Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1192) → Архимандрита Саввы (Мажуко): Спасаться от печки

Архимандрита Саввы (Мажуко): Спасаться от печки

№7 (1192) / 13 февраля ‘23

Свет невечерний

Один из ключевых моментов разговоров с духовником – бесконечные выяснения по поводу келейного правила. Одни говорят, нужно читать три канона. Другие говорят, что надо непременно вычитывать еще какие-то акафисты. И обязательно читать Священное Писание. А как его читать и сколько? Святитель Игнатий говорит, надо читать одну главу Евангелия и две главы Апостола, и так мы спасемся. Кто-то читает больше, кто-то меньше. И мы опасливо озираемся вокруг, пытаясь узнать, как правильно. Как правильно выстроить свою духовную жизнь, чтобы она была постоянно плодотворной, чтобы не давала сердцу замерзнуть, озябнуть, чтобы сохранялось тепло, которое мы получаем в храме Божием?

Есть целая цепь разного рода недоразумений, которые следует разрешить, выяснить. Для меня простым ответом является не словесная формула, не логические выводы, а образ, от которого я все время пляшу, когда размышляю о келейном правиле или пытаюсь ответить на этот вопрос. А пляшу я все время от печки и предлагаю спасаться от печки.

Я пришел в монастырь в 1995 году. Было зимнее время. Между братьями мы эту эпоху называем эпохой печей, потому что наш покойный настоятель отец Антоний был большим поклонником печек. Где только можно было печки сложить, он их складывал. Был у нас выдающийся печник, мастер на все руки, он лепил и печи грубки, и лежанки, и русские печи с разными конфорками, где можно было что-то подогревать, поджаривать и даже сочинять невиданные кулинарные изыски в горшочках, что очень любил отец Антоний.

Этих печей у нас было наставлено великое множество, и я даже успел угореть. Никогда не забуду этого жуткого состояния, никогда у меня так не болела голова, как после не вовремя закрытой печки. Топили мы и березовыми дровами, и какими-то грушами, сучьями, и, конечно же, торфом. Отец Антоний был родом из Оренбурга, из степных мест, у них печки складывались на свой манер. Зимы у них были иными, сильно отличались от наших белорусских.

Почему я вспоминаю про эти печки? Оказывается, это целое искусство – вытопить печь так, чтобы она хранила тепло. Но, оказывается, искусства истопника очень мало, если печь худая, не так сложена, плохо тянет, если отсырела или старая, или печник оказался неискусным. Очень многое зависит еще и от топлива. В степных районах топят не дровами, а кизяком – высушенным навозом. Нет там лесов, лишних деревьев, валежника, веточек, и собирают навоз, высушивают и на нем вытапливают печки. Говорят, получается даже какой-то необыкновенный запах от этого. То есть топить можно чем угодно.

Зачем я об этом говорю? Мне кажется, что сердце каждого человека очень похоже на печь. Печи у нас у всех разные. Одну печку можно вытопить, бросив несколько березовых поленьев, и не нужно будет ночью вставать – печь будет долго держать тепло. А другую печь, не очень удачно сложенную, нужно топить чаще, выискивать какие-то особые способы поддержания тепла, чаще вставать, может быть, даже ночью, чтобы поддержать тепло в доме. Так и сердце человека. У каждого из нас своя печка, каждый из нас имеет свой набор дров, которым мы запаслись. Кто-то топит отличными дровами, кто-то – торфом, а кто-то – кизяком.

И когда говорят, что существует некое универсальное правило, следуя которому можно считать себя христианином, исполняющим все законы, я не соглашусь. Потому что нужно включать формулу своего келейного правила в зависимости от состояния своей печки. Вы должны сначала изучить, как работает ваше сердце. Например, вам говорят, что должно читать непременно две главы Апостола и одну главу Евангелия. А есть люди, для которых это много, как ни странно это покажется. Думаешь, как же может быть много Священного Писания? Для некоторых это много, потому что у них очень хорошая печка, им достаточно нескольких дровишек, чтобы поддержать тепло. Что это за люди?

Например, отец Антоний, которого я упоминал, рассказывал про юродивую матушку-схимницу, которая жила при Троице-Сергиевой лавре. Она была большой праведницей, но читала в своей жизни только две книги: Евангелие и «Луг духовный». Больше ничего никогда не читала. Одни и те же страницы на протяжении десятилетий. Она прочтет несколько стихов из Писания и повторяет их целый день. Своим духовным детям она говорила: прочти несколько стихов из Священного Писания и, как овечка, пережевывай их целый день.

Бывают люди с хорошо сложенной печкой. Им достаточно не количеством поддерживать тепло в своем сердце, а качеством. Им достаточно прочитать Евангельское зачало или один псалом, или в течение полугода читать только одну Книгу из Библии, не количеством поддерживая жар в своем сердце, а качеством, постепенным погружением своего ума в текст Священного Писания.

Поэтому ответ на вопрос, какое правило нужно держать, чтобы исполнять заповеди Господни и все церковные заветы, мы должны искать путем самопознания. Нужно понаблюдать за собой, как топится наша печка, как она поддерживает тепло. И подтапливать ее очень важно. Люди, живущие в деревне, прекрасно знают, что дом без человеческого тепла начинает отсыревать. Так и сердце человека: без храма, молитвы, Священного Писания начинает сыреть, зябнет. И потом нужно очень много усилий, чтобы этот холод из своего жилища убрать, вернуть в него живое тепло.

Поэтому не ищите универсального ответа. Наблюдайте за своим сердцем, что ему нужно, какую меру молитвы, правила, поста, церковного богослужения, частоты Причащения вам нужно поддерживать, чтобы сохранять тепло в своем сердце и не угореть. Потому что бывают и такие ситуации, когда человек, слишком много нахватавшись правил, разного рода чтения, в конце концов себя настолько изводит, что впадает в состояние почти угара. Как от печки люди угорают, так и от неразумного использования церковных правил начинают и сами страдать, и изводить своих близких. И это приводит к тому, что человек вообще уходит из Церкви, оставляя на сердце большой шрам от того, что взял на себя слишком много. А не надо было много брать на себя, нужно было просто внимательно понаблюдать за своим сердцем.

Что важно понять относительно церковных правил? Не нужно торопиться и брать на себя правила не по размеру, не по возрасту. Понаблюдайте за собой, в каком ритме вам лучше жить. Если чувствуете, что разбаловались, прибавьте чтение Священного Писания или посещение храма. Если чувствуете, что вам тяжело, что вы себя изводите и уже с ненавистью смотрите на Библию, значит, вы что-то делаете не так. И дело не в Священном Писании, а в том, что вы сильно переусердствовали с дровами и напихали в свою печку так много, что уже трещины пошли.

Гораздо проще, конечно, ориентироваться на нечто извне, но путь мудрости заставляет нас понаблюдать за собой более внимательно, разрешить себе этот путь самопознания и начинать спасаться от печки.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Размышление

Предавать все в руки Божии

 
Учимся растить любовью

Современные дети и музеи

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс