Господь дает возможность заниматься воспитанием. Чем мы напитаем растущего человека, себя и ближнего, то и получится, то и вырастет. Про воспитание понятно. Теперь про нравственное воспитание. Нравы. Каков будет нрав: скверный или добрый. В христианстве нет ничего скверного и никакого зла, только добро, любовь, свет. Поэтому нравственное воспитание означает воспитать достойного христианина.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Христос говорил, что то, что люди почитают как высокое, – мерзость перед Богом. Поэтому нравственности не может быть общей для всех. Каждый понимает ее по-своему. В каждом обществе своя нравственность. Поэтому нравственность, наверное, не главное для христианина. А что более главное, чем нравственность?»

– Для каждого христианина главное – это быть с Богом. А чтобы быть с Богом, надо быть добрым христианином, верным учеником Христовым. Для того, чтобы нам быть с Богом, Господь оставил нам возможность подниматься к Нему по ступенькам. Ступеньки – это заповеди Ветхого Завета и Нового Завета. Заповеди Нового Завета – это заповеди блаженств, которые являются надстройкой над ветхозаветными заповедями. На сих двух мощнейших столпах, как и на столпах Священного Писания и Священного Предания, зиждется православное нравственное богословие. В основе православного нравственного богословия лежат именно заповеди, на них растет и воспитывается человек.

Если мы возьмем любую проповедь любого священника, которого мы слушаем на любом ресурсе в интернете, услышим в храме, где молимся, где-то в другом месте, то все будет о том, что сказал Господь, о том, что Господь нам сказал это для того, чтобы мы изменили свою жизнь, чтобы приблизилась к Нему и отдалились от зла. Для этого Он и дал нам заповеди. Именно на этих заповедях основывается христианское нравственное богословие.

Поэтому, если мы будем всем сердцем желать быть с Богом, то тогда Его учение станет для нас основой нравственности. Телезритель верно сказал, что сегодня мир таков, что как бы и правда для всех своя, и нравственность для всех своя, и понятие любви у всех одинаковое. Но если мы откроем Священное Писание, Евангелие, откроем Библию и начнем читать, то и Ветхий Завет, и Новый Завет ведут нас к тому, что понятия любви, добра, правды, божества, святости, нравственности имеют совершенно однозначные значения. Тогда вопросов уже не возникает. Когда у христианина спрашивают, что такое любовь, он в первую очередь может ответить, что Бог есть Любовь, а далее сказать, что это то состояние, которое приближает нас к Богу. Любовь – это состояние, это процесс, но возрастать в любви без воспитания невозможно.

Мы знаем, что может получиться из человека, лишенного нормального воспитания. Есть такой термин «депривация». Это состояние, когда атрофируется внутренний орган, наверное, сердце, и человек внутри себя может войти в такое состояние, что может оказаться неспособным любить. Это страшное, ужасное состояние депривации, из него очень сложно выбраться. Иные люди даже и не могут выбраться. В него никому ни в коем случае нельзя попадать. Для этого как раз с Божией помощью нужно заниматься своим воспитанием, воспитанием наших детей, священникам или пастырям нужно заниматься воспитанием своей паствы и прилагать для этого все силы и не бояться.

Вспомним Ветхий Завет. Там был священник Елкана. У него были сыновья, тоже священники. Что делали сыновья Елканы? Беспутствовали, без- образничали. Откройте Первую Книгу Царств и прочтите, что они творили. Господь обратился к Елкане и сказал, что Он подрубит корень его рода, и его род закончится за то, что он не обратил своих сыновей от путей неправды, лжи, безобразия и беззакония. Мы видим, как Елкана принимает эту долю со смирением. В Священном Писании сказано, что он пытался со своими сыновьями об этом говорить, но не смог вразумить их.

То, что произошло с Елканой и его сыновьями, – пример очень страшный. Но что важно понять? Когда сегодня мы говорим, что ничего от нас не зависит, мол, что мы будем учить людей, лезть в их жизнь, сами, если захотят, спросят, – мы грешим, как грешил Елкана, и гнев Божий будет на нас. Если мы не приложим максимум усилий для воспитания тех, кто вверен нам в качестве воспитанников, то судьба наша может оказаться печальной.

Эта грозная ветхозаветная история должна быть напоминанием каждому из нас о том, насколько важно воспитывать, прилагая все силы. Есть выражение: в лепешку разбейся, но сделай. Вот так и надо воспитывать: расшибусь, но сделаю. Как сделать это не насильственно? С любовью. Где нет любви – там насилие. Где есть любовь – там свобода. Где свобода – там радость познания, радость узнавания, радость молитвы, радость бытия. Когда стенания, что заставляют, мучают, требуют, – это не свобода. Если Бог создал нас свободными и дает нам возможность прийти к Нему и обрести свободу от греха, то и воспитание должно быть воспитанием свободных людей. Чтобы воспитать свободного человека, нужно воспитывать с любовью.

Возникает сразу несколько вопросов. Часто вижу, как бабушка приводит в храм внука (или внучку). Ребенку ничего непонятно, он мучается, а она все время его дергает: «Стой ровно». Он маленький, ему ничего не видно за спинами людей, он не видит красоты богослужения. Это насильственное воспитание или это приучение человека к Церкви?

Второй вопрос. Иногда мы строим отношения (даже семейные) с человеком неверующим, живущим по каким-то своим принципам, иногда далеко не высоконравственным. Тем не менее мы находимся с этим человеком в каких-то отношениях и пытаемся его изменить. Но взрослого изменить сложно, даже невозможно. Как быть?

И третий вопрос. Если я вижу в себе какие-то негативные свойства, качества, будет совет: «Исповедуйся – и все будет в порядке». Но, наверное, не все возможно решить только с помощью Исповеди? Потому что этот процесс может занять годы и даже десятилетия. Как в этом случае воспитать самого себя?

– Начнем с третьего вопроса. Если мы считаем, что Исповедь решит все наши проблемы, то ошибаемся. Потому что Исповедь – это свидетельство. Если хотите, это юридический акт. Исповедь – таинство Церкви, в котором Господь прощает любой грех, в каком человек покаялся. Священник читает разрешительную молитву, и Господь прощает грех.

Но очень часто приходится напоминать братьям и сестрам (и самому себе в первую очередь), что Исповедь и покаяние – это совершенно разные вещи, но связанные между собой. Исповедь – это когда человек свидетельствует о том, что согрешил. Покаяние – процесс, когда происходит разворот от греха в сторону Бога. Самый яркий пример – когда человек во время таинства Крещения отрекается от сатаны и сочетается Христу. Чтобы отречься от сатаны, надо повернуться на запад, дунуть и плюнуть. Потом нужно повернуться на восток, ко Господу, и сочетаться Христу. Это очень важно. И это очень наглядный пример.

Покаяние – это именно разворот к Богу. Но покаяние может занять десятки лет, как вы сказали. Преподобная Мария Египетская – пример покаяния многих десятилетий. У преподобного Силуана Афонского путь к святости, к бесстрастию занял очень много лет. В какой-то момент он впал в гордыню, много лет боролся с гордыней. И так далее.

Покаяние – очень сложный путь. На этом пути мы заставляем себя, делаем волевое усилие, чтобы больше не совершать тот или иной грех и вырваться из лап греха, страсти. Без Божией помощи невозможно победить грех или страсть. Надеясь на собственные силы, мы посрамляемся самонадеянностью, впадаем в гордыню, прелесть, тщеславимся и в результате падаем пуще прежнего. Господь дает нам возможность с Ним проходить путь покаяния и дает нам силы побеждать всякого беса, всякое зло. Дьявол не имеет никакой силы, грех не имеет никакой силы. Но Господь имеет силу. Человек тоже имеет силы. Синергия с Богом (Господь дает силу, а человек совершает усилие) дает ему возможность по-настоящему покаяться. Повторюсь, покаяние – это процесс.

Перейдем ко второму вопросу: возможно или невозможно изменить себя? Все возможно верующему, говорит Господь. Это истинно так. Господь дал нам важную заповедь: просите, и дано будет вам. Важно просить, чтобы было дано. Например, когда у нас нет сил простить кого-то, нужно просить прощение как дар, и Господь, по Своему великому милосердию, даст этот дар просто так, чтобы укрепить нас и вдохновить идти дальше.

Но человек может воспользоваться своей свободой и во вред себе: получить благодеяние от Господа и расслабиться. И тогда будет как в Евангелии, когда Господь спросил: не десять ли очистились? где же девять? (Лк. 17:17). Такое может быть в нашей жизни. Но может быть и другое, когда мы, как тот самарянин, один из десяти, придем и скажем: «Господи, спасибо, я очень рад, что Ты исцелил мой недуг. Я продолжаю путь вместе с Тобой, потому что у меня еще очень много грехов». Мы остаемся на поле битвы и продолжаем путь. Но Господь помогает нам проходить по полю житейской бури, ведет нас, чтобы мы не подрывались на минных полях греха.

И вопрос о детях. Есть в Священном Писании слова: кого Господь любит, того наказывает. Когда мы читаем Книгу Притчей и Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, там очень много говорится о наказании, о воспитании. Очень рекомендую тем, кто хочет каждый день черпать житейскую мудрость, читать Книгу Притчей, Книгу Премудрости Соломона, Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и вдохновляться. Это вдохновляющие, мотивирующие на доброе христианское житие притчи, выражения, стихи библейские.

Растить ненасильственно – не значит не наказывать. Во всем должно быть разумение. Сейчас при большинстве приходов есть воскресная школа. Дети там разные. Есть такая тенденция, что ребята подрастают до подросткового возраста и перестают ходить на богослужение. Им неинтересно...

Потому что оно им непонятно.

– В нашем приходе мы беседуем с ребятами в течение года. У нас есть подростковый клуб. Очень интересно общаться именно с подростками. Они приходят в храм на волне того, что родители поделились с ними своим опытом литургической жизни, у них происходит внешнее узнавание этой жизни. Потом у кого-то происходит принятие, у кого-то – отторжение. Родители всех ребят – верующие. Храм Святой Нины вырос благодаря этим людям. Их дети сейчас подростки. Но не все ребята хотят находиться на богослужении, не все хотят причащаться. Общаешься с ними, пытаешься понять, почему они не хотят быть в храме вместе с общиной. Выясняется, что и вера у них есть, и на Бога уповают, и есть много чего полезного и важного, что должно быть у христианина, но происходит какая-то усталость и им интереснее проводить время на улице вместо того, чтобы пребывать в храме. И за это подростка не осудишь. Потому что много и взрослых таких. Например, приводят детей к Причастию, но далеко не все принимают участие в Литургии. Или приходят жены, а мужья стоят на улице. У нас, слава Богу, крепкая община, все стараются жить литургической жизнью (что радостно), но общая тенденция такова...

Людям скучно, они сидят в Telegram-каналах, листают новости в телефоне, вместо того чтобы встать, осенить себя крестным знамением и сказать: «Господи, на что я трачу свое время?» Ведь драгоценные минуты уходят, их не вернуть. Ближе к смерти становишься на несколько минут за это время. Но человек выбирает и дальше мучиться от скуки, потому что ленится.

Конечно, когда кто-то заболел или происходят какие-то испытания, какие-то важные дела, мы бежим в храм: «Господи, помоги мне, грешному». Подходим к образам любимых святых, молимся на Литургии. Но леность поражает, заползает в самые глубинные уголки. Где должна быть святость, там селится лень. И подросток (или взрослый человек) выбирает мучиться от скуки, нежели принять участие в Божественной литургии. Полтора часа времени ему интереснее провести как-то по-другому. И ничего с этим иной раз не сделаешь, потому что это свободный выбор человека. Заставить можно, сказав: «Стой прямо». Но будет ли в этом толк?

Страх может воспитать?

– Может, конечно. Сегодня наше Отечество проходит непростые испытания, и многие верные сыны нашего Отечества защищают его на фронте. Мне доводилось общаться с теми, кто приходит в отпуск, с теми, кто отправляется на фронт. Люди очень сильно меняются и совершенно осознанно стараются быть ближе к Богу. И это не может не радовать. Обстоятельства страшные, но желание очень верное.

Слово «благочестие» из церковного обихода. Если мы говорим о нравственном испытании, интересует вопрос благочестия. Как нам понимать благочестие в нравственном воспитании детей, людей и прежде всего себя?

– Чтобы понимать слово «благочестие», нужно постоянно пребывать в Источнике благодати. Источник благодати – Господь наш Иисус Христос. Источник благодати – это Святое Причастие. Господь сообщает нам великую благодать при Крещении, и, чтобы не оскудеть в этой благодати, мы причащаемся Святых Христовых Таин. Для того чтобы причаститься Святых Христовых Таин, нужно очистить душу от греха, впитать хлеб жизни – Священное Писание, опереться на Священное Предание и иметь искреннее желание жить как добрый христианин. Это и есть стремление к благочестивому житию.

Поэтому всем нам желаю быть благочестивыми. Всем желаю молиться за благочестивого нашего правителя, нашего Верховного главнокомандующего – Президента России. Когда я совершаю молитву: «Господи, спаси благочестивыя», обращаю эти слова к нашему Президенту и молю Господа о том, чтобы Господь спас нашего дорогого Президента. И каждый из народа Божия желает в это время быть благочестивым, быть с Богом и воспринимает эти замечательные слова, конечно же, на свой счет, как пожелание. Мы – народ Божий, мы стремимся быть Божиими, стремимся быть добрыми христианами...

Благословите наших телезрителей.

– Благослови нас Милосердный Бог!

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс