Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда мы к Богу обращаемся в молитвах, часто просим избавить от врагов видимых и невидимых. Апостол Павел говорит, что наша брань не против плоти и крови, не против человека, а против властей и миродержателей тьмы века сего, духов злобы поднебесной. Невидимые духи ведут с нами непрестанную брань. Время Великого поста – это время обострения этой брани, потому что в обычном режиме мы живем в спячке, и наши противники не особо утруждаются: мы сами тихо по течению плывем в их царство. А Великий пост предполагает обострение этих отношений, разрыв и войну. Род сей отступает через молитву и пост. Пост взбадривает нашу молитву, которая призывает благодать Божию, а благодать изгоняет нечисть из наших сердец. Это первый враг, который воюет с нами в нашей жизни. Но он не один.
Обычно на каждого из нас воздействуют два очень сильных врага. Первый – диавол. Второй – мир, который лежит во зле. Через него диавол воздействует на наши органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание. Мир все время влечет человека вниз, превращая его в животное, оскотинивая его. Он говорит, что не надо смотреть на звезды. Как сатана лукаво говорил Христу, показав ему все блага и царства этого мира, что они принадлежат ему и он дает их кому хочет: «Если поклонишься мне, я Тебе это дам». Господь ему говорит: написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Этот мир воздействует на человека так же, как на Христа.
И еще один враг живет внутри каждого из нас: я сам, моя поврежденная грехом человеческая природа. Внутри себя мы носим семя тли: доброго, которого хочу, не делаю, злое, которое не хочу, творю. Бедный я человек. Живет во мне закон, который борется с законом ума моего. Умом понимаю, что нужно жить по-Божию, но чтобы выполнить это, не нахожу в себе сил. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Этот вопрос задает великий праведник святой апостол Павел и сам на него отвечает: «Господом Иисусом Христом».
Недавно был свидетелем разбора нескольких конфликтных ситуаций. Ко мне притекали как к третейскому судье. Так интересно: приходит человек и рассказывает о ситуации, говорит, что поступили несправедливо и нужно разобраться в этой ситуации, предлагает свой взгляд, но то, что касается его вклада в эту ситуацию, он немножечко утаивает, потому что это неприятно. Потом приходит другой и рассказывает свою правду про этого человека и тоже говорит, что сказал, как себя повел, но про себя часть правды не открывает. Так мы и живем – у каждого своя правда. Мы хотим справедливости не Божией, а мирской: чтобы наше слово было последним, чтобы быть вознесенными над другими, чтобы нас оправдали, а других наказали. А Божия правда в другом. Старец Иосиф Исихаст говорит: «Если ты хочешь найти справедливость, не надо делать это мирскими методами. Пожалей человека и пойми, что он находится в тяжелом состоянии: в рабстве у диавола, у мира, у своих привычек, традиций, стереотипов, собственной греховности. Если в тебе есть благодать, поделись с ним ей, помолись за него так, чтобы Господь пришел и уврачевал его язвы, помиловал его, исправил и сделал лучше. И в этом будет Божия справедливость». Чувствуете разницу? Или ближнего поддавливать под себя какими-то средствами, авторитетами, или встать перед Богом и, если у тебя есть благодать, поделиться с ним и помочь ему стать лучше. Вот это да.
Неделя Торжества Православия – есть такой день в окончании первой и в начале второй седмицы, когда мы вспоминаем, что произошло в IX веке.
К этому моменту Церковь вновь раздиралась и мучилась, кровоточила и страдала от иконоборческой ереси. Кому-то эта мысль пришла в голову, он ее сформулировал и донес до общественности. А общественность в лице многих священников, церковнослужителей, императоров, воинов приняла утверждение, что иконы, несущие в себе изображения Христа, Его Пресвятой Матери, святых, которые Церковь чтила восемь веков до этого, хранила, писала, передавала из поколения в поколение (многие иконы были написаны очевидцем Евангельских событий евангелистом Лукой и были особой святыней, особым даром христианскому народу), – это идолы.
Где-то в сознании была мысль, что идол – это деревянный божок, которому поклоняются и которого почитают за Бога. И это пришло в сознание многих. Империю стала потрясать ересь таким образом, что был отдан приказ солдатам применить силу и направить ее на уничтожение христианских святынь. Столько икон, столько величайших чудотворных святынь Церковь в то время потеряла... А с другой стороны – и приобрела.
Недавно мы вспоминали эту историю. Одна женщина хранила у себя икону, написанную евангелистом Лукой. Это был образ Божией Матери в стиле «Одигитрия» (Божия Матерь держит на руках Младенца). К ней в дом врывается воин, видит эту икону и в ненависти ударяет в нее копьем. Копье попадает в ланиту (щеку) Пресвятой Богородицы, рассекает ее, и по иконе начинает струиться кровь. Обычная человеческая кровь – из деревянной иконы.
И это удивительное явление потрясло всех видевших его – и воина, и женщину. Икона была спасена. Ее ночью отнесли к берегу моря, положили на воду, она встала и пошла по водам. Где-то она находилась два века и в начале XI века была обретена старцем Гавриилом у берегов Афона напротив Иверского монастыря. Это Иверская икона Божией Матери.
Таких явлений было множество. Церковь боролась с ересью, защищала свои святыни, порой даже ценой жизни мучеников, исповедников. Как в прошлом веке, когда закрывались храмы, хулились святыни, топтались иконы. Также выходил человек из народа и говорил: «Это делать нельзя, это недопустимо». Он возвышал свой голос против толпы, против власти, совершающей богоборческое действие, богохульство. Этот человек принимал мученическую смерть, а многие от этого приобретали зерно веры в своем сердце, уходили и начинали задумываться. Это же серьезно, если кто-то отдал свою жизнь ради того, чтобы сохранить святыню. И они меняли свой взгляд, возвращались в Церковь с покаянием.
Святая императрица Феодора запретила своей властью ересь иконоборчества, сердцем восприняв истину веры Церкви. Ересь была остановлена, иконы возвращены в храмы, и Церковь продолжала дальше мирную жизнь до очередного возмущения людей той или иной ересью.
А мы с того времени празднуем день Торжества Православия. В чем оно заключается? Конечно, были эпизоды, когда государственная власть вставала и говорила свою волю в согласии с волей Божией, в поддержку и сохранение Церкви и ее святынь. Но все-таки основное Торжество Православия, когда в каждом сердце человека происходит противодействие злу, лжи, неправде, когда человек ищет истину, защищает ее от лукавых духов, от собственной греховности, от лживого мира. Когда он держится за Христа всей своей жизнью, всей своей волей. И в этом главное торжество, главная радость для Бога. На небесах радость бывает большая, когда один погибающий спасается, чем девяносто девять тех, кто не нуждается в покаянии.
Будем радоваться нашей вере, будем ее хранить и прославлять Бога, дивного во святых своих.
Помогай нам всем Господь!
Записали:
Анна Купцова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-4-marta-2023;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-5-marta-2023
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.