Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1184) → Архимандрита Саввы (Мажуко): Достоинство ученика

Архимандрита Саввы (Мажуко): Достоинство ученика

№47 (1184) / 12 декабря ‘22

Свет невечерний

Все мы знаем, что, заходя в православный храм, мужчина должен снимать шляпу, а женщина повязывать платок. Мы заходим, совершаем крестное знамение, кланяемся храму и занимаем свое место на богослужении. Для человека молодого, просвещенного эти простые жесты иногда становятся испытанием и вызовом, потому что непонятно, зачем это, какой в этом смысл и нет ли тут лицемерия. Мол, зачем на глазах у всех это делать?

У подростков этот протест имеет даже некоторое оправдание. Поэтому я никогда сильно не переживаю, если юноша, подросток вдруг заявляет такие протестантские идеи, открыто бросает вызов установившимся обычаям, обрядам. Так положено подростковому возрасту: пересмотреть привычные положения веры или обряда, чтобы потом, переварив и приняв их как свое родное, собственное, пережитое, стать по-настоящему христианином, утвердиться верой во внутреннем человеке, сделать эту веру незыблемой, естественной, в такие глубины души погрузить этот Евангельский опыт, откуда потом никто не в состоянии будет его вырвать, никакие соблазны, искушения и скорби.

Митрополит Антоний Сурожский, великий проповедник и апостол XX века, так много сделавший для того, чтобы свидетельствовать о присутствии Христа в нашем мире, отличался особой щепетильностью в отношении храма. Во-первых, он постоянно повторял своим духовным детям и слушателям слова преподобного Серафима Саровского о том, что значит находиться в храме и как важно держаться за любое церковное послушание, которое вам доверили, даже если это простое протирание полов. Преподобный Серафим Саровский говорил, что это великое благословение Божие – потрудиться в храме. Не только на клиросе или в алтаре, а собрать букет, помыть посуду, протереть пыль, украсить цветами икону, погладить облачение, постирать стихарь и многое другое, что, казалось бы, не стоит особого внимания. Но, поскольку это совершается в святом месте и ради святого места, это великое благословение Божие.

Владыка Антоний всегда своим прихожанам говорил: когда заходите в храм, пожалуйста, остановитесь на минутку, чтобы до сердца, до ума, до памяти дошло, что вы находитесь в святом месте. Эта фраза – раскрытое определение того, что с древности называли благоговением. Владыка Антоний был уверен, что благоговение надо переживать не только душой, сердцем, умом, но и телом. Тело должно учиться присутствию Божию. Нам это кажется странным. Митрополит Антоний Сурожский, интеллигентный проповедник, который цитировал известных философов, дружил со знаменитыми богословами, – и вдруг говорит о теле. Это только бабушки и деревенские батюшки говорят о том, что надо держаться какой-то дисциплины.

Оказывается, у митрополита Антония Сурожского, бывшего военного врача, были особые отношения с дисциплиной. Он считал, что дисциплина не унижает христианина, а, наоборот, способствует преуспеянию в духовной жизни. Это не только потому, что сам митрополит Антоний прошел армейскую школу, но и потому, что его духовник, валаамский старец Афанасий, приучал его к этому. Известны эпизоды их удивительных отношений, когда старец Афанасий испытывал его ревность, его готовность. Видимо, он чувствовал в нем того, кого древние старцы называли делателем, то есть человека, который не просто говорит, а делает что-то. Настоящий мужчина, муж, он идет стопами апостолов ко Христу, преодолевая любые скорби и искушения.

Однажды к митрополиту Антонию Сурожскому пришел на Исповедь молодой человек и пожаловался на то, что потерял ощущение присутствия Господа, потерял соль молитвы, уже не чувствует так остро богослужение, начал рассеиваться. С таким вопросом к священникам каждый день подходят прихожане. Мы слышим если не ежедневно, то еженедельно, что оскудела вера, ослабела молитва, рассеялась надежда и любовь, откуда-то пришла разнеженность, апатия к церковной жизни.

Как на этот вопрос должен был ответить интеллигентный батюшка, каким видели митрополита Антония окружающие? Наверное, должен был посоветовать почитать какую-то книгу или должен был сказать яркую, пламенную проповедь о молитве, искушении. Но митрополит Антоний был краток. Он сказал юноше: «Иди домой и в течение месяца совершай сто земных поклонов ежедневно».

Что за совет такой от интеллигентного батюшки? Это было совершенно неожиданно для молодого человека, ожидавшего совсем другого от проповедника-интеллектуала. «Иди домой и в течение месяца совершай сто земных поклонов». Он не сказал читать какую-то книжку, совершать умную молитву, погружаться умом в сердце, тренировать память. Телом совершай какое-то действие. Как такое мог сказать митрополит Антоний Сурожский? Если бы мне это рассказали о другом священнике, я поверил бы. Но не о митрополите Антонии.

Оказывается, это слово услышал не просто праздный зевака или обычный городской хипстер, тусовщик, который заглянул в церковь между прочим. Этот юноша оказался делателем. Выйдя из храма после Исповеди, он стал делать так, как ему велел Антоний Сурожский: каждый день клал сто земных поклонов. И самое удивительное, как потом признавался этот юноша, вернулись и горячая молитва, и удивительное, тонкое, нежное ощущение присутствия Господа в жизни, и тепло веры.

От тела – к душе. Оказывается, нельзя пренебрегать этим простым правилом. Мы должны помнить, и Господь Сам напоминает нам об этом, что мы не просто дух, интеллект, мы не собрание цитат, фраз, событий и впечатлений. Мы – тело. И если хочешь научиться молиться, войти в ритм духовной жизни, ты должен помнить не только о душе, уме и сердце, что тоже очень важно, но и о теле.

Владыка Антоний постоянно говорил о дисциплине тела. Слово «дисциплина» он совершенно законно возводил к латинскому слову discipuli, то есть «ученики», и глаголу disco, что значит «учиться». Мы в Церкви постоянно учимся. Не имеет значения, сколько диссертаций вы защитили на тему богословия Владимира Лосского или отличия сотериологии Мольтманна от сотериологии Сергия Булгакова. Это не важно, если тело не натренировано в молитве так же, как и душа.

Оказывается, когда ты молишься телом, даже если глухо отзывается сердце и ум, уже это само по себе хорошо. Само по себе хорошо просто зайти в храм (даже имея холодное сердце), снять шляпу, осенить себя крестным знамением и сделать поклон. Пусть молится сейчас только тело – не важно. Может быть, душе нужен отпуск. Но даже такая малость, как молитва телом, дисциплина тела во время богослужения и молитвы, – это уже большое дело. И этим ни в коем случае нельзя пренебрегать, потому что это тот начальный этап, тот фундамент, который нельзя вынимать из большого строения, иначе все разрушится.

Так говорится в Евангелии о тех, которые строили на песке. Поэтому нам, как зрелым людям, ни в коем случае нельзя упускать из всего спектра духовных упражнений в том числе и самые простые, самые банальные, их не стеснялись делать наши предки и на них обращали внимание новоначальные иноки и опытные духовники.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс