Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Очень хотелось бы завести такой учебник, где с первой главы расписано, Кто такой Бог, как строятся наши взаимоотношения, что нужно сделать для того, чтобы в Него поверить, и так далее. Конечно, по идее, это некий катехизаторский учебник, но он все-таки не самоучитель. Самому научиться верить в Бога сложно или даже невозможно, если только Сам Господь не вмешивается в твою жизнь, не приходит к тебе и не говорит: «Пожалуйста, обрати на Меня внимание. Я готов тебя всегда выслушать. Я тебя люблю». Я не знаю людей, к которым было такое обращение, хотя такие люди наверняка были. Так вот, можно ли научиться верить в Бога?
– Это очень интересный и важный разговор. Есть несколько подразделов, или ступеней, в научении вере в Бога. С одной стороны, мы знаем то первое мгновение или какую-то призывающую благодать, благодаря которой человек совершает свои первые шаги в Церкви, вообще в сторону Господа, когда начинаются размышления в отношении того, кто он такой, зачем живет в этом мире, что наверняка есть что-то помимо этой материи.
В особенности люди начинают задавать эти вопросы тогда, когда появился какой-то проповедник или возникло Евангельское слово, кто-то сказал о христианстве, о Христе, и в душе человека начинает происходить определенная рефлексия, то есть он начинает себя относить как-то ко Христу и к тому, что он услышал. Такое начало бывает в результате жизненных потрясений: когда кто-то умирает, например, в семье или что-то происходит с личной жизнью. Начинаются сомнения в самой жизни. Но если человек был крещен в Церкви или так или иначе знает о Боге, о Христе, он хотя бы подсознательно знает, куда можно прийти, чтобы дальше начать путь воцерковления.
Здесь важны та причина и искра, в результате которой человек делает первые шаги. Но научение вере в Бога продолжается в течение всей жизни. Мы в Евангелии не раз видим, как апостолы веруют во Христа вновь и вновь. Христос превращает воду в вино, например, и написано, что апостолы уверовали в Него; Христос приумножает хлеба или воскрешает из мертвых, и апостолы вновь веруют. В Евангелии отметим, может, несколько десятков раз, когда евангелисты говорят о каких-то этапах обновления веры или узнавания Бога с новой стороны.
Конечно, самое грустное, когда человек стагнирует. Все мы так или иначе расположены к тому, чтобы совершать одни и те же действия или одинаково думать. Так скажем, идти по знакомым тропам, подобно зайцу в лесу, который ходит только по знакомым дорожкам. Так и человек выбирает безопасные для себя тропы, и это не дает ему возможности перейти на новую стадию взаимоотношений с Богом.
Очень важно хотеть совершенствоваться, понимать, что ты только в начале своего духовного пути, когда ты новообращенный, а дальше начинается духовная работа. И она на всю жизнь. Как говорит апостол Павел, человек должен иметь различение духов, то есть понимать, что от Бога, что Евангельское, а что относится к человеческим суевериям. Мы, к сожалению, привносим в Евангелие, в Православие, в христианство много инородных элементов. Именно они для нас часто самые ценные, и мы можем иногда всю жизнь вокруг именно этого элемента блуждать и водить людей за собой. Иногда из этого образуются целые секты и культы.
Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Мне в феврале исполнится 60 лет. Я из семьи неверующих. Меня не водили в церковь. Я была пионеркой и комсомолкой. Я думаю, что я верю в Бога. Но замечаю за собой, что забываю вот эти простые слова Господа, которые иногда пишут: не бойся, ибо Я с тобою. Верующий человек спокоен, терпелив, а я иногда бываю в панике. Как нам, бывшим пионеркам и комсомолкам, научиться не забывать эти слова? Что для этого надо сделать?»
– Замечательно, что мы вообще фиксируем тот момент, что находимся в каком-то особом страхе или трепете перед настоящим или будущим, когда мы это уже исповедуем Богу и Господа просим прийти в нашу жизнь или исцелить именно вот этот момент такого переживания. То есть мы фиксируем, что в нашем уповании еще имеем какую-то часть недоверия Богу. Нам кажется, что, если бы ситуация была полностью в наших руках, мы были бы более спокойными, было бы более надежно. Но это свойство человеческой психики.
Нужно понимать: как бы мы ни были вооружены какими-то возможностями и как бы ни казалось будущее стабильным, все может быть по-другому. Нельзя к чему-то приготовиться на 200%, к тому же мы замыкаемся в нашей собственной самости, предполагая, что мы лучше Господа позаботимся сами о себе. Хотя, с одной стороны, мы сами не должны, как говорится в поговорке, плошать, но при этом и Богу оставлять возможность позаботиться о будущем, как Он считает лучше в этом смысле. Это один момент.
Другой момент заключается в том, чтобы стараться учиться. Это одно из направлений в жизни, благодаря которому с Богом можно переходить на новые взаимоотношения. Нужно стараться смотреть на собственную жизнь с точки зрения того, что как будто бы все уже кончилось, мы уже прожили, прожили наши внуки, позабыли наши имена, наши могилы заросли травой, наши имена уже стерлись из истории. Мы смотрим на все уже с позиции вечности, как отчасти на это смотрит Екклесиаст. Но у него пессимистичные рассуждения: суета сует, все суета!
Екклесиаст был ветхозаветным мудрецом, а мы – христиане и знаем, что Христос победил смерть. Поэтому если мы, так же смотря с позиции вечности на то, что происходит, будем стараться с особым вниманием и сосредоточением пытаться делать это, добиваясь духовного и душевного спокойствия, то, мне кажется, это помогло бы. Я знаю, что людям этот прием (назовем его так) помогает быть спокойным в отношении того, что происходит сейчас или будет происходить дальше. Потому что все относительно. Мы не можем контролировать все нюансы в жизни. Мы должны, как говорит Христос, заботиться о том, что нам декларирует этот день, заботиться об этом дне. А проблемы завтрашнего дня придут завтра. Завтра будет новый день, и завтра мы их будем решать.
У нас с Вами есть один знакомый священник, который все время радуется. Он все время в хорошем настроении, все время улыбается. А еще у нас с Вами есть один знакомый мирянин, который тоже всегда находится в позитиве, несмотря на то, что он бизнесмен и у него есть всяческие проблемы. И того, и другого объединяет какая-то неугасаемая радость в христианстве.
– То, о чем вы сейчас сказали, – это тоже одна из важных духовных ориентаций в жизни, которую я бы порекомендовал иметь всем православным христианам: учиться благодарить Бога каждый день и радоваться каждому прожитому дню или тому, что мы открыли глаза, радоваться тому, что завтра будет лучше. С одной стороны, мы стареем и приближаемся к нашей смерти, а, с другой стороны, мы ближе к Господу, как говорил апостол Павел. Поводов для радости достаточно много.
Способность учиться сосредотачивать ум и внимание на благодарении Бога и на радости приводит в каком-то смысле к ангельскому прославлению, когда молитва совершается уже в контексте хвалы Бога за то, что Он есть, за то, что мы есть, когда наша молитва отторгается от эгоистичных элементов. Когда мы благодарим Бога за конкретные вещи, допустим, за то, что нашли сегодня клад на своем огороде, это благодарность сиюминутная, эгоистическая, имеет временный характер...
Вопрос телезрителя из Белгорода: «По этому вопросу Христос сказал: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную. У меня вопрос. Чтобы научиться этому, нужно опираться на знания или же, как сейчас модно, искать чудеса, опираясь на чувства? Но искание чудес ведет к тому, что нужно искать все больше и больше чудес, и это процесс бесконечный».
– Знания представляют собой только один пласт, одну сферу способностей человека – рациональную, когда мы можем разложить в сознании факты, какие-то эпизоды в определенной последовательности и осуществить взаимосвязь между ними. Рациональные знания необходимы для того, чтобы наши интеллектуальные способности были максимально напряжены и работали в отношении Бога, чтобы Бог не представлялся как нечто неизведанное. С одной стороны, Бог неописуемый, неопределяемый, Его не облечь ни в какие термины, тем не менее Он явился в Лице Иисуса Христа и был весьма конкретен, ощутим. И то, что в Православной Церкви есть в плане вероучения и догматов, мы как православные христиане обязаны изучать, знать и передавать нашим духовным ученикам и детям, которые начинают свою христианскую жизнь.
Другой путь – искание чудес. Здесь мы попадем в положение иудеев I века, которых Христос обличал, говоря им, что они ходят за Ним потому, что ждут чуда, когда Он приумножит хлебы, например. «Но не будет вам никакого чуда, кроме Моего восхождения на Крест» – так Он сказал однажды, если помните.
То есть, с одной стороны, Бог творит чудеса по необходимости. Например, когда видит Иаира, оплакивающего умершую дочь, или вдову, которая оплакивает умершего сына. Но Бог не творит чудеса ради фокуса, чтобы показать супершоу людям, чтобы они, вдохновившись и изумившись, толпой пошли за Ним. Христос знает, что в этом нет никакой любви и нет никакой доброй воли. Здесь есть только внешнее впечатление.
Человек, настроивший себя на чудеса, будет радоваться чудесам как в Православной Церкви, так и в буддизме или в каких-то других сообществах. Идет речь о впечатлениях. Тем более современная культура нам показывает, насколько она может манипулировать человеческим сознанием благодаря созданию супершоу. Сегодня люди погружаются в метавселенную, где могут прожить целую жизнь. Думаю, пройдет совсем немного времени, и сознание сможет находиться в метавселенной, может быть, даже никогда не выходя из нее. Там столько будет чудес и всякого необычного! Тем не менее это не приведет к Богу и не будет тем, что имеет религиозный посыл.
Недавно на вечерне мы пели: «Ты еси Бог, творяй чудеса». И я вдруг вспомнил апостола Фому. Мы все время говорим, что он был Фома неверующий, вспоминая эпизод, когда он говорил, что не поверит, пока не вложит перст в раны Христа. А может быть, это та вера, которая нам сейчас особенно нужна? Чтобы, зная, что Бог творит чудеса, оставаться в какой-то мере и человеком, склонным поверить в чудеса, увидев, как Фома, их реальность.
– Так и есть. Помимо того, что уже было нами отмечено как важные эпизоды в научении христианской вере, я хотел бы добавить еще два важных направления. Мы уже сказали о радости, о благодарности, которую должны учиться воздавать Богу в течение каждого дня или ежеминутно, если это возможно. Также наставить на новый уровень взаимоотношений с Богом может и такое важное качество, как смирение перед Богом. Но смирение не в том контексте, что встречается иногда в различных не очень хорошо написанных брошюрах, а смирение, которое в аскетической практике преподносится формулой, чтобы христианин почитал себя самым грешным на земле. Часто в мирской среде этот тезис имеет буквальную плоскость выражения: люди начинают сыпать на свою голову пепел, каяться и в поиске самых мелких грехов или тайных желаний видят цель этой формулы, этого тезиса почитания себя как самого грешного перед Богом.
Но, вчитавшись и узнав, о каком смирении идет речь, открывается несколько другая картина смирения. Смирение убеждает человека прежде всего в том, чтобы он какие-то свои добродетели, добрые дела не выставлял как повод для ханжеского отношения к Богу. Мол, вот, Господи, я пощусь, молюсь, не делаю того и этого. Тогда-то я сделал что-то плохое, и Ты меня наказал, и правильно, что наказал. А здесь я был хорош... То есть устанавливаются какие-то торговые отношения, недопустимые между христианином и Богом. Часто мы сами не замечаем, что становимся в подобного рода порочные отношения с Богом.
Вопрос телезрительницы из Москвы: «У меня есть внучка, она в детстве ходила в церковь вместе со мной, просила меня научить ее молиться, и мы с ней учили молитвы. Но сейчас я ее спрашиваю, почему она не ходит в церковь, она говорит: „Бабушка, когда я была маленькой, я думала, что Бог – это волшебник, а сейчас я понимаю, что Он не волшебникˮ. Я готова была ответить, что Бог волшебник, и в моей жизни произошло много чудес, но в тот момент не стала так отвечать, потому что не была уверена, правильно ли ей отвечу. Как бы Вы ответили моей внучке на этот вопрос? Как я понимаю, Бог помогает всегда, но Он видит, как, где и когда лучше помочь».
– Мы знаем, что первоначально человек, воспитываясь в семье, обретает так называемую детскую веру, детские представления о Боге, о Церкви. Потом, когда наступает сложный и ответственный подростковый возраст, происходит переосмысление всех старых доктрин, в том числе по отношению к родителям, миру, самим себе. Человек изменяется, становится взрослым. И это очень важный и ответственный период, чтобы мы, родители или учителя Православной веры, фиксировали этот момент, что это уже не ребенок, а почти взрослый человек, и он нуждается в следующей стадии познания Бога. То есть должен возникнуть новый уровень в нашем общении.
Здесь лучше, чтобы мы не ограничивались одним ответом, волшебник Бог или не волшебник. Если мы общаемся с подростком в бытовых моментах жизни, то нужно давать уже взрослое знание о Боге, делиться духовным опытом. Сказать, что Бог творит чудеса, когда это необходимо для нашего спасения или какого-то наставления. Но относиться к Богу как к волшебнику – это что-то магическое, как будто мы язычники. Все-таки мы должны вырасти из язычества и научиться относиться к Богу как к Личности, Которая нас любит до предела, отдав Себя в жертву на Кресте, умерев за нас, и находить возможность откликаться на эту любовь, приобщаться Тела и Крови Господа Иисуса Христа вместе с братьями и сестрами, делиться этой радостью с другими окружающими, быть благотворителями. И так далее. То есть надо обновлять веру молодого человека уже по-взрослому. Потому что старую проповедь он уже не примет, он вырос и будет смотреть на это как на сказку.
Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Как бы свято и праведно человек ни жил, может ли он оставаться без греха? Святые отцы считали себя грешниками по смирению».
– Здесь важно знание, которое мы имеем о Христе Иисусе: что подлинный святой в этом смысле только Он, Христос. Все, кого мы почитаем как святых, кого Церковь канонизирует, проявили действие Святого Духа в своей жизни, в жизни окружающих людей и стали примером для других. И они, как и все люди на земле, тоже нуждались в спасительной жертве Христа. То есть они не были идеальными людьми, они не избавились при жизни абсолютно от всего зла или греха. Поскольку, если бы это произошло, мы должны были бы изменить церковное вероучение, сказав о том, что были люди, которые своими силами достигли совершенства, и Христос им не был необходим... Все-таки человек тем и определяется, что зло так или иначе присутствует в нем до конца его жизни. Как минимум, в форме болезней, смерти, различных страданий на душевном, телесном или духовном уровне. Дело здесь заключается в том, насколько искренне человек стремится к Богу, стремится полюбить Его и окружающих.
Мы затронули очень много тем, связанных с возможностью или невозможностью научиться вере в Бога. Но есть еще один момент в этом научении – Божественная литургия. Во-первых, научиться вере невозможно без молитвенного обращения к Богу. Бывает, человек просто заставляет себя ходить в церковь, еще не понимая Литургии, церковнославянского языка и не участвуя в полной мере в этом святом процессе. Что нужно сделать, чтобы Литургия стала главным научением, с помощью которого человек смог бы научиться вере в Бога?
– Очень важно, когда человек фиксирует этот момент, что у него есть проблема: что он не понимает Литургию, но хочет ее понять. Здесь уже сформулировано обращение, просьба к Богу: «Господи, научи меня, покажи мне, как действовать, как познавать Тебя, чтобы во время Евхаристии быть Телом Твоим». Мы знаем, чем является Церковь. С одной стороны, это обращение к Богу в молитве. С другой стороны, это дисциплина, когда человек выделяет время, читает известные книги по литургике, церковному уставу. Сейчас есть очень много записей в интернете в аудиоформате, и, если нет возможности читать, можно просто слушать это в течение недели.
Часто, к сожалению, человек этот вопрос и не задает. Он что угодно может слушать, смотреть, читать какие угодно журналы, книги, но не то, что имеет непосредственное значение для его духовной жизни и касается Божественной литургии. То ли он не хочет дальнейшего духовного роста и ему достаточно того, что есть, то ли вообще не фиксирует, что есть проблема в этом смысле.
А если мы еще начнем понимать Евангелие на церковнославянском языке и научимся обращаться к Господу теми словами, которые написаны внутри нашего сердца, и словами святых, тогда вообще будет просто замечательно. То есть путь познания велик и разнообразен… Благословите наших телезрителей.
– Господь Иисус Христос да благословит нас в эти святые дни.
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.