Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1208) → Священник Олег Патрикеев: Чудо Святой Троицы

Священник Олег Патрикеев: Чудо Святой Троицы

№23 (1208) / 12 июня ‘23

Беседы с батюшкой

Тема передачи – чудо Троицы, Дух Святой и мы. Это разговор о том, как мы связаны с Троицей и со Святым Духом. Каждый из нас, верующих людей, наверняка может рассказать о каком-то совершенно конкретном чуде, связанном с Троицей, которое произошло с ним. Вы уже шесть лет настоятель храма Великомученицы Варвары. Что для Вас чудо Троицы?

– Это великое откровение для всего человечества, его умом не познать. Какие бы примеры мы ни приводили, какие бы природные явления мы ни подгоняли под свои умные рамки, никогда в жизни, а мне кажется, что и после нашего отхода из этой временной жизни, мы не познаем Бога Отца как Он есть. Он открывается каждому из нас особенно. Участие Святой Троицы в нашем спасении в полноте раскрывается в Евангельских откровениях.

До Евангелия, до Нового Завета о Святой Троице как таковой не было открыто для человека. Хотя Библия на первых страницах Бытия нам открывает, что Святой Дух, Божий Дух носился над пространством, созидая его, как курочка над своими птенцами. Был такой образ. Но в Ветхом Завете Святой Дух не просматривается как Ипостась. Ее трудно уловить. Если Ветхий Завет и насыщен действиями Святого Духа в различных ситуациях еврейского народа и жизни вообще человека, то в Новом Завете Он открывается уже в полноте как Ипостась.

Прообраз Троицы прекрасен, когда Авраам встречает трех ангелов. Здесь, конечно, мы можем просто прочитать явление трех ангелов. Тем более сейчас, когда икона «Троицы» возвращается в свои родные места, где она наконец-то будет «работать». Я всегда говорю, что икона не должна «прохлаждаться» или быть в каких-то отдаленных местах, где ее можно только посмотреть или пофотографировать. Потому что иконография предназначена для молитвы. Это откровение одного человека для всего человечества. Это не музейный экспонат, а сверхоткровение, которое дал нам Рублев. А то, что сейчас происходит, – это как раз явление Святого Духа в России. Это великолепно! Это всех радует. Я думаю, что уже с завтрашнего дня в храм Христа Спасителя потянутся ручейки нашего православного народа, чтобы поклониться, поцеловать икону, чтобы прочувствовать действие Святого Духа как раз в историческом моменте нашей жизни.

По-моему, отец Павел Флоренский говорил, что Троица – это крест для ума человеческого. Может быть, здесь кроется какой-то особый подход к этому – надо полностью отказаться от своего разумного отношения к Троице? Неужели мы никак не способны осознать три Ипостаси в одном?

– Иконостас обычно венчают иконы Святой Троицы. Каждый раз на Крещении, когда мы говорим: «Поклоняемся Отцу, и Сыну, и Святому Духу», я задаю вопрос крестным родителям о Святой Троице. Мы размышляем, рассуждаем. Я говорю: «Посмотрите, три ангела – это ведь не три бога, это не три какие-то неизвестные личности. Это Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Давайте посчитаем: один плюс один, плюс один. Сколько будет?» Все отвечают: «Три!» Я говорю: «Нет. Единый!» Единица. Не один, а единица. Даже в еврейском языке есть разные слова для слова «один», два разных обозначения единства. Об этом говорится в молитве о едином Боге у евреев: «Слушай, Израиль, Бог твой един есть». Един, а не один! Слово «один» отсутствует. Вот это единство как раз раскрывается в духовном союзе Бога Отца и Сына и, конечно, в Святом Духе.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «У меня вопрос по молитве Силуана Афонского. Там есть такие прекрасные слова: „Господи, дай Духа Святого на землю, чтобы все народы познали Тебя и научились любви Твоей”. На земле ведь есть народы, которые вообще ничего не знают о Святой Троице. Что Вы думаете об этих прекрасных словах?»

– Совсем недавно я прикладывался к главе святого Силуана и вспоминал эти строки. Потому что книга про Силуана Афонского, написанная архимандритом Софронием Сахаровым, – это одна из моих любимых книг. Передать его молитву за весь мир смог только его ученик в своих откровениях о том, как видеть Бога как Он есть. Очень даже удивительны его строки. Вот он размышляет, как можно молиться за всего Адама. Мы знаем, что откровением самого преподобного он увидел Христа в Духе Святом. Это единственное, как мы вообще можем познать духовное состояние и самого себя, свою греховность, свое рождение свыше.

Любая духовная ситуация происходит только в Духе Святом. Если мы этого ничего не видим, если нас это не касается, и мы не чувствуем в себе никаких изменений, а просто идет какая-то «ровность», значит, Дух Святой отошел на какое-то время. Ведь у нас же была первая любовь, когда каждый из нас встретился с Духом Святым. Может, во время проповеди батюшки, может, во время покаяния коснулась благодать Святого Духа. У каждого из нас есть свой опыт. Благодать после Причастия, которую мы пытаемся сдерживать в себе, – это и есть как раз стяжание Святого Духа. А вот молиться за всего Адама, за весь мир было, наверное, только для святых. Нам бы помолиться за себя, за свою семью, за своих близких. Некоторые даже уже боятся молиться за других. Потому что понимаешь, что, если человек не ходит в храм, то как «тянуть бегемота из болота», если он сам туда провалился и не хочет, чтобы его вытаскивали. Как написано у святых отцов, если ты дашь руку человеку, который находится в болоте, то утонешь сам. Дай ему палку, пускай он выкарабкивается. Здесь тоже надо иметь рассуждение.

Эта молитва приводит в духовный восторг. Я так не могу. Я хочу, чтобы все познали Бога через Духа Святого, но, увы, мне бы самому Его познать, удержать Духа Святого, Который сходит на священника во время рукоположения, на Литургии, каждая из которых единственная и неповторимая. На Литургии ты как будто уже находишься в другом мире. Это все действия Святого Духа. Его не объяснить, не передать. Апостол Павел писал о том, что он был восхищен в духе на какое-то Небо, часть Неба. Там есть, можно сказать, этажность. И он не мог передать неизреченные слова, которые ни пером написать, ни словом не сказать. Можно передать только воздыхания, которые могли бы как-то в человеке дать переживания, либо гимны, как у Симеона Богослова, гимн о Святом Духе, о Троице. Очень много святых писало о Троице. Они Ее чувствовали каким-то особым чувством. Они чувствовали Ее своим духом, подходили к этому моменту. Это очень трудное познание. Познать Троицу самому невозможно.

Действительно, Троица – это крест для ума, и Ее невозможно понять одним разумом. Но, если в нас хотя бы иногда присутствует благодать Господня, то, может, это и есть то самое ощущение Троичности внутри нас самих? Потому что, если мы каким-то образом ощущаем Дух, то тогда, как говорил Симеон Богослов, в нас существует разум, как Бог Отец существует в нас, наше тело в силе, как Бог Сын, и радость, как Дух Святой. Может, и в этом тоже мы способны каким-то образом познать Троицу? Святые отцы нам помогают проложить тропинки для нашего ума. А тогда что, как спросил наш телезритель, делать людям, которые никогда не слышали о Духе Святом и не знают, что такое Троица? Может, они это могут назвать по-другому?

– Действительно, Троица – это крест для ума, и Ее невозможно понять одним разумом. Но, если в нас хотя бы иногда присутствует благодать Господня, то, может, это и есть то самое ощущение Троичности внутри нас самих? Потому что, если мы каким-то образом ощущаем Дух, то тогда, как говорил Симеон Богослов, в нас существует разум, как Бог Отец существует в нас, наше тело в силе, как Бог Сын, и радость, как Дух Святой. Может, и в этом тоже мы способны каким-то образом познать Троицу? Святые отцы нам помогают проложить тропинки для нашего ума. А тогда что, как спросил наш телезритель, делать людям, которые никогда не слышали о Духе Святом и не знают, что такое Троица? Может, они это могут назвать по-другому?

Все прекрасное, что творит человек по наитию, – это Дух Святой открывает. Не надо бояться этого.

Много же прекрасных картин написано. Даже если человек ничего не знал о Боге, был далек от Церкви (мы знаем, что многие были не так близки к Церкви, как хотелось бы), но Дух Святой открывал им. Не нам решать, когда Дух Святой сойдет на человека. И мы не можем Его уловить, это свободная Личность, и Он ждет момента, когда мы тоже захотим с Ним общаться.

Скоро мы все вместе будем читать молитву «Царю Небесный...». Именно через Святого Духа мы начинаем познавать все остальные молитвы. Мы можем только в Духе сказать: «Отче наш...».

Дух дается тому, кто ищет Бога. А искать Бога можно во всем: и в творчестве, и в музыке, и в стихах, и в поэзии, и в различных откровениях во сне и наяву, как говорится в прекрасном акафисте «Слава Богу за все». Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Почему в посланиях апостолов понятие Троицы нигде не упоминается? Хотя апостолам это должно быть в первую очередь открыто. Это понятие появилось намного позже, уже после их смерти».

– Вы правы, объяснение Троицы мы видим на Вселенских Соборах, когда наконец-таки утвердилось понятие о том, что Сын единосущен Отцу и Дух Святой исходит от Отца и тоже является Личностью, то есть Господом. Это догматическое понимание. Апостолам не нужно было это понимать, они имели Духа Святого в виде огненных языков, они говорили Духом Святым, творили чудеса, говорили на разных языках, воскрешали мертвых. И так далее. Это все делалось Святым Духом во имя Иисуса Христа...

Мы знаем, что апостолы, перед тем, как идти на проповедь, постились, молились, возлагали руки, чтобы Дух Святой поддерживал. Объяснять людям о Троице им было не нужно, в них была вся Троица. Они только что видели Сына, Который вознесся, они жили чаянием Его скорого возвращения.

Объяснения нужны были потом, когда начались ереси. Например, ересь Ария, что Сын не единосущен с Отцом, за что Арий получил пощечину от святителя Николая Чудотворца. И так далее. И до сих пор есть такие ереси, которые утверждают, что Дух Святой – это сила Божия, но не Ипостась. Но в Евангелии есть очень много моментов, где Дух Святой действует не просто как сила, а как Господь. Надо внимательно читать, вникать, чувствовать, где Дух Святой тебе Сам подсказывает. Это интересно, когда чувствуешь моменты, сокрытые от глаз, но тебе вдруг это открывается. Ты сравниваешь это с текстами святых отцов и видишь у них то же самое. И ты понимаешь, что тебе открылось то, о чем писали святые две тысячи лет назад, то есть Дух Святой действует и ныне.

Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Мы говорим: „Дух Животворящий”. Какой-то мыслитель сказал, что при создании в каждом человеке есть зерно Божественности, то есть у каждого человека есть шанс приблизиться к Богу. Еще я читала книгу святителя Луки (Войно-Ясенецкого) „Дух, душа и тело”. Так вот, в нас-то какой дух? Мы живем потому, что в нас есть Дух Животворящий? Или есть еще какой-то другой дух?»

– Я всегда сравниваю человека со свечой. Когда на таинстве Крещения все стоят со свечами, пока еще не зажженными, в ожидании чуда, я рассказываю, что человек очень похож на свечу. У свечи сверху прекрасное тело из воска, внутри тоненькая душа. Вроде все нормально, но чего-то не хватает. Это свеча или просто палочка? Когда свеча становится свечой? Когда будет зажжен огонь. Трехсоставность. Как это похоже на человека: дух, душа и тело, и все работает одновременно. Когда мы свечу зажигаем, она становится свечой: ее можно поставить, ею можно что-то осветить, и так далее, то есть она начинает работать. Она может потухнуть, например, когда ветер подует, и тогда нужно снова ее зажечь.

Какой же дух загорается в человеке? В нем есть человеческий дух, который может общаться с Духом Святым. Это, можно сказать, наша человеческая ипостась, которая общается с Духом Святым. Не тело, не душа, а именно дух общается с Духом Святым. И когда Дух Святой нисходит на человека, он будит его дух. Это можно сравнить с компьютером в спящем режиме: вроде компьютер включен, но не работает. Надо дотронуться – и компьютер запускается, начинает работать. Так же и с человеком: Святой Дух должен коснуться, разбудить дух, зажечь огонечек.

В человеке – дух человеческий, но в этом духе заложен огромный потенциал (при Крещении нам дается семя, Логос, Сам Христос). И в молитве (а мы молимся в духе и истине) мы сопрягаем воедино все наши чувства для общения с Духом Святым. И происходит так называемая синергия, когда Дух Святой сходит на человека, видя, что тот готов принять Его.

Для чего мы приходим в храм? О чем говорил преподобный Серафим Саровский? Самая главная задача христианина – стяжание Духа Святого. Как это делается? Очень просто. Если любите вы раздавать деньги, получая от этого радость, одухотворение, – раздавайте потихонечку. Любите поститься – поститесь с радостью и благодарите Бога, что вам Дух Святой в этом помогает, и вы стяжаете Духа Святого. И так далее. Нельзя объять необъятное: сразу и поститься, и молиться, и милостыню раздавать, и крест нести. Когда человек «полетел» и ему кажется, что у него уже крылья за спиной выросли, надо такого сразу за ноги держать, чтобы не улетел далеко.

Все, что мы знаем о Духе Святом, – из книг. Мы читаем, что апостолы начали говорить на других языках, то есть каждый мог знать все языки мира. Вы ездили на Корфу, в Бари, на Афон и общались с разными людьми, говорящими на разных языках. Вы общались через переводчика, или какие-то вещи при общении со священниками Вам были абсолютно понятны, даже если они говорили на другом языке?

– Самый лучший язык в духовном мире – язык Литургии, где все понятно, где каждый возглас идет своим чередом. Литургия нам оставлена как раз для того, чтобы мы могли общаться в разных странах, говоря на разных языках. Конечно, когда мы общались со старцами на Афоне, мы общались через переводчика. Но слова старцев были так понятны, что, в принципе, можно было просто сидеть и молчать. Стяжание тишины, исихазм – это то, что на Афоне проповедуется в большом количестве и качестве. Там очень много делателей молитвы Иисусовой. И понимаешь, что молитва Иисусова – одна из самых простых, удобных и доступных для стяжания Духа Святого; она позволяет в призывании имени Иисуса Христа стяжать Дух Святой. Это настолько просто и легко!..

Невозможно представить, как можно жить без поиска Духа Святого. Сегодня, когда мы вспоминали апостола Павла, как он был восхищен до третьего неба, я вдруг вспомнил о ресторане в Останкинской башне, который называется «Седьмое небо». Есть еще такое выражение: «На седьмом небе от счастья». Я никогда раньше не понимал, что же такое седьмое небо, но, спустя годы, я понимаю, что это точно не ресторан. В поиске Святого Духа неужели мы бываем обречены на то, что так и не сможем найти Его?

– Дело в том, что мы не можем найти Дух. Мы должны искать Христа, Который этот Дух посылает от Отца. Он говорит: «Я пошлю вам Утешителя, от Отца исходящего». Поэтому в жизни мы должны искать Христа, и Он пошлет нам Духа Святого от Отца. Где Христос, там и Дух Святой. А где Дух Святой, там и Отец. Христос сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23).

Ищите Христа в этой жизни. А вот как найти Христа – это задача для каждого человека своя. Мы Его пропускаем, часто не видим Его в нашей жизни. Самое простое – увидеть Его в церкви на иконе; мы приходим в храм и начинаем общаться с Ним хотя бы через икону, через образ...

Нужно живое общение со Христом, а это дается через Евангелие. Вера от слышания, а слышание от слова Божия. А слово Божие – в Евангелии. Нужно читать Евангелие, и через это будет прозрение, потому что Дух Святой начнет открывать тебе Евангелие, ты начнешь им жить. Тебе захочется им жить, потому что там все правильно. Нашему уму нужна правильная политика, правильный вектор, правильный навигатор. Как только мы уходим от Христа, сразу попадаем в какую-то яму, в какую-то проблему. Но мы можем выйти из этого через таинство Покаяния, где Дух Святой прощает, дает нам новые одежды. Покаяние – как второе Крещение.

Потому не надо отчаиваться, что мы не сразу найдем Христа. Кажется, покаялся – и Христос со мной. Подожди. А завтра что ты будешь делать? А сегодня вечером чем займешься? Надо понимать свою расстановку сил: сможешь ли ты в себе удержать Христа хотя бы час после Причастия?

По-моему, Вы очень хорошо рассказали о Троице. Во всяком случае, я почерпнул для себя очень многое. Благословите, чтобы все мы каким-то образом нашли в себе Троицу.

– В Евангелии есть слова о Троице. Господь говорит ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Аминь.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Вера в Господа призвана менять человеческую жизнь к лучшему»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3). Как все просто! И мы, христиане, наследники двухтысячелетней традиции апостольского служения, апостольской проповеди, воспринимаем эти слова как очевидную вещь, как сердцевину нашей веры: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Но какими же новаторскими, какими удивительно новыми и даже малопонятными были эти слова для тех, кому они были тогда обращены!

 
Беседы с батюшкой

Игумен Павел (Полуков): Ищите мир!

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс