Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Подчас нам кажется, что это только на нас испытания, проблемы сыплются, как из рога изобилия. «Почему?» – наш главный вопрос в этот момент. Однако приходит время, и «минус» меняется на «плюс», и мы снова задаем тот же вопрос: «Почему?» Святые отцы призывают и в хорошие, и в трудные моменты нашей жизни почаще вспоминать извечную истину: так будет не всегда. Жизнь идет волнами – вверх, вниз. Наша задача – удержаться, чтобы не укачало.
Свердловская область, город Нижние Серги. Известный всей округе адрес: улица Титова, 19. Здесь живет священническая семья Крыловых, практически напротив Крестовоздвиженского храма. Глава семьи отец Максим – настоятель, а его жена матушка Наталья – завуч воскресной школы. В этом доме не бывает тихо или скучно, а скоро станет еще веселее – матушка Наталья ждет пятого ребенка.
Матушка Наталья Крылова: – Часто люди говорят: «У всех одни и те же проблемы». Раньше меня это жутко раздражало. Мне казалось, что мои проблемы – самые тяжелые. У других эти проблемы гораздо проще… Сейчас я понимаю, что у всех людей одни и те же уроки. Господь всем дает одни и те же уроки, только кому-то математика дается легче, кому-то сложнее, но сдать экзамен, зачет мы все обязаны.
Ее родной город – Тавда Свердловской области. Город с роскошными хвойными лесами и нереально желтым песком. Мама – врач, папа – железнодорожник. Мама русская, православная, папа – татарин, мусульманин. Две бабушки – бабушка Нина и бабушка Галя – жили дружно и в любви растили своих внуков.
м. Наталья: – Я садилась между их коленями на пол: одну руку – одной бабушке, другую – другой. Мне всегда говорили: «Ты такая богатая! У тебя две бабушки».
Бабушки считали, что внуки должны расти с Богом. Но поскольку мечети поблизости не было, приняли мирное решение крестить детей в Православии. Таинство состоялось морозным декабрьским днем.
м. Наталья: – У меня был на голове большой-большой бант, мне было лет пять (это 1992 год). Когда батюшка поливал мне на голову, бант ко мне прилип. Помню, я стояла с прилипшим бантиком, текла вода – так нас покрестили. Это единственное, что помню о Крещении.
Со временем в Тавде образовалась православная община, вырос храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Его настоятелем стал отец Сергий Циммер, а его первой помощницей – бабушка Нина. Внучка Наташа в то время переживала переходный возраст, проявляла характер. Например, сама себя в начале нового учебного года перевела из престижной школы, куда ее определила мама, в обычную, но рядом с домом. С тех пор Наталья считает, что тогда сдала один из важных экзаменов.
м. Наталья: – Экзамен ответственности за свою жизнь: учиться отвечать за свои поступки...
Наталья мечтала о медакадемии, чтобы пойти по стопам мамы, но свое слово сказал духовник, отец Сергий Циммер.
м. Наталья: – Я настолько ему доверяла, любила его, настолько он был важен для меня, что, когда он сказал: «Ты будешь поступать на теологию. У нас там учится уже несколько человек», я сказала: «Хорошо».
Все консультации, экзамены проходили для нее как в тумане от волнения. Единственный раз ее внимание сфокусировалось, когда она увидела среди абитуриентов черноглазого парня, в которого сразу влюбилась.
Иерей Максим Крылов: – Изначально я поступил в лесотехническую академию в Екатеринбург, но проучился там год, и мне не понравилось. Я почувствовал, что лесовод из меня не получится. На тот момент я познакомился с отцом Владимиром Зайцевым, с миссионерским отделом, мне понравилось. Познакомился с теологами, которые там учились. Мне захотелось быть среди них, учиться, изучать Священное Писание, богословие.
м. Наталья: – Я начала наматывать вокруг него круги, потом подошла, говорю: «Здравствуйте, Вы на теологию поступаете?» – «Да». – «Меня Наташа зовут. А как Вас зовут?» – «Меня Максим зовут». Я говорю: «А у меня брат Максим. Давайте будем вместе поступать?» – «Давайте».
Вместе поступили, вместе учились, но встречаться стали только в конце учебы. После госэкзамена сидели компанией, вспоминали студенческое время.
м. Наталья: – Максим задает мне такой вопрос: «Ты почему не замужем?» Я говорю: «Ты на мне не женишься?» – «Нет». – «Остальные примерно так же. В здравом уме и трезвой памяти никто на мне жениться не собрался». Мы тут все рассмеялись, конечно. С моей стороны была шутка, с его стороны – шутка.
В шутке, как говорится, оказалась лишь доля шутки. Через три месяца после того разговора они решили стать мужем и женой. Первый год после Венчания Крыловы провели в Сергиевом Посаде. Максим работал на братской проходной, Наталья – в старой лаврской гостинице. Время там стало и экзаменом для молодой семьи, и поворотным моментом в их дальнейшей жизни.
м. Наталья: – Я, например, очень своенравная. Батюшка до сих пор воюет со мной в этом отношении. Он говорит: «Ты постоянно со мной споришь!» Я действительно постоянно спорю.
иерей Максим: – У каждого человека есть свои особенности. Моя особенность – гневливость. Я считаю это моим недостатком, мне с этим жить.
м. Наталья: – Когда спорю, вижу, что это бесполезно, тогда просто делаю… Но он иногда тоже что-то делает, с чем мне приходится мириться. Я его слушаю. Иногда он скажет, и я понимаю, что так надо. Если знаю, что что-то для него вообще неприемлемо, никогда так не сделаю.
Все личностные моменты проигрались в первый же год семейной жизни. Да, не ангелы, да, слабые и грешные, но честные, искренние перед Богом и друг перед другом. Это было намного важнее, ведь Максим Крылов поехал в лавру и повез туда молодую жену не случайно. Много лет он думал о священническом служении, но во многом сомневался. В Троице-Сергиевой лавре молодой человек открыл душу архимандриту Науму. Старец внимательно его выслушал и благословил на священство.
иерей Максим: – Мне архимандрит Наум дал денег, говорит: «Вот тебе на дорогу в Екатеринбург, к Владыке Викентию». Это 2 220 рублей. Я приехал – ровно столько стоил билет, как он дал.
Наталья нисколько не удивилась, когда муж сказал о благословении старца Наума. Она всегда была уверена, что Максим рано или поздно будет священником – внимательный, рассудительный, умеющий чувствовать другого человека.
м. Наталья: – Он всегда такой был. Я помню: сижу, что-нибудь рассказываю, рассказываю, он сядет и смотрит на тебя, не мигая. Ты говоришь, говоришь, потом посмотришь на него и подумаешь: «Что за ерунда?! Проблема, что ли? Проблем нет». У него в студенческие годы была фраза: «Проблем нет, есть ситуации». Он мне тогда сказал: «Это не проблема, просто ситуация, из которой надо выйти максимально благополучно».
Два года диаконского служения отца Максима были для семьи очередным экзаменом, очень трудным. Господь через Священноначалие обтесывал его взрывной характер, тренировал, учил смирению и принятию. За полтора года – шесть переездов. Потом рукоположение в иереи, и снова переезды. В Нижних Сергах они с 2015 года, но закончили череду переездов пять лет назад, когда поселились в своем доме.
м. Наталья: – Мы сдали экзамены, поняли что-то, и заканчиваются эти «муки ада». Когда я поняла, что самое ценное в моей жизни помещается в одну машину, мы перестали переезжать.
иерей Максим: – Я обнулил себя, не считаю, что сдал какие-то экзамены. Может быть, я нахожусь только в начале своего пути.
С каждым из детей матушка Наталья тоже сдавала экзамен. Самый, пожалуй, трудный, когда однажды старший Иосиф объявил о своем намерении поступать в суворовское училище. Отпустить от себя ребенка – разве это мыслимо?!
м. Наталья: – Когда он собрался поступать, я его отговаривала полгода. Он сидит плачет, учит экзамен по английскому, рыдает, не хочет учить. Я говорю: «Иосиф, скажи, что ты не будешь поступать». Он говорит: «Нет, я буду». Подтирает слезы, нос и продолжает учить английский язык.
После Иосифа родилась Маша – умница и красавица, рукодельница и спортсменка. «Вот и достаточно – мальчик и девочка», – говорили все вокруг. Поэтому третья беременность Симеоном была психологическим даже не экзаменом, а сессией для молодой мамы.
м. Наталья: – Я нашла себя. Некое обретение полноты, наполненности, своего места в семье.
Четвертый, Савва, родился в облаке любви и заботы большой семьи. И пятую девочку все уже ждут не дождутся. С появлением детей любовь не делится, а умножается. Матушка Наталья теперь это точно знает.
м. Наталья: – Как свет: зажигают – и все в жизни освещается.
Каждая семья – живой организм, который растет, взрослеет, проходит этапы плюсов и минусов, исключительно ради того, чтобы стать сильнее. Важно не жаловаться и не жалеть себя.
иерей Максим: – Саможаление расслабляет. Человек может много сам сделать. Если он начнет себя жалеть и ждать, что кто-то ему поможет, то в этот момент он сам, может быть, не растет. Бог дает испытание для того, чтобы человек вырос в этих испытаниях.
м. Наталья: – Я обижаюсь на него частенько, но оказывается, что он все время прав. Он мне скажет, я обижусь, разозлюсь, а потом оказывается, что он прав. Одно из его лучших качеств: когда он признает свою вину, то исправляется. Если он сказал, что больше так делать не будет, то действительно не делает.
Уголок в спальне приспособлен под мастерскую. Здесь пространство творчества матушки Натальи. Ее отдушина и любовь – куклы.
м. Наталья: – Мне дарят на день рождения плоскогубцы, круглогубцы для работы с проволокой, резаки, наждаки, шкурки наждачные.
Коллекционные, будуарные, игровые, baby dolly. У каждой куклы свое лицо и характер, который порой управляет процессом и даже помогает матушке Наталье справиться с внутренними проблемами. Ее куклы уже узнаваемы и любимы екатеринбуржцами.
м. Наталья: – Я участвовала в конкурсе в Екатеринбурге, в музее «Литературная жизнь Урала», на Царской, 7. Участвовала в выставке, посвященной «Щелкунчику». Мой любимый персонаж из «Щелкунчика» – господин Дроссельмейер. Он ведь кукольник. Я его слепила, ни на что не надеясь, от души. Он взял приз от музея, был на афише музея, и у меня его купили. Это одна из моих первых работ, которую человек увидел, полюбил и купил.
Куклы – это ее психотерапия. А у отца Максима – свои планы.
иерей Максим: – Психолог мне порекомендовал заниматься столярным делом. Я еще к этому не приступил. Либо посещать хоспис.
Жизнь – это действительно череда экзаменов, которые усложняются по мере взросления и обретения мудрости. Она идет то полосами – черная, белая, то волнами – вверх, вниз. Наша задача – чтобы не укачало, держаться за Бога.
иерей Максим: – Настрой такой, что испытания здесь надо пройти, пережить.
м. Наталья: – Нужна семья, ближний. Когда твой крест становится для тебя настолько тяжел, что ты под ним падаешь и умираешь, тот, кто рядом, твой крест поможет тебе тащить, потому что он в этот момент оказался немножко сильнее.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.