Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Не бывает скучных музеев, бывают скучные экскурсии», – считает Мария Шапиро, детский экскурсовод и сооснователь проекта «Артель детских гидов». Так ли это, помогут выяснить ученики православной гимназии Преподобного Амвросия Оптинского. Площадкой для эксперимента станет малопопулярный среди семей с детьми музей Академии художеств. Кстати, это представление о музее глубоко ошибочное. Ведь Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств хранит историю и традиции художественного образования с XVIII века. Именитые представители русского искусства когда-то начинали свое обучение в академии с шести, а иногда и с пяти лет. Наши сегодняшние экскурсанты немного старше, но в стенах Академии художеств и ее музее оказались впервые.
Мария Алексеевна Шапиро, искусствовед, детский экскурсовод (разговор с детьми во время экскурсии): – Живопись бывает прямо на стене, живопись бывает в виде мозаики, фрески. А еще здесь ребята обучаются архитектуре. Кто знает, что это такое?
Дети: – Это тот, кто делает проекты домов и всяких зданий.
М.А. Шапиро: – Совершенно верно, это человек, который придумывает разные здания.
Если в залах только картины и скульптуры академического исполнения, ожидать, что дети замрут перед ними в немом восторге, нет оснований. Но научить смотреть их на произведения искусства с интересом под силу любому взрослому. Мария во время экскурсии извлекает из сумки что-нибудь вспомогательное и само по себе интересное. То бинокль для рассматривания барельефов, то бумажных кукол и бумажную одежду, почти такую же, в какую облачена знать на картинах. И дети все время в игре. Но игра эта – вокруг экспоната. У одной картины можно провести с детьми полчаса и не заскучать, в этом мы убедились воочию. А если что-то еще и дадут потрогать руками, успех экскурсии обеспечен. Для этого совсем не нужно трогать музейные экспонаты.
М.А. Шапиро (разговор с детьми во время экскурсии): – После этого на холст наносят грунт. Вспомните, как называется то, чем выравнивают стены?
Дети: – Штукатурка.
М.А. Шапиро: – А холст выравнивают слоем грунта. Посмотрите, он белый. Вы знаете, что в музеях обычно картины трогать нельзя. А вам хотелось бы потрогать картины? У меня есть с собой одна картина, которую мы с вами можем внимательно разглядеть, подержать в руках, чтобы понять, что делают с холстом, чтобы на нем написать картину. Вот такая у меня есть картина. Здесь изображено солнце, небо, полянка с ромашками. С одной стороны мы видим обычный холст. И этот холст натягивают на подрамник...
Этот простой прием работает безотказно. Ведь дети познают мир совсем не как взрослые. Для них потрогать и пощупать – не менее важно, чем услышать.
Дети: – Интересно было смотреть на принадлежности для рисования и трогать краски.Когда ходишь по музеям – набираешься мудрости.
У детей есть свои требования к экскурсоводу и их немного. У родителей притязаний куда больше. Детям достаточно, чтобы гид был... Каким же?
Дети: – Хорошим, чтобы все было понятно. Не совсем скучным, спокойным. И чтобы вопросы задавал.
В простой формулировке «чтобы вопросы задавал» сокрыта одна из ключевых характеристик хорошего экскурсовода, означающая, что от ребенка ждут не просто тишины и внимания, а размышления и реакции. Мнение маленького человека оказывается важным.
Марина Геннадьевна Черкасова, преподаватель начальной школы гимназии Амвросия Оптинского: – Малыши возраста 7–8 лет (младше и чуть старше) должны посмотреть что-то ограниченное: несколько картин, несколько объектов, пройти несколько залов и просто познакомиться в общих чертах. Пусть лучше придут еще раз, зато не устанут, пусть это будет интересно. Чтобы ребенок мог вспомнить, что видел, рассказать и поделиться своими чувствами. Очень важная вещь – твои мысли и чувства. То, о чем ты думаешь, когда читаешь, когда смотришь, когда наблюдаешь, – это очень важно.
М.А. Шапиро: – Я думаю, что все-таки самое главное качество – искренность экскурсовода. Здорово, если он говорит не с позиции «я экскурсовод, я все знаю, я вам сейчас все расскажу», а может поставить себя рядышком с ребенком, представить себя тоже исследователем вместе с ребенком, как будто он тоже узнает что-то новое. А чаще всего мы, экскурсоводы, узнаем много нового от детей, когда они начинают открываться, делиться своими впечатлениями, умениями, тем, что они знают. Здорово, если экскурсовод говорит не просто по шаблонному тексту, который он себе прописал, а может добавить что-то от себя в зависимости от ситуации, может над чем-то посмеяться, добавить юмора в экскурсию или поболтать с детьми о чем-то отстраненном. Например, перед началом экскурсии, пока ожидаем кого-то из группы, или в момент, когда ждем родителей, такой искренний диалог очень сближает и помогает детям раскрыться.
Зачем детям музеи? Что дают, чему учат? Нужны ли они совсем малышам?
М.А. Шапиро: – Принято считать, что музей важен для ребенка в плане эстетического воспитания. Но на самом деле музей, как я думаю, играет гораздо большую роль в жизни ребенка. Когда ребенок еще совсем маленький, это важно и для мамы, и для ребенка. Часто спрашивают, с какого возраста стоит начинать ходить в музей. Я за то, чтобы начинать ходить в музей, пока ребенок совсем еще малыш, пока он в коляске или в слинге у мамы. Потому что произведения искусства влияют на эмоциональный фон мамы и настроение малыша. Когда малыш уже подрастает, это очень хорошо влияет на развитие его мозга, развитие нейронных связей.
Приведу такой пример. Был эксперимент над мышками. Часть мышек поместили в развивающую среду, где у них были игрушки, много ярких цветов, была большая компания. А другую часть мышей поместили в пустую клетку, где им было скучно и нечем было заниматься. Потом сравнили их мозг, и оказалось, что у первой части мышек очень сильно вырос мозг, он стал гораздо тяжелее, там было гораздо большее количество нейронных связей.
Я думаю, точно так же и у маленьких детей. Бывает, что у детей ограничены места, куда их водят родители: дом, детская площадка и еще какие-то стандартные места. Когда же ребенка выводят в разные, совсем необычные, непривычные места (например, в красивый дворец с колоннами, или в музей изобразительного искусства, или в любой другой музей), это, конечно же, влияет на ребенка, он получает новые эмоции и впечатления. И это влияет на общение ребенка и родителя, потому что у них появляются общие совместные интересы, общее хобби. Безусловно, это влияет на развитие памяти, логики ребенка, а также на развитие так называемых «мягких» навыков: умение общаться, умение находить выход из какой-то сложной ситуации, креативность, воображение, критическое мышление и многое другое. Все это можно развивать при помощи изобразительного искусства и музеев, но, конечно, если задавать правильные вопросы ребенку, обсуждать с ним что-то в музеях, делиться собственными впечатлениями.
М.Г. Черкасова: – Во взрослом возрасте все зависит от человека, от его осознанного стремления познать. В детстве ребенок мягок, пластичен. Кроме всего прочего, в детстве человек живет вперед, ему навстречу идет время. Поэтому, если мы предлагаем ребенку действительно истинные ценности, ему легче найти точки соприкосновения.
Вернемся к тезису, что любой музей может стать для ребенка местом интересных открытий. Вряд ли это случится без участия взрослого. И то, каким это участие будет, имеет первостепенную важность. Импровизируем.
М.А. Шапиро: – Конечно, любой музей может стать доступным для детей и развивать у себя доступную среду, но не все музеи это делают. Но это не значит, что те музеи, где нет экспонатов, которые можно потрогать, и нет каких-то интерактивных вещей, не стоит выбирать мамам. Это значит, что здесь маме придется немножечко подготовиться. Очень часто это пугает мам, они думают, что им придется прочитать стопку книг по истории искусства, чтобы о чем-то разговаривать с ребенком. Совершенно нет. Можно просто положить к себе в сумку несколько предметов и потом дать ребенку их потрогать. И даже не обязательно маме знать, какие произведения искусства будут в музее, чтобы подобрать что-то.
К примеру, если мама идет в музей и знает, что там будут натюрморты, допустим, натюрморт Петрова-Водкина с серебряной ложечкой и яблоком, она берет такое же зеленое яблоко и ложечку, чтобы показать ребенку. И в музее можно спросить ребенка, какая эта ложка на ощупь: холодная или теплая? Какая она по весу? И обсудить другие ее качества.
Если мама не знает, что будет ее ждать в музее, можно просто взять несколько каких-нибудь предметов из дома, а на месте уже сориентироваться. Для мамы это тоже важно – прокачать навык импровизации, что-то быстренько придумать для своего ребенка из того, что есть у нее в сумке, и связать это в какую-то историю с той картиной, которую она видит. Причем совершенно необязательно знать сюжет этой картины, что художник хотел передать, а просто обсудить с ребенком, что мы видим и чувствуем, глядя на картину.
Можно сесть и выписать игры, в которые мама сама любила играть в детстве. Это могут быть любые игры. Например, прятки. И придумать, как в них можно поиграть в музее. Если мама знает, что она идет в музей изобразительного искусства, там будут картины и, к примеру, можно будет поискать внутри этих картин какие-то предметы, знакомые ребенку. Здесь, конечно, все зависит от возраста ребенка, от его уровня восприятия произведений искусства. Если это совсем малыш, можно поискать животных на картинах или попробовать издать звук этих животных. Например, помяукать, как котенок, и предложить ребенку найти котенка, или пройтись походкой этого котенка.
Если ребенок постарше, можно придумать более сложные идеи. К примеру, предложить ребенку найти три картины в зале, на которых есть красный цвет, то есть поиграть с цветами. Можно поиграть с предметами, цветами, героями, изображенными на картинах, или с тем, как они изображены. Например, попросить ребенка посчитать, сколько в зале картин, где есть люди, изображенные в профиль. То есть придумать можно все что угодно, разные необычные веселые игры. И для разных музеев эти игры можно адаптировать, по-разному их использовать, в зависимости от того, один ребенок или несколько детей.
Выбираем детского гида
М.А. Шапиро: – Детский экскурсовод нужен для того, чтобы погрузиться в атмосферу и познакомиться поглубже с темой. Я считаю, что детям до трех лет экскурсовод не нужен, им нужны мама или папа рядом, с кем они могут вместе ходить и все рассматривать. Начиная с 3–4 лет, уже можно водить ребенка на экскурсию. Но можно начинать и с 5–6 лет, все это зависит от самого ребенка, как мама чувствует, готов ли ребенок уже пойти на экскурсию, будет ли ему там интересно.
Если это экскурсия для малышей, то группа должна быть очень маленькая, либо это должна быть только одна семья. Выбирать экскурсовода, конечно, нужно. Нужно в первую очередь смотреть на само описание экскурсии, там обязательно должно быть рассказано о том, что будет интересно ребенку. А еще обязательно должно быть упоминание, для какого возраста эта экскурсия.
Первое и самое главное, на что мы, экскурсоводы, обращаем внимание, когда создаем экскурсию, – для кого мы ее создаем: для детей-дошкольников или школьников. Это будут совершенно разные экскурсии по заданиям, по наполненности, по содержанию и даже словам, которые мы употребляем.
Итак, мы смотрим, для какого возраста эта экскурсия, и, если она подходит нашему ребенку, дальше читаем описание экскурсии, будет ли она интересна, есть ли там какие-то интересные игры, задания или в описании просто говорится, что вы узнаете о том-то и о том-то.
И обязательно смотрим отзывы. Родители остаются очень довольными, когда ребенку понравилась экскурсия, и с удовольствием пишут положительные отзывы экскурсоводам. И обязательно в отзывах пишут самое главное достоинство экскурсии. Например: «Нам всем было очень интересно, от самого младшего до самого старшего». Значит, мы понимаем, что экскурсовод может заинтересовать разные возраста. Или: «Мы много играли, и в ходе этих игр ребенок многое запомнил, а после экскурсии многое рассказал». Еще очень часто пишут о хорошей экскурсии, что экскурсовод много шутил и очень расположил к себе детей. Это тоже очень важный фактор, потому что детям бывает сложно пойти на контакт с незнакомым человеком, которого они видят в первый раз, и очень важно, если экскурсовод умеет к себе расположить.
Учимся правилам поведения
М.А. Шапиро: – Было бы здорово начать ходить с ребенком в музеи самостоятельно. И чем раньше, тем лучше, чтобы ребенок знал и понимал, как нужно вести себя в музее. Тогда вырабатываются определенные навыки тела: ребенок наблюдает за родителями, за окружающими и начинает вести себя соответственно. То есть его движения становятся не такими резкими, не такими быстрыми, он понимает, что музей – не детская площадка, постепенно привыкает. Если мама может сделать поход в музей интересным и у ребенка появляется желание узнать больше, посетить этот музей снова, тогда уже можно будет после самостоятельных посещений ходить и на экскурсии с ребенком, потому что у него уже будут положительные впечатления и положительное подкрепление опыта.
Было бы здорово проговорить самые главные и основные правила музея. Как правило, самое главное – что нельзя трогать руками то, что есть в музее, если не разрешит это сделать экскурсовод. Хорошо, если бы родители проговаривали это заранее со своими детьми, потому что не всегда у экскурсовода есть возможность это проговорить. Но, конечно, лучше, если у экскурсовода есть возможность это сказать, чтобы никто из сотрудников музея и смотрителей не нервничал, не переживал, не вмешивался в ход экскурсии, если вдруг показалось, что ребенок сейчас заденет картину. Но при этом было бы здорово проговаривать это не с точки зрения, что нельзя делать в музее, а по-другому. Например, так: «Мы смотрим на картины только глазками». То есть проговорить, что можно делать в музее, как можно себя вести. То есть мы не бегаем по музею, а ходим медленно и наслаждаемся красотой вокруг. Тогда, думаю, детям будет гораздо интереснее вовлечься в этот процесс.
Можно добавить какие-то еще правила. Например, мы рассматриваем какие-то детали и говорим об этом друг другу. Допустим, когда мы замечаем синий цвет, говорим это. Ребенка это начинает как-то замедлять, ему не хочется торопиться и бежать сквозь зал, потому что он помнит, что есть такая важная задача – заметить раньше мамы синий цвет в этом зале.
Рецепт хорошей экскурсии
М.А. Шапиро: – В первую очередь нужно понимать детскую психологию, что дети могут и что им интересно в разном возрасте, то есть отталкиваться от возрастных особенностей ребенка и понимать, для кого ты создаешь экскурсию. Дальше важно простроить структуру экскурсии так, чтобы дети ни в какой момент не утомлялись, чтобы не было долгих рассказов, чтобы была постоянная динамика, смена деятельности, игра, диалог, рассказ, вовлечение, чтобы постоянно сменялась деятельность.
Очень важно, чтобы в экскурсии было хорошо продуманное введение и хорошо продуманное окончание. В начале экскурсии здорово было бы познакомиться с детьми, расположить их к себе, придумать какую-то игру на знакомство или задания, или просто поболтать с ними (это, опять же, про искренность), что-то рассказать про себя.
Например, когда приводят класс на экскурсию, мне очень нравится спрашивать: «Ребята, расскажите, зачем вы сюда пришли? Потому, что учительница сказала, что надо, или вам все-таки интересно? Давайте только честно». И сама честно рассказываю им, почему я сюда пришла, почему мне здесь интересно, почему я хочу их познакомить с изобразительным искусством. В конце экскурсии очень здорово придумать какую-то игру, чтобы немножечко закрепить все то, о чем разговаривали с детьми во время экскурсии, как-то собрать впечатления, чтобы какая-то финальная картинка сложилась у детей в голове.
Остерегаемся ошибок
М.А. Шапиро: – Первая и самая главная ошибка – повести ребенка на взрослую экскурсию, особенно если это экскурсия для большой группы. Ребенку на 99% там будет неинтересно, потому что там будет очень много дат, сложных слов, непонятных ребенку, имен, и у ребенка не будет возможности поделиться своими впечатлениями, поиграть, поговорить. То есть это будет просто монолог на час или два, интересный для взрослых, но совершенно не нужный ребенку. Нужно детей водить именно на специальные детские экскурсии.
Почему дети не любят ходить в музеи и на экскурсии? Потому что у них есть плохой опыт, подкрепленный негативными эмоциями, что им там было скучно. Наверное, все-таки нужно хорошо и правильно подходить к выбору экскурсовода и экскурсии.
Расширяем горизонты
М.А. Шапиро: – В любом городе в любом музее или, гуляя по любой улице, на любой площади, можно заинтересовать ребенка, если придумать интересный сюжет, интересные игры, зацепить какой-то информацией, вызвать у ребенка интерес и желание узнать что-то большее. Экскурсию можно придумать по городу. В любом городе всегда есть его история. Она может быть связана с жителями этого города, архитектурой, историей самого города, с природой или животными, которые живут в этом крае. Сейчас очень популярны экологические, биологические экскурсии.
То есть экскурсия – это совсем не обязательно про историю и искусство. В любом месте можно придумать что-то интересное, заинтересовать детей. Самая главная задача – вызвать у детей интерес к окружающему миру, к тому, что нас в мире окружает, чтобы они не просто сидели дома с гаджетами, а чтобы им хотелось узнавать, что происходит вокруг, и как-то себя через это проявлять.
Музей – это не скучно. Музей – это место, где каждый (и ребенок, и взрослый) может найти то, что напитает его душу, как питает ее всякое прикосновение к прекрасному.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.