Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1227) → Протоиерей Игорь Илюшин: За что ответственен христианин?

Протоиерей Игорь Илюшин: За что ответственен христианин?

№42 (1227) / 2 ноября ‘23

Беседы с батюшкой

Тема передачи: «Ответственность христианина». В чем она состоит? Поговорим об этом именно тогда, когда Церковь отмечает 101-летие со дня смерти священноисповедника Михаила Союзова, прославленного год назад. Когда мы говорим об ответственности, хорошо бы обратиться к тем святым, которые претерпели множество испытаний, показывая готовность ответить за свое исповедание веры. А сейчас мы больше пытаемся сложить с себя ответственность, говоря о том, что слабые и нам не нужно столько испытаний, сколько посылает Господь. Просим Господа дать нам поменьше испытаний.

– Есть такое. Но Господь всегда призывает человека к величайшей ответственности, начало которой заложено в таинстве Крещения, когда он, по сути, принимает присягу, становится с этого момента воином Христа. Понятно, что эту ответственность за младенца берут родители. Она опять же заключается в том, чтобы воспитать ребенка в вере Христовой и явить собой пример настоящего христианина.

А для христианина примером является Сам Христос. Об этом говорили все святые апостолы, когда пошли учить народы тем Божественным истинам, что заповедал Господь Иисус Христос. Но, действительно, люди постоянно стремятся уйти от ответственности, выбирают более легкий путь – путь поверхностной веры, поверхностного служения. Об этом с тревогой начинает говорить уже апостол Павел в своих Посланиях. В Послании к Евреям он говорит о том, что человек больше питается молочной пищей нежели твердой. Несмотря на то, что он послал уже множество Посланий, много проповедовал, апостол говорит: вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия и для вас нужно молоко, а не твердая пища. О чем он? Что это за пища такая? Неужели одни истины относятся к молочной пище, а другие к твердой? Нет, истины одни и те же. Истина – это То, Что есть Бог, что Господь сотворил мир, дал заповеди и Закон Божий, послал Сына Своего Единородного, Который был распят на Кресте. В принципе крест был уготован всем нам. Крест как смерть и полное уничтожение. Но Господь Иисус Христос победил смерть и Воскрес из мертвых. Господь как всесовершенный человек Сам взял на Себя эту ответственность, прожил эту жизнь и Своим навыком благочестивой жизни искупил весь род человеческий. И теперь благодаря этому наша величайшая ответственность в том, чтобы воспринять Его как Господа, соединиться с Ним в таинствах Церкви и уподобиться Ему.

Мы можем знать множество истин, закончить богословские школы, но все эти истины будут для нас духовным молоком, то есть они не будут нами восприняты практически, если мы не имеем навыка. Практический христианин – это тот, кто умеет преодолевать нападки, умеет прощать, именно любит. То есть этот человек уподобляется Христу, можно сказать, приобретает Его характер и как раз говорит о том, что должен всем. Сейчас же в обществе витает слоган: «Я никому ничего не должен». Слоган, противоречащий христианству.

Мы можем поразмышлять об ответственности христианина еще и в том плане, что она есть не только в Церкви, но и в бытовой жизни.

Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Мы знаем, что семья – это малая Церковь. Ответственность христианина, может быть, начинается с того, чтобы наладить мир в своей семье, испросить прощения у своих родных, примириться с ними, не обижаться, если что-то не ладится, оказывать дела милосердия. Это мое мнение. Что скажете?»

– Вы привели хороший пример практической ответственности христианина. Потому что именно тот христианин ответственный, кто как раз умеет построить свою семейную жизнь (если она есть) с тем условием, что жена всегда радуется, дети довольны, нет раздоров.

Понятно, что нет идеальных людей. Идеалом является Христос. Но для нас праведный человек – это тот, кто ставит для себя задачу максимально соответствовать тому духу христианина, которого требует от нас Господь. Это максимальное проявление любви, забота о ближнем, создание доброй уютной атмосферы в доме. И тогда будет радость в доме, и это и будет величайшей ответственностью.

Но наша ответственность распространяется не только на семейную жизнь, но и на жизнь вне дома. Например, выезжаем утром, а во дворе скопление машин, кто-то не так что-то поставил и так далее. И в нас начинает копиться раздражение. Бывает, что у человека складывается впечатление, что он должен быть христианином в среде христиан, а там, где неверующие язычники, имеет право проявить свой гнев, свою злость...

С язычниками будь как язычник.

– Да. Ответить им теми же словами. Сейчас часто встречается мнение, что нужно с язычниками поступать как язычник. Нет, христианин должен быть ответственным во всех ситуациях, особенно с внешними. Кто-то идет в раздражении, кто-то действительно порабощен злым духом. Бывает так, что выходишь на улицу и видишь озлобленных людей, которые проявляют свою злобу именно по отношению к тебе. Тут толкнули, там обозвали, не уступили, еще что-то произошло, и ты должен как христианин явить Христа миру. В этом-то и заключается наша ответственность. Как бы Христос поступил в этой ситуации? Нужно действительно проявить любовь, терпение, чуткость, подождать, уступить. И тогда ты становишься христианином, ответственным за спасение, может быть, даже души того человека. Понятно, что все отвечают за себя, за свое спасение души. Но в том числе очень многое зависит от нашего поведения, даже от наших мыслей. Если мы внутренне будем благорасположенно относиться к внешним людям, так скажем, ближним, которых мы не знаем, то тем самым будем проповедовать Христа и изменим мир в лучшую сторону.

К сожалению, в храме мы все-таки бываем редко. Конечно, священник практически все время в церкви, почти каждый день. Но остальные люди, за исключением тех, кто там работает, бывают в церкви не каждый день.

И даже если бываем каждое воскресенье, то приходим отягощенные какими-то бытовыми делами, приносим все это в церковь. Когда мы приходим в храм, то становимся прихожанами. А что нужно сделать для того, чтобы из прихожан стать общиной? Здесь нужна какая-то особая христианская ответственность?

– Да, устав, данный нам традицией, которая от самих апостолов сохраняется в Церкви, как раз подсказывает нам, как часто мы должны посещать храм. А самое главное – с каким качеством. Нужно, чтобы это не было просто теоретическим делом. Очень важно, чтобы это был именно поход к Богу, движение к Нему, чтобы это был радостный, молитвенный, благодарственный глас, обращенный ко Господу, удаление от житейской суеты. Именно он напитывает нас благодатной силой для того, чтобы уже мы явили любовь миру. Господь – источник неизреченной любви. Мы приходим в храм в том числе, чтобы самим напитаться Божественной любовью. Важно, чтобы это было не просто выстаивание службы, но предстояние пред Богом. Поэтому, конечно же, очень важно и изучать священные тексты, и следить за богослужением. Можно стоять в храме на службе и читать эти тексты. Важно и дома молиться Богу так, чтобы пела душа. Ведь если это будет просто формальное знание каких-то истин, если это не будет приводить к плоду, то просто превратится в формализм.

Мы можем видеть яркие примеры такого безответственного отношения в Библии. Например, у благочестивого священника Илия было два сына, уже в младенчестве проявлявших неблагоговение, безответственное отношение к Богу. Будучи юношами, они отрезали себе куски мяса от тех жертв, которые люди приносили Богу. А когда сами стали священниками, то стали творить беззаконие, отрезали для себя уже лучшие части от тельцов, принесенных Богу, были совершенно неблагоговейными, без страха Божия. Хотя внешне они выполняли всю атрибутику: читали определенные молитвы, были одеты в священнические одежды.

Но Господь, конечно же, показал, что такое небрежное, безответственное отношение к Богу будет наказано. Человек наказывает сам себя. Как мы знаем, они были убиты. И сам Илий тоже пострадал и умер в тот день. Ведь, если мы говорим о воспитании, наша ответственность и в том, чтобы мы не попускали греха нашим детям. Понятно, что в абсолютном смысле совершенных людей здесь нет, но мы говорим о совершенстве как об устремлении всего нашего человеческого естества к Богу, и сколько хватит наших способностей, настолько послужить Богу. И если мы все свои силы применяем к этому, то в земном смысле мы, действительно, становимся совершенными.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «А если человек, которого крестили во младенчестве, предстанет перед Богом и скажет: „Прости, Господи, меня крестили без моего согласия, по воле и вере родителей. Вот с них и спрашивай?” Не зря же Христос сказал: Кто будет веровать и креститься, спасен будет».

– К сожалению, это пример безответственного отношения. Действительно, есть люди, которые не восприняли Закон Христов, не захотели служить по Закону Божию, и не ценили дар, что им был дан и в виде Крещения, и в виде самой жизни. Ведь сама наша жизнь, наша возможность вдыхать воздух и существовать в эту секунду – великий дар Господа. Это, можно сказать, самый главный дар – шанс, возможность познать Бога, увидеть Его через все творение видимого мира и изучения этого творения. И если человек, узнав, что есть Закон Божий, вера, высокодуховная нравственная жизнь и познание Бога, отрекается от этого и живет какими-то другими своими принципами, то он выбирает совершенно другой путь, отпадает от Бога и лишается этого дара.

Это ответственность за своего ребенка, которого ты не воспитал в вере.

– Бывают крестные формальные. В последние годы мы заботимся о том, чтобы крестные были обязательно воцерковленными, посещали храм. Мы объясняем им, что нужно воспитать ребенка в вере, что нужно быть примером.

Но лет 20–30 назад, бывало, что людей крестили и без крестных, или крестный ни разу не причащался сам. И уже нельзя списать ответственность на другого человека. Ответственность всегда на нас, потому что нам дана жизнь, нам дан дар познания Бога. И если мы от Него отворачиваемся, то это уже наша личная безответственность. Это уже уход от ответа, потому что слово «ответственность» означает давать ответ Богу за жизнь.

То есть в этом случае человек не хочет давать ответ о том, как живет. Живет, как хочет. Служит себе. И главная ошибка, главное искушение в том, чтобы служить себе, а не Богу. Вот и все. Человек служит самому себе всю жизнь. А когда сталкивается с Богом, появляется та же проблема, с которой столкнулся дьявол: он не смог пересилить себя. Он по своей свободе не захотел служить Богу, а захотел служить себе. Точно так же и человек, по сути, споткнулся на этом.

Апостол Павел призывает нас к тому, чтобы мы из этого молока сгустили твердую пищу, чтобы истины, базы, данные нам в Священном Писании, в богословии, насколько мы его знаем, стали для нас твердым фундаментом, чтобы мы сделали из молока твердый сыр. И если в молоко падает какой-нибудь подшипник, он сразу проваливается туда, уходит на дно, но если он упадет на сыр, то отскочит в сторону. Мы должны быть именно твердыми христианами, чтобы мы могли...

Противостоять всем испытаниям, которым не можем противостоять в детстве.

– И в том числе другим показывать веру, вдохновлять их на служение Богу.

Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как приучить ребенка к духовной жизни? Моему правнуку три с половиной года, и я уже начинаю приучать его. Он умеет креститься, благодарит, говорит с Богом. Правильно ли я поступаю, что уже начинаю приучать?»

– Это чудесно. Конечно, мы всячески стараемся объяснять ребенку все Божественные истины, читать ему детскую Библию (есть вариант Библии, переложенной для детей), обязательно молиться с ним, объяснять существование Бога и всех тех истин, которые нам открыты, всех основ веры Христовой, конечно же, посещать храм Божий, причащаться Святых Христовых Таин и являть собою пример благочестивой жизни. Нужно быть рядом с ребенком и стараться отвечать на все его вопросы. Когда он будет постарше, отдать его в воскресную школу. Они есть при каждом храме. Руководствоваться со священником, духовником, и с Божией помощью все будет прекрасно.

Но опять же это всегда личный выбор человека. Бывает так, что ребенка вроде воспитывают, а лет в 15–16 он уже сам заново приходит к вере, даже если рос в воцерковленной среде.

Но если ребенок увидит, что на словах люди христиане, а на деле дергаются, осуждают всех, пребывают в унынии, не молятся Богу, то ничего, кроме отторжения, у него, как у стремящегося к чему-то чистому и совершенному, не будет. Ребенок поймет, что здесь фальшь и захочет уйти от этого.

Апостол Иаков говорит, что Господь посылает нам испытания как раз для того, чтобы повысилась наша ответственность, чтобы в нас было развито терпение. Оно должно приобрести в нас совершенное действие. И когда перепалка какая-то, например, человек стоит в очереди, и его раз задели, два, три, он думает «прощу его», но внутри уже начинается осуждение, злость. Или кто-то прошел без очереди в кабинет к врачу...

Мы готовы прямо на человека наброситься.

– Потом второй прошел без очереди, третий, и вот тут-то он считает, что уже имеет право вспыхнуть. Апостол Иаков пишет, что терпение в нас должно иметь совершенное действие, потому что Господь хочет, чтобы мы были совершенными, чтобы проявили максимальную любовь.

Бывает так, что какие-то испытания в один момент наваливаются на человека, и дьявол хочет сломать его, чтобы он выдал негативные эмоции, и совершилось его падение. Но Господь хочет, чтобы все мы были совершенными воинами Христовыми и могли все это претерпевать, и Он будет давать силу, если ответственно относиться к своему великому званию христианина.

Вы упомянули апостола Иакова, еще Церковь вспоминает апостола Фому... Мы знаем, что апостолы были готовы к исповеданию Христа, и многие из них претерпели мученическую кончину. Скажите, апостольское служение – пример для христианина? Ведь человек может испугаться апостольского исповедания.

– Пример апостолов, пример Самого Христа – главный пример для всех нас. Через терпение, преодоление жизненных испытаний, пусть не таких сложных и страшных, вплоть до смерти, какие претерпели апостолы, христианин приобретает навык благочестия. Если мы внешне не выражаем агрессию, проявляем любовь, терпение, смирение, то мы являем себя христианами.

Наша ответственность всегда должна выражаться в духовной бдительности, внимательности, даже если мы находимся под духовным руководством священнослужителя. Бывают случаи, когда вдруг создается околоцерковная секта, и она даже выходит из христианской правильной среды, но в ней начинают проявляться какие-то уклоны от христианского вероучения.

Христианин не должен бездумно следовать за духовным лидером, он должен сверять все происходящее в этой секте с общецерковным мнением, он должен заботиться о своей святости, чистоте, благочестии. Пророк Даниил говорит, что наступят такие времена, когда мерзость запустения придет даже на святое место.

Это тоже очень важный момент, и христианин должен внимательно к этому относиться. Если он видит несоответствие, противоречие христианскому духу, то должен, осознавая свою ответственность, уйти из этой секты, обратиться к другому священнослужителю, чтобы остаться христианином.

В Священном Писании мы читаем, что падение человека, имеющего христианские знания и ответственность, будет намного большим, нежели падение человека, не имеющего этих знаний. Почему это именно так?

– Да, бывает так, что, если человек не знал Божественных истин, то некая мера ответственности с него снимается. Но если он ходит в храм Божий, если знает, что не нужно осуждать других, что нужно бороться со своими злыми помыслами, но все равно не хочет трудиться, не хочет совершенствоваться, то он поступает безответственно и теряет дар Божий, следуя уже по пути дьявола, который пытается его низвергнуть.

Поэтому будем стремиться к тому, чтобы ответственно подходить к вере Христовой. Будем молиться, любить людей, прощать, терпеть и работать над собой, не забывая о том, что дьявол все время пытается ввергнуть нас в соблазн. Если мы отвергаем все искушения, преодолеваем их, то мы исполняем Закон Христов.

В вашем храме есть семейный клуб. О чем Вы будете говорить на первой после каникул встрече в клубе?

– Прежде всего о семье, о том, как важно проводить семейный досуг в любви, в радости, заботиться друг о друге, преодолевать конфликтные ситуации. Я всех приглашаю в храм Димитрия Солунского. Наш семейный клуб открыт для всех. Пожалуйста, приходите.

В клуб могут приходить люди любого возраста?

– Да. Бывает, что приходят семейные пары с детьми, и это прекрасно. Наш клуб для всех, даже для тех, кто только-только вошел в Церковь Христову.

Дорогой отец Игорь, благословите наших телезрителей.

– Божие благословение. Господи, помоги всем нам быть ответственными христианами.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс