Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1181) → Архимандрит Александр (Глоба): Без любви ничего не получится

Архимандрит Александр (Глоба): Без любви ничего не получится

№44 (1181) / 21 ноября ‘22

Беседы с батюшкой

Человек, не слишком привыкший к общению со священнослужителями, услышал в свой адрес такую фразу: делай вот так, это твое послушание. Эта фраза немножко смутила телезрителя. Что же такое послушание? Как его исполнять? Можно ли от него отказаться?

– Послушание – великая добродетель, она помогает человеку прежде всего найти себя в социокультурной системе ценностей, прежде всего духовной. Когда он умеет слушаться, это помогает ему выбрать правильный путь к Царствию Небесному.

Термин «послушание» глубоко православный, христианский. Следующий принципу послушания, приходит в Царствие Небесное. Жизнь многих пустынников, монахов, преподобных отцов, святителей изобилует живыми примерами, помогающими раскрывать суть и смысл этого понятия. Для нас является огромнейшим духовным авторитетом человек, который становится у Престола Божия и к которому обращается вся Церковь. Но тот, кто заслужил духовный статус святости, проходил определенный путь жизни и уяснил главное правило: дорога к Царствию Небесному будет коротка, если не тратить силы на какие-то дополнительные моменты, отвлекающие мысли. Духовный человек должен знать вектор своего движения. И тогда он сможет выбрать правильные пути для осуществления главной цели.

Принять послушание – это добродетель?

– Да, принимать со смирением.

А если приехал к старцу, а он тебя в коровник отправил?

– Очень хорошо.

Светскому человеку это может показаться странным.

– В гражданской или военной системе ценностей тоже есть послушания. Допустим, человек несет государственную службу и идет в очередные, внеочередные наряды, то есть выбирает этот путь для того, чтобы реализовать свое внутреннее «я». Если это военный, то в нарядах прописываются и такие работы, как уход за туалетными комнатами, умывальниками, ванными, мытье полов в общественных местах. И человек подвязывается поясом смирения и выполняет определенные работы, даже если они ему кажутся неприемлемыми. Так же должен поступать и тот, кто приезжает к старцам. Для чего он приехал?

Решить свои проблемы.

– Вот старец и показывает, что дело в его гордыне или в непонимании ситуации. И старец избирает определенный способ послушания для лечения. Когда больной поступает в больницу, его же не сразу лечат от всего, сначала наблюдают, берут анализы, пытаются разобраться, что представляет из себя этот человек и его болезнь, и только потом подбирают адекватное лечение.

Так и здесь: человек приезжает и раскрывается во всей полноте. Если он не смиренный, а ущербный в духовном плане, тогда с истериками собирает свои вещи, выговаривает все, что думает, об этом старце или вообще о Церкви, и его путь к Богу удлиняется. Для таких людей послушание очень сложный предмет. Они научаются ему дольше, делают больше ошибок.

Но не всегда бывает легко принять какое-то задание, установку от другого человека, особенно не начальника. Есть такое выражение: послушание выше поста и молитвы. Как правильно слушаться, выполнять поставленные перед тобой задачи, установки? Послушание духовнику подразумевает, что ты послушен Богу?

– Для начала надо определить свое место в системе ценностей. Что ты из себя представляешь и что хочешь в жизни получить. Если хочешь принять иночество, монашество, посвятить жизнь Богу, то для тебя эта система христианской жизни должна быть родной. И свои нрав, гордыню, мысли о том, что лучше знаешь, как сделать, надо придержать и послушать опытного духовного наставника, который поможет разобраться прежде всего с собой, со своим внутренним миром.

К мирянину монашеские правила не совсем применимы, ведь он не давал никаких, обетов, обещаний на то, что свяжет свою жизнь с Богом и подчинит свою волю духовному наставнику. Нужны разные подходы.

Если ты планируешь стать иноком или монахом, но приходишь в монастырь и начинаешь показывать свое неуважение к уставам, правилам, обычаям, то не уживешься ни в этом месте, ни в другом. Когда человек приходит к Богу, Христос говорит сразу об иге Христовом, а иго – это ярмо, то есть то, что на тебя, как ошейник, надевается и ты уже водим Церковью Божией. Христос сказал, что на камне веры созиждет Церковь Свою и врата ада не одолеют ее. Но вместе с тем Он создает и иерархию. Она устроена по Небесному чину. В Церкви есть подчинение, соподчинение. Каждый знает свое место. И соответственно этому месту у человека формируется модель поведения в этом сообществе людей, посвятивших свою жизнь Богу. Существуют определенные нормы, правила, каноны, уставы, которые он, хочет или не хочет, должен выполнять, должен подчинить свою волю системе православных христианских ценностей и следовать тому, что благословляет Священноначалие в лице духовника, который находится в каждом монастыре.

Ты должен определиться, что именно хочешь. Если прийти в монастырь со своим уставом и всеми руководить, ничего не получится.

Не только в монастырь, но и в приход, например.

– Это то же самое. Община. Там, где люди, всегда возникают такие сложности. В миру, конечно, люди более грубые. Человек приходит и думает, что он звезда пресветлая и своим таким отношением все правила, обычаи, обряды какие-то делает как бы ничтожными. Это неправильно. Прежде всего он, придя в церковь, должен помнить, что это место поклонения, смирения, любви и жертвы. Поэтому если не готов к этим добродетелям, то должен им учиться и помнить, что самое главное место в жизни в христианском понимании занимает послушание.

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «В Евангелии от Матфея Христос говорит: Горе вам… Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие. Какое предание старца здесь обличает Христос?»

– Дело в том, что люди, жившие по старым законам, обрядам, все-таки не заметили во Христе самой главной цели и идеи – спасения. Они не захотели идти с Ним в Царствие Божие. Поэтому этой фразой показывается та мера беззакония, что творится с законом. Христос пришел исполнить все, а Его не признают и не видят в нем ни Бога, ни посланника, ни пророка, ни первосвященника. Пелена покрыла глаза, и ум, который, казалось бы, должен был руководить этими слепыми вождями, не работал в это время.

Старцы на самом деле могут дать совет или послушание. Однако все равно любое решение в жизни не принимается извне, почти всегда каждый делает это сам внутри себя. Исключая нездоровые состояния и преступные манипуляции. Как относиться к послушанию? Как выполнять эти заветы разумно? А, может, зная, что не сможешь довести дело до конца, и не просить об этом?

– Прежде всего мы должны посвящать свою жизнь служению Богу и изучению Его завета. Непослушливые теряют самую главную нить повествования Священного Писания – Сам Господь приходит от Отца в мир, становится Человеком, принимает такую же плоть, как у нас, и исполняет послушание Пресвятой Троице. Христос послушлив Отцу до смерти. Когда мы читаем эти слова в Священном Писании, то хотим в своей жизни уподобиться Ему. Христос сказал: будьте святы, ибо Я свят.

Мы должны стремиться стать богами с маленькой буквы, выбирать в своей жизни такие принципы, которые не мешали бы нам жить с Богом. Если мы творим беззаконие и дела тьмы или нас мучают духи злобы поднебесной, то это не нормально, это духовная болезнь, от этого надо избавляться. И кто, как не духовник, может со стороны увидеть такое состояние и сказать правду в лицо? Часто это нелицеприятное состояние. А когда человеку говоришь об этом, он обижается и начинает оправдываться, что его неправильно поняли. Священники должны доносить людям все таким образом, чтобы те в последующем изменили стиль своего жития, перешли на праведные рельсы и направились в сторону Царства Небесного. Это достаточно трудно.

И, конечно же, сам пастырь должен обладать духовным авторитетом. Если он сам не слушается своего Священноначалия, то какой пример он может подать пасомым, идущим за ним? Такие люди должны сразу мысленно сказать себе: «Стоп! Мы идем за слепцом, не нужно идти в том направлении». Оставьте их: они – слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

В Церкви круговая порука: нижние смотрят за верхними, а верхние за нижними. Все это нужно, чтобы система взаимоотношений была здоровая. Если нижние будут видеть беззаконие и молчать, а верхний будет смотреть вниз и замечать то же самое, то эта система сгниет и развалится. Поэтому здоровая критика в храме бывает и в сторону священника. Если епископ себя ведет неправильно, то призывают и к его имени, обращаются к более старшим епископам. Своеобразный духовный иммунитет есть и должен быть в Церкви.

Если священник видит, что люди ведут себя неправильно, сразу об этом сигнализирует. Ничего плохого в этом нет. Это естественно. Вместе с тем пастырь выполняет свои задачи, а пасомые свои. И будет плохо, если пасомые будут выполнять задачи пастыря, а он будет смиряться до задачи, которую должен исполнять пасомый. Пастырь должен руководить общиной, наставлять ее и возбуждать в людях чувство любви к Богу и потребность следовать этому чувству, чтобы достигнуть Царства Небесного.

Если же этого не происходит, то это неправильно. Значит, пастырю надо пойти поучиться в духовных школах, на курсах повышения квалификации, пожить в монастыре, посмотреть, как это все работает... Люди всегда тянутся к монахам, ведь монахи отказываются от многого ради определенной цели. Люди очень часто бывают маловерные, и для них само монашество является неким чудом. Поэтому они едут к монахам, чтобы убедиться, что есть те, кто самоотверженно идет за чем-то.

У кого есть идея?

– Да, кто верит в нее и идет к ней. Люди цепляются за это и доверяют монашеству. В Греции очень заметно, что есть белое духовенство, а есть черное. За монахами там просто толпы ходят. Про белых они говорят: «Он такой же, как и я. А монах другой, ведь он от многого отказался».

В любом деле послушания мы всегда должны говорить о любви?

– Без любви ничего не получится.

Человека можно направить в тот самый коровник из любви к нему. Парадокс.

– Человек приезжает в какой-то монастырь. Он хочет и перекусить в трапезной, и чтобы к нему хорошее отношение было. А за счет чего к тебе будет хорошее, уважительное отношение? До тебя кто-то работал, за коровками ухаживал, сено им подносил, навоз убирал. Если ты не хочешь этого делать, то зачем же ты приехал в сообщество, которое тебе не нравится? Сиди дома на диване, задавай вопросы по интернету, может быть, получишь ответ. А то поехал в монастырь и не собираешься ничего делать?!

В монастыре есть своя логика – это послушание, поклонение, терпение, смирение. И нужно это соблюдать. Человек приезжает в монастырь не ради поездки, а чтобы получить какую-то духовную пользу. А это такое состояние, которое нужно открыть и проявить в самом себе. Это определенный труд, он открывается через терпение, смирение и послушание.

Что будет, если нарушишь послушание?

– Так ты удлиняешь свой путь к Богу.

А санкции какие-то будут?

– В разных местах по-разному.

На Исповедь нужно идти?

– Конечно. Может, и епитимью какую-то назначат. А, может, надо просто побеседовать с таким человеком и сказать: «Друг, это не твое, занимайся своими делами, мирись со своей женой, детьми, родителями – и живите вместе и счастливо». Часто приезжают такие чудаки. Поссорился с женой, с детьми, от мира убежал и пришел показать, какой он хороший. Или насмотрелся зарубежных фильмов, где в монастырях все хорошо и благостно, а у нас все не так.

Если ты идешь в монастырь, то идешь на духовную борьбу с силами злобы поднебесной. Там вся сатанинская армия будет на тебя ополчаться, и бесы будут нападать с особой силой. Если люди едут куда-то в монастырь, то должны понимать, что это место духовных боевых действий. Монастырь – место, где надо себя преображать, унижать, исправлять. А у нас приедут: «Ах, какой я молодец!» Немного поработают и радуются, что монахи похвалили. Но на самом деле это значит, что ты что-то сделал неправильно. Когда все делаешь правильно, там уже другая работа и другое отношение.

Какое?

– Серьезное, тебе говорят о твоих ошибках. Вот вы придете к врачу, а он скажет: «А у тебя рана гноится? Какой ты молодец! Ничего, рука просто отвалится – и все». Разве это хороший доктор? Вряд ли вы к такому пойдете.

То есть нужно радоваться, если тебе начинают говорить: «Слушай, дружочек, так не пойдет»?

– Конечно. Нужно спрашивать: «А что во мне не так? Над чем мне надо работать? Что мне надо исполнять?» А когда у тебя все хорошо, ты молодец, все многовековое монашество, послушание, христианство обнуляется. Если у тебя все хорошо получается здесь, значит, что-то ненормально.

Как отличить то, что мне нравится, от того, что должно быть? Можно ли это сделать самостоятельно?

– Это можно понять после беседы с духовником или со священником.

Но иногда их невозможно понять.

– Прокаженный же себя не вылечит, если не знает, как лечить.

А если читать Священное Писание?

– Писание надо знать, но это же не книга рецептов.

Но в какой-то степени там есть ответы на многие вопросы.

– Священное Писание надо разуметь, изучать в свете объяснений святых отцов Церкви. А если человек его читает и неправильно понимает, то это не совсем полезное дело. Нужно иметь особое разумение, молиться, чтобы понимать его. Это особый духовный дар. Люди приходят и сыплют этими цитатами. Или человек не знает церковнославянского языка, ни времен, ни падежей, но цитирует Священное Писание. А перевод он не знает, и смысл ему непонятен, просто красиво звучит. Это неправильно. Плохо, когда миряне или люди, которые находятся в состоянии искания Бога, начинают спорить со священником. Это неполезно для них самих.

Есть такой пример. Несколько веков назад детей лечили от эпилепсии так: если ребенок нормально прошел через большое дерево, не зацепился, то он исцелится. Сейчас вам такой метод понравился бы? Нужно проделать совсем другие мероприятия, провести диагностику, назначить лечение, которое реально помогает. То же самое в духовной жизни.

Ну да, есть понятие царственного священства, но среди царственного священства есть апостолы, епископы, священники, дьяконы, через них происходит понимание Царства Небесного. Христос так заповедал, мы ничего с этим сделать не можем. Он не отменил этот институт. Мы должны помнить об этом. Если мы верим в Бога, значит, верим и в те благодатные дарования, которые снисходят на посвящаемого человека, на епископов, священников, диаконов. Значит, эти люди носят что-то особенное в себе. Это не просто Иван Петрович или Николай Иванович – это отец Иоанн, отец Николай, они имеют благодатные дары Духа Святого. Если мы люди верующие, церковные, то должны это хорошо понимать.

Может ли послушание быть во вред? Мы сегодня говорили о пастырях, которые перегибают палку.

– Конечно, особенно если люди некомпетентны...

Можно ли им возразить?

– Если это в монастыре, то там должен быть опытный духовник. Если человек мирянин и его сердце чует, что пахнет жареным, то лучше воздержаться.

Случалось ли в Вашей практике такое, что человек должен был просто смириться?

– Много такого. Бывает, приходится и принуждать к смирению. Конечно, не физически. Нужно выслушать пришедшего, а иногда и не слушать. Если он не хочет идти правильным путем, его нужно отпускать, чтобы он опять к тебе пришел. Он придет. Пусть не к тебе, а к другому. Во всяком случае, придет неповрежденным. Здесь самое главное правило – не навредить. Если чувствуешь, что не справляешься, отпусти. Дай ему выбрать то, что ближе ему по духу. Если он растет – слава Богу, если падает – подскажи ему, что падение будет очень жестким, можно разбиться. А дальше пусть решает сам.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс