Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1192) → Протоиерей Михаил Зазвонов: Борьба с грехом требует терпения и радости

Протоиерей Михаил Зазвонов: Борьба с грехом требует терпения и радости

№7 (1192) / 13 февраля ‘23

Беседы с батюшкой

Тема разговора: есть ли смысл бороться с грехом. Батюшка, всегда ли человек должен бороться с грехом?

– Конечно. Ведь для этого и пришел Христос. Проповедь и Иоанна Предтечи, и Господа звучала так: покайтесь (то есть изменитесь), ибо приблизилось Царствие Божие. Этот призыв ведь был не только для людей того времени, но и для всех нас. Мы каждый день должны говорить себе: изменись, ибо приблизилось Царствие Божие. Это однозначно.

Какие есть методы борьбы с грехом и страстями?

– Начнем с того, что духовная жизнь – это большая наука. Церковь очень серьезно относится к духовной жизни, поэтому в ней есть пастырь и пасомые, есть Врач, есть больной, есть духовник и тот человек, которому духовник, с учетом всех необходимых средств, помогает справиться с теми или иными грехами. Ведь грех – как болезнь, его надо выкорчевывать из организма. Эта проказа поражает нас и заставляет быть рабами греха – зависимое мышление, оно и психологическое, и телесное, и духовное.

Есть целая система определенных знаний, умений для борьбы с грехом. Эти знания нам дают святые отцы. Они записали свой опыт борьбы с грехом и как у них получалось или не получалось с ним бороться. Методов очень много, они изложены в Священном Писании Нового Завета. Господь говорил в Нагорной проповеди, как надо бороться с грехом. Апостолы на эту тему очень много общались с Господом и в своих посланиях очень много внимания уделяют борьбе с грехом и передают нам определенную методику (совсем простую, но очень существенную), как лучше побороть ту или иную напасть, искушение или страсть.

Вопрос телезрительницы: «Я размышляла о том, почему человек приучается с детства врать, и у меня возникла мысль: это потому, что покаяние непривлекательно. Родители не приучают ребенка к тому, что покаяние – лучший путь. Ведь когда ребенок скажет правду, ты его уже не поругаешь, не накажешь, а скажешь: „Бог проститˮ. Например, у нас в семье так принято, и у меня есть переживание, что ребенок начнет пользоваться этим, будет думать, что если он сделает что-то плохое, то сразу попросит прощения, а мама скажет: „Бог простит.ˮ И наказывать не будет. У меня вопрос: правильно ли я действую по отношению к детям? Или, может быть, стоит объяснять, что ребенок сделал не так? Или это уже получится дважды наказание за один проступок? Я слышала, один батюшка сказал, что дважды за одно и то же не наказывают и, если человек покаялся, уже не надо ему ничего высказывать».

– Если человек сказал: «Прости меня», это еще не значит, что он покаялся. Покаяние – это изменение, то есть что-то такое произошло в нем, что он изменился.

Как делают священники? Когда человек приходит на Исповедь, священник должен увидеть, действительно ли тот понимает свой грех. То есть первое: должно быть видение греха. Но это еще не значит, что он раскается и изменится. Второе: священник должен видеть, что человек раскаивается, понимает, что зря так поступил. И третье: у пришедшего на Исповедь должно быть намерение исправить свою жизнь.

Простить ребенка, как это делаете вы, можно лишь тогда, когда вы видите в его глазах намерение, что он больше так не поступит. Если ребенок говорит: «Мама, прости, я даже не знаю, как это получилось. Я никогда так больше делать не буду» и вы видите искренность, видите, что сам поступок уже является наказанием для него, тогда, думаю, можно сказать: «Бог простит». Если же ребенок просто говорит: «Прости, я больше так не буду», но вы видите, что это просто слова и за ними нет покаяния, надо сказать: «Бог простит, но ты же понимаешь, что надо пообещать, что ты будешь предпринимать все возможные силы, чтобы это больше не повторилось в будущем. И, так как ты виноват, ты должен понести какое-то наказание».

Какое это может быть наказание? Здесь надо учитывать психику ребенка, понимать, что ему близко. Может быть, сегодня он останется без сладкого или не посмотрит любимый мультик. Может быть, вы скажете ему прочитать покаянную молитву пять раз. Или пусть он сделает какое-то доброе дело. Все это на усмотрение родителей. Но в любом случае родители должны очень внимательно относиться к этому вопросу. И знать, что наказывать, если вы ошиблись, преступно. Потому что ребенок никогда не прощает, если его наказали ни за что. Это очень опасно. Когда что-то случается, надо в этом пытаться разобраться.

Можно откладывать наказание. Раньше, например, пороли по пятницам. Почему? Во-первых, чтобы было время разобраться, а у ребенка – время подумать. И к пятнице уже нет такого эмоционального накала. Когда ребенок напроказничал, хочется сразу наказать, и рука в этот момент будет очень тяжелая. А до пятницы родитель уже ребенка простит, и наказание будет символическим. И ребенку хорошо, и вы уже более-менее спокойны.

Сейчас, слава Богу, телесные наказания уже никто не практикует, потому что сейчас абстрактного мышления у детей достаточно для того, чтобы с ними поговорить и найти другие методы. Но все равно влияние должно быть существенное. И нужно узнать, действительно ли ребенок планирует меняться. Это очень важный момент.

Что делать, если ведешь активную церковную жизнь, но все равно не можешь победить свои страсти?

– Значит, не совсем она активная, если не можешь победить свои страсти. Я думаю, вы хотели сказать, что все равно грешишь, а это совсем другое дело. Грешить мы будем до гробовой доски. Увы, нет такого человека, кто не согрешал бы. И святые отцы тоже грешили до гробовой доски, вопрос только в том, какие это были грехи, как они проявлялись и как отцы с ними боролись. Прав тот, кто это понимает и борется с этим. Вот что важно.

Апостол Павел говорил: Бедный я человек! Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Это ключевые слова, которые будут преследовать нас всю жизнь.

Благочестивый человек, ведущий активную церковную жизнь, также будет подвержен греху, но он будет меняться, и грехи, в которые он впадает, будут его вразумлять, он будет смиряться в них и искать новые пути борьбы. Это самый главный процесс.

Насколько вообще для человека возможны изменения?

– Если изменений нет, тогда что-то происходит не так. Всегда есть изменения. Если человек осознает свои грехи и пытается измениться, он уже меняется. Да, он, может быть, впадает в эти же грехи, но если он старается, то становится более опытным, и искушения у него уже будут серьезнее. Он научается терпению, научается настоящей духовной жизни, уповает на Господа, смиряется, потому что видит свою слабость. Видение своей слабости делает человека сильнее, потому что он понимает, что без благодати Божией он вообще ничего не может. Это, кстати, ключевое в нашем спасении. Разве может православный христианин думать, что это он себя спасает? Спасает только Бог, Он дает благодать. А мы можем только грешить, у нас больше ничего не получается. Грех нас смиряет, мы еще больше обращаемся к Богу, получаем от Него благодать и стремимся, благодаря благодати, сделаться более терпеливыми, смиренномудрыми, целомудренными. Мы снова и снова просим у Бога благодати, потому что только она нас спасает, других возможностей спасения нет.

Как не унывать от того, что постоянно падаешь и не можешь победить свой грех?

– Уныние – самое последнее дело. Унывать вообще нельзя. Если есть хоть одна тенденция к унынию, значит, ты не в ту сторону идешь, значит, надо очистить голову, срочно идти на Исповедь, готовиться к Причастию. Надо что угодно делать, только не унывать. Уныние – самое последнее, что может быть. До уныния никогда нельзя доводить.

Например, у вас есть проблема: вы не можете справиться с грехом. Проблему оставляем или будем решать? Как адекватный, нормальный человек будет реагировать, если есть проблема? Решать. А если мы позволим себе унывать, то не сможем ее решить. Когда человек унывает, он реально теряет не только свои душевные и духовные, но и физические силы. В нем перестает действовать благодать Божия, потому что в унынии он отказывается уповать на Бога, блокирует действие благодати, то есть помощь Божию в борьбе с грехом, и это уже страшно.

Человек психологически сдается, и от этого у него даже возникает тошнота, депрессия. Он реально разваливается и заболевает, и его надо спасать. Поэтому никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя мысленно склоняться к унынию. Такое состояние очень опасно, и выкарабкаться из него удается далеко не всем. К сожалению, это часто приводит в психиатрическую лечебницу.

Батюшка, а что делать, если ты устал от борьбы и у тебя пропало всякое желание меняться? Как возобновить свое стремление к праведности?

– Неужто вы действительно думаете, что это у вас вдруг появилось желание меняться? Это действие благодати Божией, она дается нам даром, и мы вдруг начинаем меняться. Господь просто дает нам отдышаться и показывает, какой должна быть наша жизнь. Когда нам дается благодать Божия, Господь все делает за нас, чтобы показать нам идеал. Но Господь не может прожить за нас нашу жизнь, это неправильно.

Мы свободные люди, поэтому Господь потихонечку отдаляет нас от Своей благодати, и мы уже должны действовать сами. Но через некоторое время это желание пропадает у нас, и это совершенно нормально. Поэтому, как только у нас появляется желание спасаться, нужно изо всех сил работать в этом направлении и понимать, что это дар Божий, что это действует Господь, а не мы, что это Он нас спасает, и нужно благодарить Его. Нужно помнить, что скоро это закончится и мы будем сами, со своими немощными силами идти в этом направлении. Господь будет помогать нам, если мы станем продвигаться в этом направлении. Он обязательно пошлет нам еще большую благодать.

Вот такими урывками мы и живем, и это совершенно естественное наше состояние. Нам не нужно унывать, нужно понимать: «Господь дает возможность проявить себя в этом направлении. Но я немощен, я ничего не могу сам, поэтому прошу Тебя, пошли мне Свою благодать». То есть всегда нужно молиться и испрашивать благодати: «Пошли мне терпения, помоги мне донести мой крест до конца, дай не сломаться, не потерять веру». И нам нужно понимать, что период, когда мы выражаем свое доверие к Богу, самый ответственный.

Апостол Иаков в первой главе своего Послания говорит: с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение. Вот для чего нам нужны испытания. А если жить как у Христа за пазухой, то на Страшном Суде мы скажем: «Что я сделал? Не знаю. За меня все делал Господь. А я, получается, ничего и не сделал».

Когда Господь немножко отдаляет от нас благодать, мы оказываемся в нашей немощи. Это и есть наша природа. И мы должны понимать, что мы немощны и ни на что не способны. Если мы это поймем, то нам только и останется сказать: «Господи, я понимаю, что без Тебя ничего не могу», и это усилит нашу веру и поможет нам понять наше состояние в этом мире.

Мы станем внимательными ко всему, будем больше уповать на Господа, больше молиться и просить: не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Вот тогда мы и будем обретать мудрость, терпение, смирение, которые необходимы для действия в нас благодати. А Господь будет видеть, что мы на правильном пути, и снова дарует нам благодать, которая сподвигнет нас захотеть перейти на новый уровень. И мы задышим полной грудью и, окрыленные, помчимся вперед.

Но здесь нам тоже нужно понимать, что это не наше, что это дар Божий, и со смирением благодарить Господа: «Благодарю тебя, что Ты меня не оставляешь, что Ты всегда рядом, Ты ведешь меня по этому пути. Не бросай меня, дай мне силы донести мой крест до конца и не посрамиться».

Наше движение в Царство Божие – очень важный процесс. В такие моменты нужно помнить слова Господа: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8:34). Но Господь пошел на Голгофу, поэтому и в нашей жизни обязательно будет Голгофа, иначе мы пройдем мимо воскресения, мимо Царства Небесного, и все будет напрасно.

Батюшка, Священное Писание говорит, что нам нужно совлечь, снять грех, как ветхую одежду. В этой метафоре есть какая-то легкость, и за ней как будто бы не стоит борьба. Значит ли это, что раньше людям было намного проще оставлять свои грехи?

– Да, метафора хорошая, дерзкая, словно нашу одежду вдруг облили чем-то опасным, и мы начинаем резко ее снимать. Совлечь – это как бы резко снять. Когда ты понял, что находишься в грехе, много думать не надо. Нужно действовать – выковыривать все это, потому что это опасно. Любое промедление смерти подобно. То есть мы должны относиться к греху так: если вдруг согрешили – бегом на Исповедь к духовнику, говорить с ним о том, что нужно делать, чтобы впредь такого не случалось.

Что же касается второй части вашего вопроса – было ли раньше легко, – я думаю, что, читая Священное Писание, каждый может найти для себя ответ на этот вопрос. Апостолы Павел, Петр, Иаков, Иоанн, увы, были вынуждены писать свои послания с одной лишь целью – предостеречь вновь образующиеся общины от разногласий, распрей. Апостол Иоанн Богослов вообще пишет мирянам, чтобы они передали его Послание Церкви, потому что он не уверен, что нужно писать главе Церкви, ведь тот высокомерен и не признает его авторитета.

О чем это говорит? О том, что враг не дремлет, что он так же искушал людей в то время, как искушает нас сейчас. Враг искушал и христиан, и язычников, которые все время стремились к прошлой жизни, ко всем своим языческим шествиям, праздникам, оргиям. И поэтому апостолы пишут, что все это нужно прекращать, что срамно даже говорить об этом.

Читая обо всех этих грехах, мы ужасаемся и думаем: неужели тогда все это было? К сожалению, это было и среди христиан. Помните, какое огромное количество ересей сформировалось тогда среди христиан? Апостолы сначала называли эти ереси фарисейскими ересями иудействующих, которые неправильно понимали жертву Христову и все сводили только к слепому исполнению Моисеева закона.

Были философы и среди язычников, неправильно преподававшие учение о спасении и говорившие, что Христос – Учитель, но Он всего лишь некое творение Бога, некий высший Пророк и тому подобное. На это апостол Иоанн Богослов в своем Послании ответил: «Если вы не верите во Христа, в то, что Он действительно Сын Божий, пришедший во плоти, что Он стал Человеком для нашего спасения, то вы антихристы». Все это говорит о том, что люди во все времена одинаковые. О времена, о нравы!

Батюшка, а что нужно делать, чтобы смягчить свое падение?

– Прежде всего апостол советует нам молиться так: просите, и дано будет вам. А если вы просите, но просимое вам не дается, значит, вы не о том молитесь. Это очень важно, ведь молитва – это беседа с Богом. В молитвах, которые оставил нам Господь, оставили апостолы, есть очень важные слова: да будет воля Твоя. То есть нам нужно уповать на то, чтобы все было по воле Божией.

Если же мы не присоединяем эти слова к молитве, надеемся на свои силы, Господь не будет нам препятствовать: «Хочешь – пробуй сам». Он будет стоять рядом и ждать, пока мы не разобьем себе нос и не скажем: «Я больше не могу. Господи, помоги мне!» То есть очень важно правильно обращаться к Богу – не с лицемерием или корыстными намерениями, а со смирением и пониманием, что все в нашей жизни происходит по воле Божией.

Если же что-то кажется нам неправильным, вполне возможно, что для чего-то это очень нужно в нашей жизни. Ведь не зря апостол Иаков сказал: с великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение. Но если мы не будем впадать в искушения, как же мы научимся терпению? Именно терпение делает нас совершенными и открывает для нас Царство Божие. Нам нужно это понимать.

Батюшка, давайте подытожим наш эфир, и прошу Вас дать пожелание нашим дорогим телезрителям.

– Начиная день, нужно всегда вспоминать призыв Иоанна Предтечи: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Оно действительно приближается с каждым днем, и мы не знаем, доживем ли мы до вечера. Поэтому нам нужно меняться, и начинать это нужно не с понедельника, а с сегодняшнего дня.

Нужно понимать, что борьба с грехом требует терпения и радости, потому что этим Господь предоставляет нам возможность послужить Ему, донести до конца свой крест. И, конечно же, нужно участвовать в церковных таинствах и смотреть на святых отцов, которые своей жизнью показали нам путь, ведущий в Царство Небесное, к Богу.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс