Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1217) → Священник Константин Кокора: У нас должен быть ум Христов

Священник Константин Кокора: У нас должен быть ум Христов

№32 (1217) / 21 августа ‘23

Беседы с батюшкой

История достаточно известная, но недавно она заново ожила в памяти. В Троице-Сергиевой лавре был прием студентов, и пришел один молодой человек, который ничего не знал. А там надо знать молитвы и уставы, быть чуть ли не готовым первокурсником. А он знает наизусть только одну первую главу из Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Собственно, он это и процитировал. Ничего не знал, кроме этих слов. А откуда их узнал? Однажды стоял на остановке, и к нему прилетел листочек с текстом первой главы. Так человек поступил в семинарию. К сожалению, не знаю, кто это был, но вроде это известно.

Вы представляете, какое влияние на него оказали эти слова? Советская действительность, и происходит такое чудо. Мы порой не ценим того, что имеем сейчас, а тогда это было что-то прорывное.

Нашу беседу посвятим Священному Писанию. Начнем с базового вопроса: «Какое место должно занимать Евангелие в жизни православного христианина?»

– Оно должно занимать центральное место.

Человек каждый день должен знакомиться с текстами Священного Писания в той или иной форме: в церкви ли, в домашних ли условиях, вместе с кем-то или в одиночку. Читать, усваивать и исполнять.

Важно понять, что Священное Писание – это всегда призыв к действию. Не просто прочитал и галочку поставил, теперь нужно жить по Евангелию. Священное Писание – это откровение Божие, Его слово, обращенное к каждому человеку. Когда мы хотим узнать Его волю, почувствовать Его присутствие, узнать о заповедях, которые Он нам оставил, мы открываем Евангелие, где Господь прямым текстом обращается к нам для того, чтобы помочь, наставить, направить на истинный путь. Одним словом, спасти нас.

Очень важно помимо молитв и аскетических упражнений, помимо участия в таинствах всегда питаться словом Божиим. Недаром у нас даже Литургия делится на две части: Литургия слова и Литургия Тела и Крови. Литургия слова – когда оглашенные, некрещеные или отлученные от Церкви присутствовали при чтении Писания и проповеди, которая за этим следовала.

Питание словом Божиим и богодухновенными писаниями необходимо для поддержания души. Интересно, что святые отцы даже пишут о том, что Писание помогает не только в ориентации в духовной жизни, как поступать, как размышлять над словом Божиим, но и дает возможность спасаться, именно уходя от греха. Когда человек обращается к этим книгам, греховные и страстные узы ослабевают.

Евангелие должно занимать центральное место. Недаром оно на престоле лежит. Не молитвослов, не Устав Церкви, не писания святых отцов, а именно Священное Писание Нового Завета. Именно Евангелие, слово Божие, вдохновляющее нас обращаться к Нему.

Даже на Архиерейском богослужении епископ во время чтения Евангелия снимает омофор. Символично.

– Да, по сути, это символ присутствия Бога среди нас. Так что сама книга должна находиться в доме каждого христианина. У нас тоже есть с этим проблемы. Книга есть далеко не у каждого, хотя обязательно будет молитвослов.

У моих родителей было несколько десятков экземпляров Евангелия.

– Вот. А бывает, у человека спрашиваешь: «Евангелие есть?» – «Молитвослов есть». – «А Евангелие читаете?» – «Я молитвослов читаю». То есть произошло такое замещение, что молитвослова достаточно. В молитвах мы обращаемся к Богу. Но как же узнать волю Божию? Преимущественно из Писания, особенно если человек даже в таинствах не успел поучаствовать.

Вы сказали, что в Евангелии можно найти ответы на вопросы. Это касается нашей обычной, бытовой жизни или только духовной?

– Преимущественно, конечно, духовной.

Но бытовые вопросы нам тоже хочется решить.

– Я согласен. Мне кажется, одна из причин, почему современный крещеный человек не обращается к Евангелию, в том, что он не видит в этом практического смысла.

Было ли такое, что Вы там находили ответ?

– Я спросил одну женщину о Евангелии. А она мне в ответ: «Ну, вы же понимаете, что Евангелие и моя жизнь – это две параллельные вселенные. У меня даже нет никакого желания обращаться к этим текстам». Тогда я понял, что люди действительно не видят в этом смысла. Она хотя бы честно сказала, что не понимает, зачем ей это.

Как было в моей жизни? Я пришел в церковь в 17 лет и сразу начал читать Евангелие. Сначала вообще мало что понимал. Ты читаешь потому, что надо читать. У нас есть правило: одна глава из Евангелия в день. Но я совершенно не понимал, что сокрыто за этими словами, какой в этом смысл, контекст, какие исторические реалии.

С течением времени, когда я уже начал образовываться и читать другие книги, те же толкования на Священное Писание, когда стал учиться в университете, безусловно, текст стал даваться легче.

Я не стремился найти там ответ на бытовые проблемы.

Наверное, и не нужно?

– Может быть, и не нужно. Опять же есть много историй, когда люди находили там ответы. Вы, наверное, их тоже знаете. Человек хочет что-то решить, рандомно открывает какое-то место и читает там прямое указание. Уж не знаю, какие ответы люди там находят. Продай дом, отдай все имущество? Это будет ответом на твои вопросы? Но такой опыт у людей есть.

Евангелие – это в первую очередь о духовной жизни, о том, как поступать с ближним, о том, на что ориентироваться в духовных поисках, как относиться к представителям других религий, как приоритеты расставить в жизни. Потому что часто множество бытовых христианских атрибутов заслоняют само Евангелие, когда нужно очистить себя, посмотреть, что стоит во главе. Например, люди говорят, что самое главное – это ставить свечи, или писать записки, или на Радоницу ходить на кладбище.

Это тоже их вера.

– Да, но мы должны возрастать в этой вере. Как пишет апостол Павел, не оставаться младенцами, а возрастать в слове Божием, находить для себя новые пути богопознания, становиться более мыслящими, более воцерковленными.

Но в Библии есть не только ответы, но и вопросы. С Евангелием жить сложнее, чем без него. Я бы так сказал. Когда человек живет так, как ему хочется, ни перед кем не отвечает, ему, по сути, все равно, как будет складываться его жизнь. Но когда он открывает Евангелие и видит, например, что Господь запрещает гневаться, тогда становится сложно. Если ты себя отождествляешь с христианской религией, то придется с этим что-то делать.

Господь говорит идти и проповедовать Евангелие. Но как я могу проповедовать, если я его никогда не читал? Господь говорит, что того, кто не приобщается Тела и Крови, Он не воскресит в последний день. Много таких вещей. Знание и чтение Писания, бывает, доходит до критического уровня, и люди, которые приходят крестить детей или становятся крестными, не знают ни одной заповеди Нового Завета. На уровне: не убий, не укради, не прелюбодействуй.

Проблема остается актуальной, потому что люди не обращаются к Писанию. Что-то их останавливает, с чем-то они могут справиться, поэтому Писание пылится. Это не новая, а закоренелая проблема в нашей стране и нашей действительности.

То есть наше благочестие, которым мы так гордимся, обрядовость, красота богослужений, музыка иногда затмевают самое главное – маленькую книгу. Парадокс.

– Есть такое искушение. Мы переживали в своей истории очень трудные времена. И семидесятилетний период атеизма, а до этого Синодальный период, когда был упадок благочестия, когда отдельные личности призывали народ читать и исполнять Евангельские заповеди. Евангелие прорастало с трудом, потому что было очень велико влияние языческого прошлого. Как пишут многие историки, Русь была крещена, но не воцерковлена. Распространение Евангелия шло с большим трудом. Было много неграмотных. Оно было доступно только царям или епископам, богатым монастырям и храмам.

История непростая, и объективно человек не мог поставить Евангелие в центр своей жизни. Но в наше-то время все по-другому. Вот что удивляет. Ладно, если мы говорим о людях советского периода. Но сейчас открыты храмы, Евангелие переведено на языки мира, его можно читать в том числе и в электронном виде. Сегодня можно найти великое множество толкований и взять себе их по вкусу, по интересам. Человек имеет возможность зайти в храм и напрямую обратиться к священнослужителю: «Мне это место непонятно». Существует огромное количество библейских кружков и занятий по изучению Священного Писания. Это настоящее горе, а уже нет никаких пояснений, никаких возможностей себя оправдать. Почему я не читаю это? Почему для меня это интересно? Видимо, здесь уже надо искать что-то в самой жизни человека, в его отношении к Церкви, к Священному Писанию, к Богу.

Я читал Евангелие, когда воцерковлялся. И тогда столкнулся с проблемой, что не понимал, зачем читать контекст этой книги, кто ее написал, как написал, в каких обстоятельствах, не изучал его с научной точки зрения, не знал о разных подходах к его изучению. Тогда я спросил у одного очень мной любимого и уважаемого священника: «Зачем это нужно?» И он сказал мне замечательную вещь: когда любишь кого-то, то хочешь знать о нем все. Я люблю Христа и хочу знать о Нем все. Меня это поразило. Ведь правда: ключ к интересу – это в первую очередь проявление любви. Если мы кого-то или что-то любим, то будем изучать, смотреть, интересоваться, доставать информацию об этом. Видимо, в первую очередь проблема у нас с этим. Нет горения узнать, что говорит Бог, какие заповеди Он оставил нам, почему мы должны верить в воскресение мертвых и так далее.

Вопрос от телезрителя: «Как сохранить слова Священного Писания в своем сердце? Когда мы читаем Писание, Господь общается с нами, но проходит время, и все улетучивается».

– Очень актуальный вопрос. Слава Богу, что вы вообще читаете Писание. Но оно не существует в вакууме. Поэтому очень важно жить по советам святых людей. Все святые, по сути, строили свою жизнь по Евангелию.

Нужно читать Евангелие в контексте. Что я имею в виду? Во-первых, молиться перед чтением. Когда мы читаем Евангелие в храме на богослужении, то перед этим молимся, чтобы Господь открыл наше сердце, дал нам силы и мужество поступать по Евангелию, чтобы помог уразуметь прочитанное.

Во-вторых, очень важно стараться всю свою жизнь соединять с Евангелием. Не просто прочитать его и закрыть. А постараться начать жить, исполняя заповеди. Опять же очень важно, читая Евангелие, соблюдать церковные правила: причащаться, каяться, менять свою жизнь, участвовать в познании Бога непосредственно через сами таинства.

Очень помогает, если обсуждаешь с кем-то Евангелие. Нам, священникам, легче это делать. Мы заранее читаем Евангелие, когда готовимся к проповеди. Опытные священники уже знают, какое будет зачало. Мы можем его обсудить друг с другом, прочитать какие-то толкования, посоветоваться. Миряне могут почитать их вместе с кем-то, обсудить с семьей. И тогда открываются поразительные вещи. Когда мы пытаемся что-то объяснить другому, то сами начинаем лучше это усваивать.

Очень важно усваивать Евангелие в Церкви, то есть слушать проповеди, назидания, толкования, комментарии святых отцов и богословов, это поможет понять контекст и лучше усвоить сам текст. Есть разные средства, чтобы само Евангелие не выветрилось. И с опытом это получится. Просто нужно проявить терпение. А со временем оно будет как пища. Мы сначала младенцев кормим простой пищей, а потом переходим на твердую.

Что Вы советуете делать людям, которые хотят крестить своего ребенка, но никогда в жизни не читали Евангелие?

– Прочитать. И не для того, чтобы как-то затруднить жизнь, а для того, чтобы понять, согласны ли вы с той нравственной программой, с теми заповедями, вообще с той жизнью, которую предлагает Христос. Когда крестим, мы посвящаем человека во Христа, даем клятву перед Богом, что приложим все силы для того, чтобы он вырос христианином, что вся его жизнь будет строиться вокруг Евангелия.

Для того чтобы быть честным перед Богом и самим собой, сначала нужно посмотреть, подходит нам это или нет. Конечно, могут возникнуть трудности, потому что сам текст достаточно специфический. Люди говорят, что он им непонятен, так как написан особенным образом, а они не привыкли такое читать и так далее. С одной стороны, это действительно так. С другой стороны, правда еще и в том, что люди вообще стали редко читать. Не только Писание, а любые книги.

Трудность еще и с нашим клиповым мышлением. Тут тоже можно пойти навстречу человеку: есть аудиоверсия Евангелия, есть библейские мультики. Иногда кто-то не может осилить именно текст, хотя это трудно представить, ведь Евангелие от Марка совсем короткое, простое, написано односложным языком. Но у всех разный уровень. Можно пойти навстречу и попросить ознакомиться с Евангелием хоть каким-то образом, хоть через что-то, может быть, взять детскую Библию.

Ты растешь, когда начинаешь трудиться. Ты начинаешь понимать, что меняешься. Но без труда этого не произойдет. Никаким другим образом не получится. Я настаиваю, чтобы человек в первую очередь познакомился с одним из Евангелий. Лучше всего начинать с Евангелия от Марка. Оно самое короткое, удобное, лаконичное и простое. Но многие начинают с Матфея. А иногда люди совершают ошибку и начинают читать с самого начала Библии.Начинают с Ветхого Завета и говорят: «Батюшка, я что-то вообще ничего не понимаю. Это неинтересно». Люди привыкли начинать книгу с самого начала. Зачем я буду начинать ее с конца или с середины? И это тоже проблема: человек начинает закапывать сам себя.

Я часто встречал, что книги Библии раздавали на улице. Мне было интересно, и я брал. И перевод был профессиональный. Не знаю, православные раздавали или нет. Как к этому относиться? Очень много христианских деноминаций, которые знают Библию лучше нас.

– Да, и это тоже проблема. Так как мы сами не образовываемся в этом смысле, то нам приходится иногда терпеть укоры от наших братьев протестантов или католиков. Человеку задают вопрос, а он не знает, что сказано в Писании.

Сейчас есть совершенно разные переводы. Можно взять синодальный, современный русский или церковнославянский. Хотя этот будет труднее. Ушло то время, когда распространяли какие-то не те Евангелия. И были ли они не те? Не знаю, есть ли какие-то искаженные или сокращенные Евангелия. Но люди очень боятся этого. Но всегда можно взять православное, одобренное нашей Церковью. В любом формате.

Понимать Священное Писание лучше и удобнее тогда, когда ты находишься внутри Церкви. А если читаешь Писание дома как настольную книгу, может быть, даже попивая при этом чаек, эффект будет другой?

– Не то чтобы другой. Мы говорим о некоей полноте. Конечно, читать Евангелие здорово.

Светские люди читают в метро, например.

– Читают, но не как откровение и слово Божие, а как исторический источник. Так тоже можно. Люди что-то уясняют для себя, отмечают какие-то актуальные вещи, но не верят в то, что это богодухновенное Писание, что эти заповеди и действия Бога актуальны и имеют место.

Мы читаем какие-то мифы и говорим: «Здорово, интересно», но никакой актуальной поддержки в реальности не находим. Можно просто прочитать что-то для назидания. Хорошо читать дома. Мы должны соединить эти две (церковную и домашнюю) реальности, чтобы связать свою жизнь со словом Божиим.

Коль скоро мы говорим о примерах других людей, то святые строили свою жизнь вокруг Евангелия. Поразительно. Есть молитвенное правило Серафима Саровского. И люди говорят: «Я не могу вычитывать молитвенное правило и буду молиться как Серафим Саровский». Но почти никто не говорит о том, что батюшка Серафим за неделю прочитывал весь Новый Завет. С понедельника по четверг – Евангелия, в пятницу и субботу – Деяния святых апостолов и апостольские Послания. А в воскресенье причащался. Получается, молиться будем, как Серафим Саровский, но нам не так важно то, что он каждую неделю читал Писание.

Один отец как-то рассказывал, что всю Псалтирь прочитывал за сутки, за целый день.

– Кстати, при таком подходе, если у тебя нет времени или возможности рефлексировать, то есть сидеть, читать, размышлять над Писанием, оно усваивается все равно как некий текст. Это тоже собеседование с Богом. Когда читаешь книги, начинаешь собеседовать с автором, вольно или невольно в тебя это входит, если ты умом и сердцем в этом участвуешь. Поэтому, конечно, польза даже просто от чтения большая.

Тихон Задонский знал Новый Завет наизусть, Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечёв всегда стремились подвести людей в первую очередь к чтению Священного Писания, потому что был кризис в чтении слова Божия (это же не новая проблема). Пахомий Великий принимал в монахи, только если человек знал Новый Завет наизусть.

И мы понимаем, что это была высота, люди серьезно к этому относились, была серьезность, основательность в чтении Писания, потому что все было не так просто. А сейчас парадоксально: все есть – бери не хочу, все на блюдечке с голубой каемочкой. Но люди к этому с прохладцей относятся.

Я помню, одна женщина позвонила насчет Крещения детей и задала мне такой парадоксальный вопрос: «А вы православный человек?» Я говорю: «Конечно, меня рукополагал Святейший Патриарх. А почему вы это спросили?» Отвечает: «Вы говорите о Евангелии, необходимости чтения слова Божия, в храме у вас всегда проповедуют». – «То есть для вас Православие не ассоциируется с этим?» – «Да».

Сейчас Православие ассоциируется с чем-то другим. Меня это поразило, подумал: надо же, какое у человека сложилось впечатление.

И даже если человек не имеет возможности выбраться в храм и там находиться, слушать проповеди, Священное Писание или участвовать в таких кружках, он может делать это дома, молясь, стараясь это понять, смиряя свой ум. Оптинские старцы пишут о смирении ума перед словом Божиим, а не так, когда мы хотим что-то подтвердить или опровергнуть слово Божие.

Митрополит Антоний Сурожский пришел к Богу через чтение Евангелия. Он как раз хотел убедиться, что все это ложь, а сам пришел к Богу.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс