Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1188) → Архимандрит Александр (Глоба): В этой жизни мы должны найти путь к Богу и спастись

Архимандрит Александр (Глоба): В этой жизни мы должны найти путь к Богу и спастись

№3 (1188) / 16 января ‘23

Беседы с батюшкой

Вопрос от телезрителя: «Почему Церковь осуждает пьянство? В некоторых уставных книгах написано, что в какие-то праздники полагается такое-то количество вина».

– В самом Священном Писании сказано, что Богу противно, когда человек очень сильно упивается вином и приходит в состояние, когда не имеет человеческого облика. Апостол Павел говорит, что пьяницы Царства Божия не наследуют. В Ветхом Завете также сказано о том, что сикер и люди, которые увлекаются им, были мерзостью в очах Божиих. Сикер – это напиток, крепостью немного ниже, чем у современной водки. Мы должны делать соответствующие выводы.

А сейчас есть такой напиток?

– Чача перебродившая, которая имеет спирта 20–30%, в зависимости от того, сколько сахара было, как идет процесс брожения. Сейчас даже больший процент спирта есть в крепких напитках: и 70%, и 75%, и 80%. Человек пьет напиток, который имеет большую крепость, и приводит себя в соответствующее исступление.

Иоанн Златоуст говорит, что пьяница – это человек, который добровольно накликает на себя беса. Василий Великий, святые отцы первых веков и наши современники – все говорят о том, что пьянство очень большой грех в глазах Божиих. И того, кто умирает в состоянии алкогольного опьянения, нужно сильно вымаливать, чтобы душа его в конце концов обрела мир и покой, чтобы Господь по молитвам Церкви и родственников не осудил бы душу этого человека, чтобы была надежда на его встречу с Богом.

Пьянство порицается на страницах Священного Писания. Когда два сына первосвященника пришли пьяными для совершения богослужебных действий в Ветхозаветном храме, они были умерщвлены ангелом, который был послан от Бога. Они не смогли осквернить своим присутствием, своими действиями величие славы Божией.

Мы должны помнить о том, что православный человек является прежде всего образом Христа. Он напоминает о Христе. Должны быть определенные рамки, дисциплина, чтобы своей жизнью свидетельствовать всем окружающим, что мы воздерживаемся от всяких нечистот в духовном и телесном плане и стараемся угодить Богу, чтобы быть пригодными для Царства Небесного.

Это очень интересно и актуально. В новогодние праздники обычно алкоголь рекой льется, несмотря на то, что обстановка вокруг к этому не особо располагает.

– В обществе существуют неправильные ориентиры, неправильный вектор духовного развития. В фильмах, в литературе воспевается это состояние. Людям не говорят о том, что происходит отравление. А если мы посмотрим в химическом словаре, энциклопедии, что такое спирт, то там прямо написано, что это гемолитический яд, то есть яд, разрушающий кровь. Но почему-то люди спокойно к этому относятся, употребляют его в довольно больших количествах. То же самое похмелье, головная боль – это признаки того, что отмирает большое количество нервных клеток в голове, что в мелких сосудах происходит тромбоз, разрушается стенка сосуда, слипаются друг с другом эритроциты. Из них в капиллярах образуются эти столбики монет, и из-за этого кровь не может омыть определенные участки головного мозга, не может принести туда кислород. Такие участки могут быть в любом месте мозга, и это приводит к тому, что человек хуже запоминает, хуже соображает, у него теряются какие-то навыки. Есть развитие алкогольного паркинсонизма. Из-за алкоголя зоны головного мозга поражаются, и человек может просто-напросто потерять определенные функции. А если увлекается алкоголем очень длительное время, то у него появляется алкогольный тремор. Это тоже повреждение определенных структур головного мозга, повреждение нервной ткани. Он теряет способность нормально выглядеть – идет, а руки, ноги, голова – все трясется.

И становится агрессивен.

– На психику это тоже влияет. Есть люди, наоборот, неагрессивные, смотря какие зоны головного мозга повреждены.

Лучше вести здоровый образ жизни, употреблять разрешенные напитки, которые помогают человеку поддержать организм, заниматься каким-то легким видом спорта, проводить время в радости, в молитве, с близкими, быть проводником добрых идей, угодных Богу. Если ты называешься христианином, то по-другому быть не может.

Говорят, что у алкоголиков нет совести, от этого страдает не только тело, но и дух.

– Совесть – это категория, которая имеет свои границы определения.

Когда ты смиряешься перед своей болезнью, начинается лечение. Это, получается, определенная гордыня?

– Эти люди горделивы, они неправильно оценивают окружающую обстановку, ситуацию. При работе эти люди могут давать очень много брака, что приводит к тому, что что-то быстро ломается. У хирурга может быть нарушено внимание, как и у операторов точных машин.

Летчики, военные...

– Это вообще страшное дело. В годы Великой Отечественной войны было принято решение провести статистический анализ боев, которые проводились людьми военными в состоянии опьянения и трезвыми. У тех, кто не употреблял алкоголь, не принимал наркомовские 100 граммов, боевые поражения противника были точнее, массированнее. Все было намного лучше, чем у тех, кто употреблял.

В бою надо думать головой.

– Да. И даже меньше потерь было. А если рассматривать алкоголь как средство от депрессии или тоски, то это не лучший, а худший способ избавления от психических явлений. Он только усиливает эти состояния. Люди просто-напросто быстрее стареют, их нервная система быстрее изнашивается. Да, она способна к восстановлению, но очень медленно. А здесь получается, что резервные способности организма очень сильно занижаются или даже происходит разрушение нервной ткани без способности ее восстановления.

А у православных как проходит праздник? Поблагодарить Бога, помолиться, Литургия и так далее. Молебен...

– Мученику Вонифатию. Нужно обязательно помнить о том, что в этой жизни мы должны найти путь к Богу, встать на него и спастись. Господь дает нам такую возможность: прежде чем быть, как ангелы, пройти земной путь, побывать в этом мгновении, в воспитательном процессе, который промыслительно Богом сделан для нас, и быть рядом с Ним. А мы хотим задурить свою голову и сознание тем, что есть что-то высокое, что нужно испытать. Бесы шепчут в ухо, вкладывают мысли, и человек ловится на них и попадает в ловушку. Дай Бог, чтобы она не была вечностью для него, чтобы он мог избавиться от нее. Если он страдает грехом пьянства, наркомании, чтобы он избавился от этой зависимости и в конце концов пришел к Богу. Но к Нему лучше идти проверенным, проторенным путем, не надо делать над собой эксперименты, особенно в этой области, которая хорошо изучена и исследована, – алкоголь, наркомания, токсикомания, курение. Мы не должны ссориться с Богом, не должны нарушать Его заповеди. Господь нам прямо говорит не делать то-то, потому что будет то-то.

Еще жизненный опыт иногда подсказывает.

– Надо быть глупцом, чтобы спорить с Богом. Он же сказал, что не хочет этого. А ты думаешь: «А что будет, если я сделаю?»

При этом Богу-то ничего не будет. Проблемы будут у нас.

– Богу ничего не будет. А у нас будут проблемы с организмом, с окружающими, с обществом. Это полиморфная проблема, она имеет очень много особенностей течения и очень трудное, долгое лечение. Нет людей, которые вчера были алкоголиками, а завтра уже исправились. Нет, печать алкоголика, наркомана держится до гробовой доски. Этот процесс называется долгосрочной ремиссией. Это не выздоровление.Это – подвиг, огромный, каждодневный процесс... Изучение самого себя, изучение резервных духовных возможностей своего организма.

Наверное, даже осуждать такого человека неправильно. Непонятно, как он жил, как боролся с этим, какие трудности преодолел.

– Осуждать вообще никого не надо.

Это правда. Но их мы часто осуждаем. Нам неприятно.

– Нужно осуждать данный грех. И не позволять таким людям учить тебя жизни, чтобы ты дал им на очередную дозу пойла или наркотиков. Ни в коем случае таких людей не надо ни понимать, ни прощать. Если хочешь им помочь, то помоги им попасть в реабилитационный центр. Или дай хлеба и воды, чтобы он поел. Больше ничего не надо давать. Даже не надо вести с ними никаких разъяснительных бесед.

Во-первых, бесполезно, а во-вторых, кто ты такой? Проходил какие-то курсы? Этот человек с десятком бесов. Он сначала поддастся, а потом завалит тебя, еще вместе с ним напьешься. Он тебе расскажет все прелести этого бытия. Залезет тебе в карман, обманет, надурит и сделает компаньоном. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не сидит на седалище губителей». Эти люди – и нечестивцы, и губители, с ними даже не нужно садиться за один стол.

А если ты видишь, как они борются? В ремиссии?

– Это уже другое. Я говорю о тех, кто находится в острой стадии. Надо их изолировать, проводить с ними определенные мероприятия для того, чтобы бесовское состояние прошло, чтобы уменьшилось давление алкогольных паров на мозг, чтобы он пришел в себя. Дальнейшая его реабилитация без лечения, без адаптации абсолютно бессмысленна. И не надо даже ставить эксперименты и лживо уповать на помощь от Бога. Это безнадежно. Господь дал такие алгоритмы, такую биохимию, потому что человек должен пройти это. Нет такого, чтобы ты пьяный встал и пошел. В этом плане чудес не бывает. Если кто-то вам рассказывает что-то другое, он врет.

Этот грех описан в Священном Писании и у святых отцов. От него очень трудно избавиться. Человек должен упасть до дна, понять, что он ничего из себя не представляет, что у него нет сил бороться. И только тогда взывать к Богу о помощи. Иначе лживые люди обманывают. Опасные.

Есть такой термин: созависимость.

– Созависимые – это те, кто находится рядом с таким больным человеком. Алкоголизм прежде всего болезнь, она имеет свою нозологическую единицу, шифр в здравоохранении. А созависимые – те, которые находятся рядом с больным. Может, даже поддерживают его в этом патологическом влечении. Кто это может быть? Мама, бабушка, папа, сестра, брат, близкие родственники. И очень часто они совершают одну большую ошибку. Выпил – одеялом накрыть его, проспится, и все. Эти люди уже не бьют тревогу, не пытаются вывести человека из болезни. Они начинают его уговаривать, даже сами с ним начинают пить. Пытаются понять его жизнь, чтобы понять и простить его. На самом деле нужно просто-напросто менять его жизнь кардинальным путем.

То есть это то, что можно назвать любовью...

– Любовь – это когда ты пытаешься человека избавить от проблемы, а не когда ты ему наливаешь со словами: «Пей лучше дома, не ходи на улицу, чтобы не замерзнуть». Какая это любовь? «Нет, ты не ходи, не травись на улице, я тебя дома лучше отравлю». Хороша любовь...

Любовь – это жертва, труд, это работа, надо делать то, что тебе не нравится, не хочется. Ну, можно ничего не делать, можно смириться с этим и быть созависимым человеком. Поэтому сразу, как появляется такая проблема, нужно бежать. У нас сейчас довольно развиты комплексы мероприятий типа: анонимные алкоголики, анонимные наркоманы. Надо сразу хотя бы на этом уровне пытаться помочь таким людям или самим себе.

А также уповать на милость Божию, ходить в храм, заказывать молебны страждущим от пьянства, страждущим от наркомании, от зависимостей. У нас при Церкви есть Синодальный отдел по взаимодействию с медицинскими организациями, и там можно узнать, где, в каких храмах, в каких епархиях занимаются такими людьми, и приступать к немедленной реабилитации и лечению.

Вопрос телезрителя Максима: «Зачем делают из тел святых людей мощи?»

– Они сами делаются. Получается так, что тела лежат, их похоронили, а потом начинают чудеса происходить на могилках, по молитвам этого святого. Допустим, Николая Чудотворца или Киевских святых, нетленные мощи которых в пещерах лежат. Никто ничего не делал, они сами такие образовались. И заметили, что когда проходят возле них или обращаются к святым, чьи мощи тут лежат, то появляется какая-то сила, которая помогает человеку избавиться от чего-то: либо от болезни, либо от каких-то проблем. И начинают молиться. Потом эти обращения увеличиваются, сначала в арифметической, а потом в геометрической прогрессии. А если люди получают просимое, то изучается жизнь человека, мощи которого остались, и потом уже принимается решение о том, что этот человек был святой, его канонизируют, достают мощи для поклонения и укладывают в раки, облачают в одежды, если это священник, или епископ, или святой, как Матронушка. И он почивает и таким видимым образом показывает нам, что сила Божия совершается даже и в немощи человеческой. Мощи – это тело, которое не двигается, человек, который умер, а благодать Божия проходит через него и укрепляет живущих.

И у христиан должна быть определенная парадигма. Мы хотим воспринимать Бога, Его учение на определенный промежуток времени. От рождения человека. Мы не рассматриваем вопрос эмбриогенеза, то есть когда человек еще эмбрион, когда многие считают, что можно аборт сделать, что там ничего нет… Вот этот промежуток пытаемся замазать, чтобы на него не смотреть. Как человека зачать, ЭКО, различные технологии, суррогатное материнство – этот промежуток мы тоже замазываем. И до человеческой смерти или сильных болезней. Это мы тоже начинаем замазывать, считаем, что это не норма.

А Православие говорит обо всем. Начиная от помысла зачать ребенка. Нужно правильно подготовить себя, должны быть определенные мероприятия, должен быть брак, два любящих сердца. Это должно быть желание построить семью, создать ячейку общества, как многие говорят. Чтобы это была малая Церковь. И все, что Господь дает в жизни, православный человек принимает и начинает раскрывать всю свою жизнь в православном свете.

А когда мы начинаем говорить о смерти… А что произошло? Ну, человек умер. Мы все – носители своих телес, мягких тканей, твердых тканей, костей, это же наше естество. Что здесь такого? Ну, мертвый, да. Все там будем. Все будем посеяны в землю...

И они так же воскреснут, как и мы.

– И так же воскреснут, и ничего страшного нет. Просто у нас парадигма другая. Мы это принимаем как данность, как целое. А когда здесь вырезали, отсюда вырезали, оттуда, хотим только вот на это смотреть... Но это не религия, это не православный взгляд, это неправильное отношение. Мы должны всё воспринимать: и радость, и скорбь, и болезнь, и печаль, и воздыхание. И воспринимать это как данность.

Надо помогать людям, которые страдают и даже сказать не могут, лежат прикованные к постели. Они хотят жить, а кто-то решает, что им надо умереть, типа они мучаются. Мучаетесь вы, которые не имеете духа, которые не имеете любви, которые не имеете желания служить. Вы мучаетесь. Крики больного разрывают ваше сердце, потому что оно слабое, оно не духовное, оно просто какое-то эмоциональное. И поэтому люди, находящиеся в таком состоянии, – бездуховные, и у них возникает ужас. Они боятся того, кто с ними рядом, они хотят его задушить, умертвить, куда-то отправить для того, чтобы не связываться. Потому что не получают помощи от Бога.

А другие люди умеют ухаживать, они принимают это как данность, понимают, что все мы получаем за свои грехи, все человечество получает за грехи. Это несовершенство нашего тела, но Господь в конце концов наше тело усовершенствует. После воскресения, всеобщего Суда все будет по-другому, не будет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, и мы, живя этими мыслями, этими знаниями, подкрепляем себя Божественной благодатью через таинства Святого Причастия, Покаяния, Крещения и получаем от Бога определенную силу нести этот крест.

А люди, живущие бездуховной жизнью, начинают придумывать эти законы. Убить, умертвить, отправить, спрятать, закопать. Это слабые люди. Поэтому здесь мы должны раскрывать свое христианское сердце, христианскую любовь, проповедовать миру добро и желание, умение служить ближнему. Вот это любовь. А если мы будем только на эмоциях – далеко не уедем.

Спасибо Вам за беседу, было очень интересно. А вывод можно сделать такой: всякому греху, даже духовной проблеме есть причина, и иногда она кроется в том, что мы, может быть, банально не следим за своим здоровьем.

– Духовным в том числе.

И физическим тоже. Разные случаи, разные ситуации, но один из выводов такой. Поэтому будем беречь свое тело, душу, заботиться о себе по мере сил.

– Помните, у нас одна из бесед была о том, что хорошо, чтобы в здоровом теле был здоровый дух, по словам апостола Павла. Будем об этом молиться.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс