Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1211) → Священник Олег Патрикеев: Церковь во время войны

Священник Олег Патрикеев: Церковь во время войны

№26 (1211) / 3 июля ‘23

Беседы с батюшкой

Вы священник, который духовно окормляет военных, а сегодня будет особенно важно и промыслительно поговорить о войне и Церкви. На столе у нас лежит каска настоящего бойца, который положил жизнь свою за други своя.

Поисковики устанавливают часовни на местах боев, особенно там, где уже невозможно достать тела наших погибших защитников. Часовни находятся далеко от поселков, но там всегда живые цветы. Почему так происходит? Почему наша память обращается к этим часовням и людям, отдавшим свою жизнь за Родину? Почему Церковь, почти уничтоженная перед войной, вдруг оказалась необходимой? Давайте поговорим о Церкви во время войны.

– Война – это очень печально, трудно и непонятно для человека. Причины ее возникновения рассматривают историки. Но если она уже случилась, то надо смотреть на духовные причины. Из истории Библии мы знаем, что войны начались еще с первых людей. Самый прекрасный вопрос в фильме «Остров»: «А за что же Каин убил Авеля?» Этот вопрос заставляет задуматься, откуда началось страдание человека и его смерть. Смерть не от старости, а от руки брата своего.

Здесь начало войны положено в материальном мире. Мы знаем, что есть войны и в духовном мире. В Откровении мы видим войну ангелов на Небе. Ее возглавил Архангел Михаил.

Что же есть земля? И что есть Небо? Наверное, земля – это место, куда проецируются последствия того, что происходит в духовном мире. Война занимает там особо важное место. Именно в войне человек начинает очень быстро задумываться о смерти. Рядом с тобой только что был живой человек, но ему маленький осколок попал в висок, пролетев мимо тебя, и мысль реагирует быстро, ум сразу вспоминает «Отче наш». Как в русской поговорке: кто на войне не бывал, тот Богу не молился.

Но неужели нам нужна постоянная война, чтобы напоминать о Боге? Неужели нам не донести какой-то другой аспект мира, который дает Церковь, показывая глубину духовной радости в таинствах? Видимо, наша планета настолько заражена грехом.

Когда у человека рак, грипп, коронавирус, организм борется. Там тоже война. В каждом из нас происходит война даже материи. Материя воюет против материи. Тысяча клеток атакуют непрошеных гостей и погибают, чтобы продолжилась жизнь. Война начинается в человеке.

И, говоря о войне, которая началась 82 года назад, нельзя не упомянуть о великом значении Православной Церкви. Казалось бы, можно сказать (и были такие течения за границей), что это была очистительная война против коммунизма, который завоевал страну и не давал людям ходить в храмы и так далее. Но была ли страна свободна от греха? И посмотрите итог военных действий. Война привела весь народ к единению, к вере, к Богу. Значит, Божие попущение этой войны стало лекарством для всего человечества.

Конечно, можно взять и отдельные моменты. Особенно эти часовни. Любая часовня – место молитвы, место Бога на земле, где собираются ангелы.

Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Когда происходит война или какие-то военные действия помимо видимой опасности угрозы для жизни, существует еще духовная опасность – возможность заразиться ненавистью, неприязнью, злобой. Я молюсь Пресвятой Богородице об умягчении сердец. Она, как любящая Мать, всегда отзывается».

– Священное Писание говорит о любви к врагам. Любовь проявляется по-разному. Мы можем накормить врага. Но озлобленность – естественное проявление человеческой гордости, ненависти. Все, что связано с нашим грехопадением, – естественный процесс. Мы даже не можем в метро сказать спасибо тому, кто наступил нам на ногу. Будем гонять комара всю ночь, потому что должны добиться мести за то, что он нас укусил. Это заложено в нас. Мы не можем сразу реагировать так, как реагируют святые. Надо стать святым, чтобы реагировать на происходящее глазами Бога.

Многие спрашивают: «А где же Бог? Куда Он смотрит? Как может допустить такие трагедии и страдания народов?» Хороший ответ есть у архимандрита Софрония (Сахарова). Он был монахом во время Первой и Второй мировых войн, когда казалось, что вся правильная жизнь рушится, убийство становится естественным, в день под бомбежками погибают сотни тысяч человек. И он стал вопить к Богу: «Где Ты? Почему это допускаешь?» И услышал ответ: «Я там, на Кресте. А где ты?»

Ответ Бога достаточный, чтобы и нам понять: «А где я?» В центре каждой трагедии находится Христос. Он распинается за каждого человека. И это происходит ежесекундно. Христос находится в центре проблемы, чтобы ее решить. Своей смертью Он снова и снова показывает, что всю боль, все страдания этого или другого человека Он возьмет на Себя, примирит их в Царствии Небесном. Это тайна Божия. Мы не можем понять, как произойдет примирение народов. Хотя оно происходит иногда и здесь, на земле. Они мирятся, подписывают пакты и понимают, что пора бы закончить действия, приносящие одно только разрушение. В Ветхом Завете бывали пророки, которые восставали и говорили о том, что нужно начать войну. Как так? Нам непонятно. Это голос Бога. Надо пойти и уничтожить город.

Гоморра была сожжена полностью. Мы не можем понять любое насилие над человеком. Для нас смерть неестественна. Мы бессмертные. Даже когда сами умираем, не понимаем: «Я уже умер, что ли?» Мы не поймем этого состояния, это будет переход, может быть, даже рождение. Как в притче, когда два малыша разговаривают в животе мамы. Один говорит: «Там нет ничего, мы туда выйдем и умрем. Оттуда еще никто не возвращался». А другой говорит: «Нет, я чувствую, что там есть какой-то свет, там что-то другое, там интереснее». Но ведь то же самое произойдет после нашей временной жизни.

Потому что смерть уже побеждена Христом. Как объяснить военные действия? Как не озлобиться? Нужно читать Евангелие. Нужно стать святым. Серафим Вырицкий тысячу дней и ночей молился на камне, подвизаясь во время военных действий и блокады. Он стоял на камне и молился не просто за победу, а о мире. Господи, вразуми людей, дай им силы понять, что война – самое последнее средство, это как операция, когда врач смотрит на тело и понимает, что никакие лекарства уже не помогают, надо отрубить руку или ногу, потому что она гниет.

Сейчас происходит то же самое. Часть тела сгнила и не хочет восстанавливаться. Сколько туда уколов было сделано, сколько жестов доброй воли, но никто это не прочувствовал, значит, Бог попускает вырезать опухоль, чтобы тело не сгнило полностью.

Война остановила «безбожную пятилетку». Сколько тысяч священников было убито, сколько храмов было закрыто, разрушено, взорвано… Казалось, что Церковь совершенно не нужна. В одном из текстов говорилось о том, что Царство Божие взяли и отменили. Каким образом Церковь во время войны призывала людей к служению Родине?

– В Церкви дышит Дух Святой, Который зовет людей на подвиги, на милосердие, иногда даже на страдания. 22 июня 1941 года первым к людям обратился местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский). И потом уже Сталин произнес знаменитые слова: «Братья и сестры». Он уже понимал, о чем речь, хотел привлечь Церковь, у него уже тогда зародились мысли, что нужно с ней примириться. Тяжело жить в обществе, где есть разделение именно в духовном плане. Церковь никогда никому не желала плохого. И как раз обращение Церкви к людям о том, чтобы встать на защиту, прозвучавшее в Послании митрополита Сергия, а потом поддержанное многими другими епископами и митрополитами, стало всенародным зовом. Это был не призыв к крестному походу против кого-то, а призыв защитить Родину. И прекрасно сказал митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх, что только в русском языке есть такое словосочетание: «Родина-мать». Это отношение к Родине как к матери, ответственность за нее и ее защита. Она тебя родила, вскормила, дала жизнь, как же теперь за нее не отдать свою жизнь? И это воззвание услышали люди.

Когда в 1937 году прошла перепись населения и еще был пункт о вероисповедании (который не убрали специально или каким-то Промыслом Божиим), более 50% людей оказались верующими. Мы помним и о католиках, и о мусульманах. Коммунистическое общество отвергало Бога. У нас было первое государство во всем мире, ставшее атеистическим. Год 1937-й – пик расстрелов. Мы знаем и о церкви Петра Афонского и княгини Ольги в Морье, где был расстрелян иеромонах Иннокентий (Кузьмин). Сейчас идет сбор документов для подачи в Комиссию по его прославлению в сонме новомучеников Российских. Я читал о том, как власть боялась и старалась закрыть всю ту правду, которую говорила Церковь.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Сказано: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Если человек убил на войне других людей, уничтожил сотню человек, но отдал жизнь за други своя, какая ж тут любовь? Христос говорил эти слова о жертвенной любви? Он же не стал на Кресте уничтожать саддукеев и фарисеев, хотя они и правда вредили и обманом привели Его на смерть. Это жертвенная любовь. А когда человек, жертвуя, убивает кого-то, мне кажется, это не любовь».

– В чем-то вы правы. Конечно, здесь нет любви к врагам. И надо смотреть больше духовным зрением. Католическая Германия обратилась к оккультизму. Огромный центр работал на Гитлера. Может быть, этим они и приводили к каким-то успехам его армии. Число 22 июня было выбрано не случайно. Его долго высчитывали. Это самый длинный день в году, солнцестояние. И немецкий знак – коловрат в обратную сторону. Мистически все связано с действием дьявола в этом мире. Антихрист как бы вышел наружу и стал гнать истинную Церковь. Ведь смысл войны был не просто завоевать СССР или погубить коммунизм. Основная мысль дьявола была уничтожить до конца Русскую Православную Церковь. Видя, что она как бы заканчивает свое существование, ему нужно было завершить это дело и воцариться на троне.

И во время той войны были все приметы последнего времени. В 1938-м были принесены последние жертвы священников. Пророк Даниил предрекал, что наступит время антихриста. Он говорил, что после трех с половиной лет безумия антихрист положит конец жертвам и приношениям в Иерусалимском храме. Год 1938-й плюс три с половиной года – получается шестой месяц 1941 года. Все четко по пророчеству. Наступает время искупления. И русский народ не просто встал на защиту своей страны, своего дома и хозяйства, он именно обратился к Богу. Как было и во всех войнах Ветхого Завета. Господь даже попускал евреям рабство, Своему избранному народу. Он говорил: Израиль есть сын Мой. И вдруг отдает его в рабство. Потому что народ отвернулся от истинного Бога и разрушил храмы, свою веру. Люди стали поклоняться идолам.

Наш народ, обратившись к Богу, получил прощение за сотворенное им беззаконие. Мы видим, что любовь Божия безгранична. Если Он прощает разбойника на Кресте, то тем более народ, который обращается к Богу, снова строит церкви и идет в храмы, молится, кается, причащается. Как же не помиловать такой народ?

Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Сейчас Россия переживает трудное и тяжелое время. И мне думается, если бы весь народ страны покаялся, встал на колени и попросил Господа о милости, Он бы ее проявил».

– Да, вы абсолютно правы. У меня была такая мечта в детстве. Я думал, если вдруг начнется какая-то война и люди встанут все вместе, сколько бы ни было времени, сложат оружие, поднимут руки к небу и пропоют «Отче наш», в ту же минуту мир изменится. Но матрица, в которой мы живем, заставляет нас набирать очки, ей нужны людские жертвы.

А тот поступок, о котором говорил наш телезритель из Белгорода, может быть, и не такой явный, как у Христа, но будет принят за милосердие. За ту любовь, которую он проявил, даже и нежданно его душа окажется в раю. За малый поступок.

Мы не говорим о тысячах, миллионах людей. Хотя они тоже не добровольные жертвы. Они не сами пошли на этот крест, они были вынуждены. И это не расплата. Когда война, жить очень тяжело. Человек всегда будет писать стихи: «Будь ты проклята, война».

Митрополит Сергий в самом начале войны говорил о том, что она очистит очень многие души. И она очистила. Это Божие попущение. Посмотрите на людей в 1943 году, когда открылись храмы и Сталин вернул патриаршество. Это было нонсенсом. Никто не мог в это поверить. Буквально вчера только освободили священников из лагерей. Они все изможденные. Разве это не чудо? Разве не об этом они молились? Они просили Бога простить то государство. Они не заклеймили позором людей, которые их призвали в эти страдания. Они молились о своих врагах. Это были духовные враги. А люди потом стали другими, многие из них покаялись и, как тот разбойник, вошли в Царствие Небесное. Так в этом же и есть смысл.

Бог хочет спасти душу человека, а не тело. Молитву нужно начинать с себя, понуждать себя делать дополнительное молитвенное обращение к Богу. Пускай это будет десять человек в городе, но ежедневно, по соглашению с батюшкой. Молитва о мире необходима. В каждом храме ежедневно на каждой Литургии читается молитва, данная Святейшим Патриархом. В ней есть слова о том, чтобы Господь дал возможность всем спастись и в разум истины прийти. Наши общие молитвы дадут людям на передовой и с той, и с другой стороны вздохнуть. Мы просим Бога, чтобы верующие люди опомнились. Дьявол начинает именно с Церкви, ему нужно разрушить ее, а потом уже спокойно внедрять свои идеи.

Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «У меня сыну 30 лет. Он уже, получается, старше дедов, которые погибли на войне. Когда началась СВО, первым делом я пошла в церковь. Я и раньше ходила, но не так часто. А тут возникло желание пойти, и не из страха или чтобы кого-то спасти, просто поняла, что надо. Мы все должны быть там. Скажите, наша молитва мирных людей ведь не только защищает солдат, нашу армию и призывает им на помощь Небесное воинство, но защищает и нас? Мне кажется, вся эта ситуация что-то встряхнула в нас, мирных людях. Или я ошибаюсь, просто такая впечатлительная?»

– Движение души пойти в церковь, помолиться о здравии людей на передовой, замечательное. Этого ждет Господь. Может быть, именно потому, что наполнятся храмы, все быстрее закончится. Это духовный закон, и он не может измениться. А если мы будем сидеть в ожидании, что все само собой разрешится, так не произойдет.

В наших храмах все записки, сорокоусты, свечи для участников СВО бесплатные, чтобы ни у кого даже мысли не возникло, что мы хотим на этом заработать. Поэтому приходите в храмы, вливайтесь в общую молитву, причащайтесь Святых Христовых Таин, чтобы ваши близкие чувствовали вашу духовную помощь.

Конечно, хорошо поставить свечечку, но это второстепенно, а вот без участия в таинствах чуда нашего преображения не произойдет, потому что все мы спим глубоким сном. Нас как будто бы будят и говорят: «Люди, проснитесь, посмотрите, дьявол уже подошел к нашим границам, он уже заходит в наши дома и предлагает нам всякие непотребности и гадости, которые уже приняты законом в Европе, о которых страшно даже помыслить, страшно подумать, что это возможно».

Слава Богу, у нас в России у руля страны стоят верующие люди, поэтому страшный содомский грех не допускается на нашу территорию. Разве не стоит пойти в храм ради того, чтобы наши дети называли папу папой, а маму – мамой, ради того, чтобы помолиться и поблагодарить Бога за то, что в нашей стране ничего подобного нет?

Конечно, у нас есть много проблем, которые должны быть решены. Например, должна быть решена проблема абортов. Но эти проблемы нужно решать мирным путем, а не революционным: «Давайте все изменим». И начать нужно с себя. Начните хотя бы раз в месяц приходить в храм для Исповеди, Причастия. Простите своих родных, близких, соседей, примиритесь с ними, потому что эта война, повторяю, начинается в нас.

Пока мы не в мире, не в союзе с Богом, внутри нас будут происходить постоянные военные действия, а значит, они будут происходить и вокруг нас. Пока эти действия еще с той стороны, но все может прийти и сюда, если мы не начнем изгонять из себя ненависть, нелюбовь, мысли, которые посылает нам враг рода человеческого.

Наша Церковь всегда молится за всех людей, особенно за тех, кто находится в опасности, и Глава ее – Сам Христос.

– Конечно. Церковь проповедует любовь и сострадание. Мы знаем, что и в церквях, которые находятся по ту сторону баррикад и подвергаются гонениям, идет общая молитва. Церковь занимается духовным спасением, духовным очищением человека. Но пока он не переступит через свое «я», не узрит Бога в своем сердце, не прочувствует Его любовь, он будет страдать, а милосердная, жертвенная любовь – это и есть Бог.

Отче, что бы Вы хотели сказать в заключение нашим телезрителям?

– Дорогие мои! Сейчас дорога каждая минута. Может исполниться все из Откровений Иоанна Богослова, вплоть до кончины мира. Я не пугаю вас, но мы не знаем ни дня, ни часа, когда это наступит. Но события, которые сейчас происходят, должны нас насторожить, а значит, мы должны быть готовы не к приходу антихриста, который с той стороны правит уже много лет, а к призыванию в нашу жизнь Господа нашего Иисуса Христа.

Мы должны быть послушными Господу, Церкви Христовой, которая будет стоять до конца этого мира. И пусть каждая ваша молитва станет бронежилетом, каской на наших ребятах, которых не пробьют лихие пули. И, конечно же, будем молиться Богородице, чтобы Она умирила этот мир, ибо Ей дана эта благодать. Наполняйте храмы молитвой!

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс