Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1217) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Не отступайте от Христа!

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Не отступайте от Христа!

№32 (1217) / 21 августа ‘23

Архипастырь

Продолжение. Начало в №№ 29–30, 2023 г.

Владыка, я не упомянула еще об одном послушании, которое Вы теперь несете, – почетный настоятель храма во имя Праведного Воина Феодора Ушакова в Левобережном районе города Москвы. И, видимо, строитель этого храма. Расскажите об этом, пожалуйста.

– По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мне поручено построить храм в честь Святого Праведного Феодора Ушакова в Москве по адресу: Ленинградское шоссе, 59. Это недалеко от Речного вокзала. Очень хорошее, красивое место. Думаю, в будущем здесь будет оживленно, люди будут приходить в храм Святого Праведного Феодора Ушакова, чтобы помолиться, узнать о нем больше.

Этого святого нужно больше популяризировать, потому что Ушаков – гениальный человек в истории нашего Отечества, флотоводец, адмирал, который провел около сорока сражений и во всех победил. Он всегда говорил: «Мы побеждаем не нашим умением и талантом, а Божией помощью». Эти слова свидетельствуют о том, что он действительно молился, когда шел на битву. Некоторые говорят, что он смотрел в календаре, память каких святых будет в эти дни, и молился этим святым угодникам Божиим, чтобы они помогали победить в битве. То есть всегда связывал свою военную деятельность с Небом, с Царством Небесным, с вечной жизнью, чтобы получить Божию помощь и победить в битве. Адмирал понимал, что сражался за Православную веру, за наше православное Отечество. Воодушевлял своих солдат, офицеров, матросов, и они шли в бой с верой и упованием на помощь Божию, с пониманием, что, даже если придется умереть в бою, их ждет Царство Небесное, вечная радость со Христом, потому что они выполнили особую миссию, особую заповедь Божию о том, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. Они полагали душу за Отечество и за людей, живущих в нашем Отечестве, чтобы сохранить веру и благочестие.

И сейчас нам надо помнить о том, что наши предки когда-то вели войны, чтобы сохранить в нашем Отечестве Православную веру и благочестие. На основе веры и благочестия они и побеждали самых грозных врагов. Потому что с ними был Бог, они были с Богом. Господь им помогал, поэтому они и побеждали.

Сейчас мы с Божией помощью строим храм в честь Праведного Феодора Ушакова. Уже построен цокольный этаж. В ближайшее время начнем класть из кирпича стены храма. Феодор Ушаков – покровитель нашего воинства. Надеемся, что и сейчас он молится за нас, за наше Отечество.

Когда он побеждал и освобождал тот или иной город, в этом городе он проявлял особое милосердие к жителям, никого не унижал, не оскорблял. Наоборот, через эту победу он давал людям радость общения, возможность развиваться, жить в любви, уважении, всячески содействовал тому, чтобы они имели возможность проявить свою любовь к Богу и к своей вере. Он не был завоевателем, а был помощником людям, чтобы они могли жить благочестивой жизнью в вере.

Потому что он сам был такой.

– Да. После того как он ушел в отставку, на пенсию, его жизнь была удивительная. Имея такую славу, честь и такие материальные возможности, он использовал средства не для того, чтобы ими наслаждаться, удовлетворяя свои страсти и грехи, но использовал деньги для бедных, нуждающихся, для строительства храмов. Часто приезжал в монастырь, молился там. В общем, вел благочестивую жизнь, готовя себя к вечности. Как глубоко верующий человек понимал, что жизнь на этой земле дана для того, чтобы готовиться к вечности. И он готовился к вечности в течение всей своей жизни, особенно в последние дни своей жизни, когда полностью отрешился от всех земных привязанностей, наслаждений, удовольствий и все свои средства употреблял в дело, которое приносило пользу, в том числе и ему, когда он отошел из этой жизни. Потому что его доброделание сопровождало его по всем мытарствам в Царство Небесное, к Богу, чтобы получить венец вечной жизни.

Я захватила с собой книгу святителя Николая Сербского «Война и Библия». Книга совсем небольшая, но она сегодня актуальна, как никогда. Подход праведного адмирала Феодора Федоровича Ушакова к жизни, к ведению боевых действий, к людям очень перекликается с тем, что писал святитель Николай Сербский. В частности, он говорит о том, что потерять Христа – это потерять цель жизни. Он приводит примеры из Ветхого Завета, когда Господь только на начатки покаяния народа уже реагирует Своей милостью и тем, что дарует победу малочисленному, но кающемуся воинству над врагом, многократно превосходящим численностью и вооружением. У Феодора Ушакова большинство битв были именно такие: он обладал меньшими силами количественно, а враг был гораздо более велик. Но величие в конце концов было в победе Христовой, и он одерживал победу. Тридцать девять морских сражений, и ни один матрос не попал в плен! Такой подход сегодня, наверное, очень важен для того, чтобы наступили мирные времена. Но святитель Николай Сербский ставит в этой книге вопрос: зачем вам мирные времена? Зачем вам наступление мира? Чтобы вернуть все, как было? Тогда не будет.

– Конечно, нам нужен мир, и очень хорошо жить в мире и согласии. Но этот мир возможен тогда, когда есть нравственная жизнь, уважение друг к другу, милосердие, почитание старших, почитание подвигов наших ближних.

Например, очень хорошо, что мы вспоминаем подвиги наших отцов и матерей в годы Великой Отечественной войны. Но посмотрите на наш внешний вид, когда мы идем почтить подвиги наших отцов, к памятникам или в музеи. Когда я смотрю на это, думаю, что не почитают наших солдат и офицеров. Ведь нужно почитать и внешним видом, даже своей одеждой. Но это у нас уже потеряно. Если мы идем к какому-то начальнику, то одеваемся более-менее хорошо, а так, ходим как попало.

Чувство уважения у нас потеряно. Нужно это восстановить, и начинать нужно со школы, с детского сада, чтобы почитание старших было приоритетом нашей жизни. И много чего другого мы потеряли, и хотелось бы все это восстановить. Та ситуация, которая сложилась у нас с мировым сообществом, которое восстало против России, должна нас сплотить, чтобы мы соорганизовались именно в нравственном отношении. Тогда у нас будет победа на всех уровнях.

В Библии, в Ветхом Завете четко и ясно сказано, что делал враг, чтобы победить богоизбранный народ. Просто так богоизбранный народ победить не могли, потому что с ними был Бог. Что делали враги? Они пытались развратить этот народ. Посылали блудниц, развратниц, чтобы были смешанные браки и так далее. Потихонечку разлагали общество, а потом нападали и побеждали. Все очень просто. А когда люди приходили в осознание того, что они натворили, и каялись в этом, Господь миловал их, снова давал им силы, и, когда им нужно было себя защитить, они побеждали.

Так же и здесь. К примеру, Великая Отечественная война. Всем известный факт, что, когда немцы брали наших женщин в плен, удивлялись, как наши женщины в 30–40 лет еще оставались девственницами. И говорили, что наш народ святой, его победить невозможно. Они были правы, народ был действительно целомудренный, чистый, святой. Конечно, были некоторые ситуации, связанные с борьбой с религией, но в основном люди были высоконравственные, имели нравственные устои, которые сейчас мы потеряли.

Нравственность у нас сильно упала. Видя ситуацию с Украиной, нам нужно взяться за нравственность. Только через это можно побеждать. Наше Отечество окружено со всех сторон враждебными силами, нас желают поглотить, уничтожить. К сожалению, это просматривается и изнутри, и снаружи.

Поэтому сейчас нам надо пойти по пути нравственности, духовности. Хотя бы взять только эту сторону: почитание старших, уважение к благу, добру, святости, чистоте, трудам и подвигам нашего народа. Больше ничего не надо. Если мы восстановим хотя бы это, то очень многое приобретем.

А если еще приобретем любовь к Богу, к Церкви Божией!.. Ведь Церковь – это установление Божие, не человеческое. Если мы пренебрегаем Церковью, ссылаясь на то, что очень заняты, то просто не уважаем Бога. Мы говорим: «Когда будет время, появится желание, тогда я пойду в храм. А что там сейчас делать?» Это показатель того, что как будто Бог нам что-то должен, это наше неуважение к Богу.

Мы должны понимать, что без Бога ни до порога. И должны благодарить Бога за все, что Он дает нам. Мы уже хорошо поняли, что дышать – это ценный дар Божий, и он дается нам бесплатно. Когда мы болели коронавирусной инфекцией, мы узнали, что воздух имеет цену, что надо платить деньги, чтобы нам дали возможность подышать.

Сейчас мы дышим и не ценим этот дар Божий. Пойдите в храм в воскресенье и скажите: «Господи, благодарю Тебя, что я могу дышать». Это тоже благодарность Богу. Бог дает нам здоровье, силы, чтобы зарабатывать какие-то средства для своей семьи. Все это тоже дар Божий. Мы должны благодарить Бога за это.

Плохо, что есть люди, не понимающие, что живут как попало. Есть порядок, установленный Богом. И, слава Богу, что в Церкви этот порядок сохранился, и мы можем это объяснять и призывать людей к тому, чтобы они жили по особым Божиим установлениям; не по своим порядкам, как хотят, а как Господь установил. А Он установил просто: шесть дней делай свои дела, а седьмой день отдай Богу. Иди в церковь, молись, благодари Бога, проси у Него. Мы – люди грешные, часто согрешаем перед Богом, и эти грехи остаются тяжестью на душе и вызывают праведный гнев Божий на нас. Чтобы этого не было, мы можем прийти в церковь эти грехи очистить милостью Божией и в таинстве Покаяния. Очень все легко. Но мы сами себе все осложняем.

Сейчас, когда у нас такая ситуация со специальной военной операцией на Украине, когда есть очень неприятные потери, надо, чтобы все люди побежали в церковь. И чем быстрее мы будем приближаться к церкви, тем быстрее эта спецоперация закончится. Потому что войны, если взять историю человечества в целом, даны нам Богом за отступление от Него, от нравственной жизни, за беззакония, за развращенность народа. И покаяние народа дает нам избавление от бедствий и всяких войн.

В истории нашего Российского государства были такие тяжелейшие истории. Например, в 1612 году поляки и Москву взяли, и Россия была оккупирована… И что сделали люди? Взяли икону Божией Матери «Казанская», объявили пост и покаяние три дня и три ночи, молились со слезами и говорили: «Согрешили мы пред Тобою, Господи, прости нас, великих грешников, и избави нас от этой беды – дай нам победу над этими врагами». И на следующий день – все. Много не надо было. Господь милосерд.

У праведного Иоанна Кронштадтского тоже есть момент в жизни. Когда была большая эпидемия, очень много людей умирало, скот падал. К нему пришли люди в Кронштадт и говорят: «Батюшка, что делать: скот умирает, мы очень тяжело болеем?» Он говорит: «Надо каяться. А вы в церковь ходите?» – «Нет, у нас времени нет, мы заняты». – «Вот будете ходить в церковь, Господь даст избавление от этой беды. Будете ходить в церковь?» – «Будем». – «Каетесь?» – «Каемся». Потом он стал перечислять: «А вы читаете утренние и вечерние молитвы?» – «Нет, дела, семья, – некогда». – «Надо читать утренние и вечерние молитвы, тогда Господь помилует. Надо ходить в церковь, молиться, читать Евангелие, каяться в своих грехах, исповедоваться. Будете делать?» – «Будем!» – «Ну, хорошо». Он поднял руки вверх и начал молиться за весь этот народ, который пришел к нему. Говорит: «Идите домой, завтра все закончится». И, действительно, Господь по его молитвам и покаянию людей избавил от этих бедствий.

И сейчас если бы все мамы, папы, бабушки, дедушки наших воинов, которые на передовой, пришли бы в церковь в каждый воскресный праздничный день, то это все закончилось очень быстро. Даже в строящемся храме Феодора Ушакова есть временный молитвенный дом, где вечером каждую субботу совершается молебен о даровании победы в этой спецоперации и молятся за всех воинов, служащих своему Отечеству. Я не видел, чтобы туда приходило много народу. Многие охают и ахают, что сын или муж на передовой, не знают, что там и как будет, но прийти в церковь почему-то никак. Удивительное укоренение в нежелании идти к Богу, чтобы Господь видел, что ты немножко свою душу, свое сердце умягчил, смягчил, смирился пред Богом и пришел в церковь и просишь у Него избавления от этой беды, о том, чтобы дети, мужья возвращались домой живыми и здоровыми. Вот что требуется сейчас. Придите молиться. И все.

Владыка, может быть, об этом храме еще мало знают? Как раз наш эфир, будем надеяться, послужит тому, что узнают и будут приходить.

– Это делается не только в нашем храме. Это делается во многих храмах. И архиереи, и батюшки совершают такие молебны. Чем мы можем помочь нашим воинам, как только молитвой? Наши благодетели, строящие храм, так сплотились и так распространяют это доброе дело, что привлекают к строительству своих близких, родных, знакомых по бизнесу, по предприятиям. Уже получается несколько сотен человек, которые потихонечку помогают. Они так объединились, что собрали и напечатали молитвословы для воина и послали туда. Оказывается, они там востребованы: солдаты, офицеры читают и молятся. Они знают, что без Бога тяжело воевать. Здесь, где нам все хорошо, мы не особенно молимся. Поэтому надо и нам здесь взяться и утром, и вечером читать молитвы, молиться за наших воинов, прийти по воскресным и праздничным дням в церковь, этим самым сможем помочь нашим воинам одолеть все те трудности, чтобы закончилась вся эта беда.

Очень утешительно, что ничего сверхъестественного не требуется.

– Ничего не надо, все очень просто: взять и прийти к Богу и сказать: «Господи, прости нас, и мы будем стараться жить по-христиански». Мы же христиане все, мы должны знать какие обязанности у христианина есть. И сейчас мы имеем такую возможность. При каждой церкви есть воскресная школа для детей и для взрослых, мы это все объясняем. К сожалению, в школах и университетах это не преподают, а в церкви мы можем получить эти знания, поэтому приходите хотя бы в церковь, чтобы получить знания о том, что значит быть христианином, как жить по-христиански, а не просто называться христианином. А то называемся христианами, а не знаем, что делать. Осуждать мы можем всех и вся, все наше христианство в осуждении всех, поэтому нам нужно не осуждать, а заниматься теми правилами, которые дал нам Господь для нашего возрастания, потому что смысл жизни на земле – это достижение земными трудами, подвигами Царства Небесного. И очень все просто делается.

Если посмотреть учения святых апостолов, то они просто говорят, как зарабатывать Царство Небесное. Мы идем на работу, и мы должны работать не работодателю, а Самому Христу. Честно, добросовестно, порядочно, качественно, потому что ждать нужно не от работодателей какая там зарплата, а ждать от Христа награду не Небе. Вот с какой нужно целью работать. Работодатель, видя качественную работу, даст и хорошую зарплату. А у нас наоборот: сначала зарплата, потом качество. А нам нужно сначала качество, а потом зарплата. Мы должны понимать, что мы идем работать для зарабатывания Царства Небесного. А зарабатывается Царство Небесное тем, что я работаю для Христа.

То есть на совесть?

– Да, Христу делаю эту работу, Ему посвящаю, и знаю, что Он меня обязательно вознаградит вечной жизнью, вечной радостью, вечным блаженством. Вот для чего. А остальное все проходит. И получается то, что Сам Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). А все остальное и зарплата пойдет своим чередом. Если так настроим себя, то у нас будет совсем другая жизнь, потому что мы будем убирать из нашей жизни все то, что препятствует достижению Царства Небесного. Сами увидим, что это или это мне мешает, не нужно мне, а то, что нужно, я и делаю. Тогда, конечно, будет рай на земле. Сделаем два рая: один – земной, второй – Небесный, который уготовил нам Господь в Царствии Своем.

Владыка, Федор Федорович Ушаков говорил: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России». Та Евангельская цитата, которую Вы сейчас привели, тоже помогает бороться с унынием, с отчаянием, с тревогой, со страхами. Что бы Вы еще рекомендовали? Может быть, какие-то высказывания святых отцов, может быть, какие-то строки псалмов царя Давида, может быть, какие-то Евангельские строки приводить себе на ум, если хлынут тревожные страшные новости? Состояние, когда все плохо и ужасно, я думаю, сейчас посещают многих людей, а кто-то в нем находится постоянно… Как из этого вырваться, за что цепляться? Как цепляться за Бога?

– Самое главное – наша вера в Бога. Если мы отдаем себя в руки Божии, то Господь всегда поможет. Когда мы берем на себя больше, чем можем, тогда, конечно, остаемся со своими слабыми силами, которые не смогут перенести все тяготы нашей жизни. Поэтому весь суд, нужно отдать Богу. Как Господь сказал: Весь суд отдайте Мне, а Я там все решу. Когда мы берем на себя и начинаем обсуждать те ситуации, которые есть здесь, на земле, то нам очень сложно их разобрать. А когда отдаемся в руки Божии, то Господь очень легко все решает. Следует научиться вверять себя Богу, доверять Богу, не взваливать на себя больше, чем надо. Поэтому нам и тяжело, и мы падаем в отчаяние, в уныние, потому что нет силы одолеть все трудности. А когда мы отдаем себя в руки Божии, это наша вера. Господь говорит: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. <...>. Посмотрите на полевые лилии, как они растут <...>. если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6:26–30). Если бы мы имели веру в Бога, Господь дал бы нам и питание, и все остальное. Тем более, Господь нам говорит о том, что он пятью хлебами насытит пять тысяч человек, кроме женщин и детей, значит, около десяти тысяч. Вот что значит доверять Богу. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Именно сила Божия, которая простирается на нас в ответ на нашу веру, спасает человека

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Монашествующих, которые были прославлены в лике святых, мы называем преподобными. И в этом слове, однокоренном со словом «подобие», – величайшая Божественная тайна. Подобный кому? Богу! Преподобный – тот, кто уподобился Богу. И возникает вопрос: как же человек может сделаться подобным всемогущему Богу? Если рассуждать рационально, никакого ответа на этот вопрос найти невозможно. Ответ на него люди находят не с чьих-то слов, не в чьей-то мудрости, но прикасаясь к жизни тех, кто стал подобен Богу, – преподобных.

 
Беседы с батюшкой

Священник Константин Кокора: У нас должен быть ум Христов

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс