Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1210) → Священник Александр Асонов: «Око за око» или «Не противьтесь злу»?

Священник Александр Асонов: «Око за око» или «Не противьтесь злу»?

№25 (1210) / 1 июля ‘23

Беседы с батюшкой

Сейчас в нашем обществе тема «око за око, зуб за зуб» (и продолжение: «А Я говорю вам: не противьтесь злу») звучит очень актуально. Вообще, сложно понять, что значат слова Господа: А Я говорю вам: не противься злому. Ведь для нас «око за око, зуб за зуб» – понятная вещь.

– Вечная толстовская идея непротивления злу. Это тоже интересная история. Когда мы рассуждаем о данной ветхозаветной заповеди и о том, как наш Спаситель истолковывает ее, я почему-то сразу вспоминаю один из эпизодов советского сериала «Семнадцать мгновений весны» в более актуальном контексте. В сериале есть такой момент, когда провокатор, который работает на контрразведку и гестапо, в основном на контрразведку Германии, в исполнении прекрасного советского и российского актера Льва Дурова, якобы бежит из мест заключения во время этапирования по городу.

Он видит католический храм, стучится в двери, и ему открывает пожилой священник, которого играет не менее прекрасный советский и российский актер Ростислав Плятт. Он заходит в храм, и этот настоятель католического храма пастор Шлаг (я хочу именно подчеркнуть, что там католический священник, несмотря на то, что его постоянно называют пастором) начинает оказывать поддержку этому бежавшему заключенному и прячет его в подвале. У них происходит беседа. Провокатор записывает ее на магнитофон, а потом дает послушать запись своему начальству. Вот они слушают запись разговора провокатора с католическим священником, и провокатор посмеивается над наивностью священника и пытается показать своему начальству, как он хорошо его «разводит».

Разговор со священником идет о том, в чем смысл жизни и что такое вера. В процессе дискуссии провокатор говорит: «Если бы я все-таки был христианином, я бы не побежал из концлагеря». Священник спрашивает: «Почему?» Тот отвечает: «Ну как! Есть же заповедь: не противься злу. Тебя ударили по одной щеке, подставь другую. Я должен исполнить заповедь Христа: мне нужно остаться в лагере, не бежать, не противиться». А пожилой священник на это говорит: «Вы понимаете, что вы вообще неправильно истолковываете слова Спасителя? Ведь вы притчу о совести человеческой проецируете на реальную машину зла, которая сама по себе бездушна. Когда вы идете по дороге и встречаете препятствие в виде камня, вы ведь не будете вести с ним философские беседы? Вы, наверное, его обойдете каким-то образом. То же самое и здесь».

Когда мы рассуждаем о непротивлении злу, мы прежде всего должны понимать, что это притча о совести человеческой. В данном случае очень важно найти правильное истолкование. Священное Писание вообще нельзя воспринимать буквально. Точнее, можно, но не всегда. Его надо истолковывать в контексте апостольского Предания и святоотеческого учения. Мы, православные, глубоко убеждены, что без правильного Предания невозможно правильное понимание Священного Писания. Для нас это очень важно. У нас не только Писание, но есть еще Предание. Оно у нас в очень многообразных формах, в том числе и в области истолкования, то есть экзегетики, исагогики, в общей интерпретации священных текстов.

Если буквально истолковывать Священное Писание, это во многих случаях может привести к очень печальным последствиям. А так очень часто делают люди мира сего, века сего, имеющие очень поверхностные знания о том, что такое Церковь, что такое христианство, и пытающиеся истолковывать священные тексты, принесенные в этот мир именно христианами. Невозможно это делать! Это получается очень убого и смешно. Самое яркое свидетельство таких последствий в Российской империи – скопчество и хлыстовство. Вот попытка буквально толковать тексты Священного Писания.

Если говорить про скопчество, это было определенное сектантское движение в Российской империи, когда люди считали, что для достижения некоторых духовных сфер надо усиленно бороться со своими плотскими противоречиями, с плотью и следовать буквально словам Спасителя: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Мы понимаем, что Христос не говорит о членовредительстве. Если истолковывать это буквально, то можно прийти к очень печальным выводам. Скопцы как раз понимали эти слова Спасителя буквально и естественным образом пытались в жизни ограничить себя во плоти, то есть они занимались кастрацией. Это было членовредительство. Предание Церкви явно называет это грехом. Причем смертным, очень опасным. Если внимательно читать апостольские постановления и соборные решения, можно увидеть, что за членовредительство отлучали от Церкви, от церковного общения.

Помните, у нас даже была такая передача по теме: «Ибо борьба наша не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной». Это очень важно помнить. Мы не говорим о борьбе с материальным. Это вообще не христианство. Многие представляют нашу христианскую Православную веру и церковный быт как некоторое подобие борьбы со всем материальным миром, который нас окружает. А наша вера не об этом. Наша вера – о совести человеческой.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «В жизни все может быть – и болезни, и скорби, и неприятности, и беды. Как к этому относиться? Стоит ли этому противиться или просто с этим справляться?»

– Для христиан любое событие, происходящее с ними в жизни, является производной тех или иных причин, имеющих место в духовной сфере. Я сейчас объясню, о чем говорю. Если человек действительно христианин, то он воспринимает все происходящее с ним как диалог Бога с человеком. Хотите – верьте, хотите – нет. Таким образом, любые радости и любые печали он воспринимает особым образом в отличие от людей, не знающих, что такое вера. Может даже так получиться, что христианин скажет, что те испытания, болезни, печали, тягости, которые ему пришлось пережить, были самым светлым временем в его жизни, потому что он чувствовал очень сильное присутствие Бога рядом с ним. Это очень интересный момент.

Одного Владыку (к сожалению, сейчас не могу вспомнить его имя) спросили: «Какое у вас самое приятное воспоминание переживания вашей веры в Церкви за всю вашу жизнь?» И он сказал: «Когда я был привратником в монастыре на шлагбауме». Не архиерейские регалии, не архиерейская кафедра, даже не пресвитерское служение, не настоятельство, не благочиние, не протопресвитерство, а просто быть послушником на шлагбауме в монастыре. Самое светлое время было. Вот Бог-то дышал прямо в лицо. Это интересное свидетельство. Есть и другие, и их много.

Так устроены христиане. Если почитать жития святых и историю христианства, эти люди поражали и удивляли мир именно своим отношением к тягостям и лишениям. Для мира это парадокс. Поэтому апостол Павел и говорит, что вера наша для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. Потому что евреи-то хорошо понимают, о чем идет речь. А эллины – язычники. Это для них смешно: какой-то Бог у них убогий. Помните, как римский философ Цельс, написавший не один трактат о ранней христианской Церкви, с насмешкой писал о христианах: «Пока их было мало, они еще находили между собой общий язык. Но как только стали приумножаться, стали разбегаться в разные стороны, ссориться между собой». Сейчас он тоже звучит актуально, и люди мира сего готовы зааплодировать: так и есть! Посмотрите, что происходит: католики – в одну сторону, православные – в другую. И православные между собой не могут найти общий язык. Каждый пытается доказать другому, кто «православнее», кто «католичнее».

По сути, так могут размышлять о Церкви только люди, находящиеся вне жизни Церкви. Они не понимают ее природы, воспринимают Церковь по внешней атрибутике как некоторое общественное пространство, где существует определенная мирская организация с мирскими качествами. А Церковь не такова, Церковь совершенно другая по природе своей. Есть даже наука о Церкви – экклезиология, которая изучает признаки Церкви и что такое Церковь.

Возвращаясь к вопросу нашей телезрительницы, хочу сказать: если вы верующий, любые происходящие с вами события надо воспринимать с благодарностью Богу. Если вы хотите задать вопрос Господу Богу об этих событиях, то не спрашивайте: «За что?» Спрашивайте: «Ради чего?» Тягости и невзгоды могут быть очень важным событием в нашей жизни, чтобы мы постигли нечто новое, потрясающее и удивительное в нашей судьбе. Есть хорошая поговорка: глаза, не источающие слез, не могут источать света...

Ранее я говорил о буквальном толковании Священного Писания и, возвращаясь к этому вопросу, хочу сказать, что непротивление злу, о котором говорит Спаситель, надо понимать не буквально, но иносказательно. Это притча о совести человеческой.

В бессмертном произведении Булгакова «Мастер и Маргарита» есть сюжет: кот Бегемот качается на люстре, пьет керосин из примуса, Азазелло ухмыляется за занавеской, а Воланд с печалью смотрит на людей и говорит: «Изменились ли люди?» Ему слуги говорят: «Нет, не изменились». Ничего не меняется. Так вот, в этом произведении один из персонажей просыпается у себя дома с очень тяжелой головной болью после бурной пьяной ночи, напротив него сидит непонятный джентльмен, перед джентльменом стоит поднос, на котором запотевшая бутылочка водочки, икорочка. И этот джентльмен (ангел тьмы) говорит: «Выпейте. Подобное надо лечить подобным».

Почему Булгаков использует в устах демона эту поговорку: подобное лечить подобным? В этом есть некоторый интересный момент. Согласитесь, невозможно тушить огонь огнем. То есть зло порождает только зло.

Когда Спаситель указывает на непротивление злу, речь может идти только лишь о совести человеческой. Если попытаться коротко в контексте апостольского учения истолковать эти слова Спасителя, то Он говорит примерно следующее: избегайте озлобления сердец ваших и окаменения душ ваших. Потому что как только вы желаете мести, отмщения и смерти вашим врагам, вы заражаетесь тем самым ядом, который источают ваши враги. Вы не должны становиться ими. Даже имея свою позицию и отстаивая ее, высказывая свое мнение, вы должны это делать не с озлобленным сердцем. Может быть, с некоторым негодованием, но без проклятий.

Мне как-то раз позвонили корреспонденты и говорят: «Вот сейчас происходят определенные геополитические процессы, и ваш Святейший Патриарх благословляет воинов. А есть же заповедь Христова. Как же так? Разве можно благословлять воинов на войну? Причем заповедь гласит: не противиться злу, и, если ударили по одной щеке, подставь другую». Еще эти корреспонденты вспомнили Ветхий Завет, заповедь «не убий». И я им сказал то же самое: что речь идет о совести человеческой.

Когда Церковь молится о воинах, основное намерение этой молитвы в том, чтобы Господь уберег всех тех, кто с оружием защищает свою Отчизну, исполняет свой долг, чтобы они духовно не стали преступниками, не заразились злом и ненавистью, остались людьми, чтобы совесть осталась чиста.

Я сейчас приведу некоторую аналогию, она, может быть, грубая, но, мне кажется, в данном случае можно ее привести. Можно пойти на охоту и убить оленя. Можно это сделать ради добычи мяса, чтобы накормить семью, а можно ради развлечения и потом подойти к убитому зверю и с удовольствием резать его на куски. И это два разных убийства.

Очень важно понимать такие моменты. Непротивление злу – это значит воздержание от ненависти в своем сердце и своем сознании, то есть в своей совести.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «У апостола Павла в Послании к Римлянам есть понятие о непротивлении власти, и он говорит такие слова: Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Из слов апостола Павла получается, что Нерон, который отрубил ему голову, сделал доброе дело, а Павел был злом. Как же это понимать?»

– Это надо понимать в контексте апостольского учения. Мы должны помнить о том, что нельзя вырывать те или иные строки из Священного Писания и толковать их отдельно. Все надо рассматривать в контексте послания. Там же не только эта цитата, там есть предисловие и есть причина, по которой апостол Павел пишет это письмо. Мы говорим «послание», но на самом деле это письмо, и я уверен, что апостол Павел не знал, что это будет каноном Нового Завета и богодухновенное Писание будут читать каждый раз на Литургии. Читают же в основном послания апостола Павла.

Он это писал, обращаясь к определенной христианской общине, призывал их соблюдать порядок в стране и исполнять закон, который существует среди того народа, где пребывает эта христианская община. Конечно, если этот закон не противоречит христианской совести, то есть если нет принуждения поклоняться языческим богам и прочего. Поэтому апостол Павел и говорит, что всякая власть от Бога. И надо к этому относиться серьезно, потому что власть не существует просто так, она имеет определенные причины для существования. Вообще, апостол Павел очень интересно подчеркивает многие моменты.

Что касается Нерона и апостола Павла, это очень яркий пример. Для апостола Павла Нерон был судьбой, если хотите. Ему не страшен был Нерон, и весь Рим не страшен. Я бы даже сказал, Рим боялся этого маленького человека (Павел – от лат. paulus – «маленький») больше, чем он Рима и какого-то Нерона. Сейчас в этот бессмертный город люди приезжают для того, чтобы поклониться на том месте, где был убит этот маленький человек. И никто не едет поклониться Нерону. Даже язычники приезжают в этот город, чтобы посетить место, где был убит Павел.

Я уже сказал в начале передачи, что христиане переживают свои беды как судьбу, с радостью встречая эти ветра. Поэтому настоящие христиане – вызов для мира. Не может мир понять, почему так происходит. Я уже вспоминал Цельса, с какой иронией он говорил о христианах, что они ссорятся друг с другом. Потому что Цельс не понимает природы Церкви, он видит внешние проявления среди смертных людей. Они сами оказались, может быть, рядом с Церковью, но не в Церкви. Внешняя атрибутика есть, но они – не часть Церкви. Истинная Церковь Цельсу не видна. Для того чтобы увидеть настоящих христиан, надо обрести духовное зрение, а, чтобы обрести духовное зрение, надо искать Христа, а не на людей смотреть и не организацию с ее устоями изучать.

Надо искать Бога по совести. Вере не учат в духовных академиях. Если у тебя нет веры и того опыта богообщения, который в католическом богословии называют Божественным Откровением, а мы называем опытом веры, то как бы тебя ни учили в духовной академии, этому не научат. Ты можешь окончить духовную академию, быть рукоположен в священники, научиться красиво говорить (есть же какие-то шаблонные выражения, и проповеди можно говорить шаблонные, в конце концов можно их заучивать), но если нет опыта веры, то все тщетно. И таких людей без опыта веры мог видеть Цельс, будучи сам вне Церкви. Ему природа Церкви непонятна.

Точно так же люди мира сего рассуждают сейчас о нас, православных христианах России. Везде говорят, мол, эти православные благословляют на войну. Они не понимают нашей веры и наших мотиваций. Вместо того чтобы прийти к нам и пообщаться с нами, они огульно заранее делают свои выводы на основании тех или иных внешних форм или каких-то особых проявлений, связанных с теми или иными людьми, которые сами находятся вне Тела Христова.

Вообще, речи Цельса очень хорошо отражают отношение язычников того времени к христианам. И когда я слышу современную критику, понимаю, что она совершенно неконструктивная, она деструктивная, безапелляционная. Иногда слышишь: «Попам даже слова не давать! Кто они такие?..». Критика Цельса звучит так же яростно и с таким же сарказмом: мол, посмотрите на этих христиан, даже Бог у них какой-то убогий, Его убили. Слабый Бог. Разве можно сравнить Его с нашими богами? Посмотрите на этих убогих людишек...

Вечный город Рим стоит, где Нерон творил свои дела. Причем судьба Нерона была очень горькая, мы многого не знаем. Его сделали негативным персонажем, но можем ли мы наверняка утверждать, что он единственный, кто был виноват в происходившем в тот момент?

Есть хорошее произведение у Радзинского, которое называется «Театр времен Нерона и Сенеки». Рекомендую всем либо почитать, либо посмотреть одноименную театральную постановку. У Нерона были очень хорошие учителя, его воспитывал лично Сенека, высокоморальный человек и философ того времени. Вот и воспитал. Это очень интересная история. Нерон, скорее всего, вообще не понимал, кто такие христиане, для него это была одна из многих религий, тогда существовавших. И после Нерона были другие императоры (Юлиан Отступник, Диоклетиан и так далее), которые тоже объявляли гонения на христиан. Нероном ничего не закончилось.

Отвечая на вопрос, могу сказать одно: для апостола Павла было принципиально важно показать свою веру. Он пошел на смерть за веру, не нарушая закона, но при этом смертью своей победил Рим. Без революции. Христиане никогда не призывали к революции. Не забывайте, апостол Павел жил в то время, когда были законы о рабах. Кстати, в своих посланиях он говорит: если являетесь рабами, должны оставаться рабами своим господам.

В заповедях блаженств сказано: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь... Поэтому христиане любому вызову своего времени радуются. Как апостол Павел, который вышел на арену, принял смерть и победил Рим и Нерона. И теперь люди приезжают в Рим именно для того, чтобы прийти к базилике святого апостола Павла...

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс