Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В июне в Музее русской иконы стартовала выставка икон из Вашей коллекции. Ради чего стоит прийти на эту выставку?
– Для всех любителей русской иконы, и не только, она будет и полезна, и познавательна, и интересна. Название выставки «Россия в ее иконе» взято из дореволюционной статьи князя Трубецкого, посвященной русской иконе древних веков. Это название статьи Трубецкого как нельзя лучше отражает суть моей коллекции и, соответственно, выставки. Выставка охватывает пять веков русской иконы, начиная с XV века и заканчивая XX веком, даже послереволюционного времени есть предметы в коллекции. Она отражает все стили, направления, школы иконописи в России, существовавшие за эти 500 лет, а самое главное – работы иконописцев, как известных, так и неизвестных. Посетитель выставки сможет увидеть все развитие русской иконы во всех ее проявлениях в достаточно сжатом экспозиционном пространстве.
Почему именно в Музее русской иконы? Насколько он вам близок и чем знаменит?
– Это единственный профессиональный частный музей в нашей стране, посвященный сугубо русской иконе. Он создан на деньги, чаяниями и подвижничеством знаменитого русского коллекционера и бизнесмена Михаила Абрамова, который скоропостижно скончался не так давно, но оставил нам свою коллекцию, свой музей, свое детище, куда все могут прийти и увидеть прекрасную коллекцию самого музея. И при этом музей после смерти основателя продолжает его дело, продолжает выставочную деятельность, привлекает частные коллекции. Различные проекты, связанные с русской иконой, проходят в его стенах.
И когда я рассматривал различные площадки для проведения своей выставки, вел переговоры с государственными музеями, в том числе с Государственным историческим музеем, в итоге выбрали Музей русской иконы им. Абрамова. Во-первых, потому, что это частное заведение и намного проще в бюрократическом плане выставку организовать. В государственных музеях очередь расписаны на несколько лет вперед. Во-вторых, вдова Михаила Юрьевича Абрамова, Светлана Львовна, когда я к ней обратился, очень хорошо восприняла мое предложение провести выставку, очень радушно. И весь коллектив Музея русской иконы так же очень позитивно отнесся к этой идее, и мы все, дружно объединившись, стали над этим проектом работать.
Что еще позитивного я хочу сказать относительно Музея русской иконы, так это то, что здание и сам музей построены и отремонтированы под себя не просто коллекционером русской иконы, но еще и профессиональным строителем. То есть само музейное пространство было сделано по последнему слову современной строительной мысли, музейных пространств, там созданы климатические условия по всем современным методикам, там большие пространства, залы с хорошим освещением. Подается материал очень наглядно, очень легко дышится, в отличие от многих старых советских и даже дореволюционных музейных помещений. И восприятие всего того, что там экспонируется, очень свежее, легкое и наглядное.
В одном из интервью вы сказали, что ваша цель – собрать в своей коллекции национальные шедевры. Не слишком ли это амбициозно для частной коллекции? И вообще, как вы стали собирать иконы?
– Любой коллекционер, начиная что-то коллекционировать или в процессе коллекционирования стремится к какому-то пику, который проявляется в поиске шедевров в коллекцию, национального или не национального значения, но максимально возможного для каждого конкретного коллекционера. Я профессиональный коллекционер, иконой начал заниматься относительно недавно, 15–20 лет назад, именно профессиональным коллекционированием. До этого с детства собирал марки, монеты, значки, и со временем это все переросло в профессиональную деятельность. Мои коллекции монет и значков в 1990 годы формировались и стали достаточно знаковыми в мире коллекционирования. По своей коллекции советских значков я пишу сейчас энциклопедию советских значков, уже несколько томов вышло, остальные пишутся и издаются. По коллекции республиканских наград «Первые награды Советской власти» издана энциклопедия, тоже серьезный труд. Совместно с Николаем Николаевичем Стрекаловым мы написали такую книгу, и на данный момент это главное издание по ранним советским наградам для всех коллекционеров и специалистов. И уже имея достаточно богатый опыт коллекционера, который сформировался на протяжении 10–20 лет в фалеристике, в нумизматике, я пришел к коллекционированию русской иконы.
Первые мои приобретения были еще задолго до нынешнего этапа, первую икону я приобрел в 1989 году, она предназначалась для контрабанды за границу. Это были «Праздники» палехского письма XIX века, очень мелкое, красивое письмо. Оно, как правило, всем начинающим и дилетантам нравится в первую очередь именно своей миниатюрностью и искусностью. Мне она тоже очень понравилась, я ее купил за большие по тем временам деньги, за 500 рублей, эту сумму перекупщики намеревались получить от контрабандистов. И она у меня долгое время висела просто как молельный образ дома, на стене. Постепенно в течение 1990-х годов некоторые иконы мне попадались на антикварном рынке. Приобретал их для дома, для семьи, для себя, и они просто попадали на стену,– это не было целенаправленным собирательством.
В начале 2000-х годов частное коллекционирование русской иконы стало приобретать уже официальное признание, стали устраиваться частные выставки. Так, например, мы можем вспомнить выставку Михаила де Буара (Елизаветина), которая проходила в Царицыно. Она уже перевернула сознание тогдашнего поколения коллекционеров, ведь еще с советских времен все это подспудно считалось чем-то запретным, многие боялись показывать свои коллекции. А Михаил Елизаветин продемонстрировал свою коллекцию во всей ее красоте, был подготовлен шикарный каталог к этой выставке со статьями наших известных искусствоведов. Это перевернуло, наверное, сознание многих коллекционеров русской иконы и просто интересующихся антиквариатом или православной иконой людей. Эта выставка подвигла многих, и меня в том числе, к коллекционированию. Потому что такие выставки, в том числе и моя, надеюсь, демонстрируют определенный путь, который проделал коллекционер в своей жизни в поиске шедевров для своей коллекции. Любой коллекционер, не только я, иконы не покупает в магазине, когда у него есть свободные деньги и ему нечем заняться, или сидя дома в интернете их не заказывает, хотя, конечно, сейчас масса сайтов, и в интернете можно что-то найти. В основном любой коллекционер проводит массу времени в поисках новых раритетов для своей коллекции. И это могут быть различные заброшенные уголки, села, деревни нашей страны, можно мотаться бесконечно по одному звонку – где-то что-то нашли, и едешь, смотришь. Иногда это может оказаться даже не икона, а просто кусок дерева, какая-нибудь старинная доска, а кому-то показалось, что там что-то нарисовано. А иногда может оказаться шедевр, он потом будет восхищать и радовать всех специалистов, а взят из ниоткуда. Также это могут быть различные мировые аукционы – Кристис, Сотбис и другие. Коллекционер может проводить время в поисках шедевров в свою коллекцию от Нью-Йорка, Лондона и Парижа до какой-нибудь деревеньки в Архангельской области. И когда вы приходите на выставку любого коллекционера, вы видите путь, который он проделал, что ему посчастливилось найти. Не всегда это вопрос только денег, и по большей части в поисках русской иконы деньги – не самое главное. Это именно где-то удача, где-то твои способности, твои возможности путешествовать, тратить время на поиски в ущерб работе или основному виду деятельности.
Вы упомянули контрабанду, зарубежные аукционы. А как много икон было вывезено в XX веке и насколько серьезно стоит проблема возвращения их на родину?
– Этот вопрос можно разделить на две части. Первая часть – как обстояли дела с контрабандой и продажей. Массовая продажа, которая началась в конце 1920-х – начале 1930-х годов, была официальной. Продавали не только иконы, как мы знаем, продавали все, что могли продать в то время. С 1927-го по 1932-й год в нашей стране проводилась первая пятилетка, целью которой была индустриализация страны и подъем народного хозяйства, промышленности в первую очередь. Технологии и заводы мы покупали в той же Америке под ключ. Известно, что и Днепрогэс строили американские специалисты, и турбины поставляли из-за границы, и Магнитку, и тот же автозавод ГАЗ построили либо американцы, либо европейцы, и оборудование было оттуда. За это надо было платить твердой валютой, которой в стране не было, было полное непризнание нашей страны всем миром, и не было даже дипломатических отношений с большинством стран. И в этих условиях продажа в том числе и культурных ценностей за границу была одним из способов получить твердую валюту.
В 1929 год начались экспозиции русских икон за рубежом, в капиталистических странах. Это Германия, Англия, Америка. Там прошла выставка Игоря Грабаря. Советский знаменитый искусствовед, художник, реставратор ее организовал по заданию партии и правительства, чтобы познакомить Запад с русской иконой. За границей русскую икону в те годы еще не знали, она не была популярна так, как в последующие годы и сейчас, потому что русскую икону относительно недавно открыли в прямом и переносном смысле.
Как мы знаем, иконы покрывают олифой, и до начала XX века все иконы были записанные в несколько слоев. Когда олифа темнела, художник заново через 50, через 100 лет мог написать другое изображение на этой иконе. Через 100 лет, когда она снова темнела, новое изображение могли нарисовать на этой же иконе, и к XX веку многие древние русские иконы, которые пребывали и в храмах, и где-то находились в коллекциях, как правило, представляли собой многослойную запись. А что там было в оригинале, ни искусствоведы, ни верующие не знали. С помощью различных химикатов в начале XX века повсеместно научились раскрывать иконы, то есть открывать все эти слои. Открывали старую черную олифу, открывали позднюю живопись и докапывались в глубь веков. Через два, иногда три слоя записи открывались шедевры XIV–XVI веков, и люди увидели всю красоту русской иконы. Когда Матисс, великий французский художник, приезжал в начале XX века в Москву, он был поражен красотой древнерусской иконы и говорил, что это не вам надо у нас учиться, а нам у вас учиться, как надо писать. За исключением единичных представителей арт-искусства, в целом художественный мир западных стран так нас и не знал, потому что не было ни телевидения, ни интернета, ничего, чтобы познать красоту русской иконы, и он не знал всех ее проявлений. И поэтому, когда встала задача что-то продавать, понадобился грамотный маркетинг со стороны правительства, нужно было эту тему раскрутить. И Игорю Грабарю поручили устроить выставку, где должны были быть представлены шедевры русских музеев. Этим должны были зацепить западных искусствоведов, западных коллекционеров, и после этого начать уже целенаправленную продажу иконы за границу.
Один из главных предметов в моей коллекции – икона «Распятие» конца XV века, которая была на этой выставке Игоря Грабаря. Она путешествовала из Англии в Америку. Имеются фотографии начала 1930-х годов, где эту икону видно в выставочном пространстве Питтсбургского музея. Наверное, вся эта выставка, или большая ее часть, была предназначена для продажи, но, когда началась шумиха, в первую очередь в эмигрантской среде, о распродаже национального достояния, большая часть икон все-таки вернулась на родину, но за некоторым исключением. Что-то успели продать, и в том числе это «Распятие». Оно не вернулось, оно долгие годы бытовало за границей и уже относительно недавно, несколько лет назад, на одном из аукционов в Германии удалось эту икону идентифицировать, и я приобрел ее. Причем о том, что она с этой выставки, никто не знал, это была такая детективная история.
Мне посчастливилось, что со мной на просмотр лотов для этого аукциона приехал Виктор Вячеславович Баранов, главный технолог Государственного научно-исследовательского института реставрации, и он помог мне просмотреть все подготовленные для этого сейла, для этого аукциона лоты, а их было много, более 2000 штук. И когда дошло дело до иконы «Распятие», он в нее вцепился, долго изучал, наверное, часа два, через микроскоп всю осмотрел, и когда уже мы вышли на улицу, он сказал мне, что эта икона именно с той выставки Грабаря. Я спросил, откуда это известно. Дело в том, что там на обратной стороне есть выставочные наклейки и бирки. Многие иконы имеют подобные бирки, и знать, что они именно с этих выставок, мог только Виктор Вячеславович, потому что он по роду своей деятельности изучал точно такие же иконы с этой выставки из наших музеев. И он знает эти бирки, знает, что они относятся именно к этой выставке. И благодаря такой инсайдерской информации удалось икону сравнительно недорого на этом аукционе приобрести и привезти в страну. А когда уже здесь дальше со специалистами и искусствоведами стали заниматься и исследовать, то нашли и номера выставочные, нашли и в описаниях, и в каталогах и, в конечном итоге, нашли фотографию из Америки начала 1930-х годов, где она висит на стене. Вот такая интересная детективная история, которая как раз отвечает на ваши вопросы и по продаже, и по возвращению, и по тому, не слишком ли пафосно то, что я в коллекцию пытаюсь собирать иконы национального значения.
А по поводу контрабанды… Да, безусловно, контрабанда существовала всегда, и в 1920-е годы, когда первая волна эмиграции вывозила все, что могла, каждый все свои ценности вез, и в том числе многие образа, в драгоценных окладах в первую очередь, вывозили.
Если говорить о контрабанде икон как культурных ценностей, как живописных ценностей, тут, наверное, расцвет пришелся на 1970-е годы. В 1960-е годы, во время оттепели, после того, как были проведены различные международные фестивали, когда стали иностранцы сюда приезжать, наладились международные связи, у фарцовщиков и людей, которые занимались нелегальным бизнесом в Советском Союзе, с иностранцами наладились, видимо, эти контакты, и основная масса икон, как это сейчас стало известно, доставлялась в Западную Европу, в первую очередь в ФРГ. Вывезли достаточно много и рядовых вещей, потому что мало кто разбирался, мало кто понимал тогда в русской иконе. Самое страшное и самое печальное это не то, что иконы вывозились, а то, что их портили для того, чтобы было возможно их вывезти. Как правило, многие иконы, особенно большого формата, распиливали на части, чтобы было удобно вывезти, потом какие-то иконы не склеивались, какие-то иконы так различными клееными частями и продавали, и много шедевров и древнерусских, и нового времени, XVIII–XIX веков, безвозвратно утрачены, испорчены именно контрабандистами.
Но хочется сказать то, что немало икон и официально продали. Существовало государственное объединение «Антиквариат», которое занималось продажей предметов искусства за границу. В 1950–1970-е годы были официальные продажи за границу малозначимых икон, их худсоветы отбирали, они официально продавались страной. Много и контрабандным путем вывезли за границу. Все эти иконы, на самом деле, за последние 20 лет на рынке появились. И была возможность у многочисленных коллекционеров, дилеров из России эти иконы увидеть, привезти, вернуть на Родину. Поэтому, как я считаю, большая масса икон все-таки вернулась в нашу страну, потому что основные коллекционеры сейчас находятся здесь. И этот вектор не меняется, все хорошие предметы, какие бы ни появлялись за границей, в конечном итоге едут в нашу страну. Нет сейчас ни в Америке, ни в Англии, ни в Италии, ни во Франции конкурентов нашим коллекционерам. Сейчас честным экономическим путем все это возвращается, все это наше достояние восстанавливается, и хочется верить, что в дальнейшем этот вектор не поменяется в связи с изменением экономической обстановки, если оно случится.
Спасибо за ваш рассказ, спасибо за вашу выставку и удачи вам!
Записала:
Полина Митрофанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.