Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1222) → Протоиерей Александр Березовский: Бог открывается в меру чистоты человеческого сердца

Протоиерей Александр Березовский: Бог открывается в меру чистоты человеческого сердца

№37 (1222) / 1 октября ‘23

Беседы с батюшкой

Часто, когда молимся, мы представляем себе Бога. Правильно ли это?

– По учению святых отцов, неправильно. Когда молимся, мы не можем иметь перед собой какой-то образ. Как сказано у Иоанна Богослова: Бога не видел никто никогда. Бог есть совершенный Дух. Он не имеет образа, который мы могли бы себе представить. Поэтому, молясь, мы погружаемся в слова молитвы, пытаемся сосредоточиться на том, о чем беседуем с Богом.

Молитва – это разговор человека с Богом, и не только его ума, но и души, сердца. Хорошо бы наблюдать за тем, что происходит в этот момент в нашей душе, изо всех сил стараться не отвлекаться умом. А если представлять себе какой-то образ, то это будет, во-первых, отвлечение от самой молитвы, во-вторых, искаженное представление Того, к Кому мы обращаем свои слова.

Может ли человек молиться и не представлять Бога?

– Может.

О чем он должен думать в этот момент?

– Как я уже сказал, лучше сосредоточиться на словах самой молитвы, на том, о чем мы просим. Мы можем беседовать с человеком по телефону, не видя его. И хорошо, когда мы в этом разговоре участвуем, а не отвлекаемся, делая что-то параллельно. Так же и с Богом. Во время молитвы наш ум постоянно куда-то уползает, и получается, что молитва прочитана, но о чем и как это было, человек даже не вспомнит.

Собирать ум в слова молитвы важнее, чем представлять себе что-то. Конечно, у нас есть образ Иисуса Христа, и, может быть, он очень ярко запечатлен в нашей голове и душе. Но лучше Его не представлять, хотя мы обычно молимся, стоя перед иконами. У нас есть привычные образы Пресвятой Девы, Спасителя и святых, но настоящая молитва не нуждается в каких-то образах. В житиях тех подвижников, которые посвятили всю свою жизнь молитве, описано, что они иногда молились, просто закрыв глаза, и даже занавешивали единственное окошко в келье, чтобы ничто не отвлекало их именно от самой молитвы. Об этом надо просить Бога, к этому стремиться.

Молитва – это Божий дар. Мы не можем сами по себе, вне Бога, возгреть в себе молитву. Молитва есть действие Святого Духа в человеке, поэтому мы испрашиваем духа молитвы, внимания, просим, чтобы Господь молился вместе с нами. Святитель Филарет (Дроздов) даже говорил так: «Господи!.. Сам во мне молись». Вот к чему на самом деле мы должны стремиться. И когда дух молитвы действительно снизойдет на человека, она в нем потечет как ручеек, о котором мы тоже иногда читаем в житиях святых.

А где границы нашего размышления о Боге?

– Границы у всех разные. Когда человек только начинает свое воцерковление, то ему достаточно того, что написано в Евангелии. Когда он освоит Евангелие, то начинает осваивать те Божии откровения, что даны нам через святых отцов. Есть действительно очень серьезные темы. Например, учение Григория Паламы о Божественном свете. Это очень непростое учение и для восприятия, и для понимания. Но все восходит от простого к сложному. И в ту меру, в которую человек будет способен это воспринять, Господь ему и даст.

В какой мере вообще мы можем познать Бога?

– В какой Бог Сам захочет нам открыться. Знания о Боге без Него невозможны. Мы знаем о Нем только из Его откровений, поэтому пытаемся уяснить то, что уже открыто человеком. Те, кто сподобился Божественного Откровения, передали его нам в виде своих учений и записей, и мы стараемся в них вникнуть.

На самом деле богопознание очень сложная тема. Оно многоуровневое. Первый уровень – это естественное познание окружающего мира. Бог открылся нам через Свое творение. Потом это те откровения, которые получили святые отцы и затем передали нам. Мы пытаемся уяснить с их слов то, что им открыл Бог. А следующий уровень – сверхъестественное познание, когда Духом Божиим человеку открывается то, что он сам никогда никак постигнуть не может.

Бог открывается в меру чистоты человеческого сердца. Заповедь блаженств: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Человек начинает больше видеть по мере очищения сначала своего ума от всяких дурных мыслей, затем чувств от всяких нехороших желаний.

Некоторые люди даже заявляют, что Бога нет. Хотя Он рядом. Мы живем Богом. Без Него жизни нет. Но люди настолько слепы, что могут утверждать, что Его нет, что это все выдумки. Просвещение приходит параллельно с очищением человека, когда он начинает каяться в своих грехах. Начинает не оправдываться, а признавать свою вину. Не искать виноватого, а признавать себя таковым. Это уже есть некая степень выздоровления человеческой души. И по мере того, как он кается в своих грехах, начинает все больше и больше понимать Бога. Сам Господь в Евангелии от Иоанна говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Оказывается, жизнь вечная и спасение есть знание Бога. И вообще, смысл и цель человеческой жизни есть богопознание. Но происходит все постепенно, человек не сразу постигает все тайны, которые Господь хотел бы ему открыть.

Любой начинает свое обучение в первом классе с простейших арифметических действий, а потом по мере возрастания переходит к более сложным вещам и достигает таких высот, когда его ум способен решать очень сложные задачи. Так же и здесь. Если у человека есть стремление к познанию Бога, то Господь ему открывает то, что хочет, и то, что именно ему полезно. Еще раз повторюсь, жизнь вечная есть знание Бога. Господь ставит между этими двумя понятиями знак равенства.

Существует расхожее мнение о том, что у каждого Бог свой. В том смысле, что каждый мыслящий о Боге думает о Нем несколько иначе, чем остальные. Насколько верно это утверждение?

– Оно верно в том смысле, что каждый из нас знает о Боге нечто свое. Большинство людей знает о Боге то, что они где-то услышали, потому что Евангелие мало кто читает. Люди довольствуются тем, что услышали, может быть, какой-то кусочек передачи; или что-то где-то мелькнуло в разговоре. Из этих обрывочных кусочков складывается некое мнение. И у всех оно разное.

Если мы будем изучать Писание (что нам, собственно, и заповедано, Господь говорит: Исследуйте Писания) и как-то прилагать его к своей жизни, то будем приближаться к Истине. Господь желает каждому познать Истину. А Истина есть Сам Господь Иисус Христос. Он сказал: Я есть путь, и истина, и жизнь. Он Сам. Не Его учение, не какие-то Его отдельно взятые слова, а Он Сам. Христос пытается открыть нам некое знание о Боге Отце и о Себе Самом.

Помните: никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец: и кто есть Отец, токмо Сын. Как может человек познать и Бога Отца, и Бога Сына, если Сам Господь Иисус Христос не откроет ему эту тайну? Но открывается она только тому, кто слышит. Господь часто говорил: имеющий уши – да услышит. Большинство людей вроде бы и слышат знакомые слова, но не разумеют, что они значат. Для них это сокровенно. Ученики удивлялись и спрашивали: Для чего притчами говоришь им? А Он говорит: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано… они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют.

Конечно, у всех людей разное представление о Боге. А Господь хочет, чтобы оно было единое, чтобы мы были единодушны во мнениях и верованиях, чтобы не разнились друг от друга, а пришли к познанию Истины. Истина же одна. Не может быть много истин. Есть много мнений, а Истина одна – Иисус Христос. И если мы познаем Его, то будем единодушны.

А как понять, что в молитве мы общаемся с Богом, а не с собственным представлением о Нем?

– По действию Божией благодати. Молитва есть один из источников Божией благодати. И Господь отвечает на нашу молитву. И отвечает по-разному, иногда исполняя то, о чем мы Его просим, иногда просто давая молящемуся уверенность в том, что он услышан. Господь еще не исполнил просимое, но человек точно понимает, что услышан.

Мы можем познать Бога только по Его действию. Господь действует в этом мире непрестанно, действует в каждом из нас. Ищущий Бога ощущает это действие. А иначе душа остается сухой, без росы Божией благодати.

Как отличить истинные знания о Боге от собственного мысленного идола?

– Господь нам открыл знания о Себе, они изложены в Священном Писании. Господь говорит: Исследуйте Писания (Ин. 5:39). Исследуйте, изучайте его, погружайтесь в него. Для нас это, конечно, Новый Завет. Хотя и Ветхий Завет очень важен, но мы все-таки люди Нового Завета, и для нас слова Христа первостепенны. Мы будем погружаться в эти слова, зачем нам собственные измышления?! Бог нам открыл все, что нам необходимо для того, чтобы встать на путь спасения. Нельзя сказать, что исполни мы все заповеди – и спасены. Отнюдь. Господь говорит: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10).

Мы не достойны никакой награды, поэтому не за дела наши, а по благодати Своей Господь спасает нас. Но Ему угодно, чтобы мы искали Его, познавали Его, стремились к Нему, жили по Его заповедям. Поэтому важно изучать Священное Писание и прилагать его к своей жизни. Не просто надо знать, что Господь сказал не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1), а нужно приложить это к своей жизни. Господь запретил кого-либо судить, поэтому ни в разговоре с соседями, ни с близкими, ни с родными, ни по телефону – нигде никогда я не буду обсуждать жизнь других людей, это мне запрещено Богом, это мне душевредно, поэтому я буду этого избегать. Вот когда человек изучит Священное Писание, будет знать его и исполнять, тогда он потихонечку начнет преображаться под действием благодати Божией, которая непременно придет в его сердце, ибо желающему исполнить заповедь обязательно нужна помощь Божия.

Отец Димитрий часто, сидя в этом кресле, говорил: «Никакую заповедь Божию человек исполнить сам не может, это если только Господь ему даст». Ищущему, просящему Господь дает, и человек потихонечку исполняет то, что Бог велит, – начинает преображаться. И потихонечку приходит к тому состоянию познания Бога, что именуется Царствием Божием. Ведь не просто так Господь сказал: Царствие Божие внутри вас есть (Лк. 17:21). То есть это не какое-то место во Вселенной, куда человек переносится по смерти своей здесь, на земле. Отнюдь. Человек уже здесь (как часто отец Димитрий повторял) или в раю, или в аду. Пока мы живы, мы можем поменять состояние: из рая пасть в ад, а из ада вознестись до рая. Это какую цель мы себе поставим и как будем об этом Бога просить, какие усилия прилагать.

Батюшка, а как освободиться от собственных представлений о Боге и возможно ли это?

– От чего-то освободиться, как от любой, например, греховной привычки, человек не может сам. Ему нужна обязательно помощь Божия. Если бы так можно было, Господь бы нам дал подробную инструкцию, как избавиться от тщеславия, от гордости. Как в инструкции к какой-нибудь компьютерной программе было бы по пунктам расписано, что нужно сделать, чтобы в конце концов получить требуемый результат. Но однажды ученики вопросили Господа: Господи, так кто же может спастись? (Мф. 19:25). На что Господь им сказал: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19:26). Невозможно человеку спастись даже от какого-то мелкого пристрастия (уже не говорю – греха). Хочет он меньше говорить, но никак не получается, как начал – его несет, прямо как река словесная. А как ему исцелиться? Взывать к Богу, затворять свои уста, следить за своей речью и умолять Бога избавить его от этого пристрастия. Поэтому если у нас есть некие искаженные представления или какие-то дурные привычки, давайте противиться дурному.

Изжить грех из себя человек не может, он может ему сопротивляться. Например, когда напали разбойники, их больше, они сильнее, человек может им сопротивляться и кричать – звать на помощь. И непременно, если есть кто-то недалеко (а Господь всегда рядом), приходит эта помощь. И пусть израненный, но живой, он получает помощь. Точно так же и грех мучает нас и иногда сильно ранит. Но если мы взываем к Богу о помощи, о спасении, Господь не опоздает прийти нас спасти.

Отче, что такое прелесть?

– Это завышенное искаженное представление человека о самом себе. Он бывает уверен в том, что что-то понимает, что-то может, способен на что-то особенное, недоступное другим. Самомнение. И в этом мнении совершает массу ошибок. Ведь как только человек думает, что что-нибудь может, тут же начинает ошибаться, и потом гора этих ошибок окружает его, и он перестает видеть все в реальном свете. Происходит некое помрачение души.

Является ли собственное мнение о Боге прелестью?

– Если человек только на начальном пути к Богу, то не является. Он просто пока еще не просвещен, пока еще мало что знает, но по мере того, как будет что-то узнавать, у него будет меняться мнение. А вот если он уверен в своей правоте и ничего другого принимать не хочет, то это прелесть. Состояние прелести диагностируется именно тем, что человек полностью уверен в себе и никакое иное мнение – ни людей, ни Церкви, ни Священного Писания – не принимается, все отвергается, потому что он уверен в своей правоте.

А что такое добродетель трезвения? О чем она?

– Это когда сбросишь с себя уверенность в собственной правоте и признаешь свою немощь. Когда человек говорит: «Я все могу», он же явно заблуждается. То есть он может быть опьянен какими-то своими успехами – у него получилось, потом еще раз получилось, еще раз получилось, и все в восторге, он сам в восторге от самого себя, и у него появляется опьянение успехом. И он говорит: «Я все могу». А потом поражение одно, другое, третье, и человек начинает протрезвляться от этого состояния опьянения: «Оказывается, не все могу... Вообще мало что могу… И вообще ничего не могу... И вообще я хуже всех на земле…». Вот когда он это поймет, значит, полностью протрезвился.

Как трезвение связано с богопознанием?

– Напрямую. Чем больше человек уверен в своей правоте (то есть более горд), тем он дальше от познания Бога. Недаром Господь говорит о том, что блаженны нищие духом (Мф. 5:13). Эта нищета духовная – смирение, которое позволяет увидеть, услышать и понять те откровения Божии, которые Господь являет нам. Что мешает увидеть Бога? Именно нечистота сердечная и гордость: «я могу», «я знаю». Если иному начинаешь говорить о Боге, он говорит: «Мне это не надо». Интересно, а почему тебе не надо? Ты не хочешь знать о своем Создателе? Ты не хочешь знать о том, что Он о тебе промыслил?

Человеку интересны мнения людей. Люди готовы ходить ко всяким гадалкам, экстрасенсам и всяким прочим служителям сатаны, деньги платить, чтобы они что-то ему рассказали о нем самом. А то, что Бог Всеведущий и все знает о человеке, ему неинтересно. Это по гордости он никак не хочет смириться с тем, что сам ничего не знает, ничего не может и ничего изменить не в состоянии. Так потихонечку Господь смиряет, и человек протрезвляется и светлеет.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс