Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1211) → Детский психолог Мария Паршенкова. Каникулы: учиться или отдыхать?

Детский психолог Мария Паршенкова. Каникулы: учиться или отдыхать?

№26 (1211) / 3 июля ‘23

Учимся растить любовью

Давайте вначале поговорим о том, как вообще подходить к каникулам: всем одинаково или нужно понимать, что один ребенок должен учиться, а другой может и отдохнуть – заслужил. Хотелось бы поговорить и о том, должен ли отдых быть только на каникулах или отдыху нужно отводить какое-то особенное место. В общем, вопросов много, помогите разобраться. Потому что каникулы – сложный вопрос для родителей. Для детей все ясно – отдыхать.

– Разберемся с термином. Что такое отдых? Давным-давно было определено, что отдых – это смена вида деятельности. Это не бездействие, а иная деятельность. Если ребенок не учится, он с удовольствием катается на велосипеде. Он не бездействует, он все равно делает какое-то действие, и у него все время идет движение вперед, развитие. Поэтому понятие «отдых» – весьма условное.

Что касается летнего периода, он настолько велик и дети его так ждут, что это позиционируется так, что они три месяца ничего не будут делать. Конечно, ничего хорошего из этого не выйдет. Но посвятить все лето только учебным знаниям, только какой-то тренировке и дрессировке – значит, отбить у ребенка желание познавать что-то и в дальнейшем, в течение учебного периода. Поэтому важен баланс, важна гармония, как чувствует родитель и как на действие родителя реагирует ребенок.

Все зависит от того, каков сам ребенок. Мы знаем, что есть дети, которые хватают знания с жадностью, сразу их реализовывают, с удовольствием учатся, разнопланово развиваются в разных направлениях и везде эффективно и результативно. А есть дети, которым знания даются очень и очень тяжело, и каждый маленький успех – это большой труд. Поэтому для разных детей должны быть разные виды отдыха.

Давайте золотую середину сегодня и поищем.

Современные родители очень страшатся ничегонеделания ребенка, считают, что он все три месяца будет сидеть в гаджетах (и во многих случаях это недалеко от истины), поэтому пытаются придумывать математический лагерь, после этого языковые курсы, а в августе – школа фотографии и режиссуры. То есть ребенок постоянно живет в строгой дисциплине. К этому еще и добавляется наверстывание пробелов в знаниях. Например, если у ребенка по одному из предметов тройка (или двойка, которую дотянули до тройки), разумеется, родители будут стараться летом наверстать упущенное. С одной стороны, так и нужно: чтобы не нарастал снежный ком незнания, нужно восполнить пробелы. С другой стороны, если не дать ребенку отдохнуть, восполнить свои силы и ресурсы, в сентябре он вообще будет саботировать учебу. И всякий раз перед родителями стоит дилемма, каким же образом дозированно давать и то, и другое, как не перегнуть палку, но и не запустить процесс. Очень нужны Ваши советы.

– Начнем с тех ребятишек, кому труднее всего даются знания, кому нужно большее время, чем обычным детям, чтобы знания получить. Я всегда говорю, что для таких детей каникул не существует. Потому что каждый шаг, каждая освоенная вершинка, пусть даже самая маленькая, нуждается в постоянном подкреплении, в постоянной работе. Родитель может поменять режим в летний период. Допустим, в жару ребенку заниматься очень тяжело, можно заниматься утром, а дальше – речка, купание и так далее. В дождливый день можно уделить больше внимания и времени занятиям.

Кроме упражнений у ребенка должны быть еще какие-то интересные дела. Потому что, как правило, в течение учебного года на эти интересные дела времени не хватает. Моя настойчивая рекомендация родителям – найти такие интересные дела, чтобы ребенок смог в быту тренировать тот самый трудный предмет, который ему тяжело дается, и не бояться трудностей.

Например, если у ребенка плохо с математикой, а он едет в деревню к бабушке и дедушке, пусть он высчитает, сколько корма нужно одной курице на три дня, и еще составит финансовый план, сколько денег надо потратить на корма. Это будет ему интересно, полезно, и он увидит, как математика работает. В режиме интереса ребенок сможет перешагнуть трудности и увидит, что математика – вещь не бесполезная и в жизни пригодится.

Или, допустим, ребенок очень плохо пишет, не хочет писать, ему этот навык плохо дается, тогда можно писать много табличек, везде их развешивать, все подписать красивыми буквами. Или писать какие-то послания, записочки и таким образом письмо развивать. Родителю нужно подойти к этому с интересом и найти такие виды деятельности, которые помогут ребенку освоить сложную программу.

Мне кажется, есть такие методики, которые не работают никогда. Может быть, Вы меня переубедите. Некоторые родители считают, что отказ в отдыхе можно использовать как элемент наказания. Наверное, многие помнят, как им в детстве говорили: «За плохую оценку сегодня лишаешься прогулки». Прогулка – необходимость для ребенка. Мне это казалось странным и в детстве, и тогда, когда я уже стала взрослой. Мой материнский опыт мне подсказывает, что так никогда нельзя наказывать. Когда ребенка лишают, например, обещанной поездки на море из-за того, что он недостаточно хорошо закончил год, мне кажется, это никоим образом не простимулирует его учиться лучше. Тем не менее мне хочется от Вас услышать, может ли отдых быть такой разменной монетой, которую можно использовать для того, чтобы каким-то образом влиять на поведение ребенка, на его учебу.

– Хороший вопрос. Давайте посмотрим на него с другого ракурса. Насколько успешны сами родители в своей деятельности? А теперь представим, что за неуспешность в работе (а это бывает абсолютно у всех) мы родителям скажем: «Ты не будешь смотреть свой любимый сериал, потому что плохо сегодня работал. И не поедешь на выходные отдыхать в палатках, потому что не очень постарался». И посмотрим на реакцию взрослых. Тогда сразу все встает на свои места. Зачем взрослым вечером смотреть сериал и ехать с палатками на выходные? Чтобы получить ресурс и двигаться дальше, закрывать то, что не получается.

То есть, получается, мы отбираем у ребенка инструмент для результативности в учебе. Ведь ребенок растет, и ему так же, как и вам, надо переключаться, отдыхать. Если очень хочется чем-то наказать, накажите тем, что действительно будет эффективно. Например, тем, что касается гаджетов. Но здесь другой вопрос: сложно отказать ребенку в гаджетах, потому что он будет ходить и ныть, страдать, саботировать. Гораздо легче ребенку отказать в каком-то виде отдыха. Например, в катании на велосипеде. И здесь уже вопрос к родителям, насколько их система ценностей правильно выстроена и что для них важнее.

Отдых для нас ценен и обязателен. Бывает, ребенок говорит: «Я устал, больше не могу». Но в этом есть элемент саботажа учебной деятельности. Тогда я предлагаю такую историю: «Устал? Хорошо, сиди отдыхай (или ложись отдыхай). Без телефона, без телевизора. Отдохнешь – будешь дальше трудиться». И тогда тоже все встает на свои места. Тот, кто действительно устал, будет отдыхать; тому, кто не устал, очень быстро станет скучно – и он пойдет и доделает все, что нужно сделать.

Очень хороший совет, действительно рабочий. Его можно и к самой себе применять. Мне кажется, телезрители должны к нему прислушаться.

Продолжим искать баланс. Как распределить не только дневное время, но вообще свои ресурсы, чтобы было время и для отдыха (каникулы – все-таки время, когда ребенок должен полноценно отдохнуть), и все-таки для учебы. И в какой форме учеба должна происходить? Можно ли будить ребенка точно так же, как он привык вставать в школу, в 8 часов утра, и усаживать за учебники, чтобы он до 12 часов занимался, потом обедал, снова занимался и только потом шел отдыхать? Или все-таки этот сценарий не должен проигрываться в семье?

– Когда ребенок ходит в школу, он не устраивает дома страданий на тему: «Ну вот, завтра русский и чтение – не хочу». Или: «Завтра физика. Как она мне надоела!» Почему он этого не делает? Потому, что нет альтернативы: хоть ной, хоть не ной – завтра будет чтение (или физика), ничего не изменится, и это воспринимается как данность. Этот механизм очень хорошо работает, и его надо использовать и на каникулах. Для этого требуется жесткий, но очень разумный режим.

Если ребенок весь учебный период вставал в 8 утра и был бодр, такого ребенка стоит в 8:30 посадить за учебник, он часик (или два) позанимается – и целый день свободен. Если вся семья долго спит, ребенок в школу вставал с боем и в семье в норме вставать в 10 часов утра, значит, надо вставать в 10 часов утра и выбрать то время, когда ребенок сможет наиболее эффективно работать. Может быть, это будет прохладный вечер. Всей семьей собрались, ребенок пишет, папа читает книжку, мама гладит белье. Все вроде при делах, тем не менее все вместе. Поэтому режим должен остаться примерно такой же, как в школе, но при этом он не должен быть насильственным ни для кого.

Еще один момент. Мы знаем, что ребенок должен спать определенное количество часов. Если ребенок встает в 8 утра, он должен ложиться в 9–10 часов вечера. Если вся семья ложится в 12 ночи, то это издевательство над ребенком – поднять его в 8 утра и посадить за учебник. Поэтому должна быть гармония, в том числе и для родителей тоже.

Мне кажется, во время совместного отпуска срабатывает еще такой психологический момент: родители говорят ребенку, что он должен заниматься каждый день хотя бы по часу, в то время как сами с чистой совестью отдыхают, и у ребенка создается ощущение несправедливости: «Почему я должен, а они нет?» Нужно ли родителям искать компромиссное решение и тоже посвящать какое-то время изучению, предположим, иностранного языка (если нет никаких рабочих задач)? Почему бы не выделить время для конструктивной деятельности, для самообразования? Мне кажется, это лучше работает, чем если усаживать ребенка заниматься математикой, а самим отдыхать. Как Вам кажется, рабочий ли это вариант? И есть ли у Вас советы на этот счет?

– На самом деле это замечательный рабочий вариант. Во-первых, у взрослого есть хобби, которому они с удовольствием посвящали бы время, но в рабочие периоды никак не получается. Если не изучать что-то новое, то можно рисовать, шить, вышивать, что-то мастерить в то время, пока ребенок делает уроки. Не бросать его одного с этими уроками, когда ребята с улицы кричат в окошко и ждут, когда он пойдет гулять, а посвятить это время соприкосновению с ребенком, побыть с ним вместе этот час (или два), когда каждый занят своим делом. Это не только позволит ребенку более комфортно обучаться и не чувствовать себя наказанным учебой, но и укрепит семейные отношения, доверие.

Изучение языка, например, тяжело дается, и это момент внутреннего воспитания родителя. Когда ты засаживаешь (специально использую этот глагол) ребенка за уроки, засади и себя за какую-то деятельность, которая тебе дается с трудом. Может быть, кто-то в это время будет делать зарядку, о которой мечтает, но никогда не находит для этого времени. Кто-то, может быть, будет читать или писать. Таким образом, можно вместе с ребенком развиваться. И у родителя будет возможность разделить со своим ребенком тяжелое бремя обучения. Тогда и отдых будет более полноценным.

Есть ли какие-нибудь советы по поводу того, каким образом это подать ребенку? Потому что ребенок, скорее всего, будет возмущен, если это не схема, в которой он воспитан с детства. Например, обычно ребенок отдыхал все лето, но в старших классах у него появились большие пробелы в знаниях, необходимо что-то подтянуть, и родитель хочет ввести правило ежедневных занятий во время каникул, но не знает, как это сделать. Тем более если речь идет о подростке. Есть ли какие-нибудь методы, приемы, как с этой идеей подойти к ребенку, чтобы он не захлопнул перед тобой дверь с надписью: «Не входи, убьет!»

– Конечно, есть. Подростки себя чувствуют очень взрослыми. Если родитель разделит с подростком ответственность за то, что происходит, это поможет ребенку чувствовать себя более взрослым и наиболее эффективно работать. А для того чтобы разделить ответственность, надо сесть за стол переговоров. Поэтому садимся и делаем планирование. Сейчас существует масса всевозможных видов планирования, всяких бланков – все это будет вам в помощь. Может быть, вы придумаете свои какие-то бланки, заведете какие-то дневнички или приклеите ватман на холодильник. Вариантов много.

Самое главное, сесть с подростком за стол переговоров и сказать, например, так: «У тебя большие проблемы с химией. В следующем году химия будет сложнее. Давай мы с тобой сейчас продумаем все так, чтобы за лето ты химию подтянул, но чтобы лето не превратилось в обучение химии. Давай обсудим время, когда ты будешь этим заниматься, как мы будем это мониторить, как я могу тебе помогать и как мне использовать это время, чтобы тебе не было обидно. Если хочешь, я буду вместе с тобой изучать химию (кто быстрее)».

Таким образом, у ребенка появится видение будущего, как он проживет эти три месяца, появится понимание, что химия – это всего час в день, а не целый день, и появится конечная цель. Эта цель должна быть очень конкретной. Допустим, решить двадцать задач. Если двадцать задач решено – цель достигнута. Все эти цели тоже нужно прописать.

Тогда подростку становится понятно, когда у него время обучения, а когда – личное время, и бунта это будет вызывать уже гораздо меньше. И родитель спокойнее сможет контролировать, что происходит, не испытывая лишних стрессов.

Если ребенок младше, тем более это надо сделать. Можно тоже попробовать с ним договориться. Конечно, он скажет: «У меня каникулы три месяца, учебники – до свидания». Поэтому с ним тоже нужно проговорить, что делаем и в какое время.

И обязательно проговорить форс-мажор. «Солнце светит, в гости пригласили, шашлыки дымятся, а я сижу физику решаю. Да что ж за наказание такое?» Вот такой форс-мажор тоже нужно проговорить. Например, вы этот час переносите, прощаете или что-то еще. Такая выстроенная система позволит вам не думать все лето про химию или русский язык, а наслаждаться отдыхом, выделяя на это только то время, что и было запланировано.

Прекрасный совет. Тем не менее на протяжении всей беседы мы говорим о тех детях, у которых проблемы с учебой. А есть и те, кто заслужил три месяца ничегонеделания. Предположим, отличник может не думать об учебе три месяца. Или такая расслабляющая практика будет не на пользу и в сентябре такому ребенку будет трудно влиться в процесс, придется делать какое-то усилие над собой, которого можно избежать, выстроив каникулы как-то иначе? Что посоветуете?

– У меня была очень интересная практика. Когда я работала в большом лагере, туда приезжали шахматисты со своей шахматной программой. Они сидели в солнечные денечки на скамеечках и с упоением бесконечно решали свои шахматные задачки. О чем это говорит? О том, что им это нравится. Потому что решать сложное действительно нравится. Когда ты решил это, то испытываешь удовольствие от достижения результата. Мозг любит знания, он впитывает их.

Если ребенок такой замечательный, что все ловит на лету, на пятерки закончил учебный год, интересуется одним, вторым, третьим, то можно и даже нужно разукрасить его жизнь какой-то новой сферой. Например, освоить астрономию и научиться читать карту звездного неба. Или, например, собрать гербарий и расписать его. Пытливому мозгу, который замечателен и успешен, нужно обязательно дать какую-то очень интересную деятельность. Она может быть не школьная, а околошкольная, но важно, чтобы ребенок делал какие-то проекты, наблюдения, открытия.

Я была заместителем директора в лагере, где было пятьсот детей, и проекты, связанные с тем, чтобы думать, летом вызывали у детей бурный восторг, гораздо больший, чем дискотека. И это были такие фантастические штуки, что мы каждый раз диву давались, что дети на отдыхе готовы продуцировать.

Если умненький мальчик, толковая девочка – найдите то, что им будет интересно. Но мы помним, что лето – это долгожданное солнышко, речка и так далее. И нужен такой формат, чтобы в солнечную погоду ребенок гулял, а не сидел за задачками.

Спасибо большое, Мария! Кажется, мы вооружились, и эти каникулы у многих пройдут продуктивнее, чем могли бы пройти без нашей сегодняшней беседы. Я в это точно верю...

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс