Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1203) → Протоиерей Игорь Илюшин: На чем стоит семья?

Протоиерей Игорь Илюшин: На чем стоит семья?

№18 (1203) / 8 мая ‘23

Беседы с батюшкой

Тема передачи: семейные отношения, терпение и любовь. У нас есть представление об идеальной семье, есть понимание, что семейные отношения – очень сложный процесс. Вы руководите семейным клубом при храме. Наверняка у Вас есть интересные наблюдения, истории, которые Вам рассказывают участники вашего семейного клуба. Прошу Вас сегодня по возможности шире раскрыть тему отношений в семье. Возможно ли сохранить любовь через терпение? Какие самые главные цели и задачи стоят перед людьми, которые хотят создать семью?

– Это важный вопрос. Потому что все в жизни каждого начинается с семьи, где бы он ни родился. Даже если человек находится в детском доме, все равно это какая-то семья. Это образ семьи, образ взаимоотношений. Мы видим, что самая первая заповедь – заповедь о семье. Люди должны быть рядом друг с другом – муж и жена. Это очень важно! Важно жить в социуме и не только находить компромисс, не только выстраивать взаимоотношения, но очень важно в браке обрести любовь по отношению друг к другу и терпение. Эти два очень важных параметра должны во всех взаимоотношениях прослеживаться в течение всей нашей жизни.

Когда молодые люди знакомятся, присутствует некая эйфория, интерес. По молодости всегда присутствует интерес к внешней красоте. А далее, когда оформляется брак, начинаются бытовые проблемы, и их необходимо решать как раз в семье. Очень важно быть готовым к решению этих проблем.

Например, девушка хочет выйти замуж, молодой человек хочет найти жену. Здесь, наверное, стоит по-другому изначально ставить вопрос. Девушка должна задаться целью не найти мужа, а стать женой. Точно так же и молодой человек должен спросить себя: каким я хочу быть мужем. Если изначально человек будет нацелен на собственные душевные усилия, понимать брак как служение, тогда и будут те плоды, которые будут как раз укреплять брак. Такой брак ни в коем случае не затрещит по швам. Наоборот, люди станут опорой друг для друга, а все испытания будут преодолевать.

В браке муж должен хотеть сделать счастливой супругу, а она мужа. Бывает, когда рождается ребенок, ориентир смещается на ребенка, супруги начинают жить только ради ребенка. Это неправильно. В этом случае они перестают заботиться друг о друге.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Если мужчина плохо относился к собственной матери, то наверняка и к жене у него не будет хорошего отношения. Может, начать с того, чтобы просто простить свою маму, своих родителей, если они в чем-то были не правы, самому попросить у них прощения, примириться с ними и с этого начинать уже семейные отношения?»

– Действительно, семья начинается с семьи, то есть с той базы, откуда человек выходит. Ему нужно научиться в своей собственной семье выстраивать правильные взаимоотношения с родителями, а именно почитать и уважать родителей, не видеть их недостатков. Это большая проблема. Бывает так, что так называемые дети, хотя они уже взрослые, вынашивают обиды на своих родителей. Иногда даже всю жизнь, когда у них уже свои дети. Конечно, это сказывается на взаимоотношениях с собственным супругом или супругой и даже проецируется на собственных детей. Потому что все это не преодолено.

Бывает так, что человек ищет справедливости, в том смысле, что, например, его отец или мать объективно были не правы, объективно его неправильно воспитывали, обижали, ущемляли – и он благодаря этому приобрел какие-то комплексы. Такой человек не прощает своих родителей, а тем самым не выходит из неправильной системы осуждения и вообще нарушает заповедь почитания.

Здесь можно вспомнить праотца Ноя. Когда после Всемирного потопа вода осела, он насадил виноградник. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. Ной напился вина, упал и лежал в неприглядном виде. А Хам увидел, что отец не прав, смешон, явно грешен в данной ситуации, и посмеялся над ним. Но мало того, что он посмеялся. Он сказал своим братьям: «Пойдите посмотрите!» А братья Сим и Иафет, услышав о том, что что-то произошло с их отцом, взяли покрывало, спиной подошли к отцу и накрыли его. За то, что Хам, во-первых, увидел грех отца, во-вторых, осудил, в-третьих, сказал это другим, он снискал проклятие от Бога. Отсюда и пошел термин «хамство». И, наоборот, Сим и Иафет, которые никому об этом не сказали, но еще и сокрыли грех родителя от других, снискали за это благословение от Бога.

Для того чтобы правильно подойти к созданию собственной семьи, нужно решить этот вопрос. Вне зависимости от того, что наши родители делали, как делали, были ли в чем-то не правы, они для нас святы. Заповедь Божия звучит так: почитай отца и мать (Мф. 15:14). Это не говорит о тотальном послушании. Нет! Ты просто уважай, чти и не осуждай. За это будет благословение. Именно за это Господь обещает долгую жизнь.

Итак, бывает так: когда человек создает свою собственную семью, ориентир с супругов смещается на ребенка, родители начинают жить ради детей. Вот они воспитывают одного ребенка, второй появляется. У кого-то появляется третий. Эти ориентиры перемещаются, перемещаются, перемещаются, а потом вдруг младший ребенок вырастает и уходит. И что начинается? А начинается то, что супруги вдруг видят друг друга. Они всю жизнь не терпели друг друга, а только высказывали претензии: сделай то, сделай се, сходи туда, купи то-то. Они не воспитали в себе ни терпения, ни любви. Дело доходит до разводов. Всю жизнь прожили, а потом развод.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Когда саддукеи спросили у Христа, кому из семи умерших братьев женщина после воскресения будет женой, Он сказал, что после воскресения не будут ни жениться, ни замуж выходить. Тогда непонятно, для чего Бог изначально создавал мужчину и женщину по половому признаку, если в конечном итоге после воскресения все будут как ангелы, то есть бесполыми. Какой смысл тогда?»

– Так скажем, это красота Божия творения. Это Его любовь излилась по отношению к нам, что Господь даже человека сотворил в разных образах, есть мужское и женское начало. В этом есть определенная красота. Когда мы вспоминаем историю творения мира, творения Адама, мы видим, что Адам ходил по раю, но, несмотря на то что мир очень прекрасен (природа, животные, горы, небо), Бог увидел, что плохо человеку быть одному.

Оказывается, человеку нужна опора, нужно утешение, плечо, общение с кем-то другим. И Господь, по любви к человеку, сотворил ему помощницу. Мы знаем, что Он из ребра Адама сотворил женщину, Еву, и привел к Адаму. И если до этого Адаму было плохо, то с этого момента весь красивый мир, который Бог сотворил, заиграл другими красками. И Адам, увидев Еву, сказал: «Это плоть от плоти моей, кость от костей моих» (Быт. 2:23). Полнота Божественной любви выразилась в творении мужчины и женщины.

Когда люди обретают друг друга, они поначалу испытывают это счастье. Но потом, к сожалению, благодаря грехопадению, у каждого начинают вылезать какие-то недостатки. Очень важно в браке научиться служить друг другу. В этом и есть смысла брака – сделать счастливым вторую половину. Мы не для себя, не для своей угоды вступаем в брак, чтобы нам угождали (например, чтобы муж зарабатывал, а жена готовила вкусный обед), а, наоборот, чтобы вторую половину сделать счастливой. Это главная цель. Человеку в браке дается возможность максимально проявить свою любовь. И уже в жизни будущего века это выражается в любви Божественной.

На самом деле источник любви – Бог. Человек не является источником любви, он может любовь познать через мир. Если человек познает Бога, он по-настоящему познает и любовь, потому что Бог есть любовь.

У кого-то я слышал такое сравнение, что человек – как водопровод, а вода, которая в нем, – это Сам Бог, Источник любви. И человеку важно выстроить свою жизнь так, чтобы все функционировало, чтобы этот «водопровод» не развалился, а гармонично действовал и приносил радость всем.

Вопрос телезрительницы из Тольятти: «Я недавно прочитала фразу, которая мне очень понравилась, и она для меня актуальна. Фраза звучит так: любовь убивает страх. Как этому можно научиться?»

– Наверное, эта фраза сказана на основании слов апостола Иоанна Богослова, что в любви нет страха (1 Ин. 4:18). Бывает так, что в семьях (даже верующих людей) развиваются деструктивные отношения, истинные чувства замещаются ложными, любовь замещается страхом.

В психологии известен так называемый «треугольник Карпмана», когда жена становится жертвой и боится проявить себя в полной мере, чтобы удержать мужа. Она сдерживает свои эмоции, боится себя проявить такой, какая она есть на самом деле. В таких деструктивных взаимоотношениях все начинает рушиться. Муж является агрессором. Каждый начинает манипулятивно друг друга разрушать. В итоге разрушается сам брак.

Наоборот, нужно выстраивать отношения так доверительно, чтобы радоваться всем. Семья – та площадка, где дается возможность каждому раскрыться в полной мере. И основа брака – все-таки доверие друг другу и любовь. Любовь в смысле принятия друг друга, когда ты не боишься выразить какую-то эмоцию, не боишься высказать собственное мнение, с которым не согласен, например, муж. У мужа и жены могут быть разные мнения. Если есть доверие, любовь, принятие друг друга, тогда все сосуществуют в радости, совершенно без всяких конфликтов, скандалов, без доказывания своего. Если не будет любовного принятия друг друга, то это великое служение начнет рушиться.

Каким образом в мальчиках может быть воспитан будущий муж? Ведь у нас общество поощряет инфантилизм. Когда видишь, как сейчас воспитываются юные девицы, тоже возникают всякие вопросы. Редко мать воспитывает дочь в желании стать женой. У нас все наоборот: именно желание найти мужа (жену). Каким образом можно прийти к культуре воспитания будущего мужа, будущей жены? Или это возможно только в редчайших, каких-то исключительных семьях? Как воспитывать системно?

– На самом деле это постоянный труд, внимательное и бережное отношение к тому, что мы хотим создать. Это можно сравнить с прекрасным садом, который решил вырастить человек. Он вначале изучает литературу, приобретает теплицу, грунт, изучает, какая температура должна быть, какие удобрения применить.

Так и здесь: это дело жизни. Постоянная забота, внимание, бережное отношение к браку, чтобы его сохранить. Если все делать навеселе, мол, все замуж выходят (женятся), ну и я заодно, вот вроде кто-то подмигнул… Потом в итоге все и разваливается. Должен быть серьезный подход к браку, как к таинству Крещения. Бывает, приходят родители, хотят крестить ребенка. Спрашиваешь: «Для чего вы крестите ребенка? Вы будете приходить на Исповедь, причащаться?» А они в первый раз об этом слышат.

Брак – это служение, за это мы получаем спасение.

Вопрос телезрительницы из Астраханской области: «На Радоницу мы приглашаем на кладбище батюшек, чтобы они послужили на могилках наших дорогих усопших родственников. Такая ситуация: в одной оградке лежит умерший родственник и самоубийца. Батюшка, ничего не зная (родственники не говорят), служит как обычно. Может быть, это странный вопрос, но будет ли батюшка страдать перед Богом за то, что он служил за самоубийцу?»

– Наверное, грех на том, кто сокрыл факты. Мы все в Церкви принимаем на веру, в том числе, когда читаем на Литургии записки. Всегда говорим: если человек некрещеный, не нужно его писать в записках, чтобы не нарушать его свободы выбора.

Чем продиктован этот вопрос? Страхом. А Бог есть любовь.

Мне вспоминается рассказ Лескова (сейчас не припомню название), где один священник молился за самоубийц. Узнавая, что этот священник молится за самоубийц, к нему съезжались люди с разных губерний. Слух об этом дошел до архиерея, и архиерей отправил этого священника под запрет. Но в первую же ночь, когда он лег спать, ему начали сниться самоубийцы, которые шли на него толпой, мол, кто теперь за нас будет молиться... Архиерей отправил посыльного к этому священнику и вернул его в сан.

Конечно, священник страдать не будет. Недавно ко мне в храм пришли люди, рассказали, что у них случился бытовой конфликт с соседями по подъезду: одни закрывали форточку на лестничной клетке, другие открывали для проветривания. В итоге те соседи, которые были недовольны открытой форточкой, в открытую прокляли этих людей. И они в страхе приехали в храм, мол, что теперь делать, нас прокляли.

У апостола Павла говорится, что человек, ниспосылающий проклятие неправильно, ни за что, неразумно поступает и подобен тому, кто собирает себе на голову горящие угли. И для того, на кого насылается такое проклятие, оно обращается благословением. Мы должны понимать, что Господь все видит.

Звонивший телезритель рассказывал об отношении к своим родителям и как из этого вырастает любовь в собственной семье. Бывает, что мы осознаем свое греховное отношение к родителям уже в тот момент, когда родители почили, и попросить у них прощения можно, только молитвенно поминая их. Но и в этом случае жизнь тоже может быть исправлена. Если ты жил неправедно по отношению к своим родителям, обязательно ли твой брак потерпит фиаско?

– Конечно же, нет. Господь Милосерден, Он восстанавливает, прощает, врачует каждого из нас. Бывает, даже за большие грехи Господь не только прощает человека, но даже делает его святым. Пример тому – царь Давид. Мы знаем, как он увидел красивую женщину, узнал, что у нее есть муж, воин, и дал приказ, чтобы этого воина подставили, убили. Понятно, что за этот грех он пострадал. Были в его жизни и многие другие события. Например, Давида преследовал его сын Авессалом. И так получилось, что два воина настигли Авессалома, когда он зацепился волосами за ветви дерева, и пронзили его копьями. И Давид убил этих воинов, когда те принесли ему как бы радостную весть, что убили врага.

Господь не смотрит на дела, Он смотрит на сердце человеческое, на глубину покаяния. Господь всегда реально оценивает человека, насколько тот изменился. Поэтому ни в коем случае для Бога не подойдет какая-то фальшь.

Например, сегодня в апостольском чтении мы слышали о том, как супруги Анания и Сапфира решили обмануть апостола Петра, утаив часть имения. За это они были поражены Богом. И апостол так и сказал: «Вы соврали не человеку, а Богу»; и это есть хула на Духа Святого.

Надо понять, что Господь регулирует все эти вопросы, Он видит человека и каждому воздает.

Мы говорим, что необходимо любить друг друга, сохранять любовь, воспитывать любовь и прочее. Люди понимают под словом «любовь» некие трепетные отношения. Проходит время, трепетность исчезает – и остаются другие чувства. Мы их можем по-разному называть: привязанность, привычка. Каким образом чувство первой страстной любви перерождается в то чувство любви, которое становится более спокойным. Я не знаю, как здесь точно выразиться...

– Мы знаем, что есть много кризисов в браке. За первые четыре года брака супруги вроде узнают друг друга, узнают недостатки друг друга и при случае могут совершить сильную ошибку, указав на эти недостатки, тем самым больно ранив супруга. Нам свойственно обижаться (что тоже проявление греха). Бывает, что кто-то может не простить, вести как бы войну. И понятно, что все это приводит к разрушению отношений.

Человек, вступая в брак, изначально должен ставить себе целью служение Богу через служение в браке – в этом спасение. Когда конфликты между супругами происходят в зрелом возрасте, бывает, кто-то из них приходит к Богу, задумывается о сути брака и, будучи в браке, пытается выстроить новые взаимоотношения.

Бывает, супруги настолько разругаются, что приходят в полный тупик. Что делать в этой ситуации? Они приходят брать благословение на развод. И я им говорю: «Начните сначала: познакомьтесь друг с другом, посмотрите друг другу в глаза. Забудьте все обиды и все, что было не так сказано».

Не надо мстить, помнить плохое. Вообще, обида – это семечко греха. Мы разрешаем себе обижаться, а это мина замедленного действия. Ведь дьявол поначалу обиделся на Бога, что он не такой же всесильный. Да, он очень могущественный, все ему покоряются, но над ним-то Бог. Первое – обида, второе – уныние, далее – гордость, мол, я лучше, самообольщение. Точно так же с Евой. Ей было предложено: съешь яблоко – и станешь как Бог. Каин и Авель: тоже обида, у одного Бог принимает жертву, а у другого нет.

Так и в семье. Жена обижается, что муж что-то не так сказал, не оценил. «Я порядок навела, а он мне даже доброго слова не сказал». И пошло-поехало. Надо выкинуть из себя этот грех, покаяться и просто любить. С радостью встречать мужа (или жену), когда приходит с работы, обнимать друг друга, разговаривать, быть всегда открытым.

Такое семейное послушание.

– Такое послушание – радостное, потому что есть отдача. На любовь всегда есть отдача, прежде всего – от Бога, потому что Он – источник Божественной любви.

Если мы способны на эти чувства, если способны слушать и слышать друг друга, то, наверное, это и можно назвать любовью. Любовь долготерпит, не обижается, не ищет своего... Имеет смысл еще раз перечитать Послание апостола Павла к Коринфянам... Благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры! Благословляю всех вас, кто имеет семьи: любите друг друга, прощайте друг друга, не обижайтесь друг на друга. Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс