Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1191) → 10 февраля – память священномученика Владимира Пищулина

10 февраля – память священномученика Владимира Пищулина

№6 (1191) / 6 февраля ‘23

Церковный календарь

Братья и сестры, сегодня мы поговорим об обновленчестве. В народной среде бытует мнение, что любое изменение богослужения или церковной традиции является уклонением в обновленчество, особенно если это касается применения русского языка или изменения устава. Однако здесь скрывается коварная подмена понятий.

Поясним на примере. Сейчас в нашей Церкви, слава Богу, идет евхаристическое возрождение. Наше Священноначалие формулирует общецерковные документы, которые подтверждают, что такое положение дел является не только нормой, но и возвращением к исконной христианской традиции, когда церковная община не мыслилась без участия всех ее членов в таинстве Причастия.

Но менее 100 лет назад евхаристическая жизнь мыслилась совсем иначе, точнее, она просто отсутствовала. Миряне, чтобы формально называться православными, не облагаться дополнительными налогами и не иметь юридических проблем в обществе были обязаны причащаться раз в год, «для галочки». Такова была печальная традиция синодального периода Церкви. И когда Русская Православная Церковь прошла через горнило гонений и расколов, то в ней стало просыпаться осознание того, что только Евхаристия может быть в центре духовной жизни как каждого отдельного христианина, так и Церкви в целом.

Конечно, мы знаем имена святых дореволюционных проповедников и популяризаторов частого причащения мирян, и главным из них можно назвать святого праведного Иоанна Кронштадтского. Но обновленческий раскол опорочил саму идею возвращения к истокам православной традиции. Обновленчество (его приверженцы называли себя «Живая Церковь») – это раскольническое движение в русском Православии, возникшее после революции 1917 года. Обновленцы выступали против управления Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима. В период наибольшего влияния – в середине 1922–1923 годов – более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур.

И у обновленцев действительно были привлекательные идеи, иначе к ним не ушло бы такое количество духовенства (даже будущий Патриарх Сергий (Страгородский) был какое-то время в их числе). Но предательство обновленцами Матери Церкви перечеркивает все благие начинания. Через этот раскол лукавый опорочил саму идею обновления Церкви.

Мы вспоминаем сегодня святого из числа бывших обновленцев. Священномученик Владимир родился 6 июня 1889 года в городе Костроме в семье чиновника Федора Пищулина, служившего в окружном суде. Окончив в 1908 году Витебскую гимназию, Владимир решил пойти по стопам своего отца и поступил на юридический факультет Московского университета.

Однако занятие юриспруденцией пришлось ему не по душе, и он перевелся на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Окончив его в 1914 году со степенью кандидата филологических наук, он получил должность доцента Санкт-Петербургского университета и преподавал логику, психологию и литературу.

После Февральской революции 1917 года Владимир Федорович переехал в Витебск и, вступив в кадетскую партию, стал секретарем Витебского отделения партии. После Октябрьского переворота он вернулся в Петроград. 24 декабря 1919 года Владимир Федорович был рукоположен во диакона, а 1 января 1920 года – во священника и назначен настоятелем Николаевского храма на Моховой улице при Доме слепых. Затем он служил в Казанском соборе и храме Святых Праведных Захарии и Елисаветы, где настоятелем в то время был будущий руководитель обновленцев протоиерей Александр Введенский.

В 1921 году отец Владимир стал членом философского общества и ассистентом кафедры христианской педагогики Петроградского богословского института. В 1922 году отец Владимир Пищулин был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, но по ходатайству протоиерея Александра Введенского вскоре освобожден. 5 сентября 1922 года священника арестовали по обвинению в антисоветской деятельности и 26 сентября того же года приговорили к трем годам ссылки в Оренбург. Здесь он перешел к обновленцам.

Вернувшись в Петроград, священник Владимир Пищулин 9 декабря 1924 года был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 8 марта 1925 года в Казанском соборе Петрограда обновленческие архиереи хиротонисали его во епископа Охтенского, викария Петроградской епархии, и в том же году он был назначен епископом Псковским, но от назначения отказался и ушел на покой.

14 августа 1926 года он принес покаяние, и епископом Ямбургским, викарием Петроградской епархии, будущим Патриархом Алексием (Симанским) был принят в общение с Православной Церковью с оставлением в сане священника.

6 апреля 1928 года отец Владимир был арестован в Петрограде, 8 октября Коллегия ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан. По окончании срока священник переехал в Крым и поселился у родственников в Симферополе, устроившись работать в библиотеку. Отец Владимир был снова арестован 5 июля 1937 года и заключен в симферопольскую тюрьму.

10 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Пищулин был расстрелян 10 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле под Симферополем.

Святый священномучениче Владимире, моли Бога о нас!

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс