Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1177) → Протоиерей Игорь Илюшин: Привыкать к Церкви нельзя, надо познавать Бога

Протоиерей Игорь Илюшин: Привыкать к Церкви нельзя, надо познавать Бога

№40 (1177) / 17 октября ‘22

Беседы с батюшкой

Давайте поговорим о привыкании к Церкви, о привычке к религиозной жизни. Я помню время, когда кончились откровенные гонения христиан, Церковь была еще мала, но уже ощущалось, что она существует. Тогда очень много людей стало приходить в Церковь, практически с утра до вечера проходили Крещения. Потом времена изменились. Все как будто привыкли к Церкви и перестали ее ценить. И снова нужно как-то привлекать людей к ней.

Но есть и другая проблема – привычка к религиозной жизни, когда она сводится к выполнению какого-то обряда: прочитать определенное правило, отстоять Литургию.

Вы очень долго служите, видели разных людей: и тех, кто приходил в церковь и уходил, ничего не почерпнув, и тех, кто навсегда оставался в ней с первого посещения. Ваша религиозная жизнь началась с самого детства. Есть ли у Вас привычка к религиозной жизни? Что это такое?

– Привыкать к Церкви нельзя. В 1990-е годы я присутствовал на Крещениях огромного количества людей в храме Димитрия Солунского. Иногда в день крестили по 40 человек. Это было связано с тем, что железный занавес наконец-то был разрушен и религиозная жизнь стала известна большому количеству людей. Она перестала быть запрещенной. Тогда народ хлынул в Церковь.

Сейчас люди продолжают идти ко Христу, строят огромное количество храмов. Но появилась опасность привыкнуть к этому. Мы вычитываем определенное правило, выстаиваем на службах, но при этом теряем благоговение. Привыкнуть можно к чему угодно, но только не к Богу.

Есть притча про работников, которые жили очень бедно. Их окружали такие же бедняки, а богачи этого города были очень скупы и не давали возможности другим как-то заработать, не проводили никаких благотворительных мероприятий. Люди всегда жили в нужде, зарабатывали только на кусок хлеба. И они решили обратиться к мудрецу с вопросом: «Сколько можно терпеть это? Когда это закончится?» Он им говорит: «Потерпите 40 дней». Работники соглашаются: «Хорошо, а что будет потом?» – «А потом привыкнете», – ответил мудрец. То есть потом ничего не изменится, но они привыкнут.

Человек привыкает к сложным условиям, к тяжелой работе. Но очень опасно привыкнуть к молитве, к религиозной жизни. Приобщившись Церкви, человек получает благодатное состояние, эйфорию, радость от молитвы. Он, счастливый, бежит в храм, молится со слезами, с интересом читает Священное Писание, старается узнать что-то интересное о важных событиях и святых. Но проходит время, например, 30–40 лет, и человек начинает считать себя неким духовным богачом.

Тут можно вспомнить притчу о богаче, который наполнил житницы зерном и размышлял о постройке новых житниц, не обращая внимания на нищего Лазаря. Ее можно посмотреть и в ином толковании. Богатства – это духовные наработки. Человек думает: «Я много прочитал, почти все знаю в Церкви, у меня большой стаж. Я уже привык к своему положению. Я уже кто-то. И когда приходят молодые, ничего не знающие, я имею право им что-то сказать».

Апостол Павел разрушает эту схему, он говорит, что если человек себя мнит кем-то, то он ничто. Происходит разрушение идола, которого он творит как бы с благими намерениями: подходит к новым людям в храме, учит правильно ставить свечку, говорит, что они выглядят неподобающим образом, прошли там, где не положено. Понятно, что такое состояние появляется от того, что происходит привыкание к храму, чего не должно быть в принципе, так как это место − святыня. Здесь можно вспомнить пророка Моисея, когда он увидел купину и Господь сказал ему снять обувь, потому что место свято. В церкви должно быть ощущение благоговения, предстояния перед Живым Богом. Если мы почитаем труды дореволюционных отцов, например, праведного Иоанна Кронштадтского, то увидим, что он благоговел в алтаре, в храме, не мог ни о чем думать, кроме молитвы.

Вопрос телезрителя Евгения: «В проповедях Христа слушающие каждый раз находили что-то новое. А сейчас на службах все повторяется изо дня в день, из месяца в месяц. Люди, которые ходят на службу постоянно, знают наизусть, что за чем следует. Уже не чувствуется благодати, она уходит. Может, в этом проблема, надо больше заниматься проповедью и меньше служить?»

− В том-то и дело, что Господь установил Церковь Святую, непорочную, и в ней есть все для того, чтобы мы испытывали благоговение. Здесь дело как раз в отношении человека к тому, что происходит в церкви. Когда я читаю Евангелие, то каждый раз узнаю что-то новое для себя. Все зависит от того, с каким чувством мы подходим к этой святыне. Есть такая история: спрашивают пожилую женщину, почему она так редко ходит в храм. И она отвечает, что там каждый раз одно и то же, поют «Христос Воскресе». Понятно, что эта женщина приходит в храм только раз в год, освятить куличи. Даже эта торжественная фраза не трогает ее душу, ничего не меняет в ней. Настоящий христианин понимает, что храм − это святыня, то место, где можно получить прощение грехов, соединиться со Христом, место, где предстоят ангелы Божии. Если человек слушает службу, как заезженную пластинку, – это один подход, но есть и другой: каждый раз восторгаться любой молитвой, умиляться, плакать от благоговения. Если есть ощущение привыкания, то нужно работать над своей душой, над своим отношением к святыне.

Понятно, что Литургия в каждом храме всегда одна и та же, за исключением Литургии Василия Великого, Златоуста, апостола Иакова и других. Существуют какие-то различия, но ектении, возгласы священника почти всегда одинаковые. Интересно, что я иногда спрашиваю у людей, что происходит, например, во время Великого входа. Люди отвечают, что это такой красивый момент службы. Большинство не знает подробностей, значения действий священнослужителей, не внимает ектениям. Если вслушаться, о чем мы просим Господа, разве можно остаться равнодушным? Нам нужно больше узнавать о службе. Привыкнуть к Литургии и знать ее до конца нельзя.

− Конечно, необходимо познавать Бога. Если мы посмотрим на нашу жизнь, у нас не только Божественная литургия имеет однообразную структуру, но и вся наша жизнь. Каждый день мы просыпаемся, занимаемся делами, ложимся спать. Даже если посмотреть на природу − каждый день встает солнце, происходят циклы утро−день−вечер, сменяются времена года. Сказано: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. Действительно, нужно стараться проявить усердие в познании Бога. Иногда мы ходим в храм, но не читаем дома Евангелие, не молимся по-настоящему, только произносим формально слова. Хотя, как можно читать формально слова: блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся? Мы должны проявлять всецелое, всепоглощающее усердие. Или: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем помышлением твоим. Все сказано. Господь неоднократно говорит: имеющий уши да слышит, а мы часто пропускаем многое мимо ушей. Иногда мы ставим ориентир своей жизни на что-то мирское, душевное. Да, человек трехсоставен – тело, душа и дух. Понятно, что телесный человек ставит в приоритет плотское – алкоголизм, наркоманию. Душевный точно так же дезориентирован, хотя он чаще отдает приоритет более высокому – другому человеку (мужу, жене, ребенку). Но когда что-то случается, ближний от тебя отворачивается или его забирает Господь, душевный человек не знает, что ему делать, ему непонятно, для чего дальше жить. А если на первом месте стоит Бог, то это человек духовный, который устремляется всегда к Богу.

Вопрос телезрительницы Ирины из Петербурга: «В предыдущем вопросе Евгений безапелляционно заявил, что все время одинаковая служба – скучно. Я хотела бы сказать, что у меня совсем другое восприятие: десять лет я хожу в храм, на всенощной часто повторяются знакомые строки из Евангелия, но каждый раз я удивляюсь тому, что слышу их как будто впервые, нахожу что-то новое. Изумительное чувство: прошло 10 лет, мир изменился, а ты приходишь в церковь и слышишь прекрасные слова, ты их знаешь и с радостью принимаешь».

− Действительно, даже в обычной жизни мы говорим одни и те же слова: «здравствуй», «доброе утро», «как дела?» Есть интересная прит- ча: некий пожилой старец воспитывал мальчика. Прошло время, старец умер, и молодой человек, уже выросший, узнав об этом, поспешил на отпевание. Юноша пришел в дом старца и увидел знакомые вещи, но не нашел золотой шкатулочки, которая раньше всегда стояла на полке. Через две недели по возвращении домой молодой человек получил посылку с той самой шкатулкой, которая была отправлена почившим незадолго до смерти. Он открыл шкатулку и увидел надпись: «Спасибо за то, что ты был рядом со мной. Спасибо за то время, что провел со мной».

Молодой человек понял: не важно, что мы говорим, а важно, что какую-то часть времени уделяем нашим близким, общаемся с ними, пусть даже и говорим одно и то же. То же самое относится и к нашему Господу. Когда мы приходим в храм Божий, мы говорим одни и те же молитвы. «Отче наш» произносим каждый день, но важно, что мы говорим ее Богу сейчас.

Почему нельзя привыкнуть к Божественному, святому? Потому, что время – это самое драгоценное, что дает нам Господь, и мы должны найти время на Бога, должны прийти в храм. И это не рационалистическое умственное познание чего-то, узнавание нового (это как раз то, что предлагает нам дьявол, он пытается забить наш мозг различными играми для молодежи, никому не нужными новостями: кто что купил, что надел, с кем развелся). Мы живем этим, вместо того чтобы уделить время Богу, побыть с Ним, помолиться теми молитвами, которые читали на протяжении веков наши предки. Это наследие нашей Церкви.

На самом деле у нас очень много времени. Вопрос в наших приоритетах, как мы распределяем свое время. Мы всегда можем найти дополнительное время, чтобы подольше задержаться в храме, подойти к иконе, помолиться, остаться на службе до конца, послушать благодарственные молитвы после святого причащения, чтобы наше сердце в этот момент благоговейно, с благодарностью раскрылось. Осознать, что мы в этот момент пребываем с Богом, и нам от этого хорошо, радостно. Церковь – та площадка, где происходит красивое раскрытие души. Но можно закрыться суррогатами – вычитыванием одного и того же.

Если посмотреть на Древнюю Церковь, на фарисеев, которых Господь всегда обличал, они делали все правильно: читали все молитвы, постились, давали милостыню, знали Священное Писание наизусть. Чего не хватало? Не хватало благоговейного отношения к величию, радостного трепета от присутствия Живого Бога здесь, рядом. А когда есть привыкание (сейчас послушаем, а потом покушаем), то надо что-то в себе менять. Как Господь говорил: имеющий уши да слышит. Когда будет услышано и сделано, тогда мы будем ориентироваться на духовное. Если ориентир нашей жизни поставим на Христа, тогда будем испытывать великую радость, благоговение от предстояния в церкви; для нас все будет в радость. Мы знаем, как молились святые люди, читаем их жития и должны брать с них пример.

Современный мир затягивает, увеличивает количество искушений. Сказано, что дьявол – это рыкающий лев, он всегда пытается кого-то поглотить. На самом деле это не так сложно, как кажется. Господь говорит: иго Мое благо, бремя Мое легко есть. Когда христианин приходит в храм Божий, Господь говорит: «Будьте как дети». Надо стать на этот момент ребенком, отложить все житейские попечения в сторону и просто постоять, порадоваться, поблагодарить Бога. Миром Господу помолимся. Господь щедр, многомилостив, долготерпелив. Он нас любит, обнимает. Как тут можно стоять и ждать, когда закончится богослужение? Если не включаться в это радостно, душевно и трепетно, это все пройдет мимо.

Часто в нашей духовной практике Исповедь превращается в привычку. Исповедь может быть долгой, но пустой, а может быть краткой, но настоящей. Постоянная Исповедь может превратиться в привычку: осуждаю, горжусь… А может стать тем ключом, который нас сподвигнет побороться с привыканием.

– Исповедь не может быть всегда одинаковой. Не надо что-то из себя выдавливать, нужно, чтобы все было естественным. Первые Исповеди после прихода в храм – это Исповеди со слезами, с сокрушением, человеку бывает сложно что-то сказать, комок подкатывает к горлу. Если он постоянно ходит в храм, то Исповедь радостная. Конечно, он подходит с сокрушенным сердцем, но грехи уже не такие тяжкие, а повседневные (раздражение, осуждение), и, конечно, есть над чем работать, каяться. Но ты понимаешь, что Господь тебя просто обнимает, дает тебе энергию, благодатную силу, которая помогает постепенно все преодолевать.

У того, кто регулярно ходит в храм, нет уже стенания, сердечного сокрушения, а есть радость, – и это нормально. Нужно прислушиваться к своему состоянию, ничего искусственного Богу не нужно. Если есть радость на молитве, на Исповеди, это прекрасно. Если есть сокрушение – тоже хорошо. Наша вера живая. Сейчас – так, завтра – по-другому.

Мы же на Исповеди каемся не перед священником...

– Перед Богом предстоим. Но самое главное, что человек получает благодать, и уменьшается грех, он получает силу, поддержку и любовь от Бога.

Вы замечали, что во время Причастия Святых Христовых Таин бывает, что люди не трепетно подходят к этому, а толкают друг друга, стараются пролезть вперед. Можно ли это расценивать как некое привыкание к этому?

– Возможно. Но каждый идет по своим ступенькам. Кто-то еще не дошел до понимания, поэтому торопится. Я знаю, что некоторые за последние места борются, бывает по-разному. Тем не менее, Божественная благодать исцеляет всех. Главное, чтобы было все по любви. Хочется всем пожелать именно этого.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс