Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1212) → Священник Олег Герасимов: Как рассказать о Причастии?

Священник Олег Герасимов: Как рассказать о Причастии?

№27 (1212) / 10 июля ‘23

Беседы с батюшкой

Тема передачи: как рассказать о Причастии. Вроде бы просто рассказать, что это такое. С другой стороны, можно вспомнить время, когда только-только стали возвращать разрушенные храмы. Я помню, как много людей тогда пришло в церковь. Но практически никто, за редким исключением, тогда не знал, что такое богослужение, церковнославянский язык, как это все понимать, как молиться. Очень многие приняли Крещение, но даже Литургию тогда мало кто знал. Да и сейчас далеко не все ее знают. И о Причастии тогда мало кто знал и мало кто понимал, что это означает.

Хочу привести один пример. Это рассказ одного человека, который в то время задал вопрос свечнице, уже опытной прихожанке, и она сказала: «Значит, так! Приходишь в церковь, подходишь к Исповеди, после этого отстоишь службу, скрестишь руки на груди, громко назовешь свое имя, и священник на ложечке даст тебе кусочек хлебушка с вином. Ты это все проглотишь, потом запьешь у специального столика». Разве эта опытная прихожанка рассказала неправильно?

– Абсолютно правильно! Она все рассказала прямо детально, даже то, что руки надо скрестить на груди. Эта деталь сразу отличает человека, который стоит к Причастию. Но, к сожалению, это механистический подход. По этому поводу есть очень много статей и книг, что накануне нужно попоститься, нужно вычитать какие-то каноны и так далее. В том числе, когда приходишь в храм, надо выстоять службу. Обратите внимание: вычитать молитвы, выстоять службу и что-то там принять в себя. А дальше начинаются домыслы по поводу того, что это такое вообще и для чего нужно. В итоге мы имеем очень много людей, которые никогда не причащались или причащались очень редко. Потому что это делается без понимания того, для чего это нужно, и превращается в тяжкое бремя. Ты все это сотворил: выстоял, вычитал (уф, слава Богу!), принял Причастие. Вроде тебе полегчало, стало как-то спокойнее на душе. «Но в следующий раз еще раз это выдержать? Ох, я не знаю, зачем это нужно».

К сожалению, механистический подход к Причастию не как к таинству, а как к набору ритуальных действий, которые обязательно нужно совершить непонятно для чего, очень сильно отталкивает людей. Часто, когда приходит нецерковный человек, ты у него спрашиваешь: «А когда ты причащался в последний раз?» Приходится слышать: «Ой, я давно не причащался». Я говорю: «Так надо причаститься». А он: «Это надо поститься, что-то читать». Это все, что малоцерковный человек с ходу может сказать о Причастии. Это бесконечно грустно.

Причастие в сути своей – встреча с Богом, самая близкая, самая тесная из тех, которые вообще возможны. Встреча таинственная, встреча на глубинах Духа – удел не каждого. Кому-то это дается в большей степени, кому-то в меньшей. Но вот такая овеществленная встреча с Богом – это именно Причастие. Если мы говорим о том, что мы идем в церковь для того, чтобы встретиться с Богом, то как-то нелогично и неправильно проходить мимо Причастия.

Получается, что мы не умеем донести до людей смысл, глубину и важность этого таинства. Ведь это центральное таинство нашей Церкви. Смело и с уверенностью можно сказать, что это таинство, ради которого Церковь и создана. Потому что Господь сказал апостолу Петру: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою. А затем на Тайной Вечере Он устанавливает это таинство, говоря: сие творите в Мое воспоминание. С этого момента это таинство совершается, не прекращаясь, до сегодняшнего дня. Оно совершается каждый день, а если учитывать часовые пояса, то на земле таинство Евхаристии совершается каждый час.

Это творится не только и не столько в воспоминание о Христе, сколько вневременно, таинственно повторяется сама Тайная Вечеря. Обратите внимание, в молитвах, которые мы читаем перед Причастием, есть слова: «Вечери Твоея тайныя днесь (то есть, сегодня), Сыне Божий, причастника мя приими». Таким образом, прямо сейчас происходит таинство Евхаристии, которое происходило тогда, 2000 лет назад, в Сионской горнице, когда Господь это таинство устанавливал.

Это нам вместить, просто попытаться понять, осознать невозможно. Отчасти потому, что (здесь я могу сказать только за себя) ума не хватает, потому что это превосходит любое понимание, а отчасти потому, что вообще само понимание таинства в основе своей предполагает некую тайну, ты ее принимаешь просто потому, что Господь так заповедовал. Конечно, есть попытки объяснить, как это происходит, механизм какой-то и так далее, но это все мнения. Когда какой-нибудь маститый богослов говорит: «Господь так сделал потому, что…», это вовсе не означает, что он заглянул в Божественные планы и точно знает, чем руководствовался Господь, устанавливая такое таинство. Есть вещи, которые мы просто не в силах понять, потому что это не человеческого ума дело.

Наверное, некоторых людей это отталкивает. Потому что люди привыкли к тому, что должно быть все понятно: зачем, для чего, каким образом, что из этого последует и что я с этого получу? Тогда мы сталкиваемся с очень неприятной, даже обидной и оскорбительной вещью, когда люди приходят к таинству Причастия как к магическому действу: вот я сейчас причащусь, и у меня, условно говоря, голова пройдет; или какая-то бабушка мне сказала, что для того, чтобы снять с меня порчу, надо причаститься, потом сходить на кладбище, три раза вокруг себя обернуться, потом под подушку положить что-то, и все будет хорошо.

Когда Причастие стоит в ряду каких-то магических действий, а человек говорит: «Я пришел причаститься, потому что меня бабушка направила», – это обидно. Когда пытаешься такому человеку сказать, что такое Причастие, что это встреча с Богом и так далее, бывает, что встречаешься с недоумением: «Какая встреча? Мне нужно конкретное действо». Тогда я привожу такой, как мне кажется, очень хороший пример, который как-то пришел мне в голову. Если это женщина, то я говорю: «Представьте себе, что вы ждете очень дорогого вам человека в гости. Вы думаете, что он приходит потому, что хочет встретиться с вами. А он приходит потому, что у вас борщ вкусный, и он заметил, что после разговора с вами у него проходит голова. Он за этим пришел. Он не к вам пришел. Он пришел, покушал вашего борща, поправил здоровье и ушел». Если это мужчина, то я ему говорю: «Представьте, к тебе приходит твой друг. Ты ему радуешься, а он пришел к тебе денег занять или попросить что-то ему отдать. Ты, конечно, ему отдашь, но осадочек останется. Потому что ты-то ждешь его». Вот так и Господь. Он ждет нас, ждет наши сердца, а мы ходим за чем-то: дай мне, Господи, вот это и отойди.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Когда привозят мощи святых, это все замечательно, выстраиваются многотысячные очереди. Но дело в том, что люди, наверное, не понимают, что несоизмеримо большая святыня – Тело и Кровь Христовы, они есть в каждом храме. Мне кажется, что до этих людей как-то это, может, не доносят; может, они это не понимают».

– Действительно, такое явление существует. К сожалению, с этим часто приходится сталкиваться. Корень у этого явления такой же. Человек хочет не к Богу, а хочет чего-то от Бога: дай и не вмешивайся больше.

Таинство Причастия – величайшее из таинств, это телесная встреча, соприкосновение с Богом. Наш телезритель правильно сказал, что надо доносить это до людей. Но я по прошествии уже некоторого времени в священном сане могу сказать, что сначала со рвением каждому начинаешь объяснять что-то, как-то пытаешься достучаться до человека. А потом приходит другой ровно с такими же вопросами, и точно так же с самого начала ему приходится что-то доносить… В какой-то момент начинаешь даже впадать в отчаяние от того, что это невозможно. Но это все равно надо делать.

Наверное, это надо делать не столько словами, не столько разъяснениями, сколько собственным отношением к таинству Причастия. Например, у нас храм маленький. Выходишь с Чашей, а где-то стоят разговаривают, повернулись спиной, в лавке что-то смотрят, и можно позволить себе строго сказать: «Обратите внимание, сейчас выходит Сам Господь, в Чаше – Тело и Кровь Христовы. Как вы можете стоять не лицом к Нему, не падая ниц?» Конечно, не заставляешь всех становиться на колени, но, по крайней мере, проявить уважение. Вот такое отношение к Причастию.

Я помню, как в Серафимовском храме служил отец Василий Ермаков (на ранней Литургии он выходил на Исповедь, а на поздней Литургии служил). Мне врезалось в память: как только начинали читать Евангелие, он прекращал Исповедь и поворачивался лицом к иконостасу. В том приделе, где он исповедовал, было не очень хорошо слышно, но он просил всех замолчать и, пока Евангелие не заканчивалось, стоял недвижимо.

Мне это врезалось в память, и я тоже так делаю. Когда выходишь читать Евангелие, а кто-то разговаривает, или повернулся спиной, или свечки ставит, можно позволить себе сказать: «Сейчас читается Евангелие, остановитесь. Все, что вы делаете сейчас, можно сделать потом».

Благоговейное отношение к святыне показывает, что здесь и сейчас происходит нечто из ряда вон, что не происходит в обычной жизни. Подход к таинству Причащения как к величайшей святыне формируется как раз из благоговейного отношения, когда видишь, что происходит что-то, что ты не совсем способен понять, но очень глубокое и таинственное.

Иногда нам кажется, что в этот момент должно произойти нечто: гром прогреметь или штукатурка упасть. А тут – тишина. Только хор поет. Все происходит в тишине. Может быть, по этой причине иногда людям кажется, что никакого чуда и нет, все очень обыденно: знакомый батюшка, вокруг все знакомые стоят... Видно, мы не готовы к тишине.

– Присутствует подспудное ожидание того, что что-то обязательно должно сдвинуться, как-то откликнуться в нашем существе. И это выражается иногда в том, что люди, которые сами недавно это почувствовали, норовят привести, например, своего неверующего супруга: мол, сейчас он придет и сразу все поймет. Я таких людей отговариваю, говорю, что Господь не совершает чуда по просьбе и нельзя рассчитывать на то, что вы приведете в храм своего неверующего супруга, на него снизойдет благодать – и он сразу все поймет. Нет. Это произойдет тогда, в той степени и в том виде, когда Сам Господь затронет струны его души.

Главное, своим примером показывайте, что таинство Причастия производит в вас такие изменения, после которых другому захочется сказать: «Я тоже так хочу. Хочется так же светиться, приходя из храма».

Вы правильно сказали, что штукатурка не падает, землетрясения не происходит… Всплывают в памяти как минимум два библейских выражения. Господь трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит. Так тихо и деликатно Господь приходит, не вмешиваясь, не заставляя человека верить, а просто это предлагая. И второй момент из Книги Царств: когда пророк Илия убежал от Иезавели (потому что она устроила травлю на него), пришел в горы и начал молиться Богу, Господь сказал, что будет сильный ветер, землетрясение, огонь, но не в этом Господь. После огня глас хлада тонка, то есть веяние тихого ветра, и там Господь. Вот в этом веянии тихого ветра Господь. Это еще надо расслышать, ощутить, как-то почувствовать в глубине себя, впустить в себя Господа.

Перед Причастием говорится: «Да не в осуждение будет мне Причащение…». А как мы можем догадаться о том, в осуждение это нам или не в осуждение? Я не говорю сейчас о том, что все замыливается, когда мы часто причащаемся. Как вообще понять, что мы не в осуждение и не в смерть принимаем Святые Дары?

– Стоит обратить внимание, что изо всех таинств Церкви только в отношении таинства Причащения говорится, что его можно принять в суд или во осуждение. На эту тему так много всяких размышлений, что я даже не берусь вывести какую-то закономерность и сказать, что это так, а не иначе. Есть очень много мнений, но я могу высказать свое. Я полагаю, что в суд или во осуждение точно будет такое Причастие, которое совершается на грани кощунства. То есть когда человек прибегает к Причастию как к некоему средству или Причастие ставится в один ряд с какими-то магическими действиями, которые нужно совершить, чтобы добиться результата.

Бывают такие периоды душевной холодности в жизни, когда человек пытается растопить в себе тепло, как-то возгреть свое сердце, но не получается, и он подходит к Причастию с холодностью. Но эта холодность от отчаяния, а не от того, что он пытается удовлетворить свои потребности или совершить сакральное действие, смысл которого не понимает, но ему сказали, что так надо.

Отец Василий Ермаков однажды подарил мне книгу Никифорова-Волгина «Дорожный посох». Удивительная, очень интересная книга. В ней о том, как некий священник пошел странствовать (это были времена советской власти), ходил по селам и видел всякие безобразия, которые творили большевики. Самое страшное, что он видел, когда некий чекист (будучи недоученным семинаристом) переоделся в священника и решил поглумиться. Они как бы устроили службу, созвав всех прихожан. Люди обрадовались, что церковь открыли, батюшка приехал, пришли на службу. А он в Чашу вместо вина и хлеба налил самогон, что-то еще и, глумясь, начал причащать людей... Это можно считать именно актом святотатства, со стороны ряженого священника это было просто глумлением.

Можно представить, что человек подходит к Причастию с чувством, что сейчас он что-то получит (поправится его здоровье или финансовое положение). Вот с такими чувствами и мыслями подходить к Чаше ни в коем случае нельзя. Может быть, это пример несколько надуманный, потому что я не встречал таких людей, которые именно с таким чувством подходят к Причастию. Может быть, это потому, что со своими прихожанами в этом смысле я веду разъяснительные беседы. Но вполне допускаю, что такое может встречаться в больших храмах, где люди проходят чередой (что называется, «прохожане»), встают в очередь к Причастию, мол, что-то там дают, надо попробовать, говорят, что от этого будет здоровье (и все хорошо будет). Вот так причащаться не стоит.

Когда человек приходит в храм и говорит: «Мне сказали, что это надо», я предлагаю сначала постоять на службе, посмотреть, как причащаются другие, вчувствоваться в службу и прийти в следующий раз. Это, конечно, большая ответственность – не допустить человека к Причастию. Для этого надо иметь определенное дерзновение, потому что мы до конца не знаем, с чем человек пришел.

То, что он не вычитал положенные каноны или не постился положенное количество дней, формально, конечно, нарушение. Но многим фактически тяжело читать эти каноны, не все люди могут это переварить. Само по себе наличие огромного молитвословия, которое надо вычитать перед причастием, уже может оттолкнуть. Поэтому к этому вопросу надо подходить очень избирательно. Новоначальных, конечно, стараться побуждать к тому, чтобы они хотя бы раз все прочитали и поняли, что это такое, прочувствовали, как это – по-настоящему подготовиться к причастию. А дальше смотреть по состоянию человека.

Вспоминаю себя: когда я только-только крестился, я ходил на Причастие, вообще не подготовившись. Стыдно об этом говорить, но так было. Помню, как первый раз подошел к Исповеди (это было в Москве). Священник на меня посмотрел и сказал: «Ну, что скажешь?» Я говорю: «Ничего». Он сказал: «Ну, пришел – и слава Богу!» Накрыл меня епитрахилью, перекрестил – и все. Я это очень хорошо помню. Я не понял, что это было, но причастился.

Когда я пришел второй раз, помню, в храме была огромная толпа, все уже стояли к Причастию. Я шел по храму и увидел икону Христа Вседержителя, где изображены Его лик и благословляющая рука. И мне так запали в душу глаза Христа, что я заплакал. Потом я подошел к Чаше, и священник спросил: «Ты исповедовался?» Я, конечно, не исповедовался, я только посмотрел на глаза Христа, но сказал: «Да, исповедовался». И священник меня причастил. Я тогда не знал, что такое исповедоваться, и мне показалось, что это то самое и есть.

Я ничего не соблюдал тогда, но Господь принял меня. Мне тогда было чуть больше двадцати лет. Я крестился в 22 года, когда был лейтенантом. Сначала, после Крещения, была эйфория, а потом я от Церкви отошел и вообще не приходил в храм. Но Господь потихонечку, аккуратненько меня вел.

Причастие – это интимное, очень глубинное, очень личностное дело каждого человека. Это соприкосновение с Богом, именно настоящая встреча, сретение. Ты идешь к Любимому. Бывает, что ты не в настроении, не всегда чувствуешь душевный подъем, иногда просто стыдно, потому что столько всего натворил... Но Господь тебя все равно принимает, и в таинстве Причастия это ощущается как нигде. Это действительно что-то очень важное.

Еще один важный вопрос. В вашем храме большое количество детей. Мы уже много раз поднимали тему о том, что некоторые родители перед Причастием детям говорят: «Иди компотик попей». И я не знаю большего вреда. Как Вы детям рассказываете о Причастии? И как родителям рассказывать своим детям о Причастии?

– Какого-то универсального принципа я выработать так и не смог, потому что это очень сложно сделать. Беда заключается в том, что сами родители, даже будучи церковными людьми, не до конца понимают всю глубину и важность этого таинства. Поскольку это таинство, невозможно понять всей значимости того, что происходит в момент Причастия.

Я склоняюсь к тому, что маленьким детям надо говорить так, как есть, потому что они понимают гораздо лучше, чем нам кажется. Не надо сюсюкать, говорить про компотик и так далее. Мы соединяемся с Господом, причащаемся Тела и Крови Христовых. Это звучит по-взрослому, но, сколько надо, ребенок поймет.

В том, что дети понимают гораздо больше нас, я убедился. Когда причащаешь грудных младенцев, поразительно, что видишь в их глазах! Они понимают гораздо больше, чем мы. В этих глазах все. Потом дети вырастают и потихонечку все забывают. И тогда им надо объяснять (в меру того, как понимаем мы сами). Я полагаю так.

Я сейчас подумал о том, что ведь апостол Иоанн был совсем молодой, почти мальчик... Мы не затронули многие вопросы. Например, что означает «Твоя от Твоих», что такое Евхаристия, что такое анафора. Но, думаю, обо всем этом можно прочесть в интернете. Благословите наших телезрителей.

– Бог благословит, дорогие мои! Храни вас Господь и Пресвятая Богородица!

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс