Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1191) → Протоиерей Алексий Батаногов: Общение в молитве приближает нас к Богу

Протоиерей Алексий Батаногов: Общение в молитве приближает нас к Богу

№6 (1191) / 6 февраля ‘23

Беседы с батюшкой

Тема разговора: «Молитва в нашей жизни». Что мы называем молитвой?

– Молитва – это обращение человека к Богу, разговор с Богом. Но можно было бы сказать, что это и мысли о Боге. Это некое предстояние перед Богом, память о Боге. Все так или иначе имеет отношение к молитве. Невозможно начать беседу, если мы не помним о Боге. Невозможно начать молитву, если мы забыли о Боге. Невозможно беседовать, если мы не думаем о Боге. Это все общение с Богом, если кратко. Богообщение.

Какой может быть молитва?

– Молитва может быть самая разная. Искренняя, формальная, глубокая. Конечно, будем стремиться к искренней молитве, глубокой. Может быть просьба к Богу, то просительная молитва, может быть благодарение Богу, что очень важно, конечно. Молитва может восхвалять Бога, прославлять Его.

Зачем нужно молиться Богу, если Господь все и так видит, что нам нужно, что нам не нужно? Для чего вообще нужна молитва?

– Папа с мамой знают, что нужно их ребенку. Но общение с детьми – это очень важно, несмотря на то что взрослые знают, что нужно их детям. Это сближает. Общение в молитве приближает нас к Богу.

И что значит молиться? Сам Христос Своим апостолам, ученикам показал пример молитвы, чтобы не быть многословными. Он показал молитву «Отче наш». «Да будет воля Твоя» – там есть такие слова. Это не значит, что молиться – это выпрашивать что-то у Бога. Да, мы открываем свое сердце, изливаем свою печаль, свою нужду, свою просьбу. Но всегда надо понимать, помнить и повторять слова: «Да будет воля Твоя, Господи, не как я хочу. На все святая воля Твоя. Пусть мне будет по любви Твоей, по милосердию Твоему». Конечно, Господь обо всем знает, но это не означает, что мы не должны с Богом общаться.

Обязательно ли молиться по установленным правилам?

– Что значит установленные правила?

Все-таки можем своими словами молиться? Какое-то свое творчество в этом проявлять?

– Конечно. Если мы откроем молитвослов, утренние молитвы, молитвы на сон грядущим или правило ко Святому Причащению – мы часто видим, чья это молитва: Макария Великого, Иоанна Златоуста... Человек же своими словами молился, он же еще не был прославлен в лике святых. Поэтому, безусловно, можно и нужно молиться своими словами. Но если мы попробуем вдруг, особенно если нет навыка чтения молитвенного правила, то окажется, что при всей искренности и всем желании у нас может это просто не получиться. Что называется, двух слов связать не сможем. Потому что молиться тоже надо уметь. И, читая молитвенное правило, мы научаемся молиться, приобщаемся к опыту святых, которые так молились. Мы просвещаем свой ум их просвещенным умом. Мы соприкасаемся с опытом молитвы святых людей. И, таким образом, сами учимся молиться.

Вопрос телезрительницы: «Мы молимся ко святым, святые за нас молятся ко Господу. Когда наступает смерть, душа отделяется от тела, но всеобщего воскресения мертвых еще не было. В каком виде святые предстоят пред Господом?»

– Тут несколько вопросов. Мы можем молиться и Богу. Это не значит, что мы не можем Богу молиться. Мы просим молитвенной поддержки: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Или: «Святой угодник Божий Николай (Алексий, Владимир), моли Бога о нас». Да, мы призываем молитвенную помощь святых и не сомневаемся, что они имеют большее дерзновение перед Богом. Мы просим и живых людей помолиться, будь то церковная молитва или записки ради того, чтобы священник или диакон помолился. Иногда просим своих близких друзей, братьев и сестер по вере: помолись за меня (когда какие-то случаи испытаний, болезни, переживаний, в случае каких-то особых обстоятельств). Молиться друг за друга – это в духе христианской любви. Молитесь друг за друга. Это очень важно.

Поскольку все люди святые, о которых мы говорили, преставились и их тело похоронено, а душа предстала пред Богом, то они, конечно, Духом молятся. Тело-то их еще не воскресло, как совершенно справедливо наша слушательница сказала. Они духом предстоят перед Престолом Божиим, созерцают славу Божию и возносят к Богу свои молитвы.

Да, я думаю, все верно. А вообще, во время молитвы должен ли что-то человек ощущать?

– Ни в коем случае не надо искать особенных ощущений. Это прямой путь к прелести. Бывает действительно такое, можем в литературе христианской, аскетической встретить умиление, свет, радость, тепло, даже огонь. Это особенные переживания. Господь может нас одарить, наградить подобными переживаниями, но их не надо искать специально. Если искать, то это некий путь к гордости и самообману. Враг рода человеческого может сыграть злую шутку с нами, прельстить нас. И мы возомним себя способными к молитве, к каким-то особым благодатным ощущениям, переживаниям.

Я могу поделиться своим наблюдением. И многие священники, дерзну сказать, что все люди, которые служат Церкви Христовой и все давно воцерковленные подтвердят этот опыт наблюдения: новоначальный, делая первые шаги в христианской духовной жизни, может испытывать какие-то особенные, действительно благодатные переживания. Это радость, умиление. Он не ищет их специально. Это как подарок от Бога, как некий дар, некий аванс. Бог показывает нам, как может быть. Он делает нас причастником опыта молитвы Церкви, молитвы святых. Мы недостойны этого переживания. Мы еще не умеем молиться. У нас еще нет опыта аскетической жизни, опыта борьбы, победы над своими страстями, опыта сердечной молитвы. Но Господь, как бы показывая нам, что это реальность, может нам это подарить, показать, явить. А потом это проходит. Потому что мы действительно недостойны этого, мы не умеем молиться, у нас нет подлинного покаяния, нет подлинной духовной жизни. И это становится, с одной стороны, воспоминанием, которое нас поддерживает, с другой стороны, становится некой целью, что мы можем так.

Вопрос телезрительницы Елены из Москвы: «В словах вечерней молитвы такие слова: „…дай мне безмечтание”. Что подразумевается под мечтанием?»

– Что такое мечтание? Человеку свойственно приятно помечтать о чем-то хорошем. Но, по большому счету, это есть как раз некое прельщение, уход от реальности. Переход в заоблачные грезы, когда человек не имеет реальной духовной жизни, в облаках витает. И мы просим Бога, чтобы Он нас от этого избавил. Хотя в силу нашей немощи, нашей природы нам это свойственно в какой-то степени.

Плохо ли мечтать? Мне нравятся такие рассуждения по этому поводу: чтобы мечты стали целями. Человек может о многом мечтать, но ничего не делать. И это тогда просто самообман, самопрельщение. Если мечта остается мечтой, то это бесцельно. Она должна стать целью. Ну а в молитвах речь идет о прельщении. Чтобы человек сохранял трезвение.

А что делать, если совершенно ничего не чувствуешь, когда молишься? Когда думаешь, что Господь тебя не слышит?

– Надо знать, что Господь нас не только слышит всегда. Он даже знает помышления наши, даже всякое движение нашего сердца, ума. В этом не надо сомневаться. Но бывает так, что ничего не чувствуешь, не можешь сосредоточиться. Часто хорошо знакомые слова человек уже почти наизусть знает, читает – и как об стенку горох.

Тут я предложу следующее размышление. Богу приятно наше усердие, наш выбор, наш молитвенный труд, молитвенный подвиг. Мы сознательно, несмотря на то что это тяжело, уделяем этому время, силы, стремимся к богообщению. И Бог примет наше усердие. Когда, превозмогая свою немощь, мы продолжаем совершать молитвенное правило, без сомнений, Господь примет это.

Я слышал советы от опытных духовников, они мне кажутся очень полезными. Поделюсь этими советами. Как раз в такой ситуации можно оставить текст из молитвослова и почитать просто Иисусову молитву. Или просто попросить: «Господи, помилуй». Или, может, даже своими словами помолиться: «Господи, прости мое окамененное нечувствие. Ничего не чувствую, не понимаю. Не получается молиться. Прости меня, научи меня молиться». Знаете, мне кажется, беда многих – мы всегда спешим и опаздываем. Утром мы спешим на работу – метро, транспорт, пробки, вечером уже хочется спать, и наша молитва становится поспешной, потому что нам нужно быстрее все прочитать. Но ведь можно поступить по-другому.

Можно, никуда не спеша, помолиться, допустим, десять минут, и не нужно стараться за эти десять минут прочитать все, что хочется или что положено. Можно поставить таймер и десять минут внимательно, не спеша помолиться; сколько успеешь, столько успеешь. Это лучше, чем стараться во что бы то ни стало все вычитать, без конца отвлекаясь и глядя на часы. Может оказаться так, что эти десять минут, выделенные для молитвы, увлекут, захватят ум, ввергнут нас в молитвенное состояние, и, если позволит время, мы продолжим молиться.

Вопрос от телезрителя: «Нам советуют читать две основные молитвы. Одна из них – молитва „Отче наш”, ее завещал нам Христос, а вторая – Иисусова молитва. К чему же тогда целые тома молитв из молитвословов, ведь в них нет ничего существенно нового?»

– С этим можно согласиться, но только отчасти. Говорят, что в Иисусовой молитве заключено все Евангелие, но это не значит, что Евангелие не нужно читать. И, бесспорно, молитву «Отче наш», которую оставил нам Сам Христос, можно назвать нашей главной христианской молитвой. Тем не менее другие молитвы, которые мы читаем, просвещают нас, учат покаянию, смирению. В них содержится опыт, зафиксированный молитвой святых людей. И здесь не просто кто-то решил: «А давайте сочиним молитву, которая войдет в молитвослов».

И, конечно же, нет никаких томов молитвословов – молитвослов обычно помещается в одной книжечке. Святой не сочинял для нас молитву, он ею молился. Его святая душа так предстояла перед Богом, так обращалась к Нему, и, читая эти молитвы, мы учимся у опыта святых, приобщаемся к этому опыту.

Можно говорить о томах богослужебных книг, например, о Минеях на каждый месяц, которые могут состоять не из одного тома, а из двух или трех томов. Есть богослужебные книги Октоих, Постная триодь, Цветная триодь и другие. Церковь прославляет Бога сообразно веками сложившемуся уставу на каждый день. В Священном Писании есть слова о том, что в Церкви все должно быть благообразно и по чину, и порядок богослужения существовал всегда.

Христианское богослужение во многом произошло из богослужения иудейского. Апостолы были иудеями, и когда они начали совершать христианское богослужение, они исходили из богослужения, которое было в Ветхозаветной Церкви, и Христос ничего не говорил против этого богослужения. На праздники Он приходил в Иерусалимский храм вместе со Своей семьей, а затем уже один, и Он Сам не нарушал, а исполнял закон. Он ведь пришел не только исполнить букву закона, но и наполнить его полнотой смысла, поэтому Он приходил в синагогу и читал Писание, и об этом мы знаем из Евангелия.

Красота православного богослужения, прославление Матери Божией, святых, прославление тех или иных икон – это потрясающей глубины неисчерпаемое сокровище духовного наследия, духовной жизни. Мы приобщаемся к этому, совершая богослужение в храме, совершая домашнее богослужение, домашнюю молитву.

Но можно ли молиться только молитвой «Отче наш»? Я думаю, что можно. Почему нет? Можно ли молиться только Иисусовой молитвой? Конечно, можно, и такие примеры мы знаем. Но это вовсе не означает, что богослужения нужно из нашей жизни исключить, что молитвословия, о которых мы говорим, будут лишними в домашнем богослужении.

А если человек оставил молитву, как к ней вернуться?

– Вы имеете в виду, оставил молитву на пять минут или вообще оставил?

Вообще оставил молитву. Раньше молился, а теперь молиться перестал.

– Такие испытания, бывают, они известны. И даже известно про некоторых святых, что они переживали такой опыт в своей духовной жизни – некое охлаждение, расслабление, богооставленность. В этом случае нужно захотеть вернуться к молитвенному состоянию, попросить Бога о том, чтобы Господь помог начать молиться, и обязательно делать над собой усилие.

Может быть, нужно начать не с большого правила, а с малого: внимательно прочитать одну-две молитовки, на следующий день – три молитовки, помолиться пять минут, но внимательно. Нужно просить Бога, чтобы Он вернул молитву, и обязательно самому делать усилие, потому что и без Бога человек не сможет, и без своих усилий ничего у него не получится.

А что значит «постоянная молитва» и всегда ли нужно к ней стремиться?

– Вспомните слова апостола: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Я считаю, что это очень важный вопрос. Здесь уместно осознавать, что, конечно же, непрестанная молитва – это не постоянное чтение того или иного правила, потому что это невозможно, ведь человек должен спать, есть, ходить на работу, на учебу, уделять время общению с близкими.

Нужно жить в присутствии Бога, имея память о Боге. Молитвенное предстояние перед Богом должно быть постоянным, правда, это тоже непросто, и это уже удел людей совершенных, но именно к этому мы призываемся словами апостола: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите.

Начинаешь какое-то дело – попроси: «Господи, благослови! Помоги мне совершить это дело правильно». Можно прочитать Иисусову молитву или хотя бы просто попросить: «Господи, помилуй!» Чувствуешь, что подкрадывается мысль осуждения, скажи: «Господи, благослови этого человека. Прости меня, я не хочу его осуждать». Такая жизнь в Боге и есть непрестанная молитва.

«Зачем нужно читать Псалтирь и как правильно читать Псалтирь дома?»

– Псалтирь – замечательная духоносная Книга Священного Писания, Ветхого Завета. Это основа еще ветхозаветного православного богослужения. Псалтирь постоянно используется в нашей церковной молитве. Она полностью прочитывается в разных частях всенощного бдения, присутствует и в Литургии.

И дома это очень полезное, назидательное, красивое духовное чтение. Можно читать, допустим, по кафизме в день, и очень хорошо, если это получается. Кафизма – это в основном девять псалмов, три «Славы» по три псалма. Бывает, что прочитывать кафизму в день тяжело, тогда можно читать по одной «Славе» или трети кафизмы. Можно прочитывать по одному псалму в день, было бы усердие читать каждый день понемножку.

Обычно для тех, кто начинает молиться, чтение Псалтири становится любимым чтением, потому что душа словно поет, раскрывается вместе со словами Псалтири. Псалтирь можно читать сидя, если у человека больные ноги, болит спина, если он устал. А вообще греческое слово «кафизма» переводится на русский язык как «сидение», «седален».

Вопрос от телезрителя: «Скажите, как правильно учить детей молитве? И с какого возраста детей лучше это делать?»

– Учить детей молитве лучше всего своим личным примером. Если ребенок видит, что мама и папа встают перед иконами и молятся, он обязательно захочет подражать им в этом. Дети хотят быть взрослыми, они хотят поступать так же, как поступают взрослые, поэтому самое лучшее научение ребенка молитве – личный пример.

Но когда маленьких детей, даже подростков заставляют читать большие правила, для них просто непосильные, это неправильно. Я знаю немало примеров, когда ребенок в семь-восемь лет вычитывал чуть ли не целиком три канона и Последование к Причастию. Конечно же, для него это очень тяжело, и это неправильно. Правильно поступают в тех семьях, где утром или вечером (тут уж как получается) все вместе молятся короткое время.

Это не значит, что ребенок должен читать полное молитвенное правило на сон грядущим, для него это непосильно. И не нужно, чтобы он стоял и слушал, как папа или мама читают вслух молитвы. Можно вместе с ребенком помолиться начальными молитвами, начиная с молитвы «Царю Небесный» и заканчивая молитвой «Отче наш», а затем уложить его спать или разрешить ему еще немножко поиграть.

Общая молитва станет для ребенка навыком, и если он полюбит молитвы, если он почувствует их, то сам захочет этого и сам будет молиться. А заставить ребенка молиться невозможно. Впрочем, до какого-то времени мы сможем его заставлять, а потом только отобьем у него всякое желание молиться.

Батюшка, дайте краткое наставление нашим дорогим телезрителям.

– Я бы пожелал и себе, и вам, Павел, и всем нашим телезрителям полюбить молитву, потому что мир молитвы действительно удивительный, он соединяет нас с Богом. И если мы молимся, то и вера наша крепнет, и мы чувствуем присутствие Божие в нашей жизни.

Записали:
Елизавета Агина
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс