Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1188) → Иерей Стахий Колотвин: Встречайте Рождество с чистым сердцем!

Иерей Стахий Колотвин: Встречайте Рождество с чистым сердцем!

№3 (1188) / 16 января ‘23

Беседы с батюшкой

Батюшка, отметили Новый год. Скоро Рождество Христово. Общий вопрос, который задают телезрители: как правильно к нему подготовиться? Какие особенности есть в этом году? Когда совершаются богослужения? Может быть, есть какие-то особые постные дни? Какие традиции связаны с этим праздником?

– Главное в подготовке к Рождеству Христову – искреннее покаяние, перемена ума. Это не сопоставляется с тем, когда ты перечисляешь какие-то свои грехи. На что точно не нужно тратить силы. Не нужно тратить силы на то, чтобы прийти на Исповедь перед Рождеством и говорить: «Батюшка, на Новый год я ел непостный салат, пил спиртные напитки...». Если ты считаешь, что это вещь дурная, недостойная, тогда не нужно ничего этого есть, не нужно праздновать светский праздник. Если ты считаешь, что для тебя и твоих родственников, не столь воцерковленных, это праздник, и ты с ними его разделяешь, веселишься с ними вместе, то зачем в этом каяться? Ну, съел и съел, ничего страшного. Нельзя же сделать доброе дело и при этом согрешить. Грех – это промах, когда ты куда-то направлялся, а попал не туда. Но если ты из года в год специально попадаешь не туда, то вряд ли это промах, это осознанный шаг...

У нас на приходе есть традиция, которая и в этот воскресный день, совпавший с Новым годом, не отменялась, – на Новый год у нас совершается ночная служба. Есть такое народное поверье: как Новый год встретишь, так его и проведешь. Ночная служба дает возможность провести начало нового года вместе с людьми, близкими по Телу и Крови Христовым, с которыми они причащаются из единой Чаши, с теми, кто стремится к Богу. Мы собираемся, причащаемся Святых Христовых Таин, славим Христа. На улице в это время гремят салюты, но для того, кто выходит из храма после службы, в этом нет ничего удивительного. Потому что слышишь звон колоколов, у тебя воскресное праздничное настроение.

Ведь все равно в эту ночь заснуть не получится – салюты будут мешать. Даже если ты решишь закрыть все окна, то кто-то из близких, празднующих Новый год, будет звенеть стаканами. Так что можно пойти в храм. Поскольку в этом году наступление нового года совпало с воскресным днем, мне кажется, в стране должно произойти что-то хорошее. У нас храм хоть и строящийся, но в нем несколько священников, и служба в любом случае совершается каждый день. А во многих храмах (сельских или малых городских) батюшка один, и он в Новый год отдыхает, потому что из прихожан никто не придет. Получается, что начинается календарный год, от которого мы отсчитываем свою жизнь, а в большинстве храмов Русской Православной Церкви Литургии, увы, нет.

В этом же году нам повезло значительно больше – Новый год выпадает на воскресный день (воскресение Христово, малая Пасха), поэтому в любом храме Литургия есть, ночная или утренняя. Да, конечно, многие не придут, но верующие, я думаю, в своем большинстве встретили Воскресение Христово и начало нового года в храме. И, конечно, это удивительное начало. Мы знаем, что Господь никакое наше усилие не пропустит незамеченным. Иногда кажется, что одного нашего усилия недостаточно, но тут усилие всей православной воцерковленной части нашей страны: мы все выбрались в храм в воскресный день (кто-то ночью, кто-то утром на ранней или поздней Литургии) и были со Христом. И надеемся, что раз мы начали новый год со Христом, то дальше его со Христом и проведем.

Говорят: «С Новым годом, с новым счастьем!» Как это можно понять применительно к нашей жизни?

– Какое у нас может быть новое счастье? Счастье новое – это счастье будущего века. Как мы поем в Символе веры: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Если мы желаем нового счастья не в смысле, что в новом году произойдут какие-то новые счастливые события, а желаем счастья в грядущем Царствии Небесном, то, конечно, это очень возвышенное, глубокое пожелание. Но иногда надо себя немножко заземлять. Например, поздравляют нас с новым счастьем, а, может, нам не хочется нового счастья.

Пусть старое продолжается.

– Да. Пусть старое продолжается. Кому хочется именно нового счастья, а не старого? Нового счастья хочется человеку, который сейчас, в настоящий момент своей жизни, не видит, что у него есть точки опоры и можно быть счастливым. У каждого есть свои несчастья, свои испытания, свои беды и проблемы, но все равно Господь через что-то всех поддерживает. Если человек говорит: «Господи, мне только новое счастье подавай, а старого не нужно», то, по сути, он не ценит то, что Господь ему уже сейчас даровал. Можно ли просить большего? Пожалуйста. Господь говорит: просите, и дастся вам. Другое дело, что, возможно, по недостоинству нашему, Господь не исполнит нашу волю.

Поэтому, дорогие друзья, главное и новое счастье, которое всегда может вновь и вновь открываться, – это счастье со Христом. Если ты счастлив абсолютно, значит, ты уже достиг Царствия Небесного. Как мы помним, Господь в Евангелии говорит: Царство Божие внутрь вас есть. Вспомните, когда апостолы увидели на горе Фавор нетварный Фаворский Божественный свет, хотя и гора была раскаленная, и стояла страшная жара, но они не хотели уходить оттуда – так им было хорошо. Они почувствовали Бога, соединенного с собой.

Мы помним, как святитель Григорий Палама защищал простых, неграмотных, необразованных афонских монахов от западного ученого Варлаама Калабрийского, который тоже был грек, очень любил Православную Церковь, но у него, увы, были очень скептические взгляды: мол, что они там видят... А монах неграмотный, когда рассказывал о свете, по сути, говорил о том, что он чувствовал радость. Это, конечно, абсолютно новые ощущения. Для людей аскетической, отшельнической жизни, которые нетварный Фаворский Божественный свет ощущают на регулярной основе, это счастье не новое, и им такое пожелание покажется странным. А для нас, привыкших счастье черпать в отдыхе, развлечениях, хороших беседах с близкими людьми, ярких впечатлениях, это счастье все-таки новое.

Например, мы испытали новые эмоции, новые впечатления от того, что попробовали новое блюдо, съездили в новое красивое место. Нам и старое место нравится, но разнообразие помогает. Поскольку Бог – Источник всего разнообразия в мире, то общение с Ним для нас может стать настоящим прорывом в новое счастье. Так что, дорогие друзья, ничто земное нам не чуждо, но новое счастье даже в земных вещах мы ищем только со Христом.

Есть в одной новогодней песне такие слова: «Примиритесь те, кто в ссоре». Новый год – это некий рубикон. И все-таки важно не угореть в праздничной атмосфере. Время сейчас тяжелое, особо не попраздновать. Как правильно себя вести? Понятно, что верующему проще: пришел в церковь, помолился – и есть какая-то радость. Как быть светскому человеку в эти дни?

– Господь сказал: горе вам, фарисеи и лицемеры. В язычестве, если происходит что-то трагическое, надо плакать, раздирать на себе одежды. Помните, как первосвященник на суде над Христом раздирал на себе одежды? И вспоминаются слова из другого советского фильма: «Такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу». Христианину все это абсолютно чуждо. Мы должны плакать с плачущими и радоваться с радующимися.

У тебя есть радость, что впереди выходные и ты можешь их провести с семьей, перевести дух, радуешься, что идут новогодние праздники, которые увенчаются Рождеством Христовым. Не нужно специально твердить себе, что сейчас где-то кому-то плохо. Тем, кому плохо, лучше от этого не станет. Конечно, нужно помнить о тех, кто нуждается, бедствует, страдает на протяжении многих лет от страшных событий, происходящих вокруг нас. Конечно, нужно помнить об этих людях и в эти радостные и светлые дни, но помнить не для того, чтобы испортить себе праздник: «У меня праздник удался, а у кого-то не удался. Дай-ка я и себе его испорчу». Наоборот, нужно создавать праздник для всех.

У нас есть такое начинание – мы с моими читателями в различных социальных сетях организовали сбор средств, чтобы привезти группу детей из Мариуполя после новогодних и рождественских праздников. В Рождество, Крещение священнику очень сложно отвлечься от богослужений, но после Крещения Господня мы устроим праздник детям из многодетных семей Мариуполя и детям, потерявшим родителей.

Конечно, этим детям подросткового возраста, у которых идет перестройка организма, нервной системы и которые пережили серьезные потрясения, можно сказать: «Мы будем горевать вместе с вами», но им от этого может стать еще хуже. Наоборот, им нужно показать, что есть любовь, забота, катки, театры, красивые храмы, есть праздник, к которому можно прикоснуться. Поэтому нужно оглядеться вокруг себя и постараться донести до кого-то свое праздничное, радостное, светлое настроение, а не взять у них их мрачное, подавленное настроение.

Грешные, несовершенные, мы хотим приблизиться к абсолютно Безгрешному Христу для того, чтобы Он сделал нас совершенными, светлыми, преисполненными радости, а не для того, чтобы пожаловаться Господу, что нам плохо. Конечно, Господь плачет с плачущими, Он сострадает Марфе и Марии, когда они горюют о своем умершем брате Лазаре, и Сам плачет о нем, и это нормальные человеческие чувства.

И не нужно скрывать своих слез. Если сердце твое скорбит – скорби. Если ты видишь, что рядом с тобой скорбит человек, поплачь вместе с ним. Но если настоящего сострадания в твоей душе нет и ты его имитируешь, этим ты ближнему не помогаешь, ты просто лицемеришь. Не нужно этого делать.

В таинстве Соборования читается Соборное послание апостола Иакова, и все, конечно же, обращают внимание на слова о том, что к больному нужно позвать батюшек, они помолятся, и все болезни пройдут. Самая же важная, стартовая позиция здесь: да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению. Если ты радуешься, ты делишься своей радостью с другими. Если ты грустишь, ты просишь: «Укрепите, поддержите меня». Или, наоборот, можно отойти, постоять в сторонке, побыть одному, чтобы все прочувствовать.

Вопрос от телезрительницы: «Моя подруга решила под Рождество погадать. Как ей объяснить, что это грех?»

Я думаю, эта подруга вряд ли ведьма. Видимо, она где-то что-то прочитала об этом.

– Конечно. Пожалуй, здесь сказались не народные поверья, а влияние нашей русской литературы эпохи романтизма, поэтические произведения Василия Жуковского, какие-то новогодние рождественские повести. Но нужно понимать, что любое общение с нечистой силой – вещь дурная. Если ты думаешь, что можно пойти и посмеяться, рассказать анекдоты в незнакомой компании в темном переулке, то, в принципе, может быть, все и обойдется, но и могут возникнуть серьезные проблемы, когда эти люди тебе навредят.

Так же и с гаданием. Это может казаться чем-то безобидным, но все же лучше не экспериментировать. Порой человек хочет погадать под Рождество не потому, что он хочет узнать свое будущее, а просто потому, что существует такая народная традиция, и в этом стремлении узнать будущее нет ничего языческого. Но у нас есть столько замечательных народных традиций, которые можно не просто воспроизводить, а изучать в новогодние праздники. Можно прийти в библиотеку и почитать о народных поверьях, играх, колядках.

У нас очень богатое наследие, и выбирать из него дефективный элемент – гадание – неправильно. Понятное дело, если это игра, то деткам можно повеселиться. Но опять же это хорошо, когда дурачатся дети, подростки, а взрослому человеку, который играми не занимается, гадать явно не стоит.

Если ваша подруга – невоцерковленная, в храм не ходит, то для нее все это не будет аргументом, потому что грех – это когда ты куда-то шел, но промахнулся и пришел не туда. А если человек никуда не идет? Поэтому в данном случае лучше не отговаривать ее от гадания и не противопоставлять гаданию посещение храма. Лучше предложить ей сходить в храм на Рождество, а на ее отказ по причине множества народа и толчеи в храме сказать: «Можно сходить и в другой день. Ты можешь выспаться завтра, послезавтра, а на третий день встань пораньше, и мы пойдем к середине службы. Зайдем – идет служба, тихое пение, людей мало».

Я советую всем, и верующим в том числе, кто никуда не едет, никаких специальных дел не имеет, а просто лежит дома на диване, не залеживаться, потому что потом очень сложно входить в рабочий ритм. Да и на Рождество люди приходят в храм уже в расслабленном состоянии, не только телесном, но и душевном. Поэтому, если есть возможность, нужно сходить в храм на повседневную службу. И в сочельник нужно обязательно прийти в храм.

Если люди не приходили на Литургию и на службу Великой Субботы, потому что работали всю неделю, но вечером ходили на чтение Страстных Евангелий и на погребение плащаницы и больше у них сил ни на что не осталось, это еще можно понять. Но нельзя понять, когда воцерковленный человек не приходит на службу в сочельник, потому что ему нужно готовить праздничный стол. Было же пять дней, когда он просто отдыхал, и он не может сказать, что устал. Можно после службы в сочельник успеть и приготовить, и отдохнуть, и пойти на ночную службу.

Служба сочельника – очень важная, в ней открывается все содержание праздника Рождества Христова, и можно над всем этим подумать, поразмышлять. Уже нет ветхозаветных пророчеств, а есть переход к торжеству: «Ура! Христос Родился!» А невоцерковленного человека на службу сочельника, где много чтений, я приводить не советую. Лучше прийти вместе с ним на обычную службу в будний день.

Если человек ищет чего-то духовного, но настоящей духовной пищи не получает, он найдет суррогат. Помните, в блокадном Ленинграде люди от голода ели всякие несъедобные вещи – клей и так далее и быстро умирали от этого, потому что организм тратил последние силы на то, чтобы переварить поступившее в желудок. А кто воздерживался и не ел несъедобного, мог дождаться краюшки хлеба и выжить. Так же и с духовной пищей. Если человек алчет духовной правды, нужно скорее подвести его к храму, и он обязательно найдет Христа.

Вопрос от телезрителя: «Говорят, есть намоленные чудотворные иконы. И получается, что нет смысла ездить в какие-то паломничества, ведь все есть в твоем храме».

– Все верно. Вообще, икон намоленных не бывает. Если перед иконой долго молиться, никакой энергии она не впитает. Но если мы представим, что перед иконой молились тысячи, миллионы грешных людей, святой от этого она не стала, и, по логике, должен быть как бы обратный эффект.

Но иногда об иконе говорят, что она намоленная, потому что перед ней молилось много людей. Семьи веками ходили в один приход, там крестились еще прабабушки и прадедушки века назад. Храм менялся. Сначала он был деревянным, потом в нем случился пожар, и икону как самую большую ценность вынесли из храма и установили в новом деревянном храме, а потом в построенном на этом месте каменном храме. И человеку приятно осознавать, что перед этой иконой молился его прапрадед и вообще вся семья.

Сейчас у нас есть некоторый разрыв поколений – храмы появляются на новых местах, где раньше их не было. Вот и наш храм строится. А в некоторых селениях уже не осталось людей, и стоят заброшенные храмы, и нет особого смысла вкладываться в их восстановление. Ведь храм – это прежде всего место общения Бога и человека.

В советские годы было уничтожено много храмов, даже старинных, когда в них устраивались какие-то склады. Очень любили устраивать в храмах склады лакокрасочных материалов, которые часто горели, и если храмы специально не уничтожались, то терялось их убранство.

Человек молится в своем любимом храме, но и совершает паломничество – едет в какой-то монастырь или старинный храм, где убранство уцелело, прикладывается к старинным почитаемым иконам, и вряд ли это можно осудить.

Поэтому я всем советую в эти новогодние дни не лежать на диване, а, немного отдохнув, отправиться в паломничество. Обычно мы после Нового года стараемся съездить с прихожанами куда-нибудь за пределы Москвы, тем более что сейчас дороги свободные, и можно не только в ближайшее Подмосковье, но и подальше уехать на автобусе и вернуться, не простаивая в пробках. Поэтому я советую всем нашим дорогим телезрителям из самых разных регионов нашей страны поразмыслить, куда можно съездить из вашего храма за один день, в каком святом месте побывать.

Вопрос от телезрительницы: «Была на Исповеди, но не успела назвать все грехи, в которых хотела покаяться, как батюшка, спросив, каюсь ли я в грехах, и наложив на меня епитрахиль, прочитал разрешительную молитву. Будут ли считаться прощенными грехи, которые я не назвала?»

– Ваши грехи простились, но если это вас беспокоит, в следующий раз вы можете прийти и сразу начать с конца вашего списка грехов. И не нужно каждый раз повторять одно и то же, нужно говорить то, что вы не успели сказать в прошлый раз. А то, что батюшка не выслушал вас до конца, возможно, объясняется его усталостью, потому что в храме было очень много народу. Может быть, вы пришли не к началу службы.

А вообще, случаются разные экстренные ситуации. Например, в советские годы священнику запрещалось общаться с людьми, и, если после службы он останавливался и с кем-то говорил, его могли лишить регистрации с прихода. То есть служить он больше не мог и его как бывшего священника не брали и на светскую работу. Ему можно было работать только разнорабочим.

Батюшка мог только исполнять требы, ни с кем не общаясь. Но была Исповедь, и на Исповеди священник мог о чем-то спросить человека. И чтобы люди даже на Исповеди не говорили со священником, власти заставили проводить в храмах общую Исповедь. Общая Исповедь – это древнехристианская традиция. Это некое общее размышление о грехах, проповедь покаянного характера. То есть священник сразу всем напоминает, на что стоит обратить внимание, а потом каждый человек подходит и уже в частном порядке кается. Но в эпоху гонений частной исповеди не было. Люди подходили, говорили: «Каюсь», – и батюшка читал разрешительную молитву. Но Господь принимал такое покаяние.

Скоро Рождество, и все захотят причаститься.

– Да, и придут люди, которых, как я уже говорил, в храме не было с Пасхи, и им тоже нужно уделить время. Говорят, если ты придешь исповедоваться на Рождество, то помешаешь спасению души ближнего своего. Но мы – более сознательные воцерковленные люди и должны исповедоваться в предшествующие дни, когда в храме людей немного и батюшка никуда не торопится.

На святках можно причащаться хоть каждый день, не подходя на Исповедь, потому что Рождество и Богоявление Господне – это один праздник. Если ты подготовился к Рождеству Христову, то дальше никакой подготовки уже не нужно, и пост отменяется. Ты просто продолжаешь скользить по этой духовной вершине, не падая вниз. Но если случается что-то страшное, то на Исповедь идти нужно.

А вообще, человек, который исповедовался перед Рождеством, может смело подойти к Причастию и на Крещение Господне. Но это не значит, что он может грешить. Грешить нельзя!

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс