Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1190) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): В духовной жизни мелочей нет

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): В духовной жизни мелочей нет

№5 (1190) / 1 февраля ‘23

Беседы с батюшкой

Из мелочей складывается вся жизнь человека. В духовной жизни мелочей нет. Все вопросы важны: и маленькие, и большие, и насущные, и повседневные. Так что, телеканал «Союз» служит вам круглые сутки.

Вопрос: «Подскажите, прощает ли Бог грехи без Исповеди? Например, человек болеет в последние годы и не может пригласить батюшку домой из-за маленькой пенсии, а бесплатно приглашать неудобно. То, что я спрашиваю, для меня очень важно. Заранее благодарю за ответ».

– Покаяние и Исповедь – вещи разные. Для Бога важнее покаяние. Завершающим моментом покаяния становится Исповедь. Разбойник на кресте покаялся, а Исповедь принести не успел. Хотя его Исповедь можно считать публичной, потому что он сказал: «Достойное по делам моим приемлю. Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Для нас, церковных людей, важно таинство Исповеди. Конечно, бывают крайние случаи. Священник Михаил Васильев, наш герой, который погиб на Донбассе, рассказывал: «Когда начали прилетать мины, и мы были в одном окопе, мы начали друг другу исповедоваться». Вот такое чувство их посетило. Конечно, Господь принимает всякое покаяние, всякую Исповедь, особенно в экстремальных условиях. Но у нас не такие экстремальные условия – мы не на кресте, не в окопах, не перед смертной казнью. Федор Михайлович Достоевский тоже обращался к Богу в тот момент, когда по делу петрашевцев был приговорен к расстрелянию (такая была формулировка). Мы не в таких условиях находимся.

Думаю, какая-то лепта священнику не должна стать препятствием. Можно позвонить в епархию, объяснить ситуацию, что вы хотите пригласить священника для совершения таинства. Вознаграждение подразумевается, но это добрая воля человека. Многие батюшки с пониманием к этому относятся. Девять человек не дадут, десятый даст за всех. Поэтому не надо этим смущаться. Мы наде-емся на то, что Господь простит наши грехи, Он долготерпелив и многомилостив, но церковное таинство Исповеди нужно, оно завершает дело покаяния.

А иногда бывает Исповедь без покаяния. Прощаются ли грехи, если Исповедь состоялась, молитва прочитана, а раскаяния никакого не было? Я думаю, что автоматом ничего не прощается, пока человек не осудит самого себя и не раскается.

Федор Михайлович Достоевский говорил: самое главное, не врать себе. Ум – подлец, любую гадость оправдает...

Не надо ничего мудрить, просто искренне сказать: «Господи, я последняя свинья». Вот это покаяние. Не надо говорить: мол, она соблазнила, она сказала, мне налили, мне предложили... Мужчины, бывает, говорят: мол, я из сострадания, пожалел ее, она с ребенком, она меня пригласила... И так далее. Ты что, обалдел? Ты женатый человек! Что значит пожалел? А ты жену свою не пожалел? Надо просто сказать: «Влип, Господи, каюсь, прости, дурака старого». Не надо себя оправдывать. Человек на Исповеди может все рассказать, а внутри не покаяться. А если один раз с катушек слетел, дальше иногда летят без удержу.

Федор Михайлович Достоевский говорил, что во всем есть черта, преступив которую, обратно воротиться уже невозможно. Если человек один раз предал или один раз изменил, то чего дальше ждать?..

Была очень интересная жизненная ситуация с актером Олегом Борисовым. Я всегда им восторгалась как актером, а когда узнала об этой ситуации, восхитилась как человеком. Он должен был сниматься в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» и играть Достоевского. Но режиссер настаивал на эпизоде, когда по сценарию Достоевский показывает фигу иконе. И Борисов сказал, что Достоевский не мог этого сделать, и он так делать не будет. Представляете, он уже отыграл какую-то часть, но сказал нет. Причем он знал, чем это ему грозит. После этого отказа его очень много лет не приглашали сниматься в кино. Советское время...

– Исповедник... Наверное, он любил Достоевского и знал об этом. Себе не надо врать: мол, это кино такое. Есть такая черта, переступив через которую невозможно вернуться. Молодец!

Молодец! Его можно уважать не только как актера, но как человека прежде всего. Очень долго после этого его не снимали.

– Итак, звоните батюшке, приглашайте и не обращайте внимания на финансовую сторону.

Вопрос: «Мне кажется, когда я была молодой и незамужней, я больше верила в Бога, читала больше молитв, меньше грешила. Сейчас растолстела, много ем, устаю. У меня много забот: муж, пять детей, двое из которых инвалиды, двое стариков, почти лежачих. Молитвы рассеянные, краткие, на ходу. Хотя ходим всей семьей на Причастие. Могу накричать на мужа. Жалею себя, никто так не живет, как я. Хочу отдыха, покоя. Надеюсь на милость Божию, что попаду в Царство Небесное. Как мне исправиться?»

– Мать-героиня. Конечно, Господь не оставит за такие труды. Кто-то из мудрых людей сказал, что, когда женщина рожает, она дарит миру человека, а ее задача – подарить Небу ангела. В наше время в семьях или нет детей, или один ребенок. В добрые светлые времена я был на Афоне, разговорился с водителем-греком, который мог говорить по-русски, и спросил его из любознательности, сколько в Греции в среднем в семье детей. Он сказал, что чаще или совсем нет, или один. Как так? Он говорит: «А вот так. Они до тридцати лет потаскаются, только после тридцати начинают думать о семье. И за плечами у каждого такое прошлое, что потом хотят детей, но родить не могут».

А здесь пять человек детей. Это и есть молитва. Старец Нектарий Оптинский говорил: служение женщины в семье – это служение Святой Троице. Женщина служит семье своей самоотверженной любовью. Что я могу посоветовать? Святитель Феофан Затворник Вышенский говорил: «Вы – жена, мать, хозяйка, в исполнении этих обязанностей ваше спасение. А матери, сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам. И вы ожидайте венца мученического». Святитель Феофан дает такой совет: начали готовить, например, борщ, скажите: «Господи, благослови!» Когда варите борщ, скажите: «Господи, помоги!» А когда сварили борщ, скажите: «Господи, благодарю!» И так ваше дело, начатое с молитвой, продолжающееся с молитвой и закончившееся благодарением Бога, будет уже не суета, а будет богослужением, приятным Богу.

Вы же так можете? Можете. Вот так и поступайте. А мужа надо жалеть. На пятерых детей надо зарабатывать. Поэтому нужно жить дружно.

Батюшка, а я, когда мою посуду, все время пою: «Богородице Дево, радуйся...». И знаете, как быстро посуда моется! И настроение другое. Убираю квартиру тоже с этой молитвой.

– Когда мы путешествовали по Афону, ходили пешком по 5–10 километров в день. Замечено: когда идешь и поешь молитву, дорога становится незаметной. И тогда я понял, почему крестьяне и вообще рабочие люди, работая, что-то пели – труд становился незаметным. Почему? Душа не уставала. Когда поешь, душа на подъеме...

Поэтому желаю терпения и еще раз терпения. Еще вспоминаю отца Иоанна (Крестьянкина), который говорил, что наша жизнь – как слоеный пирог: тесто, крем, тесто, крем, а сверху пудра. Тесто – это наши труды, крем – наши молитвы. Торт только из одного теста будет невкусным, торт только из одного крема будет приторным, а когда все перемежается – торт получается вкусным. Поэтому вкрапляйте в свои повседневные труды призывание имени Божия.

И еще: когда своих внутренних сил не хватает, во время своих трудов (стирки, уборки, готовки) слушайте Псалтирь. Есть Валаамский вариант, исполняет иеродиакон Герман. Помню, когда я болел ковидом и жизнь моя была на волоске, нашел в телефоне Псалтирь в его исполнении и был потрясен. Это один из немногих исполнителей, который не просто читает молитвы, а молится. В основном, молитвы читают.

На дисках есть?

– В интернете есть. Наберите: Валаамская Псалтирь, иеродиакон Герман. Не так много исполнителей умудряются запись сделать молитвой, а не просто чтением. Не в укор другим говорю. Это будет в помощь той женщине, у которой пятеро детей. Но это не значит, что в специально выделенное для молитвы время нужно слушать Псалтирь. Кстати, интересный момент: во время работы молиться можно, а во время молитвы работать нельзя.

Следующий вопрос: «Когда планировала беременность, молилась очень почитаемой святой о скором зачатии ребенка. Пообещала, что, если родится девочка, назову в честь святой. Родилась дочь. Сейчас понимаю, что мне очень не нравится это имя. Еще и родственникам не нравится. На душе камень. Могу ли я дать ребенку другое мирское имя, а крестить с именем в честь этой святой?»

Батюшка, возможен такой вариант? Или это все-таки некое лукавство?

– Я думаю, что обещание перед Богом – это слишком серьезно. По статистике, сотни тысяч людей желали бы иметь ребенка, но не имеют. Для чего она молилась? Видимо, тоже была проблема. Ведь особо по этому поводу никто не молится, как-то все само получается. А здесь человек молился, значит, были какие-то проблемы. Получается, сначала: «Боже, помоги», а когда помог – мы уже в Тебе не нуждаемся. Это как-то не честно. Нравится или не нравится имя, у вас было обещание, на которое Господь через эту святую откликнулся.

Хотите крестить ребенка с этим именем. Но называть-то вы ее постоянно будете другим именем. Обещание все равно не будет исполнено. Не знаю, какое это может быть имя, чтобы не нравилось.

Тоже не знаю. По-моему, нет имен уж совсем неблагозвучных. Анастасия, Анна, Евфросиния. Она говорит, что почитаемая святая, на ум приходят имена известных святых, у них у всех очень благозвучные имена.

– У праведного Иова было семь сыновей и три дочери: Емима, Кассия и Керенгаппух. Наверное, не с таким именем почитаемая святая. Я бы советовал поступить по обещанию.

Кому она молилась? Приходят на ум известные святые: Феврония, Евфросиния Московская, праведная Анна, Анастасия Узорешительница. У всех почитаемых святых очень красивые имена.

– В Священном Писании есть такие слова: верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

Краткий вопрос, но емкий: «Является ли курение, никотиновая зависимость, грехом, который лишает Царства Божия?»

– Дело в том, что мы на Небо пойдем не с одним только грехом курения. В нашей жизни масса других грехов... Опять же, это свидетельство верности или неверности. Старец Амвросий говорил: орел – огромная сильная птица, но если он попал в сеть одним когтем, то уже не вырвется. Так и человек: думает, что курение – вроде бы ничего особенного. Апостол говорит: всякий, творящий грех, есть раб греха. Вот ты куришь, а бросить не можешь. Если бы ты мог бросить курить, то это было бы баловство: хочу – курю, не хочу – не курю. А если ты бросить курить не можешь, ты уже находишься в зависимости, ты раб сигареты, раб греха.

Поэтому не будем себя оправдывать, не будем смотреть на других. Лучше просить у Бога помощи избавиться от этой зависимости. Много есть зависимостей: от еды, курения, компьютера. Еще худшая зависимость, чем курение, – смартфоны. У всех свои зависимости, но от них надо избавляться. Неверный в малом неверен и во многом.

Надо периодически оставлять смартфон дома и прогуливаться без него.

– Еще надо молиться старцу Амвросию. Один барин однажды у него спросил, можно курить или нет. Старец Амвросий сказал, что курить – это грех. Барин спрашивает: «А в чем грех-то? Табак – это растение, но каждое растение сотворил Господь. Если Господь сотворил, значит, это естественно». Хотел поставить этим старца Амвросия в тупик. Старец сказал: «Если бы курение было естественным, думаю, Господь Бог, когда творил человека, предусмотрел бы у него на макушке дымоход. Поскольку этого не случилось, это не естественно».

Поэтому надо молиться старцу Амвросию. Если быть в плену, в сети даже одним пальцем, и этого бывает достаточно.

Хочу добавить по поводу курения. К сожалению, в советское время в фильмах (которые я очень люблю) была героизация табакокурения. Считалось, что если молодой человек не курит, то это не мужчина. Мужчина обязательно курил. Курили дома, в кроватях, поездах...

– А я заметил, несколько лет назад началась государственная программа, запрещающая курить в общественных местах.

Да, это очень хорошо.

– Раньше, когда я приходил в больницы причащать или соборовать, лестницы все были прокурены. Сейчас ничего подобного нет. Это очень большое движение за здоровый образ жизни.

В самолетах раньше курили. Я помню, была девочкой, мы летали в Крым, и в самолетах курили. Когда самолет уже набирал высоту, можно было даже в салоне курить.

Батюшка, пожелание нашим телезрителям. Как раз идут святые дни после праздника Крещения.

– Желаю всем благодати Божией. Чтобы благодатью, которую мы получаем через святую воду, мы поделились с родными и близкими, соседями, немощными, кто не мог посетить храм. Радость разделенная – радость, умноженная вдвойне. И не забывайте про дела милосердия, особенно в эти святые дни.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс