Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1192) → Протоиерей Василий Гелеван: Болезнь смиряет гордыню и учит живой молитве

Протоиерей Василий Гелеван: Болезнь смиряет гордыню и учит живой молитве

№7 (1192) / 13 февраля ‘23

Беседы с батюшкой

Тема разговора: «Больничное служение». Кто такой больничный священник? Что входит в его обязанности?

– Это обыкновенный священник, который совершает все то же, что и другие батюшки. Исключение здесь только в доступе в медучреждение. Существуют определенные требования со стороны Департамента здравоохранения, особенно во время пандемии. Например, наличие антител к COVID-19 в крови у этого священнослужителя. Регулярно требовалось сдавать тесты. А когда пересекаешь красную зону, там все обычное. Может быть, необычным еще был костюм СИЗ. Это требовало подготовки.

Но больничное служение началось не в пандемию, а гораздо раньше. Просто именно пандемия сблизила медицинские сообщества в лице заведующих отделениями и простых врачей со священниками. Раньше они недооценивали присутствие священнослужителей в палате, а здесь стали свидетелями многих чудес, что вызвало уважение и произвело серьезные подвижки в плане доступа священника в медучреждение.

Часто ли сами пациенты обращаются за помощью к священникам?

– У самих пациентов есть ограничения. Там нет мобильной связи, нет доступа к городскому телефону, поэтому этим занимаются родственники. Но больной может обратиться к заведующему отделением или к медсестре и выразить свое пожелание. И тогда уже она обращается к соответствующему волонтеру. Слава Богу, это уже налажено. При большинстве больниц сегодня существуют ответственные волонтеры, которые взаимодействуют с РПЦ. Зачастую это ребята верующие, воцерковленные. Они знают, как правильно подготовить человека к Исповеди, как помочь подготовиться к принятию Святого Причастия, объясняют, что такое таинство Соборования и для чего оно нужно. Они помогают и священнику, когда он входит на территорию больницы. Элементарно покажут, как пройти по этим бесконечным коридорам. Сотни больниц в одном только городе Москве, и в голове ни у какого священника не поместятся все эти лабиринты. Нужен проводник. Замечательно, если волонтер еще принесет с собой и требную корзину. Это обыкновенная корзина, куда помещаются салфетки, запивка, свечка, рушничок. Волонтер все расстелет, зажжет свечку, во время Исповеди отойдет в сторонку… Есть одно ограничение: мы просим, чтобы волонтеры никогда не предлагали таинство: «А хочешь причаститься?» Мы этого не делаем. Если человек хочет, сам попросит. А потом уже приходит священник и идет по маршруту. Что такое маршрут? Это когда ты в больницу едешь не к одному человеку, а сразу к нескольким. Они находятся в разных отделениях, на разных этажах.

Чаще мы получаем вызовы в колл-центр от родственников – супругов или детей. Есть классическая ситуация, когда верующий ходит в храм, а его папа с мамой не ходят и слышать про это не хотят, запрещают говорить. Но болезнь расставляет все на свои места. Когда человек немощен, он смиряется. И тогда дочь с полуслова все понимает, что, во всяком случае, папа уже не возражает, а значит, мы уже сможем пообщаться. Это первый шаг, потом следующий шаг, и мы, дай Бог, дойдем с человеком и до глубокой веры.

Хорошо, если это сознательно верующий, хуже, если дочь просто хватается за последнюю соломинку и обращается к священнику: «Сделайте хоть что-нибудь...». Хорошо, если больной в сознании и у него есть возможность исповедоваться, рассказать свою жизнь, попросить прощения: «Господи Милосердный, прости меня, грешного, за такие поступки». Хуже, если этой возможности нет, если больной уже без сознания. Всякое бывает в жизни. Батюшка должен сделать все возможное, что в его силах. Если человек без сознания, есть возможность его соборовать, это не требует общения, но требует доброй воли, чтобы это было добровольно. Мы спрашиваем у родственников: «Подтвердите, что он верующий, никогда не возражал против этого». Бывало и такое, когда человек открыто говорил: «Не хочу видеть возле себя никакого священника, никакой молитвы». Все, тогда доступ закрыт. Единственное препятствие – это злая воля самого больного. Если она есть, то ничего не поможет, даже благодать не может пройти. Бог не нарушает волю человека. А уж тем более священник не должен этого делать. Если есть техническая возможность, то тогда все хорошо, мы и соборуем, и исповедуем. Если не пробита трахея и нет искусственной вентиляции легких, тогда можно подумать о том, чтобы причастить его Святых Христовых Таин. Все зависит от ситуации.

А не пугает ли священник других больных? Люди разные, верующие и неверующие. Как относятся к священнику, когда он входит в палату? Может быть, они впервые встретились с ним так близко на смертном одре.

– Когда не один, два, а много больных, тогда можно сравнить. Это уже становится интересным. Бывают очень разные реакции пациентов. Для меня самое радостное, когда приходишь к воцерковленному, вы на одной волне, и с полуслова все понятно, а иногда даже и слова не нужны. Иногда просто придешь и скажешь: «Вот Вам подарок». А у него горло пробито, и он только губами говорит: «Спасибо, Господи». И все понятно – наш человек. Ты понимаешь, что он с верою, с благоговением, со страхом Божиим приступает к святому таинству, и так хорошо тогда на душе. А бывает, что человек вообще ничего не понимает, не то что глубины богословия, но и элементарных вещей. Спрашиваешь: «Что в Чаше?» И начинается: вино или хлеб. И тогда мы договариваемся: «Давай так, я еще вернусь к тебе, а ты пока подумаешь и узнаешь, что в Чаше. Потом я приду, и ты мне расскажешь». А бывает, что кто-то вообще неправильно относится к этому, не понимает, кто такой батюшка, воспринимает его как кудесника. Бывает, что боятся, физический страх от того, что священники представляются как колдуны. Это с советского времени, будто священник – это языческий колдун, которого лучше не трогать и обойти, как черную кошку. Чего только не бывает в головах, когда нет правильного воспитания...

Главное, чтобы человек не боялся, подпустил к себе. Каждый священник должен быть немного психологом. Когда все лично воспринимаешь, все совсем по-другому. Для этого у нас в колл-центре есть такая практика: когда формируем заявку, не только спрашиваем фамилию, имя, отчество, возраст и диагноз, но еще и номера телефонов родственников. Они же переживают и пребывают в неведении, так как часто врачи вообще ничего им не говорят. А когда человек не знает, он еще больше боится. И батюшка выступает здесь в качестве связующего звена, который что-то передаст, скажет больному: «Тебе, брат, надо выздороветь, потому что у тебя дочка на сносях, у тебя будет внук. Ты же хочешь увидеть его? Ты должен выбраться отсюда и вернуться домой, чтоб внук увидел тебя, а ты его». И родственникам подскажет что-нибудь: «Не унывайте, не печальтесь, он борец, он сильный. А вы очень хорошая дочь, вы все сделали правильно, сделали самое главное: вызвали батюшку. Да, он скончался, но ушел напутствованный святыми таинствами». На каждый случай свои акценты. Но в целом выглядит именно так: лично и оптимистично.

Действительно ли болезнь помогает измениться к лучшему?

– Об этом много слов сказано, книг написано, проповедей произнесено. Это опыт. Только его невозможно передать. Кто не болел, никогда не сможет по-настоящему оценить все блага болезни, как она смиряет гордыню, учит милосердию и живой молитве Богу, открывает возможности любви. Вокруг родственники, и каждый хочет для больного сделать добро. И не на словах, а именно сделать для него какое-то добро, позаботиться о нем. Сколько людей сейчас заботятся друг о друге? Это любовь. Получается, что зло стало поводом для добра. Ведь очевидно, болезнь – зло, это противоестественное состояние человека. Мы не должны были болеть. Грех стал причиной болезни и смерти, но вот так зло может послужить добру.

О чем пациенты просят священника?

– Чаще всего они уже знают, чего хотят. Они хотят, чтоб батюшка помолился об их здоровье. Больные этого желают больше всего на свете. Господь спрашивает Евангельского слепого: что хощеши, да сотворю тебе. Слепой говорит: Господи, да прозрю. Каждый хочет исцелиться, получить здоровье, вернуться к нормальной жизни, к своим родным, выйти из больничной палаты и дальше трудиться, радоваться жизни. Все этого хотят. В первую очередь здоровья просят, молитв о здравии. Но параллельно возникает еще очень много прошений. Может, даже человек не озвучивает их, но, выйдя оттуда, он научится радоваться, научится благодарить Бога за то, что имеет. Ведь это так элементарно: нужно было заболеть, слечь с тяжелой болезнью, чтобы переродиться. Ты же знал и так, что Господь мир создал и твое здоровье тоже в руке Божией, что ты, как трава. Дыхнет Господь – живешь, заберет дыхание – увял. Ты знал об этом, но просто не прочувствовал это, не верил в это. Ты знал, что надо благодарить Бога за все, надо заботиться о ближнем, не гордиться, не впадать в грехи. Ты знал об этом. Но надо было сковать твое тело, чтобы тебе грешить не хотелось, а просто лишний раз вдохнуть полной грудью, встать на ноги, пройти пешком, просто посмотреть, как растет твой сын. Взглянуть, остановиться, сказать, какая красивая у тебя жена и не нужен никто другой! Но для этого нужно было обессилеть. Вот такой путь проходим, потому что, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Так и живем.

А как правильно нам относиться к тяжелой болезни, когда понимаем, что болезнь одолевает и уже нет сил с ней бороться?

– Преподобный Амвросий болел тяжелой болезнью много лет. И ему помогала, например, веселость. Веселость прогоняет уныние и печаль, она помогает человеку радоваться, быть в бодром состоянии. А Господь говорит, что будет судить в том, в чем застанет. Боже упаси застать нас в унынии, печали, ропоте. Лучше в радости, лучше в веселье.

Святой апостол говорит: но паче исполняйтеся духом. А дух – в песнях духовных, в чтении Священного Писания, в молитве. Когда почитаем молитвы – забудем про все свои недуги, увидим себя в истории, увидим, что у нас за спиной такая короткая жизнь, а впереди вечность, бесконечная жизнь нашей души. Увидим себя, осознаем себя, поднимемся над своей болезнью и увидим смысл в ней.

То, о чем мы говорим: милосердие, смирение, отзывчивость, кротость, – это же все познается как добродетели через скованное тело, через немощь. И тогда мы скажем: слава Богу! А ведь Промысл Божий ведет нас ко спасению через немощи. Посмотришь на физически сильного человека, как он бежит по жизни: словно лошадь, копытами бьет и пыль поднимает, – и бестолково все. И куда бежит – не знает, а все бежит. И посмотришь на лицо больного, девушка это или юноша, взрослый ли человек, – взгляд ровный, спокойный. Понимаешь, что у него Бог внутри. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Так вот, смотришь на этих двоих и думаешь: а кто из них пойдет в Царство Божие? Очевидно, что этот, в инвалидной коляске, он прямо туда на ней и покатится, туда, к Богу.

А с какими искушениями сталкиваются христиане на одре болезни? Многие унывают, для многих это очень большое искушение, когда кажется, что уже нет сил, они унывают, думая, что уже конец.

– Обида: почему я? Ведь кругом столько злодеев, и так и хочешь сказать: «Премудрость, почему Ты так несправедлива? Почему этот разбойник благоденствует, почему я, который никого не убил, лежу и умираю?» Вот самое первое искушение, которое приходит любому гордецу. Стоит только смириться и сказать себе честно: ты не то что лежать, а уже и жить-то недостоин. Столько грехов налепил вокруг себя, что уже давно прогневал Божие долготерпение. Господь дал тебе сейчас что-то, но не из-за того, что Он тебя наказывает (как-то не хочется верить, что Господь такой судья, у Которого палка, и Он нас бьет). Наоборот, жизнь показывает, что Господь нас вразумляет. И даже слово «наказание» – это «наказ», какое-то послание Господь дает.

Тебе явно не хватает такой или такой добродетели, а все они в комплексе достигаются через болезнь. Раз – и сердечко прихватило, полежал, времени хватает переосмыслить свою жизнь. Полежал – и совсем другой человек. Но искушения есть. Это ропот и обида. Искушение ропотом возникает там, где нет понимания этой целесообразности, где нет веры в Промысл Божий. А когда будет вера, тогда человек примет этот промысл о себе и скажет: слава Богу за все!

А как поддержать тяжелобольного, как в этом случае вести себя родственникам, близким людям?

– Помогать делом. Позвать священника – хорошее дело. Принести апельсины – замечательное дело. Нужно обеспечить тыл. Он кормилец, а тут вдруг и супруга, и дети остались без кормильца. Значит, позаботиться о супруге и детях. Деятельная любовь и деятельная забота. Но при этом и слово очень важно, чрезвычайно важно доброе слово. А иногда надо просто прийти, подержать за руку и сказать: «Я с тобой!» А можно и не говорить ничего, просто подержать за руку и спросить, что нужно, чем помочь. Выяснить, какие дела остались недоделанными...

Вопрос от телезрителя Андрея: «Как общаться с онкологическим больным, как быть честным, как внушить ему надежду, с одной стороны, и не тешить себя и его пустыми иллюзиями, с другой? И я, и больной, мой хороший знакомый, ходим в храм, участвуем в таинствах».

– Онкологическое заболевание уникально тем, что это продолжительная болезнь, она не сразу забирает человека, это не внезапная смерть, когда машина переехала или что-то еще произошло. Эта болезнь дает возможность покаяться, переосмыслить свою жизнь. И многие люди именно в этот период воцерковляются. А еще могу свидетельствовать, что если люди умирали, то уже отходили с надеждой, утешенные, они понимали, что земля уже отпускает, а небо призывает. Что временная короткая жизнь заканчивается, а впереди вечность, и они это больное тело посеют, как семя, только сеется в тление, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное. И так далее по Посланию к Коринфянам. И это четко понимают больные люди.

А есть свидетельства, когда человек не выздоравливает, а в процессе болезни еще может жить долго, десятилетиями, но он нашел Бога через болезнь. Может, даже сейчас слушают нас такие люди, мои знакомые. И я благодарю Бога за этих людей, я очень рад, что они через болезнь познали Бога, воцерковились и их жизнь приобрела высокий смысл. А они еще живут, еще нужны близким. Тут остается только порадоваться за них.

Мы как-то зациклились на том, что надо обязательно выздороветь, как будто батюшка – это доктор. Вот у доктора действительно забота о теле, он обязан сделать все, чтобы исцелить человека, помочь ему и химиотерапией, и всякими манипуляциями – это его работа. У батюшки совершенно иная задача. Во-первых, дать силы бороться с болезнью, во-вторых, дать смысл, осознание, почему Господь попустил эту болезнь. Наконец, напутствовать человека, если он прямо сейчас уходит к Богу. У батюшки забота о душе, а это совершенно другие акценты. И тут не важно, выздоровеет этот человек завтра или завтра уже к Богу пойдет. Это уже на втором месте. Главное, чтобы он понял, что, почему и для чего.

А как молиться о даровании ребенка?

Вопрос телезрителя: «Мы не можем зачать второго ребенка. Восемь лет хождения по врачам ничего не дали, одна надежда на чудо».

– Дети, конечно, плод любви. Но бывает, что Господь удерживает чревоношение, не все могут родить, на то есть причины и духовные, и обыкновенные физиологические. Все решается. Духовные проблемы решаются у аналоя с крестом. А физические решаются на кушетке у врача, но все равно выход есть всегда. Жизненные примеры показывают, что много раз люди все же зачинали. И Господь удерживал чресла жены, но потом даровал долгожданного, вымоленного ребенка. И в Священном Писании такие примеры есть. И в истории Церкви такие примеры всегда будут. Люди будут молиться, просить – и Господь в ответ даст ребенка. Надо только верить.

Но бывает, что и не дает. Тут уж нам приходится по-другому на это смотреть. Опять же к разговору о задачах священника. Очень серьезный вопрос деторождения – это только повод к воцерковлению. К тебе приходят и ждут от тебя, что ты совершишь чудо. Но ты же не фокусник, даже не доктор, ты батюшка, священник, и ты знаешь толк в душе. А не каждый доктор знает такие глубины души, как батюшка, который исповедует всю жизнь. Ты видишь, что Господь через болезнь призывает человека к Себе. И тут не важно, выздоровеет он или нет, важно по-человечески вселить в него волю к борьбе с болезнью. Важно по-человечески убрать из души уныние и печаль. Но еще важнее донести до человека обычную мысль, что через болезнь его призывает Господь.

Сегодня нашему телеканалу исполняется 18 лет. Хотелось бы попросить Вас дать какие-то наставления.

– В Вашем лице, Павел, я приветствую и всю редакцию, руководство, всех корреспондентов, операторов, всех, кто принимает участие в работе телеканала «Союз». Мне очень приятно быть сегодня здесь. Это первый православный телеканал, и я со всем смирением должен признать это как ведущий другого православного телеканала. Снимаю шляпу! И этот канал общероссийский и международный. Мне было приятно смотреть эфиры, когда я жил еще далеко за океаном, тогда еще не было «Спаса», а был «Союз», и за это особая благодарность всем, кто начал эту работу. Я желаю, чтобы работа продолжалась, набирала обороты. Я желаю вам, дорогие телезрители, чтобы вы назидались через наши передачи, через «Беседы с батюшкой» и многие другие проекты телеканала «Союз». С днем рождения, «Союз»!

Записали:
Анна Вострокнутова
и Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс