Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1190) → Семейный психолог Елизавета Пархоменко: Дети и питомцы

Семейный психолог Елизавета Пархоменко: Дети и питомцы

№5 (1190) / 1 февраля ‘23

Учимся растить любовью

Мне кажется, это актуальная тема. Я уже однажды ее поднимала: мы ездили в кинологический клуб «Тандем» и рассказывали о том, как собаки помогают работать с трудными подростками. Вообще, на мой взгляд, тема о питомцах безгранична. Давайте начнем с того, стоит ли заводить питомца исключительно для ребенка. Или должны быть какие-то другие мотивы? Пока разберем момент, берем питомца в семью или не берем, когда у нас есть дети.

– Можно поступить и так, и так, и в каждом варианте будут свои плюсы и минусы. Я этой темой прониклась буквально недавно, когда у нас появился собственный питомец – собака. Понятно, что как психолог я часто сталкивалась с такими вопросами, отвечала на вопросы своих клиентов, и у меня были теоретические красиво разложенные представления о том, что дает питомец (особенно собаки и кошки, они все-таки выше на уровень, нежели хомячки и рыбки). Но теоретические знания – это одно. А когда у тебя есть собственный опыт, ты все видишь совершенно по-другому. У вас же тоже есть собака?

Да, есть. У нас всю жизнь были питомцы.

– Питомцы у нас тоже были всю жизнь. Со старшими детьми были морские свинки, хомяки, рыбки. И хочу сказать, рыбки – это самое ужасное: много заботы и мало отдачи, на мой взгляд. Но на собаку мы долгое время не решались. У меня была собака в детстве, я ее очень любила, и, думаю, она была мне очень полезна, но и проблем с ней было много. Поэтому мы долго не решались заводить для своих детей такого питомца, который требует очень ответственного отношения.

Кстати, когда мы завели собаку, мои старшие дети, уже взрослые, обиделись, что мы завели собаку младшим. Они сказали: «Мы так хотели! А вы нам не завели». Я, видимо, была недостаточно бдительной и внимательной мамой, потому что помню, что был разговор в какой-то момент, но даже не думала и не подозревала, что дети так сильно хотели этого. Для меня это было откровением.

То есть игнорировать просьбы ребенка о том, чтобы завести собаку, никак нельзя. Чтобы не повторять ошибку родителей Малыша из книги «Малыш и Карлсон», которые очень долго тянули с этим вопросом.

– Знаете, я не имела в виду такого дидактического смысла. Разные бывают ситуации, и я дальше об этом буду говорить. Здесь много «за» и «против». Думаю, не всегда питомец работает в психологическом смысле на пользу. Сейчас я это особенно поняла. Но это был важный для меня и интересный момент. Моя дочь Ульяна была достаточно сдержанна в эмоциях, про Катю я помню, что она говорила, но я не понимала, насколько для них тогда это было важно. Оказывается, примерно, как для Малыша. И я подумала: хорошо, что я откликнулась на просьбу младших детей. В какой-то момент я увидела, как мой сын убегает к соседям на участок, обнимается с их собакой (у них хаски), рассказывает ей все о своих детских горестях, лежа с ней в обнимку на соседском участке.

Так вот, сейчас, смотря уже через призму прожитого собственного опыта, я разбавила свои красивые представления о питомцах. Что я раньше думала о животных? У меня всегда было представление, что животные, безусловно, полезны для детей. Вот вы сказали, что ездили в кинологическую службу... А мы знаем, что есть очень много разных терапевтических направлений, связанных с животными: иппотерапия, канистерапия, общение с дельфинами. Даже появилась орнитотерапия – лечение с помощью слушания пения птиц. То есть животные действительно влияют на человека, помогают находить психологическую устойчивость, и в этом нет сомнения.

Но Вы сказали, что не во всех случаях это работает. Давайте тогда обговорим, какие же должны быть случаи, чтобы питомец стал таким вот психотерапевтом в семье.

– Начну с идеи, что питомец воспитывает ответственность. Красивая идея, но на деле я вижу, что это миф. Есть несколько мифов о питомцах, которые хочется разобрать, а потом я скажу, в чем же все-таки польза.

Убеждена: это глубокий миф, что питомец будет воспитывать ответственность. Он будет воспитывать ответственность не больше, чем все остальное в жизни. Прежде всего он будет дисциплинировать родителей и воспитывать ответственность в них. Если родители готовы воспитываться в этом плане, то вслед за родителями последуют и дети. Автоматически ответственности точно не будет, как раз даже наоборот, будет происходить обратное.

Одной из причин, почему я очень долго медлила и не решалась завести такого высокоорганизованного питомца, как собака, был пример одной нашей знакомой семьи. Очень хорошая многодетная семья, где все делается для детей. У них много разных животных. Но я всегда с ужасом смотрю на этих животных, и мне кажется, что для детей в этом скорее вред, чем польза, потому что рыбки дохнут, черепашки расползаются и пропадают, птички улетают или простужаются и умирают. В какой-то момент они завели собаку, и я наблюдала, какой совершенно необузданной была эта собака. Хорошо, когда попадается спокойный и воспитанный от природы питомец, но они все со своими особенностями и трудностями: кто-то метит квартиру, кто-то тянет на прогулки, кто-то ворует со стола, кто-то писает на пол. В общем, как дети: с кучей разных вопросов.

Так вот, они взяли собаку, которая требует активности, и я наблюдала, как эта бедная собака все время сидела в уголке в загоне запертая. То ее тошнило от того, что она что-то украла, то она мучилась, что ее не выводят гулять. Я понимаю родителей: многодетная семья, у них не было сил. Но детям это явно наносило вред. Потому что так же, как питомцы могут помогать ребенку учиться ответственности (если родители научились), так же дети могут учиться безответственности и жестокосердию. Если нормой становится то, чтобы не обращать внимания на нужды питомца, то детское сердце черствеет. И это печально.

Еще один момент. Мы недавно читали с детьми книгу «Маленькие женщины», там тоже была история о том, как девочки старшего возраста экспериментировали с какими-то развлечениями и отдыхом, забыли про птичку, и она умерла. Это был урок для них, потому что их питомец умер. Так вот, я не уверена, что это хороший урок. Не знаю, может быть, подростки и в состоянии обработать это как-то на благо, но дети младшего возраста точно нет. И я в своей терапевтической практике с клиентами очень часто это вижу.

И если задумываться о пользе или вреде питомца, наверное, надо говорить об ответственности, дисциплинированности и увлеченности родителей. Если родители готовы увлекаться на 100% еще одним «ребенком», тогда это будет приносить пользу. Если нет – то только вред. И я часто слышу разные истории. Например, одна клиентка рассказывала, как она заперла котенка, а потом забыла про него. К счастью, все закончилось хорошо, просто котенок не ел несколько дней, но могло закончиться и плохо.

Какой вывод делает для себя ребенок в этой ситуации? Вовсе не тот, что нужно стараться лучше ухаживать за питомцем. Главный вывод, какой делает для себя ребенок, – что он чудовище, потому что вот что сделал. Если сердце ребенка мягкое, он делает такой вывод. И затем с этим выводом он идет по разным ситуациям, и это точно не на пользу. Сейчас не буду говорить, почему это не на пользу, но сложно с таким отношением к себе идти по жизни.

Миф с ответственностью мы разобрали.

– Еще один важный момент – про детскую фрустрацию. Дети очень легко и часто испытывают фрустрацию: башенка сломалась, сестра не дала фломастеры. Или более глобальные ситуации – родители ссорятся, мама куда-то уехала. В общем, фрустраций много. Чем сложнее ситуация в семье, тем больше у ребенка фрустрация. И фрустрация обязательно во что-то выливается. Идеально, конечно, чтобы ребенок мог проживать эту боль в слезах, проплакивать ее на плече родителя, но, к сожалению, это не всегда получается, и тогда фрустрация выливается на более слабого члена семьи. Мы знаем, что часто достается младшим детям. Но здесь родители обычно жестко вступаются за младших, что туда уже не сунешься (это, кстати, становится еще одним источником фрустрации в семье, где много детей), поэтому животные часто оказываются в этой ситуации совершенно безответным существом.

Я знаю много историй по этому поводу. Мои клиенты, взрослые люди с теплым, отзывчивым сердцем рассказывали страшные истории о том, как они кидали собак, кошек, что те ломали лапы. И они говорили, что не знают, почему так сделали. Почему, например, взяли кошку и кинули на пол с размаху. Иногда бывает такое детское экспериментирование, но в тех случаях это была фрустрация, и она была не про это животное. А дальше начинается цикл: я плохая (плохой), я чудовище... И тогда фрустрация становится еще больше, и это опасный путь.

Это про то, что, прежде чем брать питомца, нужно родителю проверить свою ответственность и дисциплинированность, готов он или не готов к этому. Если готов – тогда это будет полезно.

Полезно ли это нашей семье сейчас? Я не скажу, что это учит моих детей ответственности само по себе. С собакой надо ходить гулять три раза в день, хочешь ты этого или не хочешь. Я могу сдаться и сказать: «Ладно, я сама пойду». Или эта ситуация может создать конфликт. То есть не само по себе происходит научение ответственности, а я учу. Говорю: «Ничего не сделаешь, придется идти». Когда дети чувствуют безвыходность положения, они легче соглашаются.

Пока все, что Вы говорите, приводит телезрителей к решению, что никаких питомцев дома не будет.

– Нет-нет, я 100% за питомцев. Но, чтобы они стали полезными, очень важно правильно это направлять.

Следующий миф – что животное будет развлекать. Я сама взяла животное отчасти под влиянием такого мифа. Я была беременной (я тяжело переношу беременность), видела, что дочери все это сложно дается, и думала, что вот у нее будет кто-то, с кем она будет обниматься, спать – и ей будет хорошо. Ничего подобного! Нам попался очень хороший песик, которого все любят. Но, во-первых, это отдельное существо со своими собственными границами, и он вообще не собирался спать с ней, как это предполагалось и ожидалось. Более того, он выстроил со всеми нами свои собственные отношения, встроился в определенную иерархию. Меня он воспринимает как главную, а вовсе не дочку. И это приходится принимать. То есть здесь ожидания не оправдались. И если уж чему-то он и учит, то тому, что его границы нужно уважать, уважать его как отдельное существо, слушать.

Еще очень важен возраст детей. По моему ощущению, лет семь – хороший возраст, когда выстраиваются отношения заботы под руководством родителей. Здесь полезно будет и прочувствовать границы этого существа, и проявить о нем заботу. А вот маленькие дети, по моему ощущению, выстраивают с питомцем свои конкурентные отношения. И то, чего мы ожидаем (ответственности, заботы), не всегда работает. То есть важен возраст ребенка, и, на мой взгляд, возраст Малыша (из вышеупомянутой книги про Карлсона), которому захотелось иметь своего друга и заботиться о нем, – самый подходящий. Но это мое субъективное ощущение.

Наш песик – милейший, и мы его любим, но он реально своеобразный: один дома не остается, на улице куда-то тянет. В общем, забот с ним куча. И мы ходим с ним к кинологу. Фактически мы приобрели еще одного ребенка, и забот столько же.

Чему он нас научил? Скорее тому, что все мы разные, и он тоже разный, и нужно любить его такого. И когда я вижу, как моя дочка (одна из средних), сама импульсивная и не всегда в ладу со своими эмоциями, проговаривает ему мои слова, я чувствую терапевтический эффект. Я говорила про песика: «Вот он такой, нам другой не нужен, мы любим такого». Хотя он реально доставляет нам много проблем. И когда я вижу, как она его обнимает и говорит: «Ты нам такой нужен, вот такой сумасшедшенький, нам другой не нужен», я думаю, это производит терапевтический эффект. Думаю, это послание к песику она может применить и к себе вот таким обходным путем.

Школа принятия...

– Я ей, конечно, тоже все это говорю, но она все равно видит, что я раздражаюсь, и все равно получает послание, что с ней что-то не так. И когда она слышит про принятие по отношению к собаке, мне кажется, она переносит это и на себя.

А теперь к самому главному. Можно учиться ответственности и без животных, и мы этому научимся. Можно развлекать детей другим способом и учиться заботиться о ком-то без животных. Хотя, может быть, заботиться на их примере хорошо. Но есть вещи, которые дают нам животные и которые ни с чем не сравнить, они перевешивают все сложности. И, как ни удивительно, эти вещи рационально сложно объяснить. Для меня оказалось неожиданностью, что они лежат не в той красивой плоскости про заботу и ответственность, где я искала.

Животные нам дают что-то совершенно особенное, что сложно передать словами. Они действительно к нам привязываются. Основательница эмоционально-фокусированной терапии, с которой я работаю, говорит: посмотрите, как встречают нас животные, и задумайтесь, встречаем ли мы так друг друга. Мы редко так встречаем друг друга. А животные нас всегда встречают. Вот наш пес, кто бы из нас ни пришел, всегда так искренне встречает! Он все прощает, он нас любит в каждый момент времени.

Животные учат нас любить?

– Не учат. Это все какие-то красивые моменты. Они нам дают что-то, что невозможно описать словами, а можно только прочувствовать. Это преданность, любовь и безусловное принятие нас, какое сложно почувствовать с людьми. Конечно, мы должны в этом смысле учиться, но принятие, которое мы получаем от животных, удивительно!

И я вдруг по-другому осмыслила свою терапевтическую практику, когда увидела, как животное смягчает сердце. Наше сердце становится мягче, оно открывается для любви. Животные здесь оказываются удивительным проводником, и в этом смысле они нужны нашим детям. Я вижу по своим детям и по себе, как они делают эту терапевтическую работу.

Когда я работаю со своими клиентами, иногда нужно яркое позитивное переживание для того, чтобы перерабатывать травматическую историю. И иногда мы очень долго ищем это позитивное переживание и не можем его найти ни с детьми (потому что там много нагруженных эмоций), ни с мужем, ни с кем-то другим. Для тех, у кого есть животные, почти всегда таким терапевтическим моментом является животное. Оно не нагружено ничем и становится противовесом какой-то травмы, которую удается перерабатывать специальными техниками, возвращаясь к воспоминанию о животном.

И последнее, чем я хочу закончить, очень важно. Вспоминаю свою терапевтическую практику, как происходило у моих клиентов. Вспоминаю ряд историй, когда у людей сердце было ожесточено, они боялись других, у них не было отношений ни с противоположным полом, ни дружеских. И на то у них были свои основания (истории из детства), им страшно было доверять людям. Так вот, для того чтобы их сердце смягчилось, чтобы они стали мягче и открылись другому человеку, очень часто одним из этапов было заведение животного. После этого они на сессиях становились мягче, теплее. Это был шаг к тому, чтобы дальше открыться и принять другого человека.

Спасибо большое, Елизавета! Если вначале Ваша речь подводила к выводу, что животных не нужно заводить, то, мне кажется, закончили Вы тем, что все-таки питомец в доме – это здорово.

– 100%. Для меня это перевешивает во много раз все сложности. Их можно понести ради такой терапевтической пользы.

Как владелец собаки, совершенно с Вами согласна. Благодарю Вас за интереснейший разговор.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс