Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1197) → «Если хочешь узнать все о настоящей любви – посмотри на Христа»

«Если хочешь узнать все о настоящей любви – посмотри на Христа»

№12 (1197) / 21 марта ‘23

Размышление

Настоящая же любовь не ищет своего, берет на себя ответственность за любимого, ничего не требуя взамен. Такая любовь растет вместе с человеком, меняя его к лучшему. Как об этом писал Антон Павлович Чехов: «Неправда, что со временем любая любовь проходит. Нет, истинная любовь не проходит, а приходит со временем, не сразу, а постепенно понимаешь радость сближения с любимой женщиной. Это как с хорошим старым вином: надо к нему привыкнуть, надо долго пить его, чтобы понять его прелесть».

Дырки на джинсах

Как-то раз увидел трогательное видео из Грузии. Модная внучка в рваных джинсах пришла к своей 91-летней бабушке, та смотрит на дырки, качает головой: вах, разве можно так носить? такой стыд! Затем берет решительно нитку с иголкой, усаживает внучку на колени и начинает ловко зашивать дырку одну за другой. Внучка смеется и краснеет от неловкости и смущения, но авторитет бабушки непререкаем, поэтому приходится терпеть.

Современный человек, приходя в церковь, похож на эту грузинскую внучку. Он приносит в церковь свои нравы и взгляды на жизнь, которые еще лет 20 назад были в обществе неприемлемыми, их даже родители его не принимали – краснели, говоря об этом, а он считает их истиной в последней инстанции. Когда ему говорят, что это не так, а правильно будет так-то и так-то, он спорит, считая это отжившими предрассудками и покушением на свою свободу.

На самом деле любая и культурная, и духовная традиция – великое благо, через это народ сохраняет свою идентичность, свой нравственный облик, свою сущность. И свобода делать что вздумается – это не та свобода, которую Господь хочет видеть в человеке, не та, которая делает его по-настоящему богоподобным, свободным от греха.

Понимаемая в Церкви свобода – это не отсутствие преград для исполнения твоих желаний, а отсутствие преград для веры и любви. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе! – повторим за апостолом Павлом. Вот гимн настоящей свободы, которую мы ищем и находим в Церкви.

Про настоящую любовь

Как-то раз разговорился с одной хорошей знакомой, она сказала, что больше не верит в любовь. Она искренняя, добрая, простая, много раз ошибалась, часто обманывалась, еще чаще – ее обманывали. И сейчас говорила, что никому больше не верит. «Любовь, – говорит, – это все в прошлом, это у бабушек было, а в наше время каждый думает только о себе и старается всех кругом использовать. Пришла в церковь, думала, тут между людьми настоящие отношения, а как поближе познакомилась, оказалось все то же, что и в миру: улыбки в лицо, а за глаза сплетни и осуждение».

Я не большой специалист по отношениям, но от ее слов расстроился, потому что хоть так это и выглядит со стороны, но это не вся правда о нас, людях. Храм не делает человека хорошим, а мир не делает его плохим. И в храме можно вести себя, как свинья, а в миру быть чистым, как ангел. Это все от тебя самого зависит. Но когда мы говорим, что любви нет, мы против любви грешим, а это страшно. Страшно закрыться в своем маленьком унылом мирке и никого туда не пускать, даже Бога. Если хочешь узнать все о настоящей любви, посмотри на Христа, потому что Он – живой источник и образ совершенной любви. Любовь к нам Христа делает нас бесценными, уникальными и неповторимыми, в ней нет своего, нет покушения на нашу свободу. Христос стоит у дверей твоей маленькой крепости, которую может разрушить движением пальца, смиренно стучится через разные обстоятельства и ситуации, ожидая, когда ты откроешь.

Мы же часто понимаем любовь как возможность кем-то обладать, властвовать над ним. Такая эгоистичная любовь унижает, калечит, насилует и губит другого человека, это не любовь, а ее страшный темный двойник, который, как вампир, выпивает силы и душу другого. По плодам их узнаете их. Настоящая же любовь не ищет своего, берет на себя ответственность за любимого, ничего не требуя взамен. Такая любовь растет вместе с человеком, меняя его к лучшему. Как об этом писал Антон Павлович Чехов: «Неправда, что со временем любая любовь проходит. Нет, истинная любовь не проходит, а приходит со временем, не сразу, а постепенно понимаешь радость сближения с любимой женщиной. Это как с хорошим старым вином: надо к нему привыкнуть, надо долго пить его, чтобы понять его прелесть».

Свет во тьме

Часто можно услышать от современных верующих людей, что главное – любить, а заповеди, тем более догматы, – это не важно. Они нужны ортодоксам, богословам, а нам главное – любить. Вот святые вроде бы тоже говорили о том же – о любви, которая есть закон. Но если оглянуться на нашу жизнь, то можно заметить, что любовь, которую мы проповедуем, и любовь, которой жили святые, – совершенно разные чувства, иногда прямо противоположные. Святые во имя любви отдавали, мы же забираем. Они служили, а мы властвуем, а еще занимаемся человекоугодием, потворством, угождением, лицемерием и тоже называем это любовью.

Измену жене можно назвать новой любовью, но она не перестанет от этого быть предательством любимого человека. И заповеди говорят, что белое – это белое, а черное – это черное. Это та страховочная сетка, с помощью которой Бог не дает нам погрузиться в бездну адских страстей. Проблема не в догматах и заповедях, а в нашем недоверии к Богу. А почему я должен принимать Твои слова на веру, Господи? Зачем мне их исполнять? А кто сказал, что это правильно?

Для нераскаянного упорствующего грешника заповеди, как бельмо на глазу, как болезненное обличение, неприятное напоминание о правде Божией, но, если человек перестает упорствовать в своих грехах, старается исправляться, ему открывается радость жизни со Христом. От ощущения присутствия Божия в твоей жизни в душе загорается радость, от которой умиляется и тает сердце. Человеку открывается, что довериться Богу, отзываться на Его любовь, говорить с Ним на одном языке – это счастье. Быть Ему послушным, жить в законе Божием – это счастье. Это тот свет, который светит во тьме, и тьма не объяла его.

Счастье здесь и сейчас

После каторги Федор Михайлович Достоевский сказал, что только на каторге познал себя и Бога: «И я теперь уверен, что сколько человеку в жизни надо счастья, в такой же мере ему надо и несчастья, потому что и счастья-то своего он иначе не поймет». Все познается в сравнении. Моя бабушка, пережившая войну, голод и разруху, мотание по военным городкам, где служил мой дед-офицер, наказывала своим детям, что никогда в жизни не надо жаловаться, говорить, какая у тебя плохая и трудная жизнь, а то разгневаешь Бога своим ропотом и недовольством – попадешь в другие условия, в которых прошлая жизнь покажется тебе райской. Будешь потом локти кусать и плакать, вспоминая, как все было хорошо, какие были чудесные обстоятельства, какие замечательные люди тебя когда-то окружали.

Кто-то из святых сказал: «Благословляй свою жизнь – она будет благословенной, проклинай свою жизнь – она будет проклятой». Все внутри нас и от нас зависит, от нашего отношения. Человек сам всегда придает смысл ситуациям, в которых оказался. Если ты считаешь, что ситуация сложная, она будет для тебя сложной; если считаешь, что она простая, – она будет простой.

Верующему в этом плане, конечно, проще – он смотрит на все обстоятельства своей жизни как на посланные Богом в свое спасение и принимает их с благодарным, по возможности, сердцем, без ропота. Священномученик Иоанн писал из мест заключения духовным чадам: «Не прав тот, кто вычеркивает из жизни отдельные ее периоды – болезнь, трудную работу, заключение. Ты вычеркиваешь, а жизнь идет непрерывно и неизменно, оставляя в твоей душе непрерывную кривую твоего делания, твоего духовного напряжения; ты вычеркиваешь, потому что хочешь оправдать свою леность, ты вычеркиваешь и не отдаешь себе отчета в том, что каждый отдельный период твоей жизни открывает тебе новые возможности для духовного роста».

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-07-09;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-10-09;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-11-09;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-12-09

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс