Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1203) → Священник Димитрий Бажанов: Когда звонят колокола...

Священник Димитрий Бажанов: Когда звонят колокола...

№18 (1203) / 8 мая ‘23

Беседы с батюшкой

Завершилась Светлая Седмица. Церковь отметила день поминовения усопших, Радоницу. Всю Светлую Седмицу православные могли подниматься на колокольни храмов и делиться радостным Пасхальным благовестием, звоня в колокола. Давайте немного расскажем об этой доброй традиции.

– Традиция эта появилась и стала распространяться особенно широко во второй половине XIX века. Опытные звонари приглядывались к людям, которые звонили, и присматривали себе учеников. Опыт раньше передавался от одного звонаря к другому, специальных школ не было. Так что Светлая Седмица, с одной стороны, имела практическое значение для звонарей. С другой стороны, литургическое значение – весть о Воскресшем Христе возвещалась и с помощью колокольного звона. Начиная с Пасхи и до всенощного бдения Недели Антипасхи (суббота Светлой Седмицы) колокольный звон раздавался с утра до вечера.

Эту традицию русский народ полюбил. Ясно, что в советское время все это было запрещено. С конца 80-х годов XX века вновь начала возрождаться традиция колокольного звона, но распространение она получила в 2000-е годы, когда стали строиться и заново открываться большие храмы. Например, в нашей епархии был построен Храм-на-Крови, затем воссоздан и восстановлен храм-колокольня «Большой Златоуст». Эти храмы имеют высокие колокольни, куда ведут широкие ступени; в Храме-на-Крови даже есть лифт для желающих. С каждым годом все больше и больше желающих поднимаются на колокольни, они звонят, потом рассказывают об этом другим людям и с нетерпением ждут следующего года, следующей Пасхи.

Есть цифры, сколько колоколен в Екатеринбурге в эти Пасхальные дни было доступно для верующих, чтобы они могли позвонить в колокола?

– Сейчас в нашей епархии примерно 135 колоколен. Почему я говорю примерно? Сюда относятся также маленькие деревенские колоколенки, где по 3–4 колокольчика, разные звонницы. Звонницы бывают в виде небольших конструкций (сколочены из досок или сварены из металла), где по 2–3 колокольчика. Больших колоколен гораздо меньше. В нашем городе 20 или 30 больших колоколен, где люди могли звонить в колокола.

Могу сказать, что особой популярностью пользуются: храм-колокольня «Большой Златоуст» и колокольня-звонница Храма-на-Крови, где есть лифт. Я наблюдал в этом году, как примерно 100–150 человек посещали колокольню нашего храма «Большой Златоуст» между службами. То есть за Светлую Седмицу побывало на колокольне более тысячи человек. В Храме-на-Крови, наверное, было еще больше людей, потому что лифт дает возможность подниматься и маломобильным людям. Если брать еще Иоанно-Предтеченский собор, Михайловскую церковь, храм на Уралмаше и так далее, то получится, что тысячи людей смогли порадоваться.

Мне кажется, на будущее стоит вести подсчет, сколько людей в эти дни проходят на колокольни. Это будет колоссальная цифра.

– Как я уже сказал, даже в храме «Большой Златоуст» было более тысячи человек.

Как появилась традиция колокольного звона на Руси?

– Если говорить кратко, все знают такой музыкальный инструмент, как орган. И есть колокола. Орган изобрели византийские инженеры. Византийский император Михаил II Травл в IX веке подарил орган Людовику Благочестивому в Париж, и тому настолько понравился орган, что его стали распространять в разных храмах.

Родина колоколов в их современном виде – Кампания (Италия). Благодаря связям киевских купцов с южно- итальянскими купцами колокола начали проникать в западные части христианского мира. Мы знаем, что у нас колокола появились с момента Крещения Руси, но первое документальное свидетельство о том, что у нас есть колокола, в Новгородской третьей летописи. В ней под 1066 годом указывается, что, когда князь Всеслав захватил Новгород, он снял колокола с собора Святой Софии. Если он их снимал, значит, они там были.

К сожалению, монголо-татарское нашествие на десятилетия отбрасывает нас назад в развитии в том числе колокольного звона. Возрождение литья колоколов начинается в XVI–XVIII веках, и появляются те знаменитые колокольни и звонницы, которые мы сейчас знаем: Ростовская звонница, колокольня в Троице-Сергиевой лавре и так далее.

Колокола русский народ полюбил. Если мы не знаем культуры колокольного звона, не знаем литургического предания, то не сможем и понять в полной мере, о чем пишет, например, Пастернак в романе «Доктор Живаго», или Лесков в своих рассказах, или Достоевский. Читая произведения классиков, можно понять, почему колокол звучит именно в этот момент, а не в другой. Для русского человека это было понятно. Например, в произведении Лескова казак пошел в кабак, и ударил колокол. И это плохо. Почему? Потому, что колокол ударил на погребение плащаницы Спасителя, в это время нельзя быть в кабаке. Вот такие нюансы нужно знать.

Колокольный звон у нас любят. Когда большевики уничтожали колокола, они действовали по сценарию французских революционеров. Они были настоящими учителями большевиков в плане того, как уничтожить тот или иной народ: нужно уничтожить его календарь, в том числе запретить возвещать Благую Весть о Христе. То есть сделать храмы безголосыми.

Батюшка, Вы возглавляете в Екатеринбурге Уральский колокольный центр. Давайте расскажем о том, как такой центр появился на Урале, дадим историческую справку.

– В конце 80-х годов архиепископ Мелхиседек (он очень любил и церковное пение, и богослужение, и колокольный звон) стал заботиться о том, чтобы появились большие колокола на Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе. И получился первый опыт отливки колоколов весом 550 кг и 890 кг на Уралмашзаводе. Началось постепенное возрождение колокольного звона.

По благословению епископа Никона с 1994 года мне пришлось заниматься обучением звонарей для разных приходов и внедрять устав колокольного звона, которым с нами поделился звонарь Данилова монастыря игумен Кирилл. К 2006 году удалось открыть при епархии курсы православных звонарей. Специально разработали учебный план. С тех пор, с 2006 года, прошло уже 17 выпусков, и мы выпустили 183 дипломированных звонаря. Каждый звонарь учит в свою очередь своих учеников.

К 2015 году по благословению митрополита Кирилла при храме «Большой Златоуст» возник Уральский колокольный центр. Затем, уже при Владыке Евгении, Уральский колокольный центр становится епархиальным отделом.

Что хотелось бы отметить? Благодаря деятельности Уральского колокольного центра мы имеем устав колокольного звона, он утвержден десять лет назад. Такого опыта, насколько я знаю, другие епархии Русской Православной Церкви не имеют. Этот вопрос надлежит разрабатывать литургистам, ученым, может быть, преподавателям семинарий, академий и так далее. Есть нюансы, по которым пока нет единого мнения. Например, какой звон должен быть в Великую Субботу? С одной стороны, тишина субботы преблагословенной. Или уже начинать Пасхальный благовест перед крестным ходом? Есть разные нюансы, и звонари обсуждают эти вопросы. Мы дружим с известными кампанологами, литургистами, которые уже более тридцати лет звонят в колокола, и у каждого есть свои какие-то нюансы, которыми не хочется поступиться. В разных епархиях по-разному все происходит.

На Рождественских чтениях, недавно проходивших в Москве, на секции кампанологии я выступал с докладом и рассказал, что нужно все-таки учитывать региональный компонент, а в целом нужно работать над тем, чтобы принять устав колокольного звона Русской Православной Церкви.

Чувствуется, с какой любовью Вы об этом говорите. Вы всю жизнь занимаетесь колокольным звоном. Как Вы нашли свое призвание? Как произошло Ваше знакомство с колоколами?

– Мой прадед был священником. В советское время практически все потомки священнослужителей были или профессорами в университетах, или музыкантами. В частности, мой дед был музыкантом, баянистом. Когда Георгий Константинович Жуков командовал Уральским военным округом, мой дед был учителем по баяну. Мама у меня была хормейстером. Естественно, с детства я учился в музыкальной школе.

Я помню, когда впервые услышал колокольный звон. Это было в 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Советские власти дали послабление, и в Иоанновской церкви этот праздник был особо торжественным. Я услышал, как звонил Николай (Затекин) (сейчас архимандрит Тихон). Услышав колокольный звон, я понял, что это мое.

Но попасть на колокольню просто так было нельзя. Поступив в воскресную школу, мне удалось проникнуть на колокольню. Но это сейчас есть учебные классы, учебные звонницы, где можно тренироваться, есть инструкторы, с которыми отрабатываются разные упражнения. А в то время можно было звонить только в «боевых» условиях: выходил Владыка Мелхиседек – и пошел звон. Как быть? Чтобы звонить, нужно научиться этому. Как учиться? Помогла русская смекалка. У моего прадеда (он к тому времени уже умер) был частный дом, и были там замечательные чугунные горшки. Из них я сделал импровизированную учебную звонницу (мне тогда было 12 лет) и в пристрое дома, чтобы особенно не напрягать округу, упражнялся.

Когда были трескучие морозы в тридцать градусов, местным звонарям не хотелось идти на колокольню, и они говорили: «Хочешь – иди звони». Помню, пять минут колокольного звона были для меня, с одной стороны, счастьем, с другой – не знаю, как я это выдержал, напрягаются мускулы, устают ноги, руки...

Потом Владыка Мелхиседек благословил звонить. Так появилось радостное дополнение к тем послушаниям, которые были (пение на клиросе, иподиаконство). Звонить в колокола очень интересно.

При Уральском центре существует школа звонарей, о которой Вы уже сказали. Можно ли сказать, что для нашей епархии это уникальный проект?

– Я бы сказал, что для всего Урала, Уральского федерального округа это единственная на серьезном уровне поставленная школа. Мы, конечно, обмениваемся опытом с другими звонарскими школами. Ближайшие к нам соседи – Новосибирск. В 2000 году был первый семинар преподавателей звонарских школ, он проходил в Московском колокольном центре на Раушской набережной. Там мы общались, делились опытом и делали первые шаги в плане того, как правильно преподавать на колокольных курсах, в школах.

Дело в том, что звонаря нужно обучить за короткий срок. Все знают, чтобы стать профессионалом в той или иной области (будь то сварщик, фрезеровщик, учитель, священник), нужно хотя бы года три после получения профессии поработать на практике – тогда что-то начнешь понимать. Мы подготавливаем будущих звонарей за три с половиной месяца. Каждый год проходит повышение квалификации – это фестиваль колокольного звона. За три с половиной месяца мы должны дать необходимые минимальные знания звонарям, как нужно звонить. Звонари изучают сольфеджио, обязательно изучают устав колокольного звона, основы колокольного звона (что в музыкальной школе называется специальностью), кампанологию. В один из дней происходит специальная поездка в город Каменск-Уральский, где Николай Геннадьевич Пятков проводит сначала лекцию, потом экскурсию по заводу, затем принимает зачет. Ребята обязательно изучают Катехизис.

Учебный процесс у нас построен таким образом, что есть общие занятия два раза в неделю по две пары (мы начинаем в 18.00, учебный класс находится в храме-колокольне «Большой Златоуст»), и еще два часа в неделю индивидуальных занятий, на которых в специальной учебной звоннице курсанты отрабатывают упражнения, показанные на общих занятиях. Вот там как раз происходит становление: нужно целый час стоять и отрабатывать упражнения. Это сложно, но пока не пройдешь один уровень, нельзя начинать изучать следующий уровень. Вот такая школа.

Как я уже выше говорил, уже выпущено 183 выпускника. И это всегда большой праздник: выпускники получают дипломы из рук Правящего архиерея, митрополит Евгений всегда приезжает и вручает их тем, кто смог сдать все экзамены. Это проходит в Царские дни, и новоиспеченные звонари тут же начинают действовать на колокольнях, в том числе и во время Царского крестного хода. То есть все очень интересно и запоминается на всю жизнь.

Уже много выпускников. Интерес со стороны новых слушателей повышается или понижается?

– Согласно положению по школе звонарей, мы начинаем занятия, когда сформирована группа из десяти человек. И это самый идеальный вариант, когда навыки каждого можно оттачивать. Сейчас к нам поступило 17 человек, просятся еще, но мы вынуждены отказывать. С 4 апреля мы уже занимаемся. Почему-то появилась ежегодная традиция: проходит Светлая Седмица – и появляются молодые люди, которые хотели бы научиться звонить. Объясняешь, что занятия уже начались, но все равно просятся. Звонят священники с приходов и приводят тысячу аргументов, почему я должен их принять, мол, приход не может быть без колокольного звона и так далее. Даст Бог, если все смогут дойти до финиша, еще 17 звонарей смогут заступить на колокольни.

Чем хорошо послушание звонаря? Это люди разного социального, образовательного, возрастного уровня, от старших школьников до молодых пенсионеров, кандидатов наук, чиновников, военных. То есть весь срез нашего общества. И всех их объединяет любовь к колокольному звону. Причем каждый раз приходят и девушки, женщины. Мы стараемся, чтобы мужчин было побольше, потому что все-таки это физический труд, тем не менее в каждом наборе 10–15 процентов – слабый пол.

Есть в России такие же школы звонарей, как у нас?

– Конечно. В Новосибирске есть школа звонарного искусства. В Даниловом монастыре очень серьезная звонарская школа – отец Роман (Огрызков). Центр колокольного искусства есть в Ростове Великом (заведующий Василий Садовников). Может быть, десять сильных школ есть.

Есть еще традиция. Например, отец Антоний (Зинин), старший звонарь в Троице-Сергиевой лавре – блестящий звонарь, ученик знаменитого игумена Михея. Как таковой школы там нет, но если ты в лавре не звонил, то какой ты звонарь вообще? Перенять опыт, послушать опытного наставника – это традиция. Где есть мощная колокольня, там и существуют такие школы.

Уральский колокольный центр не только обучает звонарей, но и занимается различными работами от проектирования колоколен до реставрационных работ. Расскажите, пожалуйста, и об этом опыте.

– Для того чтобы звонить, нужна колокольня. Как подниматься на колокольню, какой рукой лучше держаться, где должен быть выход с колокольни и рабочее место звонаря – лучше действующего звонаря этого никто не знает. Есть множество строительных фирм, которые думают, что знают лучше, изобретают велосипед, и потом приходится все переделывать. Поэтому самый лучший вариант, когда с нами советуются (мы епархиальная структура), когда к нам обращаются настоятели, прорабы, архитекторы на начальном уровне строительства и спрашивают, как лучше. И мы на местности уже смотрим...

Есть нюансы, которые люди просто не могут учесть, потому что не знают, что это такое. Чем отличается специалист от дилетанта? Тем, что он всю жизнь учится. Я учусь звонить уже тридцать четвертый год. Я понимаю, что мне еще учиться и учиться. Я смотрю, как звонят москвичи, как это делают питерские, ростовские, новгородские звонари. Мы специально вставляем каждый год какой-нибудь новый элемент в обучение звонарей.

Так же и здесь: постоянно смотришь, учитываешь, какое рабочее место у звонаря, как натянуты тросы. А, может, попробовать не тросы, а специальные веревки? Какая веревка лучше, сколько миллиметров, из какого материала? Это годами отрабатывается. Когда вы в минус тридцать позвоните в колокола и из всех веревок у вас останутся две (а вы встречаете архиерея, остановиться нельзя), вы быстро начинаете соображать, как лучше сделать, чтобы было удобно менять веревки, обслуживать колокольню. Поэтому мы занимаемся этим от подбора колоколов и до изготовления креплений, подвески, монтажа и так далее.

Напоследок хотел попросить Вас рассказать о тех колокольных звонах, которые совершаются за богослужениями, – всенощным бдением, Божественной литургией. Какое там количество звонов и чем они отличаются друг от друга?

– Если вкратце, то по уставу есть четыре основных звона. Первый – благовест. Он исторически самый первый, нес сигнальную функцию (возвещал верующим, что начнется богослужение). Это мерные удары в один колокол. Затем появляется второй, третий колокол, и возникают разновидности звонов. Появляется праздничный звон, который называется «трезвон». У Даля было написано «тризвон», то есть звон в три приема. В наше время трезвоном называется праздничный звон во все колокола. Благовест и трезвон мы слышим почти все время.

А еще есть звон «перебор». Это колокольный звон от самого маленького до самого большого колокола, затем удар во все вместе, и опять от маленького до большого. Этот звон иначе называется «похоронный». Кто ходит мимо кладбищенских церквей, часто слышит этот звон.

А последний звон, который люди по ошибке называют «перезвон», совершается несколько раз в году. Это самый редкий, эксклюзивный звон. Например, недавно мы его слышали на выносе плащаницы и на крестном ходе вокруг храма во время погребения плащаницы Спасителя. Это мерные удары с самого большого по самый маленький колокол. Этот звон символизирует кеносис, то есть уничижение Спасителя: Бог становится Человеком, чтобы человек стал богом, Христос умаляет Себя. То есть этот звон имеет богословский смысл.

Кратко я рассказал, а расширенно – это тема отдельных лекций.

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс