Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Есть люди, которых можно назвать жизнеопределяющими: это родители, это супруги друг для друга, дети… И среди близких-близких людей есть духовные наставники, те, через кого Господь Себя для тебя открыл.
Недавно прочитал интересное определение любви. Священник говорит, что любовь – это когда мы можем другому человеку указать путь ко спасению. Ведь самое дорогое, бесценное сокровище – Личность Господа Иисуса Христа. И если мы с кем-то можем поделиться своей любовью ко Христу, своей жизнью во Христе, то это самое дорогое, чем мы можем с человеком поделиться. Это дороже каких-то успехов, карьерной лестницы… Одолжить денег, поделиться почкой – это все хорошо, но временно. А приобщить человека к вечности – вот настоящая любовь.
У меня есть такой документ – книга, где написано: «Жене с пожеланием успехов на ниве духовной», стоит дата «28 июня 1993 года» и подпись: «Отец Димитрий (Байбаков)». Представляете, уже 30 лет, как я живу под внимательным, когда-то пристальным взглядом, наставничеством (было время), а сейчас, надеюсь, под молитвенным покровом своего дорогого духовника.
И я Богу очень благодарен за день, когда мы познакомились. Виделись-то мы, может быть, и раньше, но в этот день игумен Флавиан (Матвеев), тогда еще Леша, привез меня в гости к отцу Димитрию и познакомил с тогда еще совсем молодым священником. Отец Димитрий подарил мне книгу «Пастырское богословие» с дарственной надписью.
Конечно, великая милость Божия, когда у человека в жизни есть наставники, особенно в жизни духовной. Ведь это океан безбрежный, и в океане обязательно должна быть четкая навигация, должен быть кормчий, который держит крепко руль корабля, знает курс, имеет опыт хождения по волнам. Духовник – это именно кормчий, он окормляет, держит за кормило. И все самые основные жизненные вопросы, конечно, решаются по совету духовника.
Не припомню историй, когда бы я с верой и каким-то сердечным беспокойством спрашивал и Господь не открывал бы мне тот единственно верный путь, по которому нужно идти.
Были ситуации, когда я проявлял непослушание, своеволие, думал: «Может быть, мы пойдем другим путем?» И шел другим путем, много лет разбивал себе лоб, потом все равно приходилось возвращаться назад, исправлять ошибку и как бы заново решать эти уравнения. Конечно, это дает бесценный личный опыт. Бисмарк говорил, что умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих. Но свои ошибки лучше запоминаются и составляют опыт жизни.
Наверное, духовник не каждому нужен. Может, это звучит нестандартно: с одной стороны, я желаю, чтобы у каждого духовник был, с другой стороны, не каждому они даны. Потому что это проводники для тех, кто желает идти в горы, кто хочет покорить вершину. Для прогулок в парковой зоне проводники не нужны.
Так вот, желая всем иметь духовников, я желаю, чтобы у каждого человека пробудилась ревность к восхождению на вершину, к святости. Это цель нашей жизни: не просто привыкнуть к комфортно-бытовому христианству, научиться делать что-то по ходу пути, а взять вершину.
И вот тем, кто идет к вершине, кто отправляется в бурное плавание, кто идет незнакомым, рискованным путем, обязательно нужны опытные проводники, их мы называем духовниками. Слава Богу, что они есть. Слава Богу за моего духовника. Дай Бог ему доброго здоровья и благоденственного жития на многая и благая лета.
Святитель Феофан Затворник, Вышенский один из самых близких и понятных учителей русского народа. Когда мы говорим о классической духовной литературе и упоминаем классиков аскетической жизни, писателей, способных донести суть высшей математики до нашего уровня, суть духовной жизни, отношений с Богом, духовной брани, мы вспоминаем буквально несколько имен: Авву Дорофея, Иоанна Лествичника – это восточные преподобные духовные отцы. Вспоминаем святителя Игнатия (Брянчанинова) с его духовным наследием, святителя Феофана Затворника, Тихона Задонского и других, труды которых давно стали настольными книгами стремящихся ко спасению.
Они пишут о Евангелии, рассказывают о заповедях, устроении человека, его духовных болезнях, о добродетелях, которые необходимо восстановить, преобразив действующие в нас страсти. Эта наука исследована, разобрана и преподается в высшей школе – в Церкви – особыми гениями, духовными преподавателями. С разных сторон они пишут об одном.
Святитель Феофан писал для простого народа. Хотя, наверное, сейчас некоторые высокообразованные люди возьмут книгу и скажут: здесь непонятно, о чем речь. Но дело не в буквах и не в смыслах, а во внутреннем сопротивлении. Душевный духовного не разумеет. Если у человека ум не воспитан в духовной пище, если он не читает Евангелие, не изучает святых отцов, то его душа отторгает эту пищу, не воспринимает ее. Ему кажется, что он не понимает то, что читает, а на самом деле он это просто не принимает. Потому что необходим определенный навык. Нужно привыкнуть к такому тексту, таким словосочетаниям.
У святителя Феофана есть потрясающая книга, именно с нее часто и начинается знакомство с этим учителем духовной жизни. Она называется «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это прямо классика. Эту книгу обязательно нужно каждому человеку прочитать. А родилась она из простой переписки, когда взрослеющая девушка, ищущая спасения, стала писать своему духовнику письма. Он был в монастыре и оттуда ей отвечал. Из десятков его писем составлена книга, по которой можно научиться духовной жизни.
Писать письма на самом деле очень важно. Мы этот навык потеряли. Но нужно к этому возвращаться. Когда человек пишет письмо, он может в нем сказать очень важные и глубокие вещи. Он пишет его не быстро, задумывается, останавливается, может переписать. Это не просто сообщения, не какие-то кратенькие эмоции, смайлики, которые ты вбрасываешь. Человек сразу этим заводится, реагирует, пытается как-то откликнуться. Письмо все-таки предполагает вдумчивость, сдержанность, трезвость и осознанное изложение своих мыслей.
Так случилось, что к моему 50-летию, которое организовывали мои близкие, они придумали такой ход: поставили в храме почтовый ящик и обратились к сотрудникам и прихожанам, чтобы те, кто хочет, написали мне письма. Многие люди действительно написали письма, в которых они вспомнили моменты нашего знакомства, каких-то наших встреч, разговоров. И это настолько потрясающее сокровище! Ты же по жизни идешь и какие-то вещи даже не фиксируешь. А для человека что-то может быть очень значимо.
Я уже рассказывал, как во время каждения в храм зашла молодая женщина. Я шел с кадилом и, как положено по ходу службы, кланялся иконам и людям как образу Божию (священник кадит человека и ему кланяется). И когда священник поклонился женщине, она вдруг осознала, что она тоже человек, достойный внимания, уважения, почитания. У нее очень тяжело было в этот период жизни на душе, как-то все не ладилось, не строилось, она находилась на грани отчаяния. Этот простой поклон дал ей надежду. И потом она как-то прилепилась к Церкви, поняла, что Церковь – это особый мир, где живут по другим законам, и стала верующей. Когда она пришла ко Христу, конечно, ее жизненная ситуация изменилась.
В письме можно сказать человеку то, что ты не можешь озвучить глаза в глаза. И это очень хорошая практика. Вспоминаем о ней, пишем письма. Можно написать близким, а можно самому себе и потом на Новый год письмо открыть и прочитать.
Помогай нам всем Господь!
Записали:
Игорь Лунёв
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-28-iyunya-2023
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-29-iyunya-2023
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.