Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1187) → Архимандрита Саввы (Мажуко): Пусть Бог вмешается

Архимандрита Саввы (Мажуко): Пусть Бог вмешается

№2 (1187) / 9 января ‘23

Свет невечерний

Мы, как и большинство людей в других странах мира, Господа вспоминаем чаще всего только тогда, когда нам плохо. Уж так устроен человек. И сложно нас в этом укорить. Если что-то случилось, мы воздеваем к небу руки или кулаки и кричим: «Господи, где же Ты? Почему же Ты не вмешался? Почему злые благоденствуют, а добрые так рано умирают, болеют или живут в бедности, нищете?..».

Такие вопросы, кстати, задавал и пророк Иеремия. И, если вы слышите такую фразу или у вас из сердца вдруг вырывается такой стон, голос возмущенной справедливости, жажда увидеть правду Божию на земле, вы, собственно, ничего дерзкого не произносите, вы повторяете слова пророка Иеремии. Он тоже задавал эти вопросы. Правда, давал и ответы. Но современному человеку его ответы покажутся, может быть, несколько устаревшими. Мы теперь, как нам кажется, более осведомленные, более опытные, лучше разбираемся в устройстве космоса, социальной жизни, лучше знаем историю. И у каждого второго есть рецепт счастья для нашей страны и политическая программа для целой планеты.

«Почему Бог не вмешается?» Законна ли эта фраза? И что за ней стоит? Вот мы наблюдаем болезнь хорошего человека, например. Или видим, как на наших глазах в учреждении, где мы служим, может быть, даже в церкви, какой-то обладающий властью, зарвавшийся человек начинает издеваться и гнобить младшего сотрудника. Например, Акакия Акакиевича, о котором Гоголь рассказывал в «Шинели», обижали на работе все, даже младшие служащие, даже ребята, которые только пришли после университета, окончив гимназию и получив должность. Они рвали бумажки, посыпали его, издевались, глумились над этим совершенно безобидным человеком. Так вот, когда вы видите, что ничего невозможно с этим сделать и вы не в силах противостоять, возникает вопрос: почему Господь не вмешается? Почему Господь не вмешивается в ту несправедливость, которую мы наблюдаем каждый день в нашей жизни?

На самом деле Священное Писание на этот вопрос постоянно отвечает. Господь эти ответы рассыпал по страницам Священного Писания очень щедро. Например, история, которую знают все. Может быть, именно потому, что она на слуху и мы часто ее вспоминаем, перечитывая Священное Писание, у нас замыливается глаз, и ответ Божий не доходит до нашего сердца. Мы уже как будто бы поместили этот ответ на свою полочку и идем дальше. Например, верующий человек себя часто ловит на мысли, что Евангелие не так интересно читать, кажется, что уже все знаешь, уже проинформирован и зачем лишний раз открывать священный текст... А надо! Надо, чтобы услышать ответ.

Так вот, история исцеления гадаринского бесноватого изложена в так называемых синоптических Евангелиях. Господь с апостолами приплыл на лодке к берегу и как будто намеренно идет навстречу буйному, бесноватому человеку, который всю окрестность терроризировал своим воем, нападениями, насилием. Он бился по ночам о скалы, жил в каких-то пещерах (или гробах, как тогда называли), пустынных местах, не одевался в одежды. То есть страшный, ревущий мужик, похожий на какого-то зверя или бабая, вампира. Можно себе представить, в каком ужасе были местные жители.

Самое время какому-нибудь взволнованному юноше сказать: «Почему Господь не вмешается?» Ведь можно усмотреть несправедливость в том, что какой-то буйный мужик терроризировал целую деревню и с ним ничего не могли сделать, потому что он обладал нечеловеческой силой. В Писании сказано, что он разрывал цепи. Про бесноватых такое известно, что они могут и автомобиль поднять, и, ухватив двух быков под мышки, удрать в горы. Такие случаи описаны.

Конечно же, сердце взывает ко Господу. Не к людям, бессильным обуздать этого человека, а к Господу: почему Господь не вмешается, не положит беззаконию предел? Ведь страдала не только деревня. Более чуткий человек скажет, что страдал и сам этот бесноватый мужчина, ведь это же чей-то сын, он когда-то был маленький, его любила мама, может быть, бабушка баловала пирогами по воскресеньям. И вот с ним случилась такая беда. Почему Господь не вмешается? Ведь если это одержимость, врачи бессильны.

И Господь вмешался. Господь пришел, бесноватый пал перед Ним на колени. На вопрос Христа, как его имя, он ответил: легион, потому что целый полк демонов сидел внутри этого человека. Демоны просили, чтобы Господь изгнал их не куда-то в пустынное место, а в стадо свиное, которое паслось рядом. Господь освободил и этого человека от беснования, и эту деревню: демоны ушли в свиное стадо, и это стадо потом с утеса бросилось в пучину морскую.

Евангелист Марк подчеркивает, что был нанесен катастрофический ущерб хозяйству, потому что погибло две тысячи голов свиней. Представляете, это целая ферма, агрокомплекс! Две тысячи голов свиней погибли в пучине морской... Конечно, жители деревни, с одной стороны, были рады, что Господь вмешался. С другой стороны, они были растеряны и возмущены, потому что это было их существование, их доход. И они просили, чтобы Господь, способный на такие Божественные поступки, лучше ушел от их пределов. Звучит, конечно, оскорбительно, но так они поступили. Может быть, если бы это был человек попроще, все закончилось бы вообще очень плохо, за свиней, наверное, отомстили бы.

Но в чем смысл ответа Господа на вопрос взволнованного юноши, почему Господь не вмешается? Дело в том, что, когда мы просим, чтобы Господь вмешался, мы хотим, чтобы Он действовал по нашему сценарию, чтобы Он сделал так, как нам угодно: чтобы Его правда осуществилась так, как мы понимаем правду, чтобы Его истина восторжествовала именно так, как мы понимаем истину, чтобы справедливость пришла на землю такой, как мы видим справедливость. Но Господь в Писании говорит: «Мои мысли – не ваши мысли, Мои пути – не ваши пути». Поэтому, когда Господь вмешивается, иногда бывают неожиданные побочные эффекты. И то, что для нас дорого, может быть, даже дороже, чем правда Божия, может пострадать. Наше здоровье, наше имущество, наш статус могут пострадать ради торжества правды Божией, ради того, что Господь вмешивается в нашу историю.

Поэтому, со всей серьезностью относясь к этой молитве (а это именно молитва), надо себя периодически одергивать: а ты действительно хочешь, чтобы Господь вмешался? Ты действительно хочешь, чтобы восторжествовала не твоя правда, не твоя справедливость, а Божия правда? От этой Божией правды, может быть, тебе будет несладко и тебя припечет как следует. Ты готов к этому?.. Тогда не надо бросать слов на ветер. Тогда не надо поднимать к небу руки или даже кулаки и требовать от Господа поступать так, как в нашем сценарии. Осторожнее со словами. Осторожнее с молитвами, потому что молитвы имеют свойство быть услышанными.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс