Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Составляя вопросы для этой программы, я задумалась, возможно ли в принципе воспитать ребенка духовно здоровым и морально устойчивым, избегая темы Бога?
– Когда мы говорим о методике общения с детьми, то всегда надо говорить о счастье, полноте бытия, радости, о плодах этой жизни. Без Бога теоретически можно делать что угодно, это не возбранено, и Сам Господь не навязывает Себя никому и свободу ничью ущемлять никогда не пытается. Но вопрос – что мы получим в результате? Что будет плодом такого воспитания? Можно детей учить по правилам светской этики, она есть, она разработана (методички существуют) и как явление уже укоренилась в нашей жизни. Но я думаю, что человек глубокий рано или поздно задаст себе вопрос: «Я исполняю все те внешние указания и установления, которым меня научили с детства, о которых мне говорили родители, нерелигиозные, светские, обмирщенные, но почему я не испытываю истинной радости?» И сердце человека, созданное Самим Творцом, Богом, почувствует некоторую недостаточность, фальшь этой модели. И он все равно задаст себе вечные вопросы.
Поэтому, если мы поднимем планку нашего общения с детьми и будем людьми думающими и искренними, нам придется об этом говорить так, как есть, ничего не урезая и не выбрасывая.
Вы многодетный отец и православный священник. Возможно ли в принципе воспитать ребенка не наказывая? И как наказывать, чтобы его не травмировать, не ранить его психику?
– Вопрос очень сложный. Как и в любом деле, в воспитании есть гении, есть талантливые люди, а есть посредственности. Я себя все-таки отношу к последним, к посредственностям, гением педагогики я точно не являюсь. Совершаю обычные ошибки, о чем потом жалею. А какие это ошибки? Это, как правило, несдержанность, неумение побороть свое раздражение, наступить на горло своему «я», своей воле. Она иногда слишком твердо насаждается. Наверное, без наказания воспитывать детей будет очень трудно. Это инструмент воспитания. Просто наказания нужно правильно осмысливать. Наказание не должно совершаться в гневе, быть чрезмерным, не должно причинять какой-то урон или вред. Даже телесное наказание в старину совершалось после молитвы. И, может, нам это сегодня покажется дремучими, махровыми мерами, но в школах всегда были розги, замоченные в воде, ивовые прутики. С другой стороны, это то, что не причиняло вред здоровью, но заставляло немного задуматься, опасаться, обозначало своего рода границы.
Я не за телесные наказания, но за кнут и пряник все-таки ратую. Если человек понимает, что в результате своих ошибочных действий он может чего-то лишиться, то уже подумает. Границы его свободы сужаются из-за того, что он чего-то не понимает, не хочет с чем-то согласиться, пойти на компромисс, уважать чью-то свободу, в данном случае свободу тех, кто рядом с ним, и сам себе способен навредить. В таком случае без наказания точно нельзя обойтись. Это может быть лишение гаджета, сладостей, пустого развлекательного контента. Но могут быть и более серьезные меры. Например, лишение того, что человек любит: прогулки, возможности в свое свободное время делать то, что хочется.
Сегодня человечество живет в парадигме ложного понимания свободы и прав индивидуума. Это все привело к тому, что человек стал абсолютно неуправляемым.
Но на самом деле дети все разные, и каждый ребенок – личность. Один ребенок очень тонкой душевной организации, ему достаточно недовольного взгляда для того, чтобы он почувствовал, что все плохо, мир рушится вокруг и надо что-то менять, что он, наверное, неправильно себя повел.
А есть дети совершенно непроницаемые, с такой «устойчивой», психикой, этакий «вождь краснокожих» из произведения О`Генри. А с такими что делать? А когда они в коллективе? А когда они ущемляют права других детей? Где та мера, как их удержать? И мы сегодня сталкиваемся с тем, что вместо того, чтобы небольшим наказанием сразу решить вопрос, ходим восемь кругов по психологам, потом пойдем еще к врачу, будем пить успокоительные препараты. Какие-то совершенно громоздкие конструкции пришли на смену простым вещам в нашей жизни, и это очень печалит.
А что считать провинностью? Родители часто видят злонамеренность в поступках ребенка, если он, например, плохо учится. А на самом деле тут возникает просто конфликт ожиданий. Родители ожидают неких успехов и ответственности от своего ребенка, дисциплинированного отношения, но ребенок в том возрасте, когда он еще физически на это не очень способен. Например, в 5–6 лет он уже должен быть, по мнению родителей, мотивирован, заряжен и ответствен. А он просто не дозрел. И возникает конфликт между ожиданиями родителей и возможностями ребенка.
– Мы повально этим грешим, от детей требуем того, чего не могли достигнуть сами в своем детстве, мы себя забываем. Однажды моя мама, увидев, какой я выговор дал своим детям, отвела меня в сторону и сказала: «Сынок, прости меня, но ты таким был в их возрасте, что они четверо до сих пор еще не составляют тебя одного, успокойся!» И мне стало очень стыдно, в этот момент я понял, что мы на самом деле забываем себя.
Мне кажется, провинность появляется тогда, когда нарушается любовь. Провинность состоит в том, когда наши дети умудряются ранить сердца других людей. Мы, родители, потерпим, потому что иногда наши сердца ранятся от нашего родительского тщеславия, от завышенных ожиданий. Но когда наши дети обижают других людей, на это нельзя не реагировать, с этим нельзя мириться, ведь когда они выпорхнут из родного дома, там, в большом мире, никто не будет считаться с их свободой. И если они нарушают чужую свободу, то реакция, как правило, будет симметричной. А, может, даже и больше. И это принесет им разочарование, травмы. Поэтому об этом надо сейчас подумать.
То есть лучше мы их с любовью дома накажем, чем мир потом их будет бить...
– Да, мы их любим априори больше, чем остальной мир. Меньше, чем Господь Бог, но больше, чем другие люди. И поэтому лучше, пока они в наших любящих руках, рядом с нашими любящими сердцами, научить их правильно взаимодействовать с этим миром и выстроить правильные отношения с людьми. Уважать людей, уважать их свободу, не стать для людей неким бичом...
Нужно ли в ребенке развивать и поддерживать стремление к успешности?
– Надо в этом вопросе не перепутать цель и средства. Успех как таковой, как инструмент, как метод, в принципе, хорош, потому что вряд ли даже в духовной жизни нам не хочется успеха. Когда мы занимаемся аскетикой, когда постимся, молимся, собираемся внутренне, мы все-таки рассчитываем на успех. А какой это успех? Это изменение нашей души, нашего сердца, нашего внутреннего человека. А если успеха не будет, то будет ли наша духовная жизнь прочной? Устоит ли она, если постоянно нет успеха, никакого вознаграждения, зримых маркеров, что мы идем правильным путем? Способны ли мы удержаться на высоте нашей духовной жизни? Конечно, нет. Поэтому успех нужен любому, кому Сам Господь поручает какое-то дело на земле. И если у тебя нет успеха, то ты, возможно, не реализуешь свой талант. Может, ты ошибся, может, ты занимаешься чем-то, чего тебе Господь не поручал. Это большой вопрос на самом деле. Надо свое дело делать с максимальной отдачей, а результатом отдачи должен становиться успех, но только ты сам не должен его оценивать.
Современный мир под концепцией успеха подразумевает, что ты сам осознаешь свой успех. Ты осознаешь себя как успешную личность. Но это к чему приводит? К некоему макиавеллизму, то есть «хождению по головам». Ради успеха, ради золотого тельца человек готов пойти по головам, по трупам, не посчитаться ни с чем и ни с кем, потому что у него впереди, как цель, маячит этот самый успех, и ради него он готов все в жертву принести.
Если же успех не цель, а только средство, то сам по себе успех – это хорошо. Мерилом успеха в этих двух моделях предстают разные вещи. Если это материальное благосостояние как подтверждение твоего успеха – это ложный путь. Во главу угла должны прежде всего ставиться другие цели, может, это пафосно и громко, но это достижение счастья какого-то количества людей.
Хороший, успешный пилот гражданских авиалиний – это же всеобщая польза. А что будет, если он неуспешен? Не посадил он на кукурузное поле без шасси самолет – вот пример неуспеха, провала. Или врач, фельдшер скорой помощи, который приехал на вызов... Он такой смиренный, за успехом никогда не гнался, молился, постился, и успех для него не был важен. Поэтому он не научился вовремя в вену иголкой попадать, не научился операции делать и так далее. И его пациент погиб. Это будет успехом или провалом?
Если мы эти вещи не путаем и каждая из них находится на своем месте, то в успехе нет ничего греховного.
Для родителей церковных самый доступный метод воспитания детей – отдать их в воскресную школу, там точно будут интересные занятия, им расскажут о Боге. Воскресная школа – полезный инструмент воспитания? Или все-таки воспитывать в вере и учить хорошему должны родители дома?
– Наверное, воскресная школа обязательно должна быть хотя бы потому, что нет пророка в доме своем и в Отечестве своем. Не бывает пророк без чести, разве только в Отечестве своем и в доме своем. Не слышат нас наши дети. Особенно в подростковом возрасте все авторитеты автоматически перемещаются на улицу, и то, что сказал Митя, Паша, или Вован, – это всегда истина в последней инстанции, она десятикратно перевесит наше мнение. Поэтому, конечно, хорошо, когда кто-то другой рассказывает детям о том, чего они от нас не услышат. Другой вопрос: если ты сам не воцерковлен, не ходишь в храм, то какая перспектива у твоего ребенка в воскресной школе? Он будет туда ходить до того момента, пока ты его за ручку водишь, а потом развернется и просто оттуда уйдет.
Так часто происходит даже в воцерковленных семьях. Порой дети, протестуя против своих родителей, показывают свою свободу. Даже у воцерковленных родителей уходят дети из храма и подолгу не возвращаются. А иногда не возвращаются никогда, если были огрехи в воспитании, если перегнули палку, а самое главное – были неискренними и сами не соответствовали званию христианина, которому ребенка призывали соответствовать. Что уж говорить о тех, кто сами не живут этим?
Воскресная школа должна быть, если есть искреннее желание родителей, чтобы ребенок изучал веру дополнительно. Конечно, надо дома читать с ребенком, надо дома говорить, надо самим знать богослужение, пояснять его и стараться задавать вопросы, пробуждать интерес к пению, чтению, церковному искусству и православной традиции, к иконописи, архитектуре, чтобы ребенок понимал храмовое пространство – это очень важно. Потому что если ребенок не станет осознанным христианином, то он из Церкви уйдет обязательно.
Сначала маленькому ребенку взрослый человек кажется идеалом, а в школьном возрасте (а то и раньше) ребенок начинает замечать, что взрослые не так уж и идеальны, он начинает критиковать учителей, и иногда справедливо. Когда ребенок критикует своих педагогов, наставников, как правильно себя вести родителям?
– Прежде всего говорить ребенку о любви. Мы у ребенка должны выработать такой ценз, чтобы он смог отделить грех от грешника. У него не должно быть убежденности, что каждый взрослый – это святой, непогрешимый и априори правый, но тем не менее мы должны четко табуировать в нем Хамов грех, должны объяснить ребенку невозможность встать на одну доску со взрослым и высказывать ему претензии, особенно дерзким образом. Ребенок должен уметь сказать своей учительнице: «Дорогая Мария Ивановна, я очень Вас уважаю, Вы мой преподаватель, но я с Вами не согласен в этом вопросе».
И совершенно другой вопрос, как это происходит зачастую сегодня. С прискорбием приходится вспоминать ужасающие, чудовищные случаи, когда дети разнузданно и распоясавшись, потеряв всякие берега, доходят до рукоприкладства в отношении своих учителей. И в интернете гуляют ролики тинейджеров, где они снимают на камеры избиение старенькой учительницы или коллективное избиение пожилого учителя-мужчины, не очень крепкого физически.
Это современная модель свободы, всех этих уполномоченных по правам, телефонов доверия в школе – «Тебя не слушаются родители? Позвони нам!»; «С тобой плохо разговаривают учителя? Пожалуйся!» Педагогическое сообщество долгое время превращали в челядь, в слуг. Правильно, если они оказывают «образовательные услуги», если это не служение, не подвиг, как это было раньше. Раз они предоставляют услуги, то кто они? И это от родителей прежде всего исходит.
Родители транслируют все это, когда дома, при детях, обсуждают недостатки, глупость, якобы некомпетентность учителей. Поэтому ребенок приходит в школу заряженный и считает, что вправе делать что угодно. И с этим надо бороться очень жестко. Если мы христиане не только по факту ношения крестика на груди, то своему ребенку надо объяснять, что это тяжелейший Хамов грех. Сегодня он грубо поговорил со своим учителем, а потом будет грубо разговаривать со своими родителями, когда те будут старенькими. Мы сами разрушили авторитет старших. Мировоззрение ребенка так устроено, что родители, учителя – это нечто консервативное, устоявшееся. Государство, Церковь – это устои в его глазах. И если только дать ему здесь дурное послабление, то это разрушит его мир. Он встанет на неверную тропу и просто потом свернет себе шею.
Еще одна проблема, на нее жалуются и родители, и педагоги: дети поголовно не хотят учиться, они не мотивированы, не заряжены на какую-то деятельность. Пассивность, нежелание заниматься осмысленной деятельностью, увлеченность гаджетами… Как вести себя в ситуации, если ребенок не хочет учиться, не хочет трудиться? Что делать?
– Посмотреть на себя прежде всего. Я никогда не забуду свою учительницу русского языка и литературы. Мое детство, юность проходили в Таджикистане в период гражданской войны. Это было жуткое время. Был разгул преступности, страшная наркотизация. Просто опасно было даже из дома выйти после 5 часов вечера. Большинство взрослых сдались и приняли эту жизнь такой, какая она есть, опустили руки. Но наш учитель Надежда Васильевна и в этой ситуации нас водила в горы, собирала у себя, мы смотрели слайды, пели песни под гитару, планировали будущие походы, занимались спортом, готовились к новому сезону. И это вытащило очень многих людей с улицы...
Сейчас дети сидят в гаджетах потому, что родители сидят в гаджетах. Это ханжество. Родители хотят продолжать сидеть в гаджетах, но при этом хотят, чтобы их ребенок гаджет бросил и играл на скрипке. Возьми ребенка за руку, сходи вместе с ним погулять, в лес, в музей. Но этого не происходит, потому что мы сами ленимся и брюзжим. И это лицемерие, а оно только плохие плоды может принести.
Когда какой-то европейский университет делал раскопки в Вавилоне, там были найдены древние таблички, на которых было написано, что мир сошел с ума, молодежь не уважает старших, ленива, спесива. Это за 2500 лет до Рождества Христова, то есть практически 4 500 лет назад. Да, мир сошел с ума, молодежь не уважает старших, молодежь какой была, такой и осталась, она не портится. Портится воспитатель. Когда к отцу Иоанну (Крестьянкину) пришли и спросили, почему у нас сегодня нет старцев, он ответил: потому, что нет послушников. И обратная ситуация: почему нет послушников? Потому, что нет старцев.
А стоит ли ребенка ограждать от вредных влияний, от тревожных новостей? Стоит ли ограждать от неправильных, на наш взгляд, увлечений?
– Я думаю, искренность состоит в том, чтобы ребенка ограждать от того, от чего мы сами себя готовы ограждать. Тут один критерий, и он общехристианский. Христос говорит: поступай так с другими, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Это главный духовный закон. Себя, прежде всего, нужно ограждать от всяких новостей, особенно от их неконтролируемого, недозированного потока. Совсем закрыться от происходящего, наверное, неправильно христианину, потому что мы в этот мир пришли не спрятаться в землянке, не стать сектой и спасаться потихоньку вдали от этого сумасшедшего мира.
Но, конечно, мы должны иметь в виду возраст ребенка, должны понимать, что в силу своего возраста, психологического развития и здоровья ребенок что-то может воспринять, а к чему-то просто не должен даже прикасаться. И мудрость взрослых в том, чтобы что-то дозировать, фильтровать, от чего-то ограждать.
Каким трем самым важным вещам родитель обязан научить ребенка, несмотря ни на что?
– Молиться обязательно. Любить людей. И быть готовым прийти на помощь.
Скажите пожелание для наших зрителей.
– Желаю радости о Воскресшем Христе, и чтобы эта радость всегда покрывала наши житейские нестроения, скорби, печали, потому что все они когда-то померкнут. И сегодня пусть эта радость поможет нам жить, быть христианами и помогать другим.
Записала:
Полина Митрофанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnaya-azbuka-Kak-vyrastit-detey-duhovno-zdorovymi-Chast-1;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnaya-azbuka-Kak-vyrastit-detey-duhovno-zdorovymi-Chast-2
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.