Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1226) → Е.В. Гвоздева, врач-терапевт, руководитель «Школы детского здоровья»: Закаливание детей

Е.В. Гвоздева, врач-терапевт, руководитель «Школы детского здоровья»: Закаливание детей

№41 (1226) / 1 ноября ‘23

Учимся растить любовью

Екатерина Владимировна Гвоздева, врач-терапевт, руководитель «Школы детского здоровья»: – Я как врач и как мама в свое время начала задумываться о том, как дать детям здоровье. Как врач я занималась лечением детей, которые уже болеют. И, видя все больше и больше таких деток, стала думать, как можно помочь на этапе профилактики, стала искать разные способы.

Естественно, в нашу жизнь – мою, моей семьи, а потом уже и моих пациентов – пришла идея здорового образа жизни. К сожалению, сейчас в медицине в целом мало внимания этому уделяется, в средствах массовой информации об этом тоже мало говорится – очень много про болезни, про лечение, про новых специалистов. Хорошо, что это у нас есть, но хотелось бы не допускать таких болезней у наших детей, пока дети еще здоровы, здоровье сохранять.

Здоровье – не только закаливание, это и физическая активность, и правильное питание. И через психоэмоциональное здоровье можно заходить в тему профилактики болезней, укрепления иммунитета. Но именно закаливание – это, наверное, самое эффективное и самое простое. Если мы мягко подходим к закаливанию, то можем укрепить здоровье даже очень болезненного ребенка. Как я говорю всем родителям, в течение года здоровье любого ребенка можно поднять на достаточно высокий уровень.

Адаптационные защитные механизмы организма нужно тренировать. Если действовать бережно, мягко, можно эти механизмы усовершенствовать. Но можно и свести к минимуму.

Е.В. Гвоздева: – Очень важно, чтобы наши дети не заболевали оттого, что переохладились, – где-то на сквозняке посидели, где-то ребенок шапку снял или вообще недостаточно тепло оделся. Ребенок может быть настолько здоровым, закаленным, чтобы от этого не заболевать. И наша задача как родителей – научить этому детей, научить их организмы.

Ребенок рождается готовым приспосабливаться к условиям окружающей среды: к холоду, к жаре, к влажности, к сквознякам. Но мы хотим его защитить от всего на свете, надеть на него теплые носочки, десять шапочек – я смотрю, как малышей одевают. Я была такой же мамой, мою старшую дочку так же кутала. Сейчас ей 17, она абсолютно здорова, хотя была очень болезненным ребенком.

Мы сами, своими руками не даем развиваться адаптационным механизмам, за ненадобностью они угасают. Закаливание – как раз восстановление тех самых механизмов, что даны человеку с рождения. Для многих закаливание – это беганье по снегу, купание в проруби и тому подобное, то есть экстремальные варианты. Нет, можно начать с мягкого закаливания, можно на мягком закаливании остановиться.

Если это делать регулярно, систематически, у ребенка иммунитет будет восстанавливаться, укрепляться, и он будет меньше реагировать на погодные условия, будет болеть меньше и реже, меньше будет хватать вирусы и бактерии от рядом болеющих людей. Он будет защищен, его иммунитет будет активно работать.

Заняться закаливанием никогда не поздно, а вот с какого возраста начинать – вопрос спорный, хотя это лишь в том случае, когда речь идет о ледяной воде: мягкое закаливание лучше начинать сразу после рождения малыша. Но только мягкое.

Е.В. Гвоздева: – Может быть, не все врачи со мной согласятся. У нас есть общепринятые нормы, причем мне не удалось найти их источник: чрезмерно оберегая детей, отодвигают начало закаливания на очень поздний период. Считаю, что ребенок, во-первых, как я уже сказала, закален самой природой, и, если мы просто не станем его чрезмерно беречь от разных условий окружающей среды, это уже будет закалкой.

Это несложно – просто лишний раз не перекутывать, не допускать, чтобы ребенок потел. У детей теплообмен быстрее, чем у взрослых. Есть такой «миф», что детей надо теплее одевать. Если ребенок в коляске лежит и сам не двигает телом, а на улице мороз, тогда да, наверное, это как-то обосновано. Но в большинстве случаев дети очень активны. Поэтому наша задача – не перекутывать. Вот первый шаг к закаливанию.

Опять же, у нас дома не должно быть 26 или 28 градусов тепла, то есть надо снижать температуру в помещении. Дома ребенок должен ходить босиком. Вот это, мне кажется, самый простой способ закаливания. Но, к сожалению, общаясь с родителями, я вижу, что для многих семей это сложно. Для меня это было неожиданно.

Есть родители, которые заставляют детей ходить в тапочках и в носочках. А если мы начинаем снимать тапочки, потом носочки меняем с более теплых на более легкие, вот уже процесс закаливания идет. Потихонечку это можно делать. Наша задача приучить ребенка ходить босиком и самим тоже в это включиться. Тем более, что в основном мы живем в квартирах, у нас не бетонные полы, так что дети не переохладятся.

Следующий этап. Если мы видим, что у ребенка адаптационные механизмы уже угасли, он часто болеет, легко простужается, что делать? Можно бесконечно его лечить. Я сама как мама прошла этот путь и поняла, что бесконечное лечение не приводит к здоровью. Где-то мы ребенка поддерживаем, но здоровья у него не прибавляется.

Первое, что можно в домашних условиях сделать безопасно для ребенка, – контрастное обливание ножек. Как это сделать? Можно поливать ноги из леечки, можно – из душа, меняя температуру. Можно начинать с небольшого контраста – не обязательно ледяная вода и горячая.

Маленький контраст, комфортный для ребенка. Закаливание мы делаем только через удовольствие, через радость, через игру. Понятно, что у мамы должен быть ресурс для этого, но это отдельная тема для разговора. Но ни в коем случае не заставлять.

Лучше всего работает личный пример: хотите закаленного ребенка – закаляйтесь сами. Любая хорошая привычка приживается лучше, если она стала нормой для всей семьи.

Николай Николаевич Дубовский: – Наша семья пришла к этому спонтанно, не как обычно – с обливания ножек. Стало понятно, что это укрепление иммунитета, это здоровье. Мы с супругой в один день посмотрели друг на друга и решили: «Сегодня этот день наступил».

Виктория Александровна Дубовская: – Мы начали закаляться в январе 2022 года, то есть уже полтора года назад. И все началось сразу с ведра. Мы тогда жили в квартире. Взяли ведро с таким настроем, что желаем и себе здоровья, счастья, и другим людям. С этим посылом делали обливания.

Н.Н. Дубовский: – Расскажу про себя. Мне с первого же раза очень понравилось, я почувствовал бодрость, энергию, прилив сил. Я подумал: «Так это же здорово! Давай-ка я в свой утренний распорядок это включу и буду каждый день пробовать». На протяжении недельки-двух за собой наблюдал: да, с утра я был бодр, весел, у меня было хорошее настроение.

В.А. Дубовская: – Мне было очень интересно исследовать, как это будет работать для меня утром и вечером. Я четко отследила, что утром это действительно такая бодрость, когда у тебя очень много энергии, появляются какие-то идеи, сразу хочется что-то делать. В течение дня усталость накапливается, и кто-то говорит, что вечером после обливания можешь не заснуть. Я решила на себе это проверить. Прекрасно! Как младенец, засыпала, потому что, наоборот, все напряжение с водой уходило.

Н.Н. Дубовский: – Начали мы в январе. Заметил, что иммунитет укрепился. Может быть, разок за зиму были какие-то намеки на простуду.

В.А. Дубовская: – Причем мы потом на улице обливались за городом. Сугробы, снежочек – точно так же выходишь с ведром, всем желаешь здоровья, счастья… Дети, естественно, учатся, смотрят, им становится интересно.

Н.Н. Дубовский: – Обливаясь сами, мы показали детям, что это прекрасно, весело, очень здорово. Старший на нас посмотрел...

В.А. Дубовская: – Младший не вовлекся сначала, сейчас мы с ним более классическим способом это делаем. А старший сразу вовлекся. Плюс они в семейном образовательном клубе этим занимались – с купелькой, с хамамом, поэтому вообще замечательно.

Н.Н. Дубовский: – Могу сказать одно: кто начнет обливаться, найдет для себя прекрасные моменты –будет получать удовольствие от этого процесса.

Итак, с чего же начать закалять ребенка? Прежде всего с себя. Второе правило: регулярность и постепенность. Пусть закаливание ребенка будет мягким и веселым, без подвигов и с игрой.

Е.В. Гвоздева: – Я очень рекомендую родителям присоединяться, потому что для детей наш пример очень важен. Особенно маленькие дети подтягиваются, когда видят, как родители это делают. А если родители это делают с удовольствием, они в любом случае подключатся. Так что можно это делать вместе – либо поливать из душа ножки прохладной водой, либо поставить два или три тазика, туда даже насыпать камушки, чтобы ребенок мог ножками походить, но создавать вот этот контраст.

Что важно для закаливания? Регулярность. Это должно быть каждый день. Иначе пользы не будет. Если мы на две недели напряжемся, начнем ребенка закалять, а потом закаливание уйдет, результата не будет. Поэтому я рекомендую сделать маленький шажочек, и какое-то время вы можете находиться вот на этом шаге.

А с маленькими детьми это очень просто – в игре: поливать игрушку, придумать полосы препятствий, которые включают, может быть, спортивные элементы. То есть надо внести это в распорядок – либо перед сном, либо утром. Закаливание может как возбуждать психику ребенка, так и успокаивать, поэтому можете экспериментировать – когда лучше это делать. Возможно, утром и вечером, так как бывает, что утром ребенок активизируется, а вечером после такого же закаливания легче засыпает.

Здесь нужен только индивидуальный подход к ребенку, но регулярно. И сделав даже этот достаточно простой шаг, вы увидите, что здоровье ребенка будет укрепляться, он меньше будет реагировать на переохлаждение.

Следующий этап. Что мы делаем, если хотим идти дальше? Можем увеличивать площадь закаливания. Можно начать с полного и контрастного обливания тела. Так как контраст небольшой, мы можем позволить себе, не вредя ребенку, делать это под душем либо обливать из ведерка и постепенно, расширяя границы температуры, адаптационные механизмы стимулировать.

Мы уже пришли к тому, что ныряем в ледяную купель, в течение всего года и в озере можем искупаться, и в проруби. Еще у нас это все часто чередуется с баней. Очень хотелось бы уделить внимание бане. Я считаю, для закаливания баня – один из сильнейших инструментов.

К сожалению, искусство регулярного банного парения уходит. Хочется его вернуть и рассказать родителям, как важна баня в жизни каждого человека – для иммунитета, для закаливания, пусть раз в неделю, но тоже на регулярной основе. Многие думают, что баня – это 100 градусов, что это так некомфортно, и дети не захотят идти туда.

Банька может быть также очень мягкой, приятной. Прогрев с последующим контрастом очень сильно стимулирует иммунную систему. Поэтому, у кого есть возможность, присоединяйте к закаливающим процедурам и баню.

Также поход в бассейн. Считаю, что каждому ребенку это полезно для физического развития вообще. А если вы вместе, то это еще и общение, налаживание отношений. Регулярно ходить в бассейн – тоже закаливание, ведь бассейн – тоже контраст: прохладный воздух, может быть разная температура воды.

Для совсем малышей могу порекомендовать родителям снижать температуру купания в ванне. Многие родители, я заметила, купают детей в воде температурой 40 градусов. Это очень жарко для ребенка, так что мы снижаем температуру постепенно, можем включать прохладный душ, давать маленькому ребенку поиграть в прохладной водичке с игрушками. Просто, когда струйка прохладной волы из крана течет, это тоже закаливание – мягкое, чтобы не стало стрессом ни для вас, ни для ребенка.

Вот такие простые шаги очень эффективны для того, чтобы ребенок становился крепче, здоровее. И у вас уровень тревожности, страх перед переохлаждением уйдет. Настолько замечательно, когда ты не боишься, что ребенок вышел куда-то плохо одетый или, как подростки у нас любят, вышел из дома и шапку снял, или промочил ноги. На своем опыте, как многодетная мама, как врач с уже большим опытом, я наблюдаю, как детки становятся более здоровыми. И вот такие влияния для них не опасны.

Вокруг закаливания множество «мифов»: например, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья нужно держать от закаливания подальше, часто болеющих детей лучше кутать потеплее и чаще держать дома. И такая стратегия, и обратная – обе нехороши.

Е.В. Гвоздева: – Я не сторонница экстремального закаливания, когда мы берем ребенка и сразу окунаем в ледяную купель или в прорубь. Я за мягкое закаливание, за то, чтобы делать это маленькими шажочками. Поверьте, они не менее эффективны. Если мы это делаем регулярно, ребенок будет так же здоров, как если бы мы его окунали в купель. Тем более, не каждый ребенок может это выдержать.

Бывают случаи, когда родители перебарщивают с закаливанием, дети начинают сопливить, кашлять или вообще заболевают. Тогда родитель решает: «Закаливание не для нас, для себя я этот путь закрываю», и у ребенка остается мало шансов восстанавливать и сохранять свое здоровье. Поэтому я за то, чтобы делать маленький шажок (пускай он кажется совсем маленьким), но постепенно, усиливая вот эти приспособительные механизмы, помогать ребенку укреплять его иммунитет.

По поводу противопоказаний. Многие интересуются, каким детям можно, каким – нельзя. При любом заболевании можно подобрать такой способ закаливания, когда ребенку это не будет противопоказано. Даже при заболеваниях сердца, дыхательной системы, неврологических заболеваниях мягкое закаливание – хождение босиком, мягкий контраст на ноги, даже мягкий контраст всего тела регулярно – это закалка, это тоже будет стимулировать иммунную систему.

И потом потихонечку, в более спокойном режиме можно расширять границы, но не окунаться, например, в прорубь ребенку с заболеванием сердечно-сосудистой системы, с пороком сердца. У своего доктора вы всегда можете проконсультироваться. Считаю, что родителям каждого ребенка, у которого есть хроническое заболевание, нужно перед этим проконсультироваться с доктором о том, какие нагрузки организм ребенка готов переносить.

Начинать закаливание ребенка нужно с мысли о том, как сделать этот процесс веселым. В данном случае радость от процедур – не блажь, а важнейшее дело.

Е.В. Гвоздева: – Наша задача – чтобы дети это делали с удовольствием, чтобы в их подсознании закрепилось: это нормально, весело. И с детьми все достаточно просто сделать через игру, через какое-то позитивное подкрепление. Кстати, дети очень любят всякие таблички, можно «галочкой» отмечать: «Сегодня закалялся». Можно придумать тазики, игрушки.

Это очень важный момент – закаливание через радость, никакого стресса ни для родителя, ни для ребенка. Если мама будет бояться, что ребенок заболеет, не думаю, что это будет хорошо в психоэмоциональном плане – ребенок же видит лицо мамы, когда она его закаляет. Поэтому только через позитивный настрой и искать методы. А с ребенком вы можете придумать много всего интересного, чтобы ему это понравилось.

Я вижу по своим детям, с каким они удовольствием летят закаляться. А когда они еще в компании это делают, вообще прекрасно. В нашем семейном клубе мы как раз семьями ежедневно закаляемся, и детки иногда наперегонки бегут в купель. Мы же и зимой закаляемся, у нас это круглогодично. Они по снегу могут побегать. Особенно у мальчишек проявлен соревновательный настрой – кто больше в купель нырнет. Очень здорово!

Моей старшей дочке уже 17. Когда мы с ней начали закаляться, ей было 2 годика. Из часто болеющего ребенка она стала здоровым – буквально через год такого образа жизни с закаливанием она вообще перестала болеть, в садике не болела ни разу.

И сейчас я наблюдаю среди пациентов и в нашем клубе: детки, которые регулярно закаляются, более здоровые, в этом году они практически не болели, если сравнивать с другими – а я как врач заметила у нас в городе волн пять локальных эпидемий. Закаливание работает.

Начало учебного года – период родительских страхов. Детский сад, школа – неминуемые болезни. Неужели нельзя иначе? Можно – поможет все то же закаливание.

Е.В. Гвоздева: – Особенно важно начать закалять ребенка, когда вы планируете отдать его в детский садик или в школу. Когда ребенок не ходит в детское учреждение, у него мало возможностей контактировать с разными микроорганизмами, инфекциями. Мы его оберегаем. И когда он попадает в среду, где этих микробов много (в школе, в садике кто-то из детей сопливый, кто-то кашляет), он начинает болеть.

Часто я слышу от родителей: «Как только осень, как только школа, садик – дети без конца болеют». А родители могут это предупредить, начав подготавливать иммунную систему ребенка к встрече с агрессивными факторами окружающей среды. Ведь дело не только в микробах – начинается похолодание, то дождь, то ветер. Организм реагирует. И наша задача, чтобы организм был устойчив к этим неблагоприятным влияниям, не заболевал.

В наших силах подготовить детей к садику, к школе, чтобы они болели как можно реже, легче, выздоравливали самостоятельно, не уходили в осложнения, чтобы болезни не переходили в хроническое состояние, минимизировать прием лекарств, так как дети очень много химии принимают, а чем больше болеют, тем больше этих препаратов получают, то есть слабее иммунитет. И получается замкнутый круг. В наших силах его разорвать.

Мы все слышали общие слова про важность закалки, про контрастное обливание, а как именно это делать, для многих родителей большой вопрос. На самом деле, это все очень индивидуально. Все детки разные. Наверное, только мама может почувствовать, когда переходить к следующему этапу.

Если вы очень тревожитесь, можете застрять на каком-то этапе на неделю, на две, на три, пока не почувствуете, что готовы сделать водичку еще более прохладной, поливать ребенку не только ступни, а дойти, например, до коленок, потом до пояса, до груди, потом обливать все тело. Это и будет пошаговое восстановление адаптационных механизмов.

На следующем этапе можете перейти к обливанию ребенка холодной водой из ведра, смотреть на его и на свою реакции – насколько вы готовы и ребенок готов. Напоминаю: стрессов быть не должно, должно быть только удовольствие. И можно остановиться на этом этапе. Если вы будете это делать в течение года регулярно, систематично, ребенок уже будет более здоровым, более крепким.

Желающие пойти дальше должны понимать: после этого этапа можно идти в купель, в прорубь, желательно через баню, а не просто прийти, раздеться и окунуться ледяную купель. Баня – тоже контраст, и для тела это будет меньшим стрессом. В баньке прогрелся – окунулся в прохладную водичку. Это следующий шаг.

Как я уже сказала, я не за экстремальное закаливание. Поэтому дальше можно и не идти. Только если это ваше желание, и желательно, чтобы вы были примером. То же моржевание или еще что-то такое – ребенок может быть и к этому готовым, не заболевать от этого. Но мне очень хочется донести до родителей, что нет необходимости в экстриме.

Подводим итог: личный пример, регулярность и положительный настрой, а еще солнце, воздух, вода и, конечно, движение. Путь к здоровью может быть простым и веселым.

Записал:
Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс