Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1208) → Священник Алексий Дудин: Что такое смертный грех?

Священник Алексий Дудин: Что такое смертный грех?

№23 (1208) / 12 июня ‘23

Беседы с батюшкой

Сегодняшний эфир посвящен смертным грехам. Все связанные с этим вопросы всегда заканчиваются одним: «Правда ли, что от смертного греха умирают или это просто фигура речи?»

– Прежде всего, разберемся с пониманием ветхозаветного и новозаветного греха. Если мы обратимся к истории Ветхого Завета, смертный грех – тот, что по закону наказывался смертью. Убийство, прелюбодеяние и те грехи, которые современное общество посчитало бы не такими уж страшными. Например: злословящий отца или мать смертью да умрет. Человека побивали камнями, если он не почитал день субботний или осквернял его. Правда, подобные решения всегда выносил раввин той общины, где произошло преступление. И была общая традиция: после того как принималось решение, что этот грешник достоин смерти, каждый бросал в него камень, вкладывая таким образом свое решение и волю в то, чтобы этот грех был наказан. Смертные грехи, в общем-то, благополучно заканчивались смертью.

В нашем новозаветном восприятии смертный грех – более сложное понятие. По сути, любой соделанный и нераскаянный грех ведет нас к смерти. Но, с другой стороны, мы знаем, что нет ни одного греха, который Господь бы не простил при должном покаянии и исправлении. Мы опытно это знаем. И многажды закон христианского милосердия перевешивал самые страшные человеческие грехи и преступления. Мы знаем примеры из житий святых, когда законченные грешники исправлялись, Господь принимал их покаяние, и смертные грехи, совершенные ими, были уврачеваны.

Смертный грех для христианина – это грех нераскаянный. Все прекрасно знают, что есть структура семи смертных грехов, куда входят гордость, чревоугодие, блуд и остальные грехи, разрушающие душу человека. Они называются смертными, потому что захватывают душу и не дают покаяться. Эти страшные грехи съедают изнутри. Как может покаяться гордый человек? Ведь он всех презирает и считает себя превыше остальных. У него даже нет возможности услышать от кого-то и принять, что он что-то сделал неправильно.

Как может покаяться человек, находящийся в крайней стадии чревоугодия? Грех угождения своему чреву простирается до пьянства и наркомании и заканчивается развалом и собственной жизни, и семьи. Вокруг него страдают и зачастую погибают созависимые люди. В конце концов жизнь человека заканчивается, и его душа умирает.

Сребролюбие, по апостолу Павлу, является идолослужением. Святые отцы говорят, что этот грех вообще не присущ человеческой природе. В человеке с рождения нет этой страсти. Если младенец с самого начала может быть жадноват или горд, если у юноши по мере его развития возникает блудная страсть, то сребролюбие каждый полностью взращивает в себе сам. Эта страсть не зависит от возраста, но при этом заставляет человека полностью обесценить своих ближних и их интересы, забыть все те радости, которые дает Бог. Все то, что у нас есть, остается за бортом человеческого бытия. Это ужасная страсть. Она поглощает душу как черная дыра, съедает сребролюбца. И при этом изначально ее в человеке не было.

Эти страсти меняют сознание до такой степени, что человек уже не способен сам обратиться к покаянию, перестает чувствовать пленение страстью. Более того, принимает его как некую норму. Эти страсти могут свести грешника в адскую бездну, поэтому и называются смертными.

Добавляются ли новые грехи к тем, что описаны, скажем, у апостола Иоанна? Например, лень. Есть такая поговорка: лень – мать всех пороков. Прежние названия некоторых грехов нам непонятны. Гордость, к примеру. Нам более понятно тщеславие. Непонятно осуждение, но понятно самооправдание. Существуют ли сейчас некие виды греха, которые мы ощущаем и понимаем по-новому?

– Может быть. Например, уныние тоже смертный грех, оно лишает человека возможности молиться Богу и исправлять свою жизнь, в современном языке его можно было бы назвать депрессией. Очень популярное слово. Но, пожалуй, в целом за немногие тысячелетия, прошедшие на земле, сам человек и состав его грехов не сильно изменились. Как бы вещи ни называть, суть человеческих грехов остается та же, какой была с самого начала.

Похоть плоти, похоть очес и гордость житейская – это основные пороки, губящие человеческую душу. В современном мире широко распространена похоть очес благодаря современным средствам массовой информации и гаджетам – можно приобщиться к ним и не отлучаться фактически 24 часа в сутки. За исключением краткого времени, когда человек спит. Но, по сути дела, это те же самые грехи. Механизм их воздействия на душу одинаковый.

Современному человеку тяжелее хранить свой взор и бороться с блудной похотью, потому что существует целая индустрия, использующая эту человеческую слабость. С другой стороны, все то же самое было доступно благодаря воображению. Все мы прекрасно знаем, что блудить человек может не только очами. Он вполне может делать это в своем сознании. Господь сказал: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Одна только мысль, одно только мечтание может вводить нас в состояние греха. Для этого не нужно никаких специальных и технических вещей. В общем-то, грехи всегда были доступны и будут доступны до конца этого мира.

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «В Книге Бытия сказано, что плата за грех – смерть. Там грехи не делятся на смертные, „полусмертные” и „малосмертные”. В Послании апостола Иакова сказано: Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей. То есть если ты виновен в чем-то одном, то виновен во всем. Но Христос говорил: милости хочу, а не жертвы. Значит, никакими праведными делами мы перед Богом не оправдаемся, и единственное, на что можем надеяться, – на Его милость».

– Это больше не вопрос, а декларация. Мы можем только ее подтвердить. Действительно, в Ветхом Завете были грехи, за которые людей наказывали смертью. Но были и те, за которые не наказывали. Та же традиция праздника Йом Кипур: выбирали козла отпущения, первосвященник прочитывал все совершенные народом грехи за год и выгонял козла из стана. Это был вид покаяния. Не за каждый грех в Ветхом Завете человека подвергали смертной казни. Были и жертвы очищения – некое преддверие покаяния, чем пользовались ветхозаветные люди. Соответственно, не за каждый грех следовала смерть.

Любой нераскаянный грех приближает нас к смерти. Но милосердие Божие простирается на каждого кающегося грешника. А тот, кто старается вместо греха творить противоположную ему добродетель, Господом очищается и прощается. Понятие о покаянии и очищении всецело есть и в Ветхом Завете. Тем более им изобилует Новый Завет. Господь сказал: милости хочу, а не жертвы. Он исцеляет всякого человека, который обращается к Нему и хочет исправить свою жизнь.

В чем разница между страстью и грехом? Страсть – это некая наклонность человека, она живет в нем и понуждает сделать грех. А грех – это уже непосредственно само действие. С греческого языка слово «грех» переводится как «промах», то есть это неправильное действие. Страсть понуждает сделать неправильное действие. А для того, чтобы ее искоренить, нужно воспитывать в себе противоположную добродетель.

Избавиться от грехов мы сможем только тогда, когда научим свое сердце любить добродетели. Если человек гордый, тщеславный, он должен смиряться. Это сверхзадача. На свете нет ни одного греха, который своим основанием не имел бы страсть гордости. Сначала появилась гордость. Есть емкая поговорка: «Сатана возгордился и с Неба свалился, а мы погордимся – во аде очутимся». Гордость может перечеркнуть любую добродетель и любые добрые дела превратить в ничто. А противоположная ей добродетель – смирение – сама по себе способна привести к Богу, даже без дополнительных добрых дел.

Если ты гневлив, то должен воспитывать в себе противоположную добродетель – терпение.

В мире много жадных людей. Об этом часто говорят на Исповеди. Я советую по чуть-чуть от себя отщипывать; если не действовать так, страсть будет расти. Не значит, что нужно все раздать, как делали совершенные мужи, после чего уходили в монастырь, но каждый должен от себя чуть-чуть жертвовать, что-то отдавать.

Если есть склонность к блудным страстям, нужно следить за тем, чтобы у тебя не было даже мыслей об этом, не нужно позволять себе услаждаться ими. Как похоть в мыслях зарождается, так и целомудрие в мыслях отстаивается.

Тот, кто сумел отсечь страсть на уровне мысли, дальше грешить не будет. Грех так устроен, что чем чаще мы его повторяем, тем сильнее его власть над нашей душой. И чем чаще мы справляемся с грехом и укрепляемся в противоположной ему добродетели, тем больше в нашей душе становится желание не грешить. В идеале мы должны свое сердце воспитать таким образом, чтобы нам не хотелось грешить, чтобы это для нас было неестественным, неприемлемым, неприятным. Извечная борьба и перевоспитание нашей души проходит на земле.

Вопрос телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Если человек живет праведно и свято, может ли он оставаться без греха?»

– В Писании сказано: несть человек, иже жив будет и не согрешит. Мы все склонны к падениям. Обратимся к патерику. Монахи вели очень серьезную мысленную брань. Они не пускали грех на уровне помысла. Один из учеников спрашивает старца: «Отче, мы стремимся к тому, чтобы даже наши помыслы были чисты. Скажи, пожалуйста, есть ли такой человек, который смог достичь чистоты помыслов и не грешить даже в мыслях?» Старец ответил: «Знаю одного, который девять мыслей врага отсекает, а на десятой все равно попадается». Судя по всему, он говорил про себя в третьем лице.

Действительно, сложно жить и не согрешить. Грехи есть не только вольные, но и невольные, которые происходят по немощи или по неведению. Например, человек может огорчить другого, совершенно не желая этого. Жить полностью свято и чисто на земле невозможно.

Чем праведник отличается от грешника? Праведник – это кающийся грешник. Причем кающийся очень быстро. Есть такая замечательная советская игрушка «Ванька-встанька». Ее качнешь, а она сразу выпрямляется. Праведные люди в духовном мире ведут себя подобным образом. Их враг склоняет к чему-то, а они через покаяние и возвращение к Господу встают опять и идут прямой дорогой.

Свят один Бог, а все остальные только отчасти святы, ровно настолько, насколько в духовной жизни у них получается быть верными Богу.

Когда мы читаем жития святых, всегда восхищаемся как раз именно противостоянием злу. Мы часто говорим об аскезах, но при этом никоим образом не распространяем этот термин на себя. Мы говорим, что аскетика для монахов или людей, занимающихся духовными практиками, но не для нас. Верно ли это утверждение? Насколько в нашей сегодняшней жизни человек способен быть аскетом в борьбе с грехами?

– Подвизаться должен каждый, но этот подвиг должен быть разумным. Как правило, есть две крайности, через которые враг рода сего может погубить человека. Первая – крайность небрежения. «Ничего страшного, согрешил – и ладно. Христос же на кресте отпустил все грехи, значит, ничего страшного не произошло». Если так размышлять, обесценивать последствия своего греха, то наступает гибель.

А вторая крайность противоположная, когда человек в погоне за какой-то своей праведностью начинает налагать на себя аскетические неудобоносимые бремена, которые или приводят его в состояние прелести, или лишают здоровья, или надмевают. Как я уже сказал, самый страшный грех – гордыня. Можно почти не есть и не спать, но при этом через гордость своего сердца и осуждение тех, кто не ведет подобного аскетического образа жизни, вполне себе погибнуть и оказаться в том месте, которое Господь приготовил не для рода человеческого, а для сатаны и его приспешников.

Вопрос телезрительницы Юлии из Москвы: «Есть люди, через которых Господь действует почти напрямую. Я спросила батюшку, почему сама так не могу. Он сказал, что сначала я должна научиться быть послушной людям. Не родителям, так как уже большая, но мужу или духовнику. То есть душа в первую очередь должна научиться послушанию, чтобы Господь мог как-то на нее действовать? Я загорелась этим, решила, что буду учиться. У одного святого прочитала, что можно выбрать себе удобный путь ко спасению. Если сосредоточиться на послушании мужу, можно ли надеяться, что этим я спасусь? Или надо все-таки больше обращать внимание на конкретные духовные проблемы, которые у меня есть?»

– Послушание мужу – это, безусловно, добродетель. Но для того, чтобы полностью спастись через послушание мужу, он должен быть духовно мудрым человеком. Безусловно, если он светоч, на который можно положиться, то почему бы нет? Недаром послушание – это традиция Церкви, она спасала многих людей самым коротким путем. Но для того, чтобы послушание было живым и действенным, нужно, чтобы наставник был грамотным. Ведь, по сути дела, тот, кого мы слушаемся, является своеобразным проводником нашей души ко Христу. Он подсказывает, что нужно делать, а что не нужно, чего следует опасаться, а чего нет.

Мужья, к сожалению, бывают разные. Я уже сказал о проблеме пьянства и наркомании. Зачастую бывает, что муж пьет. Как такого слушаться? Его воля скована этой страстью. Поэтому нужно рассуждение. Очень здорово, что батюшка дал вам такое благословение. Попробовать нужно, это спасительно и правильно, направление верное, осталось верно расставить вешки. Посоветуйтесь с батюшкой. Вы у него регулярно исповедуетесь, а муж? Здорово, когда муж и жена исповедуются у одного духовника, вся семья оказывается вместе с добрым советчиком, который ее знает и может что-то подсказать. Направление правильное, но Царство Небесное не достигается автоматически при соблюдении какой-то одной заповеди. Очень важно рассуждение с советом. Слушать мужа можно. Если он на чем-то настаивает, лучше смириться и принять его волю. Но если он скажет никогда не ходить в храм, не исповедоваться, не причащаться, такое послушание не будет спасительным. Все нужно делать с рассуждением.

Когда мы начинаем разговор о смертных грехах, говорить надо о добродетелях, помогающих нам бороться с этими грехами. У меня возникает еще один вопрос: может ли быть так, что один грех ведет человека ко всем остальным грехам, которые могут спровоцировать такое его состояние, что он перестанет видеть свои грехи?

– Наверное, грех проще всего уподобить некому клубку страшных змей, которые хотят ужалить, истребить человека. Бывает так, что один грех тянет за собой другой, но бывает, что один грех может подавлять другие. Например, если человек стал пьяницей, у него уже нет здоровья на какие-то плотские грехи, а если сребролюбив, ему уже не до каких-то других грехов.

Но нам нужно знать, что для нас не имеет никакого значения, какой грех погубит нашу душу. Когда человек умирает, не столь важно, от какой болезни он умер, и когда умирает душа, страшен сам этот факт, а не то, из-за какого греха душа умерла. Поэтому, может быть, и не стоит акцентировать на этом внимание своего сердца, ведь человек не может постоянно все контролировать и анализировать.

Человеку нужно каяться, собираясь в рай, и, так себя настраивая, он будет стараться воспитывать в своей душе те добродетели, раскрывать в себе те качества, которые сделают его достойным сыном или дочерью Царства Небесного. Поэтому не нужно часто думать о своих грехах.

Если же какой-то грех беспокоит вас, безусловно, нужно его изучать, нужно смотреть, какие противоположные этому греху добродетели существуют и как можно справиться с этим грехом. Но если не докучает тот или иной грех, зачем тратить на него свое драгоценное время и драгоценное внимание? Вполне вероятно, что, изучив этот грех, вы начнете видеть его во всех окружающих и начнет давать людям советы, как избавиться от этого греха (да сохранит от этого нас Господь).

Подводя итог нашей передаче, можно сказать, что мы не должны упражняться в смертном грехе, мы должны его преодолеть. Но, придя к священнику, что нам нужно ему сказать, чтобы он помог разобраться нам в себе, может быть, как раз через какой-нибудь маленький наш грех?

– Я знаю, что точно не нужно говорить. Зачастую люди приходят и говорят: «Батюшка, я согрешил во всем». Обычно я в таком случае спрашиваю: «Вы и наркотиками тоже торговали?» И пока еще ни один не сознался в этом. Поэтому очень важно, чтобы человек изучал свою душу и понимал, что в ней происходит.

Покаяние невозможно без тщательного исследования своей собственной души. Без исследования того, что происходит у нас внутри, мы не сможем избавиться от власти греха, а любой нераскаянный грех приводит к смерти. Но грех, в котором человек покаялся и исправился, будет Богом прощен и очищен.

Благословите наших телезрителей.

– Господи, благослови нас жить, сражаться с грехом и милостью Божией приобретать добродетели! Аминь.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс