Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1217) → Священник Александр Асонов: Что такое грех?

Священник Александр Асонов: Что такое грех?

№32 (1217) / 21 августа ‘23

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №31 (1216) 2023 г.

В прошлый раз мы говорили о том, что такое грех, и о власти человека над грехом. Эта тема оказалась настолько большой, что сегодня у нас будет вторая часть. Мы начали обсуждать, что такое грех, и дошли до того, что это за явление и какова его природа по учению Церкви. Получается, мы не можем победить грех. Но что-то мы можем изменить?

– Я бы сказал так: если рассматривать грех как погрешность, как нарушение образа и подобия Божиих в человеческой природе, то восстановить подлинные образ и подобие можно только при помощи Божией. Сам по себе человек на это не способен, потому что он есть субъект, страдающий от заболевания. Он не врач. Он не может сам себя излечить в данном случае. Он полностью поражен этим заболеванием, которое мы называем амартия (греч. αμαρτία – грех). Полностью! При этом у него сохраняются, естественно, образ и подобие Божии, но они искажены вследствие этого заболевания. Это как если бы человек болел оспой. На этом образе и подобии есть оспенные язвочки, но сам по себе вирус (само по себе это заболевание) кроется глубоко в человеческой природе. Имеется в виду тот вирус, который греки называют «амартия», то есть «грех, погрешность, поломка». Это искажение образа и подобия Божиих.

Поэтому без Господа это невозможно, вследствие чего и происходит пришествие Господа нашего Иисуса Христа в мир: чтобы всякий, кто назовет имя Господне, мог заново быть спасен и обрести первородный образ Божий и подобие Божие. Но это возможно только лишь через Господа Иисуса Христа, при действии Святого Духа как одной Ипостаси Святой Троицы, то есть Божественного действия, пришествия Бога в полноту человеческой природы, и этот процесс называется процессом обожения, то есть это возвращение к Божественному образу, который нарушен. Он есть в человеке, но он нарушен.

Иными словами, амартия – это болезнь, у которой есть свои последствия. Эти последствия – все наше поведение, все наши ошибки, все наши падения. Вся мировая история наполнена ужасными злодеяниями. Причем трагедия заключается в том, что человек не придумывает ничего нового, и под разными личинами повторяется одно и то же злодеяние. Есть такая философская поговорка: «Я не знаю, кто исполнитель, я знаю, кто заказчик». Лицо заказчика всегда проглядывает.

В данном случае мы не должны забывать, что грех, по учению Церкви, – это та духовная болезнь, которая поразила человека после вкушения от древа познания добра и зла. Знание добра и зла проникло в человеческую природу, но само по себе знание без противоядия – страшный и губительный яд. Оно стало повреждать человеческое сознание. Человек стал весь мир видеть иначе.

А мы, христиане, определяем, что сознание определяет бытие. Сознание! Не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие: то, как человек смотрит на вещи. Поэтому Спаситель и говорил, что начинать надо с сердца, что Царствие Небесное начинается внутри нас, неприметным образом, когда наше внутреннее состояние меняется. Если сердце твое чисто, то и око твое чисто. Иными словами, если сознание твое чистое, то ты и видишь вещи в правильном, неискаженном виде. Ты как бы иначе смотришь на мир. Все начинается с восприятия. А восприятие возможно иметь правильным только при помощи Божией. Сам по себе человек это не может. Как может парализованный перемещаться в пространстве? Только при помощи внешних факторов.

В данном случае единственный внешний фактор, который может помочь человеку, – это Бог, то есть вмешательство Божественной природы, что и происходит в соответствии с учением христианской Церкви. Происходит пришествие Того, Кого древние христиане называли Сотер, то есть Спаситель. Почему Спаситель? Благодаря Ему все начинает меняться. Поэтому Господь очень часто нас к этому отсылает. Он говорит: «Вы только придите ко Мне». Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны ищущие, ибо найдут. Мы видим, как Господь подчеркивает очень важный момент: у человека есть воля, он ищет истину, но без помощи Божией не найдет. Надо искать, и, как Господь говорит, вам откроют. «Вы стучите, Я вам открою».

Но без наших действий ничего не будет происходить. Таким образом, от нас лично зависит очень многое. Поэтому все непреходящие Евангельские истины, все рассуждения о том, что тебя ударили по одной щеке, подставь другую, – это разговоры о совести человеческой, о том, как ты смотришь на вещи, к чему стремишься в жизни, как относишься к людям, как себя ведешь со своими коллегами по работе, сослуживцами, как ты как мужчина ведешь себя в отношении женщин, своего отца, своей матери, как ты как женщина ведешь себя в отношении своих родных и близких, отца, матери, мужчин.

Потому что в результате человек – это сумма его поступков, а не сумма его убеждений. Убеждения – понятие относительное. Они могут меняться в течение жизни. А сумма поступков зависит от того, какова совесть, то есть сознание. «Совесть» и «сознание» – в русской речи однокоренные слова. Во многих европейских языках это вообще один термин. «Сознание» и «совесть» – это синонимы: ведать, иметь знания; и приставка со–, префикс. Это явление до сих пор невозможно физически подтвердить. Это философский термин. Где совесть находится, неизвестно: мозг это или не мозг. Что такое мозг? Мы сейчас не будем углубляться. Я не биолог, не доктор, не лингвист. Не знаю, что сказать по этому поводу, но этот вопрос до сих пор задают ученые. На эту тему написано очень много научных статей, даже исследования проводятся. Так вот, Святая Церковь испокон веку утверждает, что все связано с человеческим сознанием, человеческой совестью, которая является неотъемлемой частью нашего духовного бытия. Это очень важно!

Начинается все именно с духовных начал. Это тоже чисто философское понятие. Что такое духовное начало? Что такое душевное начало? Даже апостол Павел об этом рассуждает и говорит, что есть люди духовные, а есть душевные. Душевные суть люди не духовные, они душевные. Они тоже есть, а есть духовные. Святой апостол Павел говорит, что это разные вещи. Иными словами, он пытается подчеркнуть, что душевные люди – это те, кто слишком многое в своей жизни связывает с вопросами чувствительными, вопросами чувственности, но они рассуждают не на высоком уровне. Это тоже интересная тема, о ней рассуждает святой апостол Павел, но сейчас не об этом.

Грех – болезнь, которая искажает образ Божий и подобие Божие в человеке. В нем вроде бы есть доброе начинание, но он не может воплотить эти добрые начинания в своей жизни. Поэтому постоянно задается вопросом, как Гамлет: «Быть или не быть?» Жить или не жить? Как жить? Умереть человеком или жить монстром? А почему жить монстром? А потому, что, как писал апостол Павел, к доброму стремлюсь, но природа моя такова, что не могу его найти в себе. Я зла не желаю, но оно происходит. «Бедный я человек!», – говорит он. Я хочу жить по-доброму, но в то же самое время обнаруживаю, что у меня ничего не получается, все из рук валится.

Я вдруг вспомнил такую русскую поговорку: «Хотел бы в рай, да грехи не пускают».

– Да, примерно так. Причем грехи – это какие-то злобные обстоятельства, они никак не дают выйти из этого темного леса. Есть хорошая русская поговорка: заплутал в трех соснах. Чем опасно это состояние, эта болезнь амартия? Она же порождает очень много психосоматических нестабильных состояний, если можно так выразиться. Поэтому в психиатрии есть определение, что нет ни одного стабильного человека. Статика невозможна. Все находятся в группе риска, и все плюс-минус близки к пограничному состоянию. Это просто факт.

Я думаю, что большинство тех, кто нас сейчас смотрит и слушает, согласятся с тем, что в их жизни тоже присутствуют некоторые странные явления, пугающие их самих, явления каких-то психозных состояний. Вот нестабильность. Это от многого может зависеть, от мелочей: просто падение или повышение уровня сахара в крови, изменение погодных условий и прочее. Я поэтому и говорю, что это психосоматическое состояние, но оно очень нестабильное. Оно может быть связано с чем угодно. В конце концов, может быть череда пределенных событий. В данном случае возникает причинно-следственная связь.

Так вот, без Божественного вмешательства человек не может никоим образом восстановить в себе стабильность, которая была у него от вечности, и вернуться к тому райскому блаженству, что человек имел в Эдеме, когда находился в полноте общения с Творцом, Богом. Сейчас человек пребывает вне Божественной любви. Он сам избрал этот путь. Мы говорили о том, что все мы у Господа Бога ушедшие корабли, в плавании предавшиеся разным стихийным ветрам, которые гонят нас по морям. Мы это сделали потому, что это сделали Адам и Ева. Но кто такие Адам и Ева?

Адам и Ева – это мы! Мы не сильно от них отличаемся. Я глубоко уверен, что с момента творения человек практически не изменился. Не буду сейчас углубляться в тематику креационизма или эволюционизма. Речь не об этом. Человеческая природа с момента грехопадения не меняется. Все идет по кругу. Если мы будем изучать историю человечества, то увидим, что внешняя атрибутика, может, меняется, условия жизни меняются, в зависимости от технологического, технического процесса, развития… Но это не так важно. Суть человеческих устремлений не меняется. Все остается на своих местах.

Поэтому предательство – это всегда предательство, и не так важно, в каком интерьере, в каких условиях. Насилие над личностью – это всегда насилие над личностью, не важно, при каких обстоятельствах, в какие одежды это все ряжено и на каком языке звучит. Речь идет не об этом. Речь идет о намерениях. Так вот, намерения не меняются, и то, что человек определил как гордыню, испокон века остается причиной всех бед.

Но почему именно это качество такое страшное? А потому, что с него все начинается. Когда человек вкушает от древа познания добра и зла, он это делает для того, чтобы почувствовать себя способным жить без Бога. Отсюда и возник вопрос: «Где ты, Адам? Почему ты прячешься?» А Адам уже перестал видеть этот мир так, как видел прежде.

Но это же сумасшествие...

– А я и говорил, что амартия – это та болезнь, которая создает форму умопомешательства. Постоянный поиск ответа на то, что такое добро и что такое зло, есть форма умопомешательства. То есть мы ищем ответ и никогда не будем его находить. Это хорошо или плохо? Я не знаю.

Посмотрите, как быстро в нашей современности люди сходят с ума. То, что вчера было хорошо, вдруг сегодня стало плохо. И вот уже целый народ бежит и кричит: да, это плохо! Еще вчера это было хорошо, а сейчас – плохо. И пока мы суетимся и бегаем, растет еще одно поколение, которое, придя на смену этому поколению, будет кричать, что оно кричало глупости. И как к этому относиться? Как увидеть, что есть истина?

Это вопрос Понтия Пилата к Иисусу Христу: что есть истина? «Весь Древний Рим думает, как понять, что такое истинная мораль и этика. А Ты пришел и говоришь: Я пришел, чтобы свидетельствовать об истине. Да кто Ты такой, Назарянин? Ты молодой еврей, Тебе тридцать лет. За мной целая империя, нация – и Ты мне тут говоришь об истине. Вон пьяницы с глазами кроликов кричат, что истина в вине».

У кого-то истина и в вине. Как гласит древнее ветхозаветное произведение (наставление матери сыну): дайте вино опечалившемуся – пусть он выпьет и забудет о своих бедах. Так люди в древности думали, что можно выпить и забыться. Действительно, на какой-то момент это лекарство, но оно не решает вопрос. Потому что вопрос, что есть истинное зло и истинное добро, остается навсегда.

Как должна строиться Исповедь после того, как узнаешь столько о природе греха? Я представляю, что совсем по-другому должно быть.

– Да, речь должна идти совершенно о другом. Не о тех поступках, которые ты совершаешь, хотя хорошо, что ты о них думаешь. А настоящая Исповедь – это каждодневное событие в жизни христианина. Исповедь – «конфессио» по-латыни. Русское слово очень хорошо передает это понятие. Исповедь – исповедание веры – с утра до вечера. У нас в традиции Русской Православной Церкви существует обязательное таинство Исповеди перед причащением, но это не присуще всем Православным Церквям. В некоторых Православных Церквях люди исповедуются отдельно – ведь это отдельное таинство. Его совершают в монастырях – там свои духовники. Есть Поместные Православные Церкви, где есть даже специальная должность духовника, который по расписанию объезжает приходы, а настоятели, штатные клирики не имеют права исповедовать – это отдельное событие, отдельное таинство. А Исповедь и есть отдельное таинство.

К чему я это говорю? К тем вашим словам, которые вы только что сказали. Исповедь – это отдельное событие, оно касается особого переживания, когда у человека есть сокрушение сердца и он хочет об этом помолиться, очень хочет, чтобы Господь помог ему выйти из этого состояния. А вообще, Исповедь должна звучать каждый день. Молитва «Отче наш» предполагает Исповедь – это единственная молитва, которую оставил Господь всем нам при жизни через апостолов. «Остави нам долги наша» – это и есть Исповедь, то есть «прости нас». Исповедь предполагает прощение – «якоже и мы». Там даже формула подсказана. В молитве «Отче наш» очень правильно все подсказано: Он не оставит вам долги, пока вы не отпустили зло из вашего сердца. А в тот момент, когда мы об этом просим, мы долги кому-то оставили из тех, кто действительно попросил у нас прощения? Не о тех, кто сделал нам зло, плюнул на нас и пошел дальше, – с этими все понятно, но надо и на них не держать зла.

Мы в тот момент, когда у Бога что-то просим, сами-то как? Внутри что-то есть? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог… и намерения целует». У тебя есть намерения быть добрым? Все, достаточно, иди, тебе помогут, ты только начни, но помни, надо быть верным этому всему, потому что мир все равно так устроен, что в нем благодаря человеку очень много неприятных, метафизических явлений, физических в том числе. Поэтому будь готов.

Христос сказал: «Будете иметь в мире скорбь, но не бойтесь, Я победил мир». Об этом даже очень многие древние философы рассуждают, в том числе и ветхозаветные мудрецы (мудрец и философ – это одно и то же). Книга про многострадального Иова это хорошо передает. Это говорит о том, что в древности люди об этом постоянно думали, народы, не имеющие отношения к иудейской традиции, но к более ранним традициям. Если изу-чать мировые религии, очень много интересного открывается – надо изучать и смотреть.

Я понимаю, что человек не властен над грехом, только Бог может помочь нам преодолеть нашу греховность. В этом случае, в этом уповании что нам нужно прежде всего сделать, чтобы каким-то образом хотя бы понять грех, чтобы можно было его каким-то образом преодолеть? Если я его сумею преодолеть с помощью Божией, соответственно, я властен над своим грехом с помощью Бога?

– Да, вопрос очень серьезный. Я постараюсь ответить быстро, но емко. Для того чтобы встать на путь исцеления от первородного греха, при помощи Божией, нужно сокрушение сердца, осознание своей неспособности без Бога выйти из этого болезненного состояния и проявлять хоть чуть-чуть стремление к доброте. Всякий, ищущий доброе, ищет Бога. Как я уже говорил, святой Иоанн Златоуст любил повторять, что Бог и намерения целует. То есть нужно иметь только желание, только постучи – Бог тебе откроет, но делай это искренне, а искренне можно сделать только тогда, когда понимаешь, осознаешь свою неспособность что-то сделать. Ты искренне просишь помощи, чтобы разобраться в том, что такое добро, что такое зло, и тогда Господь даст тебе мудрость.

И сердце сокрушенно Бог не уничижит.

– Не сокрушит. В этом сокрушении и взлет.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс