Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1188) → Иерей Кирилл Тарасенко: Меняться нужно всегда

Иерей Кирилл Тарасенко: Меняться нужно всегда

№3 (1188) / 16 января ‘23

Беседы с батюшкой

Тема разговора: «Новый год – время новых начинаний или лишь день смены календаря?» Этот праздник изначально не является христианским, он вошел в наш праздничный календарь благодаря Петру I. Как Церковь пытается осмыслить этот день?

– Нашего привычного летоисчисления раньше не было. До Петра I на Руси летоисчисление было от сотворения мира. Если говорить о праздновании Нового года на Руси, нельзя не упомянуть Римскую империю, как бы это ни было странно.

Есть такая вещь, как индикт. И в Церкви он празднуется до сих пор. Что это такое? Раньше Римская империя жила в эпохах императоров. Например, император правил, и это его эпоха. Вот он живет, и все хорошо и прекрасно. Что было до этого, никого не интересовало. Главное – это император и все, что происходит в его жизни. Что же такое индикт? Это каждые 15 лет в правлении императора.

Почему было такое деление? Римская империя – огромная держава. Для сбора налогов необходимо было вести точный учет, у кого что есть, чтобы собирать деньги. И каждые 15 лет делался переучет, ревизия, что с кого можно взять. Чтобы население понимало, когда будет следующий раз переоценка ценностей, переучет, каждый год среди этих пятнадцати назывался «индикт».

Император Константин Великий поставил индикт изначально на 23 сентября, потому что это был день рождения первого императора Римской империи Октавиана Августа. Произошло это 1700 лет назад. Со временем 23 сентября сместилось для удобства на 1 сентября. Так и получилось, что новолетие начиналось с 1 сентября. Потом из Римской империи это плавно перетекло в Византийскую, а когда она принесла Православие на Русь, мы восприняли эту же ситуацию.

Очень долгое время Новый год праздновался 1 сентября. Отголоски этого мы видим до сих пор. Именно 1 сентября начинается учебный год. Во многих странах начало года никак не привязано к этой дате. Довольно долго этот день считался первым днем нового года. В церковном календаре до сих пор так. Мы празднуем, уважаем, чтим это время.

Петр I активно интегрировал нашу страну в общемировое политическое пространство. Для этого был необходим общий стандарт. И он принес на Русь то, что было распространено везде. И поэтому у нас появляется Старый Новый год, который отмечался 14 января (для нас старый, а тогда он был новый). Все было логично: 7 января праздновали Рождество, а через семь дней Новый год. Череда праздников, ничего не противоречит посту.

Но после революции в 1918 году большевики переставляют Новый год с 14 января на 1 января. Для чего это было сделано? Для того, чтобы опять же поступить в общей тенденции всего мира. Большинство цивилизованных стран начинали свой год с 1 января, и происходили курьезы, когда посылки отправлялись из нашей страны и приходили в Европу задним числом. Была неразбериха. Первой причиной для переноса даты было банальное упрощение международного общения. А второй, конечно, нанести еще один удар по Церкви, перенаправить народ.

Заменить праздник Рождества Христова.

– Да. К тому же получилась еще одна подлость: в начале самой строгой и серьезной последней недели поста появился этот праздник, и уже 105 лет мы страдаем и находимся на распутье, праздновать или нет Новый год.

В современной Церкви какое отношение к празднованию Нового года? Отмечать или нет?

– Я рос в достаточно строгих рамках, когда празднование Нового года приравнивалось к страшному отступлению. Так было довольно долго. Но когда Советский Союз рухнул и разрешили говорить о Боге, многие пришли к Нему впервые, и образовался целый пласт неофитов. А люди, которые только приходят в Церковь, настроены максимально серьезно. Они стараются соблюдать все правила, жить по закону. Эта тенденция распространилась на долгие времена. Во многих православных семьях 1 января не праздновалось никак.

Расскажу свою историю. Я поступил в семинарию с четким пониманием, что 1 января праздника быть не может, ведь впереди Рождество, главный праздник. Но среди семинаристов я увидел совершенно разные мнения. И ведь это были не какие-то аморальные личности, а довольно благочестивые люди из священнических семей. Потом я узнал, что в семинарии есть ночная Литургия, после которой все идут в трапезную и празднуют новолетие. И тогда я не увидел стандартного образа Нового года. Какая обычно картинка? «Голубой огонек», алкоголь, фейерверки, ужасное состояние 1 января. Оказывается, можно просто праздновать по-другому. Во многих храмах есть новогодняя ночная Литургия, на которую ходит много людей. И таким образом даже этот мирской праздник приобретает нормальные, допустимые рамки. Мы отмечаем Новый год в преддверии Рождества, понимаем, что уже прошло много дней поста, и получаем маленькое послабление перед большим, главным рывком. Можно праздновать Новый год в кругу семьи.

Человек обычно старается планировать свою жизнь, хотя бы на обозримое будущее. Перед наступлением нового года многие люди начинают строить планы на ближайший год. Не проявление ли это гордыни и самонадеянности?

– Я вижу в этом больше хорошего, чем плохого. Не знаю, есть ли еще какие-то народы, места, страны, которые вот так всей страной думают, что надо что-то менять, что нужно что-то лучшее, что нужно в чем-то совершенствоваться. В принципе, христианство – это изменения. Эта традиция очень хорошо сочетается с Православием.

Вопрос в том, чего хотят люди. Мы знаем, что вчера ночью за каждым столом поднимались рюмочки и люди желали друг другу счастья и здоровья. И правильно делали. Это очень нужные вещи. Главное, помнить, что счастье и здоровье вне Бога невозможно. Это будет суррогат. Как если у нас есть возможность съесть мягкую и приятную булочку, но мы берем другую с пола и вкушаем. Вкусовые ощущения немного похожи, но это не то.

В Ветхом Завете задолго до индикта и Петра I жил великий пророк Моисей. Есть такая православная шутка: «Что сказал Моисей перед тем, как повести евреев в землю обетованную?» «Пошли, я знаю короткий путь». И они 40 лет потом ходили. Моисей получил 10 заповедей Божиих о том, как жить евреям. Одна из заповедей гласит: почитай отца и мать твою и будешь долголетен на земле, будет тебе хорошо. По большому счету, это и есть счастье и здоровье. «Будет хорошо» – это счастье. «Будешь долголетен» – это здоровье. Мы же, когда желаем здоровья, имеем в виду не какой-то короткий промежуток, а долголетие.

Видите, как важно для Бога почитание отца и матери, что Он только ради этого обещает по факту самое желанное для каждого человека. Что мы желаем друг другу на каждом празднике? Счастья и здоровья. Как этого достичь? Почитай отца и мать. Это невероятно важно. В том, как мы почитаем отца и мать, есть образ почитания Самого Бога. Если мы не умеем почитать их, то нам очень тяжело почитать Его.

Приведем банальный пример. Трехлетний ребенок ест пластилин, и он ему очень нравится. Приходят «злые» взрослые и говорят: «Убери, пожалуйста, не надо этого делать». Это в лучшем случае. Обычно: «Ты что творишь?»

А есть такие дети, которые, когда видят угрозу, стараются съесть пластилин еще быстрее. Тогда приходится и по рукам давать. Трехлетний ребенок вообще не понимает, что происходит, почему его ругают. И тут у него есть выбор – либо послушаться родителей и сказать: «Ладно, я больше так делать не буду. Я пока не понимаю, почему нельзя, но потом вырасту и пойму», либо уйти в отказ и до конца своих дней воровать пластилин и есть его втихаря.

Когда в нашей жизни происходят какие-то проблемы, сложности или мы просто читаем в Священном Писании: не блуди, не прелюбодействуй, всякому просящему дай, – мы думаем: «Что за бред? Какие-то непонятные вещи». И это говорит только о том, что мы, как трехлетние дети, не понимаем каких-то установлений в этом мире. Господь призывает нас возрастать. Родители воспитывают детей, а взрослые должны сами возрастать, становиться старше и понимать все новые вещи. Очень много моментов в Священном Писании мало объясняется. Просто говорится, что так нельзя, и буквально два абзаца – почему. А вопросов становится еще больше.

В Православии нужно просто верить, согласиться с тем, что написано в Священном Писании, сказать: ладно, я этого пока не понимаю, ведь я духовный ребенок, но буду так делать. И потом гарантированно наступает период, когда люди вырастают и это понимают. Есть даже такой термин – «старцы». Старцы Церкви. Это не про человеческий возраст, а про духовный. Можно и в 30 лет уже быть старцем. Есть люди, которые возросли, и они понимают, что то, что написано в Писании, в действительности правильно. Есть пластилин – не лучший выбор, даже если он вкусный и хороший. Поэтому мы желаем друг другу счастья и здоровья, но помним, что счастье в Боге, а здоровье в первую очередь душевное.

Мы связываем Новый год с надеждой перемен. Изменчивость – это несовершенство человеческой природы или обязательное условие для спасения?

– Наша изменчивость – величайший дар Господа. Мы созданы по образу и подобию Божию. Мы отображаем Господа Бога. Если это проговорить еще раз, становится немного страшно. «Это я отображаю?» – «Да, ты. Ты создан по образу и подобию». И все свойства нашей свободной воли присущи Богу.

Есть три типа воли в мире: Божественная, ангельская и человеческая. Ангелы разделяются на светлых ангелов и бесов. И мы можем сравнивать только нас и ангелов. Ангелы – это бесплотные духи, не имеющие тела (или имеющие духовное тонкое тело). У них немножко по-другому устроен механизм воли. Они принимают решение и придерживаются его вечно. Господь постановил и сказал: «Выбирайте». И часть ангелов выбрала от Него уйти, а другая часть выбрала с Ним быть. И они уже не изменятся. Это была их собственная воля.

Наши души находятся в телах, и это позволяет нам постоянно менять свое решение. Есть люди постоянные и непостоянные, но свою волю мы можем менять постоянно, изменять свои решения, делать новые выборы. Это в духовном плане позволяет нам стать выше ангелов.

Другое дело, как мы этим пользуемся. Вот, например, есть нож, мы можем им нарезать колбаску к рождественскому столу, а можем и человека убить. У нас есть инструмент свободной воли. Как мы будем им пользоваться? Мы часто упираемся в тезис: «Зачем Бог вообще дал нам эту волю? Кругом войны, разруха, голод, нищета». Зачем она нам нужна? Мы созданы по образу и подобию. Невозможно создать человека без воли. Если бы не было воли, то мы были бы безвольными. Есть люди, которые лишаются своей воли, но они почему-то находятся в психбольницах, либо под тяжелыми препаратами, либо бесноватые. То есть это ненормальное состояние. Если вы хотите быть похожими на Бога, то нужно со своей волей мириться и правильно ее использовать.

Правильно ли связывать начало перемен с каким-то внешним событием нашей жизни? Например, с началом нового года?

– Связывайте с чем хотите, главное – меняйтесь. Если вам нужен для этого новый год, – пожалуйста. Меняться нужно всегда. Покаяние – это полное изменение себя. Оно наступает тогда, когда грех нас больше не беспокоит. Допустим, я постоянно курю. Пришел, покаялся, опять покурил. Покаялся, покурил. Так покаяние не наступает. Вот когда я полностью брошу курить и даже не буду хотеть, тогда пришло покаяние. То есть я полностью изменился и убрал это из своей жизни. Убирать это все желательно как можно скорее. Если хотите, связывайте начало с наступлением нового года.

Какие сейчас люди строят планы? Лично мой план – закончить учебу. У вас, Павел, допустим, план стать ведущим года и получить «Золотой граммофон». У кого-то план повысить зарплату. Как ни крути, задачи важные, но земные. Вот если бы мы с вами договорились стать святыми к концу 2023 года, организовать свой монастырь и спасаться... Если б такие были цели!..

Вопрос от телезрителя Егора из Москвы: «Можно ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой?»

– Давайте не будем фантазерами и просто отдохнем. Мы должны понимать, что отдыхать – это нормально. Господь на седьмой день почил. И мы имеем полное право на это. Строить из себя великого старца и есть гречку вместо того, чтобы разговеться, – вредно. И в монастырях в это время идет праздничная трапеза.

Вы заслужили это. Даже если не постились, все равно вы были на Рождественской службе, для вас это важно, поэтому нужно расслабиться и порадоваться Богу. Уметь расслабляться очень важно в духовной жизни. Есть такой термин, как «замолиться».

Вопрос телезрительницы Екатерины: «Что такое святки и как их проводить?»

– Святки – это промежуток времени от Рождества до Крещения. В украинском есть слово «свято», т.е. праздник. Что-то святое, надо праздновать, радоваться, веселиться. Есть такая традиция, особенно в наших западных областях, когда люди поют колядки.

Не связано ли это с язычеством?

– Даже если связано, пускай будет связано. Там ничего языческого нет. Прославление Бога. Есть, может, запал, который был когда-то у язычников. Но прославлять Бога – это не языческое изобретение. Это – наше. Я знаю, как люди ходят, поют и тем самым собирают пожертвования на храм. Они так показывают какие-то сценки из Библейской истории. То, что мы делаем в день Рождества Христова. У нас во многих храмах будут праздники, какие-то сценки детские, вертеп и т.д. И представьте, что это длится на протяжении недели или двух. Один раз мне посчастливилось видеть это своими глазами. Это вызывает радость и счастье – лишний раз восславить Господа.

Правильно ли я понимаю, что святки – период, когда мы прославляем Христа, когда радуемся Его Рождению?

– Да. Как раз отдыхаем, ходим в гости. Радуемся жизни и веселимся. Пожалуйста, отдыхайте. Впереди Великий пост. Там будет еще веселее.

Вопрос телезрительницы Светланы: «Как Церковь относится к старинным рождественским гаданиям, которые были приняты на Руси?»

– Очень настороженно относится. Даже допущение того, что есть какая-то сила вне Бога, – это просто дьявольщина. И каждое соприкосновение с гаданием, экстрасенсами, колдунами – это открытое общение с дьяволом. Такие традиции, в какой бы они ни были красивой обертке, есть общение с дьяволом. Нельзя так делать. Это уничтожает вашу душу. Вы изменяете Богу. «Вы – духовные блудники», говорят святые отцы. И нельзя это оправдать никакой традицией, ничем. Ни в коем случае этого делать нельзя. Уходите из такой компании, если такое происходит. Нельзя в этом участвовать. Это разрушающее вашу душу мероприятие.

Мы идем к Богу, пытаемся впустить в свое сердце Бога. Когда мы идем от Бога, то впускаем в свое сердце дьявола. Этими ритуалами, языческими культами, гаданием мы впускаем в себя дьявола, который начинает разрушать нас изнутри. Не дай Бог этого. Это очень серьезные вещи. Дело в том, что есть мошенники, которые этим пользуются. И хорошо, если это будут просто мошенники. Вас просто обдурили и деньги забрали. Но есть реальные люди, общающиеся с бесами, они с их помощью творят какие-то вещи...

Это как микрозаймы, грубо говоря. Скорее всего вы не получите того, что просили, но последствия колоссальные. И об этом очень важно говорить. Я узнал статистику, что порядка 80 миллиардов рублей задействовано во всей этой системе.

А почему люди идут туда? Потому, что там все очень просто. Пришла и говоришь: «Муж ушел от меня. Что мне делать?» А там простая система. Что-то съела и иди. Совет да любовь. Все очень просто.

Или нумерологи. Все высчитывают четко математически. И прикрываются тем, что это математика, что это никакая не магия, все просчитано. И вариаций миллион. В основе лежит одно: что это очень легко выполнить. Поверить в себя. Вот есть такая женщина – Блиновская, которая сейчас в сердцах миллионов людей.

Если у вас в планах поучаствовать в этом марафоне – знайте, что это абсолютно антицерковная, антибожественная деятельность. Там проблема еще в чем? Все направлено на это: ты сможешь, поверь в себя! Культивируется гордыня, тщеславие, ужаснейшая страсть, которая людей разрушает изнутри. Их убеждают, что они спокойно могут жить без Бога. Убеди пятилетнего ребенка, что он проживет без родителей. Он закроется на неделю в комнате. В лучшем случае – истощение, голодная кома. Здесь то же самое происходит. Люди на это подсаживаются. Все очень просто, понятно, красиво, интересно, весело. А тут попробуй разберись: оказывается, нужно меняться, а Бог – Троица… «Ой, пойду к Блиновской, там проще». Не надо, не ходите.

Вопрос телезрителя Арсения: «Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь?»

Все Поместные Церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря. Почему Русская Православная Церковь не может вместе со всем православным миром праздновать?

– Календарь – не просто цифры. Мы живем по календарю, церковные праздники по календарю, мы работаем по календарю, отдыхаем по календарю. Календарь – это ритм нашей жизни, нашей церковной жизни. И очень важно – какой ритм. Ритм должен быть правильный, хороший. Со временем придумали григорианский календарь, по нему живет западный мир. Если мы перейдем на этот календарь, то свою тысячелетнюю историю перечеркнем. Мы праздновали так тысячу лет, а до нас праздновали византийцы две тысячи лет. Мы праздновали 7 января, и все праздники были в эти дни. Ну, перейдем, и, получится, что просто плюнем в лицо нашим отцам, которые все это возводили. А наши отцы – это не алкоголики. Это святители.

Батюшка, давайте дадим наставление нашим телезрителям в новом году.

– Дорогие телезрители, дорогие братья и сестры! Я желаю вам счастья и здоровья. Только счастья в Боге и здоровья в Боге. Храни вас всех Господь!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс