Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1200) → Руководитель пресс-службы Выборгской епархии Яна Сенькина: Дети, Церковь и литература

Руководитель пресс-службы Выборгской епархии Яна Сенькина: Дети, Церковь и литература

№15 (1200) / 10 апреля ‘23

Учимся растить любовью

Яна, очень рада, что Вы сегодня у нас в гостях. Мне кажется, опыт Вашей епархии такой интересный и заразительный, что им нужно делиться. Есть о чем поговорить и в рамках нашей передачи тоже. Прежде всего хотелось бы спросить, что же за Ресурсный центр существует в вашей Выборгской епархии, которым Вы руководите. Что это за нововведение? Какое отношение это имеет к детям, к проектам? Чем вообще занимается центр?

– Надеюсь, сегодня мы поможем многим нашим телезрителям, в том числе и с приходов, как-то развить свою деятельность и посмотреть на нее под другим углом. Именно это мы сделали год назад в Выборгской епархии. Я помогала создавать гранты для Валерии Лошак и ее благотворительного фонда «Мы рисуем». Еще раньше я защитила диссертацию во многом благодаря грантам Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и стипендии «Лучший аспирант» Российской академии наук. Я защищалась в РГПУ имени Герцена. Диссертация моя была посвящена как раз литературе (я – кандидат филологических наук) – Лескову и иконописи. Естественно, это было невозможно без изучения архивов, изучения иконописи в музеях. Подавая заявку на гранты, я добивалась помощи в посещении архивов Москвы, Орла, Пскова. У меня это получилось с Божией помощью.

И я увидела перспективу грантов. Первый благотворительный фонд, которому я помогла, – фонд Валерии Лошак, с которым у Выборгской епархии заключено соглашение о сотрудничестве. Мы получили три президентских гранта. И я рассказала Владыке Игнатию, нашему Правящему архиерею, о такой возможности. Ведь приходы – это тоже НКО (некоммерческие организации). Поразительно, но не все приходы это знают. И, собственно, Ресурсный центр занимается в первую очередь такой просветительской деятельностью, рассказывая о возможностях грантовой поддержки для приходов.

Сейчас мы работаем уже не только в рамках Выборгской епархии, у нас консультируются приходы и Центрального федерального округа, и так далее. Владыка благословил создать Ресурсный центр, который был образован в ноябре 2021 года. За три грантовых сезона Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, «Православной инициативы» и региональных грантов мы сделали 34 заявки и получили одиннадцать грантов.

Поздравляю!

– Спасибо! Это гранты для развития приходов Выборгской епархии и для развития некоммерческих организаций, которые берут нас в партнеры. Собственно, это то, чем занимается «Православная инициатива». Изначально это их прекрасная идея – сделать партнерами НКО и приходы. Просто приходы все еще не знают, что они НКО. Теперь постепенно узнают. Довольно много приходов епархии в Фонде президентских грантов получают поддержку. Проекты в первую очередь социокультурные, очень много образовательных проектов.

Теперь мы подходим к нашей замечательной теме «Дети, Церковь и литература» и к нашим грантам, о которых мы сегодня сможем поговорить. Это Факультет православной литературы в библиотеке Алвара Аалто в Выборге, где мы собирали на лекциях интересных спикеров, ученых, в том числе наших священников, студентов и школьников. Это проект Петербургского подворья Коневского монастыря и музея-квартиры Федора Михайловича Достоевского. И проект «Лесков – иконописец русской души». Эти три проекта были посвящены именно детям, Церкви и литературе.

Проекты очень серьезные. Во-первых, я хочу поздравить Вас с защитой. Во-вторых, хочу обратить внимание на то, что тема, Вами выбранная, сложная. Для филолога, может быть, все и ясно. А вот как подключить к этому современных детей, про которых ходят слухи, что они в принципе не хотят читать литературу даже современную, уже не говорю о классике? Возьмутся ли они за Лескова, ведь у него сложный язык, он требует проникновения в глубь истории, культуры. В общем, тема достаточно серьезная. И Вы беретесь за то, чтобы сделать проект, где такая серьезная тема будет каким-то образом адаптирована и преподнесена детям так, чтобы их увлечь. Расскажите, как это удалось и с чего все начиналось? Что было в планах и к чему пришли в итоге?

– Спасибо, что вы заинтересовались Лесковым. Об этом писателе не так давно вышла книга «Прозеванный гений» в серии «Жизнь замечательных людей», он очень неоднозначный и интересный. У него были определенные мировоззренческие искания, в конце жизни он присоединился к Толстому.

Для меня и для ребят, которым мы адресуем проект «Лесков – иконописец русской души», он в первую очередь первооткрыватель русской иконописи, потому что популяризировал русскую иконопись в XIX веке с помощью повести «Запечатленный ангел». Я занимаюсь изучением этой повести уже около 15–20 лет, вновь ее перечитала на днях, создавая заявку на президентский грант. Лесков интересен ребятам именно своими исканиями и многообразием деятельности.

Мы получили на три вышеназванных проекта в общей сложности поддержку примерно в два миллиона рублей. Это труд лекторов, труд координаторов и поездки ребят в Коневский монастырь. Не очень многие знают, что Лесков – автор эссе «Монашеские острова на Ладожском озере». Лесков таит в себе массу открытий даже для взрослых людей, даже для литературоведов, что говорить о школьниках и студентах...

Лесков был журналистом. На этом, собственно, я основала епархиальный проект «Лесков – иконописец русской души». Мы рассказывали ребятам о мастерстве Лескова как журналиста, в том числе о современных SMM на примере епархиальных СМИ, на примере телеканала «Союз», говорили о газетах, о том, что сейчас ребята могут прийти в «молодежку» любого храма и им будут рады. Конечно, это немного преувеличение. И мы предупредили настоятелей наших выборгских храмов, куда адресовали ребят, и священников, которые занимаются молодежью, что к ним могут прийти ребята. Мол, пожалуйста, загрузите их, это будет счастье для них.

Как мне кажется, привлечение ребят к литературе, в том числе классической, это вовлечение их в интересную деятельность.

В теории все звучит очень здорово. Но я знаю, что и на практике это так же, потому что видела и многочисленные фотографии с различных мероприятий, и видеоматериалы. Хотелось бы, чтобы Вы рассказали, как получается работать с молодежью на таком материале, как серьезная литература. Насколько я могу предполагать, в это вовлекается не только православная молодежь, но и молодежь, которая до этого к Церкви никакого отношения не имела, а через ваши проекты вовлекается. Мы не знаем, как верующую молодежь удержать в храме, а как привлечь молодежь через культурный проект – это опыт, которым нужно поделиться. Расскажите об этом.

– Действительно, в теории все звучит очень красиво, очень интересно. Когда нас учат на курсах Фонда президентских грантов (это бесплатные курсы, и каждый может их пройти на практике), все звучит очень просто, хорошо, и кажется, что ты сейчас сделаешь все красиво, все будет ровно. Но это не так. Нужна хорошая и сплоченная команда, горящая своим проектом. Например, на Коневском приходе очень вовлеченные сотрудники, и руководитель паломнической службы Александр Александрович Трофимов, и настоятель подворья Коневского монастыря отец Давид. В городской среде вести монашескую жизнь и при этом сохранять горящий пламенем веры маленький приход – это очень и очень важно.

Так вот, ты выходишь с проектом, получаешь письмо поддержки. (Например, телеканал «Союз» готов рассказать о нашем проекте: мы обращаемся к вам, встречаемся – и все хорошо, замечательно, мы в рамках этой поддержки и говорим). Дальше мы обращаемся в благочиние и в школы, у которых мы получали письма поддержки для проектов с Достоевским и Лесковым. И тут вдруг оказывается, что педагоги загружены, благочинные устали, пост, Пасха, все так сложно, молодежка занята (или ее нет, или люди заняты своей какой-то историей). Начинает болеть голова, начинается переживание.

Кстати, выгорание сотрудников НКО – тоже вполне себе история, которая случается сейчас. Почему происходит выгорание? Потому, что нет отклика. Нужно прийти в школу или в институт (как я делала в Выборге) и с горящими глазами рассказать ребятам об этом. Когда ты пишешь заявку, кажется, что школа пригласит, все ребята придут. Но приходится связываться с ребятами online (если, например, проект на всю Ленинградскую область, ведь Выборгская епархия достаточно протяженная) или выходить на педагогов и рассказывать им о том, как это важно и интересно – бесплатно приехать на экскурсию в музей Достоевского, затем послушать лекцию священника, посетить подворье Коневского монастыря. Потом ребята писали посты в социальных сетях о Лескове. Они написали не так много постов, и тоже их приходилось мотивировать, просить, уговаривать. Но самое дорогое (и по фотографиям это видно) – это их горящие глаза; они загораются именно тогда, когда ты их уже вовлек в проект. Это тоже работа – вовлечение, приход к молодежи, просьбы. Ты сначала их просишь, тянешь, а потом они раскрываются.

Вот эта фотография в студии, – из «черного зала» музея Достоевского, мы там проводили «Открытый микрофон». Ничего сложного в методике нет; это методика ораторского клуба: мы даем ребятам сцену, я им коротко говорю о том, как выступать публично, и прошу их поделиться своим мнением по таким-то вопросам. Они выходят на сцену (так интересно за ними наблюдать!), сначала скромно встают, а потом начинается жестикуляция. И очень здорово видеть, как загораются их глаза, как они вовлекаются в проект. То есть на практике необходимо соблюсти ряд условий, чтобы эти глаза загорелись.

Мне хотелось бы понять, какие цели Вы преследуете. Кроме того, чтобы просто наладить контакт с молодежью и повысить их культурный уровень. Есть ли здесь какая-то катехизаторская задача, хотя бы в самом простом понимании? Или таких задач Вы перед собой не ставите, главное – культура, просвещение?

– Знаете, мне вспоминается наш диалог с Натальей Викторовной Грохольской, она эксперт грантовых конкурсов, возглавляет проектную деятельность в Петербургской митрополии. Сейчас принято решение, что с проектом Выборгской епархии «Лесков – иконописец русской души» мы подадим заявку на президентский грант. Мы обговорили с Орловской митрополией, АНО «Вятский Посад», Русским музеем, Орловским литературным музеем, Коневским монастырем (мы создали проект все вместе), что, если мы не выиграем грант, если нас не поддержит Фонд президентских грантов (а это всегда отчасти лотерея), мы реализуем проект своими силами.

То есть этой проектной деятельности можно учить. Молодежи, как мне кажется, интересно то, что они соприкасаются с успехом людей, которые в гуманитарной области тоже находят инвестиции на свои проекты, на свою деятельность. То есть это не только стартапы, IT, но и в гуманитарной, и в церковной сферах это возможно. Кроме того, это прозрачно, и молодежь больше начинает верить Церкви, когда видит, что это прозрачные средства, за которые отчитываются.

Я не зря вспомнила Наталью Викторовну. На Петербургском международном экономическом форуме в этом году я представляю проект «Периферия», он победил в конкурсе «Моя страна – моя Россия». Меня пригласили в качестве эксперта на грантовый конкурс для молодежи. Там меньший фонд именно грантовых средств, но они дают молодежи развитие, общение, партнерство, ресурсы. Так вот, на этом форуме Наталья Викторовна сказала мне, что это наша миссионерская деятельность мирян. Ведь периодически в Церкви поднимается вопрос: «Где же наши права мирян, где же наше служение? Почему нам так мало дают служить в Церкви? Давайте возродим институт диаконис, давайте сделаем что-то еще...». Вот то, чем миряне могут служить. И это в том числе миссионерское служение Церкви и людям.

То есть мы помогаем привлекать к Церкви, приводить ко Христу и молодежь, и другие целевые группы. Например, журналистов (у меня медиа- школа «Периферия»), некоммерческие организации. Они знают, что наш Ресурсный центр может дать бесплатную консультацию, потому что он работает в рамках служения епархии. К нам приходят и другие некоммерческие организации и говорят, мол, мы хотим в «Православную инициативу», а там партнер Церковь. Пожалуйста, приходите, я вас проконсультирую, мы дадим вам письма поддержки. Естественно, мы их верифицируем, проверяем.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что это в том числе и миссионерское служение.

Вы упомянули, что всех консультируете, что к вам можно обратиться. Мы обязательно дадим координаты, по которым можно вас найти. Но мне хотелось бы еще обратить внимание вот на что. Мне кажется, такого рода проекты еще и позволяют повысить авторитет Церкви как места, где много людей думающих, умных. Чтобы снять один из стереотипов, что Церковь – это сборище мракобесов, далеких от науки, например. Мне кажется, это очень и очень важно, особенно когда речь идет о молодежи. Сталкивались ли вы в своей проектной деятельности с таким стереотипом и ставите ли перед собой задачу в том числе и его преодолевать?

– Да. Я сейчас коснусь тонкой темы, связанной с региональной стратегией нашей Ленинградской области. Сейчас у религиозных организаций нет возможности подавать заявку на грант губернатора Ленинградской области, это запрещено. Мне кажется, здесь как раз присутствует след этого стереотипа, о котором вы говорите. В других областях, например, это возможно.

Когда мы с отцом Василием Тищенко как победители Фонда президентских грантов были приглашены на встречу с губернатором Александром Дрозденко, все на нас взирали с неким удивлением. И я коснулась этой темы, сказав об итогах нашего Ресурсного центра: у нас одиннадцать президентских грантов, за год привлечены семь миллионов инвестиций в епархию. И это деньги не на стереотипы, прошу прощения, мракобесов, а на труд людей, на оборудование в рамках проектов, на созидание.

Соответственно, стереотипы рушатся на глазах. Мне очень нравится эмоциональность в отклике Комитета по содействию НКО Ленинградской области; или в Туле, где я помогла приходу через знакомого Дмитрия Тарасова. Кстати, он написал православный роман «Дайвер», очень рекомендую почитать. Я выступила литературным редактором этого романа, мы стали плотнее общаться, и я предложила ему сделать грант на реабилитацию через дайвинг. Вместе мы пришли к идее реабилитации военнослужащих через дайвинг. У нас в России не было этой практики до того момента, как приход храма Кирилла и Мефодия города Тулы не подал на президентский грант и не выиграл его в 2023 году. В Ресурсном центре Тулы посмотрели нашу заявку перед тем, как давать письмо поддержки. И они были так удивлены!.. Поэтому даже на высоком уровне инвестиций, фандрайзинга, привлечения грантовых средств это тоже работает именно в плане помощи Церкви.

У Вас такая разноплановая деятельность, что хочется говорить и дальше, но время подошло к концу. Чем хотелось бы подытожить? После беседы с Вами очень хочется дерзать. Мне кажется, это движущая сила. Надеюсь, наши телезрители тоже получили заряд этого движения, и это наверняка даст плоды.

Благодарю Вас за участие в нашей передаче! Будем следить за вашей проектной деятельностью и по возможности освящать ее в нашей передаче, в новостях и вообще на нашем канале.

Если остались вопросы, можно бесплатно обратиться в Ресурсный центр Выборгской епархии eparhia.v.press@gmail.com

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс